Библиографическое описание:

Новиков И. В. Роль анализа затрат на 1 рубль товарной продукции в оптимизации затрат хозяйствующего субъекта // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.1. — С. 135-138.

Главной целью любой коммерческой организации является получение прибыли при удовлетворении потребностей общества. В современных условиях увеличение прибыли не всегда удаётся увязать с повышением цен реализуемых товаров (работ, услуг), поскольку это приводит к снижению конкурентоспособности как данных товаров (работ, услуг) в отдельности, так и предприятия в целом. В связи с этим, у хозяйствующего субъекта остаётся только один способ повлиять на прибыль – проводить программу оптимизации затрат.

Программа по оптимизации затрат предприятия проходит в несколько этапов:

  1. анализ затрат с выявлением отклонений фактических показателей от плановых;

  2. определение факторов, повлиявших на изменение данных показателей;

  3. выявление резервов снижения затрат;

  4. разработка мероприятий по использованию выявленных резервов и способов их внедрения в процессы производства и реализации;

  5. составление плана затрат с учётом выявленных резервов;

  6. контроль над выполнением плана и внедрением мероприятий по использованию выявленных резервов.

Безусловно, одним из главных пунктов данной программы является анализ затрат.

Согласно современному экономическому словарю, экономический анализ – это одна из функций управления; метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы [2].

Одной из составных частей экономического анализа, проводимого хозяйствующим субъектом, является анализ затрат на производство, главная цель которого состоит в выявлении резервов для оптимизации текущих производственных затрат предприятия с целью снижения себестоимости выпускаемой им продукции.

Достижение поставленной выше цели возможно лишь при решении следующих основных задач:

  1. проведение анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия (в т. ч. анализа затрат на производство и реализацию);

  2. выявление отклонений факта от плана и резервов снижения себестоимости выпускаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг);

  3. разработка мероприятий по реализации выявленных резервов;

  4. составление калькуляций себестоимости видов продукции с учётом выявленных резервов;

  5. доведение программ по реализации выявленных резервов и новых калькуляций до непосредственных исполнителей;

  6. контроль над внедрением мероприятий по реализации выявленных резервов.

Для правильности проведения анализа следует выделить 3 категории продукции предприятия:

  1. валовая продукция – это весь “объём продукции, произведённой на промышленном предприятии за определённый период, в денежном измерении”[1];

  2. товарная продукция – это “объём готовой продукции в денежном выражении, произведённой на промышленных и с.-х. предприятиях и подготовленной для реализации”[1];

  3. реализованная продукция – это “продукция, отпущенная за пределы промышленного предприятия и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей организацией”[1];

Одним из основных показателей анализа затрат на производство является показатель затрат на 1 рубль товарной продукции, который вычисляется по следующей формуле:

где: – затраты на 1 рубль товарной продукции;

вид продукции;

количество продукции i-го вида;

себестоимость продукции i-го вида;

цена продукции i-го вида.

Затраты на 1 рубль товарной продукции – это универсальный показатель, который:

  1. имеет комплексный характер (может быть рассчитан как на единицу продукции, так и на весь состав);

  2. имеет сквозной характер (может быть рассчитан на любом уровне предприятия);

  3. показывает связь между себестоимостью и прибылью (с одной стороны характеризует уровень себестоимости, с другой – уровень рентабельности и прибыльности продукции).

Задачами анализа затрат на 1 рубль товарной продукции являются:

  1. определение обшего отклонения по затратам на каждый вид продукции:

где: - общее отклонение i-го вида продукции;

- затраты на 1 рубль товарной продукции i-го вида по факту;

- затраты на 1 рубль товарной продукции i-го вида по плану.

  1. факторный анализ – определение количественной оценки влияния каждого фактора на показатель.

На изменение затрат на 1 рубль товарной продукции влияют такие факторы, как уровень оптовых цен на продукцию, структура и ассортимент продукции и себестоимость отдельных изделий.

Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции можно проводить в динамике, в сравнении с другими предприятиями и в сравнении с плановыми данными.

Рассмотрим применение показателя затрат на 1 рубль товарной продукции на примере:

Таблица 1

Сведения о продукции ООО “Альфа & Омега” (плановые данные)

Вид продукции ()

Количество продукции (), шт.

Себестоимость продукции (), руб.

Цена единицы продукции (), руб.

A

100

3,25

5

B

150

2,75

4

C

200

2,25

4

На основе данных, представленных в таблице 1, можно рассчитать запланированный показатель затрат на 1 рубль товарной продукции:

Полученное в результате подсчётов значение говорит о том, что предприятием “Альфа & Омега” запланирован уровень затрат в размере 0,625, т. е. 62,5 копейки затрат на 1 рубль товарной продукции (прибыль при этом должна составить 37,5 копейки).

Таблица 2

Сведения о продукции ООО “Альфа & Омега” (фактические данные)

Вид продукции ()

Количество продукции (), шт.

Себестоимость продукции (), руб.

Цена единицы продукции (), руб.

A

100

3,35

4,5

B

150

2,75

4

C

200

2,75

4

На основе данных, представленных в таблице 2, можно рассчитать фактический показатель затрат на 1 рубль товарной продукции:

Полученное в результате подсчётов значение говорит о том, что фактический уровень затрат на 1 рубль товарной продукции отличается от запланированного и составляет 0,701, т. е. 70,1 копейки затрат на 1 рубль товарной продукции.

Отклонение факта от плана составляет:

Анализируя полученные данные, можно говорить о том, что фактически полученные данные по товарной продукции резко отличаются от запланированных. Это связано со следующими факторами:

  1. уровень себестоимости продукции (по товарным позициям A и C произошло его увеличения на 0,1 рубля и 0,5 рубля соответственно, по товарной позиции B данный уровень остался неизменным);

  2. цена единицы продукции (из-за высокой конкурентной среды общество “Альфа & Омега” не имело возможности повысить цену на свою продукцию, а в случае с продукцией вида A пришлось даже её снизить на 0,5 рубля чтобы остаться на рынке).

В связи с этим, целесообразно провести анализ влияния каждого фактора на показатель затрат на 1 рубль товарной продукции:

  1. влияние изменения уровня себестоимости товарной позиции A:

Отклонение составило:

  1. влияние изменения уровня себестоимости товарной позиции C: (и в целом товарной позиции C, поскольку изменился только уровень себестоимости):

Отклонение составило:

  1. влияние изменения уровня себестоимости в целом (по всем товарным позициям):

Отклонение составило:

  1. влияние изменения цены единицы продукции A (и в целом, поскольку изменилась цена только данного вида продукции):

Отклонение составило:

  1. влияние изменений показателей при производстве продукции A:

Отклонение составило:

Таким образом, проанализировав полученные сведения, можно сказать о том, что наибольшее влияние на показатель затрат на 1 рубль товарной продукции оказало изменение уровня себестоимости (-0,058 против -0,018 при изменении цены единицы продукции). А в самом изменении уровня себестоимости наибольшее влияние оказало изменение себестоимости продукции C (-0,053 против -0,005 по продукции A).

Анализируя влияние каждой товарной позиции, можно сделать вывод о том, что наибольшее влияние на исследуемый показатель оказали изменения при производстве продукции C (-0,053 против -0,023 по продукции A).

Резюмируя вышесказанное, следует рекомендовать предприятию “Альфа & Омега” обратить большее внимание на уровень себестоимости товарной позиции C, поскольку именно данный фактор оказывает наибольшее влияние на показатель затрат на 1 рубль товарной продукции (-0,53 из -0,76 общих отклонений), а через него и на чистую прибыль.

В заключении хотелось бы отметить, что вышеизложенный пример проиллюстрировал всю важность такого универсального показателя, как показатель затрат на 1 рубль товарной продукции, поскольку он позволяет определять, какие факторы и в какой степени влияют на прибыльность и рентабельность (как по отдельным видам продукции, так и по предприятию в целом).


Литература:
  1. Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л. Экономический анализ / Л.Е. Басовский, А. М. Лунева, А. Л. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 224 с.

  2. Большая советская энциклопедия / под ред. А. М. Прохорова – М.: Советская энциклопедия, 1969-1678 гг.

  3. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / О. В. Грищенко. – Таганрог: Издательство ТРТУ, 2000. – 112 с.

  4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 495 с.

  5. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности / А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 416 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle