Библиографическое описание:

Кузина О. В. Развитие российской инновационной экономики в современных условиях // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.1. — С. 118-122.

Современный этап научно-технической революции характеризуется инновационными открытиями во всех областях наук, в том числе экономических, технических и естественных. Зарождается новый технологический уклад - новый импульс в развитии экономики, характерными чертами которого являются изменения в промышленности, образовании, внедрение новых видов энергоносителей, транспорта, связи и другие. Новый уклад сдерживается неотработанностью соответствующих технологий, при этом траектории технологического роста уже намечены на 20–30– летнюю перспективу. На основе работы, проведённой Министерством образования и науки России, были сформулированы приоритетные направления и критических технологий [2]. Это: освоение современных информационных технологий, развитие биотехнологий, АПК, фармакологии, развитие ядерных технологий, стимулирование развития солнечной энергии и так далее.

Государственная научно-техническая и инновационная политика имеет своей целью развитие и эффективное использование научно-технического и инновационного потенциала, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоёмких технологий, содействие развитию рынка инновационных проектов, выпуск наукоёмкой, конкурентоспособной продукции и расширение за счёт этого налогооблагаемой базы в интересах населения страны.

Для формирования инновационной экономики необходимо развивать соответствующую инфраструктуру: технопарки, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы, наукограды и так далее [1].

На сегодняшний день в России существует более 80 технопарков преимущественно при вузах. Однако реально действующих технопарков значительно меньше. Низкий показатель эффективности их деятельности связан с тем, что при создании технопарков не использовались рыночные подходы. Большинство организовывалось с единственной целью - получить дополнительные бюджетные средства под новую структуру. В итоге на сегодняшний день технопарки объединяют, как правило, малые предприятия, не обязательно наукоёмкие, которые уже наладили выпуск своей продукции, и поэтому свою изначальную функцию поддержки высокотехнологического бизнеса, за редким исключением, не выполняют [1].

Для развития инновационной деятельности также необходима система технологических инкубаторов. В России технологические инкубаторы практически не получили развития. К настоящему времени в высокотехнологической сфере функционируют несколько таких структур: Международный технологический бизнес – инкубатор в Москве, а также основанные при его участии аналогичные подразделения в Нижнем Новгороде, Томске, Тамбове. Перечисленные инкубаторы получили название «виртуальных» или «инкубаторов без стен». Это означает, что у них нет собственных площадей, и они оказывают содействие малым фирмам, территориально расположенным в разных местах. Такой принцип деятельности обусловлен стремлением к экономии средств на аренду помещений, коммунальные платежи и другие расходы [1].

В настоящее время в России насчитывается около 70 наукоградов. Главным преимуществом наукограда является возможность сочетания образования, науки и производства. Большинство наукоградов имеют собственные высшие учебные заведения, где научные исследования являются лишь неотъемлемым компонентом учёбного процесса.

Ещё одним механизмом развития науки и производства являются инновационные кластеры. Это взаимодействие различных хозяйствующих субъектов, имеющих разные степени хозяйственно – административного развития, но объединённых общим экономическим интересом. В России развитие системы инновационных кластеров только начинается.

Преодоление кризисных явлений в российской экономике возможно на основе повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Для этого необходимо:

  • провести инвентаризацию фонда отечественных изобретений;

  • создать условия для развития в стране изобретательской деятельности;

  • создать механизм, обеспечивающий эффективную защиту российской интеллектуальной собственности, как в стране, так и за рубежом;

  • создать условия, которые позволили бы использовать научно – технический и инновационно-технологический потенциал, сосредоточенный в оборонно-промышленном комплексе и в гражданских целях.

Среди экономических факторов, сдерживающих развитие инновационной деятельности, руководители российских предприятий выделяют, прежде всего:

  • недостаток собственных денежных средств, что препятствует осуществлению инновационной деятельности на постоянной основе;

  • высокую стоимость нововведений;

  • недостаточную финансовую поддержку со стороны государства;

  • неразвитость инновационной инфраструктуры (информационные, юридические, банковские, прочие услуги);

  • неопределённость экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности;

  • недостаточность законодательных и нормативно - правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельности.

В целом инновационные механизмы на отечественных предприятиях внедряются достаточно медленно, недостаточное финансирование инновационной деятельности тормозит реализацию эффективных инновационных проектов, снижая тем самым общий уровень инновационной активности в экономике. Крупные проекты по внедрению инноваций охватывают полный цикл работ, связанных с проведением специализированных исследований и разработок, технологической подготовкой производства, выпуском принципиально новой продукции и обеспечением надёжных методов защиты научно – технологических результатов, в частности путём их патентования, становятся всё более дорогостоящими в условиях экономического кризиса.

При анализе степени развития инновационной деятельности необходимо использовать следующие показатели: численность персонала, занятого в области исследований и разработок; численность аспирантов и докторантов, защитивших диссертацию, доля предприятий, осуществляющих технологические инновации; объём инновационной продукции в ВВП и так далее.

Для определения степени инновационности российской экономики проанализировано развитие инновационной деятельности в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) в 2005 – 2009 гг. На протяжении этого периода численность населения СЗФО оставалась практически неизменной. При этом одним из основных показателей инновационного потенциала экономики является количество персонала, занятого в научно - исследовательской деятельности (таблица 1).

Таблица 1

Численность персонала, занятого научными исследованиями

и разработками, человек

Субъект Федерации

2005

2006

2007

2008

2009

Российская Федерация

813207

807066

801135

761252

742433

Северо-Западный федеральный округ

104752

103635

103864

99556

97633

Республика Карелия

935

867

945

951

907

Республика коми

2047

2049

2089

2105

1889

Архангельская область:

1496

3065

3011

2971

1473

в том числе Ненецкий автономный округ

24

24

31

43

81

Вологодская область

464

561

469

483

466

Калининградская область

2075

2023

1961

1897

1799

Ленинградская область

6388

6422

6467

6374

6463

Мурманская область

2345

2195

2102

2071

2057

Новгородская область

861

876

849

820

873

Псковская область

280

287

262

230

276

г. Санкт-Петербург

87861

85290

85709

81654

81430


В начале анализируемого периода лидерами по числу персонала, занятого исследованиями и разработками, были: Санкт-Петербург, республика Коми, Архангельская область, Ленинградская область, Мурманская область. На конец анализируемого периода пятёрка лидеров не изменилась. При этом во многих областях наблюдалось снижение числа персонала, занятого исследованиями и разработками, в том числе республика Карелия, республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Мурманская область, г. Санкт-Петербург. Следует отметить, что к 2009 г. Среднее число занятых научными разработками по областям СЗФО сократилось до 192 человек, в время как в 2006 г. Этот показатель составлял 112 человек.

В 2005 г. наибольшее количество аспирантов, закончивших обучение с защитой диссертации, было в г. Санкт-Петербург (968 чел.), Калининградской области (47 чел.), Вологодской области (43 чел.) и Архангельской области (36 чел.). Наименьшее – в республиках Карелия и Коми, Новгородской, Мурманской и Псковской областях. На конец 2009 г. в лидерах остались г. Санкт-Петербург, Калининградская, Архангельская и Новгородские области (таблица 2).

Таблица 2

Численность аспирантов, защитивших диссертацию

в 2005, 2008 и 2009 гг., человек

Субъект Федерации

2005

2008

2009

Российская Федерация

10650

8831

10770

Северо-Западный федеральный округ

1202

915

1178

Республика Карелия

17

23

22

Республика коми

17

11

14

Архангельская область

36

30

46

Вологодская область

43

29

31

Калининградская область

47

39

43

Ленинградская область

-

1

1

Мурманская область

28

18

18

Новгородская область

31

36

39

Псковская область

15

8

12

г. Санкт-Петербург

968

720

952


Следующим показателем, характеризующим инновационный потенциал страны, является количество защищённых докторских диссертаций (таблица 3).

Таблица 3

Численность докторантов, защитивших диссертацию

в 2005, 2008 и 2009 гг., человек

Субъект Федерации

2005

2008

2009

Российская Федерация

516

297

435

Северо-Западный федеральный округ

62

31

50

Республика Карелия

-

-

-

Республика коми

-

-

-

Архангельская область

2

-

1

Вологодская область

2

-

1

Калининградская область

3

2

1

Ленинградская область

-

-

-

Мурманская область

-

-

-

Новгородская область

3

1

1

Псковская область

-

-

-

г. Санкт-Петербург

52

28

46


В тройку лидеров по числу защитившихся 2005 г. докторов наук входят г. Санкт-Петербург, Новгородская и Вологодская области. При этом в республиках Карелия и Коми, Ленинградской, Мурманской и Псковской областях не было ни одного защитившегося докторанта. На конец анализируемого периода наблюдается отрицательная тенденция, так как показатель по всем субъектам сократился.

Далее сравним количество предприятий в регионах СЗФО, осуществляющих технологические инновации (таблица 4).


Таблица 4

Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации

в 2005-2009 гг., в процентах

Субъект Федерации

2005

2006

2007

2008

2009

Российская Федерация

9,7

9,9

10,0

9,4

9,3

Северо-Западный федеральный округ

9,4

11,0

9,8

8,9

9,5

Республика Карелия

5,6

6,1

5,8

6,1

5,3

Республика коми

7,1

8,1

8,1

9,7

6,3

Архангельская область:

8,4

8,6

9,9

8,0

8,8

в том числе Ненецкий автономный округ

-

7,7

13,3

2,9

13,5

Вологодская область

8,4

8,9

8,3

9,8

7,6

Калининградская область

4,6

14,1

10,1

5,1

5,5

Ленинградская область

6,9

8,8

6,7

5,6

8,6

Мурманская область

13,5

12,3

8,0

7,9

7,6

Новгородская область

9,9

10,2

8,9

10,3

9,7

Псковская область

9,5

10,6

9,8

6,2

8,7

г. Санкт-Петербург

12,7

14,1

13,1

12,5

14,0


Наибольшая доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, в 2005 г. приходится на г. Санкт-Петербург, Мурманскую, Новгородскую и Псковскую области. При этом наихудшие показатели у Калининградской, Ленинградской, Архангельской областях, в республиках Карелия и Коми. По итогам 2009 г. наилучшие показатели отмечены в г. Санкт – Петербург, Новгородской области и Ненецком автономном округе.

Следующим показателем, характеризующим инновационный потенциал страны, является объём инновационной продукции (таблица 5)


Таблица 5

Объём произведённой инновационной продукции

в 2005-2009 гг., млн.руб.

Субъект Федерации

2005

2006

2007

2008

2009

Российская Федерация

545540,0

777458,7

958928,7

1103365,5

934589,0

Северо-Западный федеральный округ

40598,2

80530,7

79802,9

89528,7

77349,9

Республика Карелия

185,8

321,1

239,2

538,0

1367,4

Республика коми

-

8382,8

10450,0

10830,0

1408,4

Архангельская область

369,1

310,9

116,9

208,5

679,5

Вологодская область

10106,8

15464,8

25081,8

25888,7

7116,7

Калининградская область

5573,4

8031,8

14725,4

14222,1

4395,8

Ленинградская область

914,5

892,0

1033,6

4933,7

5594,2

Мурманская область

2877,4

644,0

276,9

244,6

345,8

Новгородская область

9956,1

4313,5

6855,3

10484,1

6634,0

Псковская область

204,3

470,1

388,6

563,9

512,2

г. Санкт-Петербург

10410,7

41699,5

20635,1

21614,9

49295,8


Объём инновационной продукции включает продукцию, произведённую в отчётном году на основе разного рода технологических инноваций. Этот показатель наиболее наглядно демонстрирует развитие инновационной деятельности в каждом конкретном регионе.

В 2005 г. наибольший объём инновационной продукции был произведён г. Санкт-Петербург (10410,7 млн.руб.), Новгородской (9956,1 млн.руб.) и Вологодской (10106) областях. В 2009 г. лидером по объёму произведённой инновационной продукции были г. Санкт – Петербург (49295,8 млн. руб.), в остальных регионах произошло сокращение показателя, и объём ни в одном из них не превысил даже 900 млн. руб.

Таким образом, несмотря на меры, направленные на поддержку инновационной деятельности к 2009 г., в ряде регионов СЗФО произошло значительное сокращение произведённой инновационной продукции по отношению к объёмам 2005 г.

Несмотря на разную степень инновационной составляющей в регионах СЗФО, практически во всех регионах произошло сокращение показателей, характеризующих инновационный потенциал за рассматриваемый период, что препятствует переходу российской экономики на инновационный путь развития, так как инновационность страны напрямую зависит от степени инновационного развития её регионов, от их способности к созданию и освоению инноваций.

Современная рыночная политика, несмотря на экономические уклады, отрицательные тенденции, характеризуется динамичным развитием. Все негативные явления заставляют субъекты экономики мобилизовать всё больше сил, искать новые эффективные инструменты управления инновационными процессами. К сожалению, в настоящее время реальных инструментов оценки практически нет.

Также на инновационный потенциал экономической системы, а также потенциал регионов влияют факторы, представленные на рис. 1.





















Рис. 1. Факторы внутренней и внешней среды, влияющие на инновационный

потенциал экономики

В целом инновационная экономика в России не может возникнуть только на базе крупных производств и городов. Она может возникнуть только при широком внедрении инновационного производства по всей стране. При этом локомотивами инновационной экономики могут стать такие города, как Зеленоград, Томск, Новосибирск, Мичуринск, Арзамас и другие, в которых есть солидная вузовская база и сильная промышленность.

Стимулирование развития российской инновационной экономики ускорить процесс выхода страны на одно из лидирующих мест в глобальной посткризисной экономической среде.


Литература:

  1. Петрунин В.В. Инновационная деятельность в свободных экономических зонах и технопарках: особенности налогообложения//финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учёт, 2008.№3

  2. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http//www.mon.gov.ru

  3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL:http//www.gks.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle