Библиографическое описание:

Новиков И. В. Роль анализа затрат на 1 рубль товарной продукции в оптимизации затрат хозяйствующего субъекта // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.1. — С. 135-138.

Главной целью любой коммерческой организации является получение прибыли при удовлетворении потребностей общества. В современных условиях увеличение прибыли не всегда удаётся увязать с повышением цен реализуемых товаров (работ, услуг), поскольку это приводит к снижению конкурентоспособности как данных товаров (работ, услуг) в отдельности, так и предприятия в целом. В связи с этим, у хозяйствующего субъекта остаётся только один способ повлиять на прибыль – проводить программу оптимизации затрат.

Программа по оптимизации затрат предприятия проходит в несколько этапов:

  1. анализ затрат с выявлением отклонений фактических показателей от плановых;

  2. определение факторов, повлиявших на изменение данных показателей;

  3. выявление резервов снижения затрат;

  4. разработка мероприятий по использованию выявленных резервов и способов их внедрения в процессы производства и реализации;

  5. составление плана затрат с учётом выявленных резервов;

  6. контроль над выполнением плана и внедрением мероприятий по использованию выявленных резервов.

Безусловно, одним из главных пунктов данной программы является анализ затрат.

Согласно современному экономическому словарю, экономический анализ – это одна из функций управления; метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы [2].

Одной из составных частей экономического анализа, проводимого хозяйствующим субъектом, является анализ затрат на производство, главная цель которого состоит в выявлении резервов для оптимизации текущих производственных затрат предприятия с целью снижения себестоимости выпускаемой им продукции.

Достижение поставленной выше цели возможно лишь при решении следующих основных задач:

  1. проведение анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия (в т. ч. анализа затрат на производство и реализацию);

  2. выявление отклонений факта от плана и резервов снижения себестоимости выпускаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг);

  3. разработка мероприятий по реализации выявленных резервов;

  4. составление калькуляций себестоимости видов продукции с учётом выявленных резервов;

  5. доведение программ по реализации выявленных резервов и новых калькуляций до непосредственных исполнителей;

  6. контроль над внедрением мероприятий по реализации выявленных резервов.

Для правильности проведения анализа следует выделить 3 категории продукции предприятия:

  1. валовая продукция – это весь “объём продукции, произведённой на промышленном предприятии за определённый период, в денежном измерении”[1];

  2. товарная продукция – это “объём готовой продукции в денежном выражении, произведённой на промышленных и с.-х. предприятиях и подготовленной для реализации”[1];

  3. реализованная продукция – это “продукция, отпущенная за пределы промышленного предприятия и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей организацией”[1];

Одним из основных показателей анализа затрат на производство является показатель затрат на 1 рубль товарной продукции, который вычисляется по следующей формуле:

где: – затраты на 1 рубль товарной продукции;

вид продукции;

количество продукции i-го вида;

себестоимость продукции i-го вида;

цена продукции i-го вида.

Затраты на 1 рубль товарной продукции – это универсальный показатель, который:

  1. имеет комплексный характер (может быть рассчитан как на единицу продукции, так и на весь состав);

  2. имеет сквозной характер (может быть рассчитан на любом уровне предприятия);

  3. показывает связь между себестоимостью и прибылью (с одной стороны характеризует уровень себестоимости, с другой – уровень рентабельности и прибыльности продукции).

Задачами анализа затрат на 1 рубль товарной продукции являются:

  1. определение обшего отклонения по затратам на каждый вид продукции:

где: - общее отклонение i-го вида продукции;

- затраты на 1 рубль товарной продукции i-го вида по факту;

- затраты на 1 рубль товарной продукции i-го вида по плану.

  1. факторный анализ – определение количественной оценки влияния каждого фактора на показатель.

На изменение затрат на 1 рубль товарной продукции влияют такие факторы, как уровень оптовых цен на продукцию, структура и ассортимент продукции и себестоимость отдельных изделий.

Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции можно проводить в динамике, в сравнении с другими предприятиями и в сравнении с плановыми данными.

Рассмотрим применение показателя затрат на 1 рубль товарной продукции на примере:

Таблица 1

Сведения о продукции ООО “Альфа & Омега” (плановые данные)

Вид продукции ()

Количество продукции (), шт.

Себестоимость продукции (), руб.

Цена единицы продукции (), руб.

A

100

3,25

5

B

150

2,75

4

C

200

2,25

4

На основе данных, представленных в таблице 1, можно рассчитать запланированный показатель затрат на 1 рубль товарной продукции:

Полученное в результате подсчётов значение говорит о том, что предприятием “Альфа & Омега” запланирован уровень затрат в размере 0,625, т. е. 62,5 копейки затрат на 1 рубль товарной продукции (прибыль при этом должна составить 37,5 копейки).

Таблица 2

Сведения о продукции ООО “Альфа & Омега” (фактические данные)

Вид продукции ()

Количество продукции (), шт.

Себестоимость продукции (), руб.

Цена единицы продукции (), руб.

A

100

3,35

4,5

B

150

2,75

4

C

200

2,75

4

На основе данных, представленных в таблице 2, можно рассчитать фактический показатель затрат на 1 рубль товарной продукции:

Полученное в результате подсчётов значение говорит о том, что фактический уровень затрат на 1 рубль товарной продукции отличается от запланированного и составляет 0,701, т. е. 70,1 копейки затрат на 1 рубль товарной продукции.

Отклонение факта от плана составляет:

Анализируя полученные данные, можно говорить о том, что фактически полученные данные по товарной продукции резко отличаются от запланированных. Это связано со следующими факторами:

  1. уровень себестоимости продукции (по товарным позициям A и C произошло его увеличения на 0,1 рубля и 0,5 рубля соответственно, по товарной позиции B данный уровень остался неизменным);

  2. цена единицы продукции (из-за высокой конкурентной среды общество “Альфа & Омега” не имело возможности повысить цену на свою продукцию, а в случае с продукцией вида A пришлось даже её снизить на 0,5 рубля чтобы остаться на рынке).

В связи с этим, целесообразно провести анализ влияния каждого фактора на показатель затрат на 1 рубль товарной продукции:

  1. влияние изменения уровня себестоимости товарной позиции A:

Отклонение составило:

  1. влияние изменения уровня себестоимости товарной позиции C: (и в целом товарной позиции C, поскольку изменился только уровень себестоимости):

Отклонение составило:

  1. влияние изменения уровня себестоимости в целом (по всем товарным позициям):

Отклонение составило:

  1. влияние изменения цены единицы продукции A (и в целом, поскольку изменилась цена только данного вида продукции):

Отклонение составило:

  1. влияние изменений показателей при производстве продукции A:

Отклонение составило:

Таким образом, проанализировав полученные сведения, можно сказать о том, что наибольшее влияние на показатель затрат на 1 рубль товарной продукции оказало изменение уровня себестоимости (-0,058 против -0,018 при изменении цены единицы продукции). А в самом изменении уровня себестоимости наибольшее влияние оказало изменение себестоимости продукции C (-0,053 против -0,005 по продукции A).

Анализируя влияние каждой товарной позиции, можно сделать вывод о том, что наибольшее влияние на исследуемый показатель оказали изменения при производстве продукции C (-0,053 против -0,023 по продукции A).

Резюмируя вышесказанное, следует рекомендовать предприятию “Альфа & Омега” обратить большее внимание на уровень себестоимости товарной позиции C, поскольку именно данный фактор оказывает наибольшее влияние на показатель затрат на 1 рубль товарной продукции (-0,53 из -0,76 общих отклонений), а через него и на чистую прибыль.

В заключении хотелось бы отметить, что вышеизложенный пример проиллюстрировал всю важность такого универсального показателя, как показатель затрат на 1 рубль товарной продукции, поскольку он позволяет определять, какие факторы и в какой степени влияют на прибыльность и рентабельность (как по отдельным видам продукции, так и по предприятию в целом).


Литература:
  1. Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л. Экономический анализ / Л.Е. Басовский, А. М. Лунева, А. Л. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 224 с.

  2. Большая советская энциклопедия / под ред. А. М. Прохорова – М.: Советская энциклопедия, 1969-1678 гг.

  3. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / О. В. Грищенко. – Таганрог: Издательство ТРТУ, 2000. – 112 с.

  4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 495 с.

  5. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности / А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 416 с.

Основные термины: рубль товарной продукции, анализа затрат, оптимизации затрат, показатель затрат, анализ затрат, товарной позиции, Варианты оптимизации затрат, затрат предприятия, себестоимости товарной позиции, уровень затрат, уровень себестоимости, копейки затрат, себестоимости продукции, резервов снижения затрат, оптимизации затрат предприятия, производства продукции свиноводства, наибольшее влияние, Роль анализа затрат, программу оптимизации затрат, технологии производства продукции

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle