Библиографическое описание:

Элибоева Л. С. Психологические возможности повышения познавательной активности учащихся начальных классов // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 130-132.

В психологической литературе понятие «усвоение» (в педагогической терминологии «успеваемость») трактуется по-разному. По мнению Ж.Брунера, усвоение – это «восприятие, понимание знаний, их переработка», то есть знания служат обогащению личности, а усвоение есть способ восприятия знаний. К.К.Платонов дополняет это определение и подчеркивает, что усвоение – это способность запечатлеть в памяти полученные знания и использовать их по мере необходимости. Л.И.Божович, характеризуя процесс усвоения, принимает во внимание его продолжительность. В действительности, усвоение – длительный процесс. Известно, что для основательного освоения какого-либо знания прежде всего анализируются изучаемые объекты, знания, закрепляются, используются в различных учебных сутуациях. Осознанные и практически апробированные знания становятся частью структуры личной деятельности индивидуума. Для того, чтобы знания переросли в действия, они болжны быть закреплены в памяти.

Известный американский психодидакт Ж.Брунер в своих научных исследованиях связывал процесс освоения у детей с культурной средой обитания. «Ребёнок, - писал он, - познаёт материальный мир прежде всего посредством своих ощущений и действий. Со временем он начинает воспринимать окружающий мир через образы. В последующей деятельности познание материального мира становится более активным, так как к действиям и образам добавляется возможность использовать средства слова».

По утверждению Ж.Брунера, представления о внешнем мире можно получить двояко: использование человеком различных способов создания представлений (1), составление представления как конкретного предмета или явления (2). В первом случае можно выделить три способа организации представлений: созерцание (видение) реального предмета (1), формирование его образа (2), символическое обозначение какого-либо предмета (3). Например, чтобы научиться «создавать» узел, надо либо завязать, его либо нарисовать, либо использовать словесное описание процесса. И если представление об узле и практические навыки систематически закреплять, то и представления, и действия станут привычным процессом. Из приведенного примера ясно, что Ж.Брунер в усвоении понятий особое внимание обращал на формирование личностных умений и навыков.

В последующих своих работах Ж.Брунер анализировал проблемы школьного обучения. В частности он писал, что для полного усвоения детьми какого-либо явления, необходимо соблюдать последовательность ряда процессов (операций). Первое – это восприятие новой информации. Будучи противорсчивым, этот процесс либо служит продолжением уже освоенной учеником информации, либо опровергает прежде усвоенные знания. Следовательно, для освоения новой информации есть два пути – логическое продолжение или дополнение имеющихся заний и усвоение нового на основе противоречия с прежними знаниями.

Второй процесс – это закрепление (усиление) знаний, их трансформация. На этом этапе ребёнок применяет имеющиеся у него знания для решения новых проблем, и, следователно, совершенствует свою деятельность. В процессе совершенствования деятельности необходимо обучать детей анилизировать изучаемый материал, выделять нераскрытые аспекты, систематизировать знания, благодаря чему знания приобретают новое значение. В результате успеваемость учащихся поднимается на более высокий уровень.

Последний процесс в усвоении знаний – это осуществление контроля, в процессе которого используются методы, задания и проблемные вопросы, адекватные содержанию освоенной информации. Контроль выявляет не только знания учащихся, но и правомерность использования учителем методов и средств обучения, целесообразность и правильность обобщения и выводов по определенному разделу, эффективность эксраполяции (т.е. распространения каких-либо понятий, относящихся к данной области, в другие области). Если принимать во внимание названные функции контроля, то последний будет служить как для выявления уровня знаний учащихся, так и для оценки педагогического мастерства.

Но наблюдения показывают, что в практике контроль служит только для оценивания знаний, умений и навыков учащихся безотносительно к методам и средствам обучения, а если при анализе результатов процесса обучения не анализируются методы и средства их достижения, то проверить и оценить знания учащихся представляется невыполнимой задачей. Бывает и так, что в течение четверти учитель оценивает ученика по одним критериям, а в конце четверти – его требования совершенно изменяются, в результате большинство учащихся, и даже их родители высказывают свое несогласие с оценками, выставленными учителем.

По нашему мнению, один из основных путей выхода из подобной ситуации заключается в достижении результатов обучения в строгом соответстии с учебными целями.

Формы достижения результатов обучения на основе учебных целей могут быть различными. В 80-х годах прошлого столетия профессор О.Розиков достаточно подробно описал технологию достижения результатов обучения через учебные цели. Он обосновал идею специального обучения учащихся способам достижения результатов посредством постановки учебной цели. Такое направление исследовал М.В.Кларин, который изучил работы американских педагогов Д. Кратвала и Б.Блума по педагогической технологии, где были выделены такие категории учебных целей, как знание, понимание, применение, анализ, закрепление, оценивание.

В число исследователей учебной цели входит ученый М.Махмудов, который писал: «Чем выше качество обучения, тем ближе к цели его результат. И наоборот, если результат обучения слишком отличается от поставленной цели, такое обучение неэффективно». В его исследовании выделены следующие аспекты понятия «успеваемость»: знание, понимание, приложение (применение), анализ, закрепление, оценивание результатов деятельности. В данном контексте «анализ» употребляется как форма знания и понимания. Точно так же, как применение, закрепление, оценивание – это формы знания и понимания. «Следовательно, делает вывод М.Махмудов, - в понятие «усвоение» (в контексте – «успеваемость») вкладываются два значения: формы усвоения – знание и понимание; формы знания и понимания – анализ, закрепление обобщение, применение и оценивание результатов деятельности».

Усвоение – широкое по содержанию понятие. Оно вбирает в себя ряд процессов от первоначального ознакомления с учебным материалом до полного его освоения, в том числе: восприятие, знание, понимание, осмысление, анализ, закрепление и обобщение, применение, оценивание. Для того, чтобы отметить результаты обучения, мы разработали темы «Существительные в винительном падеже» и «Формы глаголов «Имя действия». Кратко охарактеризуем представленные выше формы усвоения.

Первый шаг в усвоении знаний – это реализация системы «субъект и объект». Изучая влияние субъекта на объект и объекта на субъект, учащиеся отмечают в своем сознании особенности данных процессов (когда субъект непосредственно воздействует на объект, а когда объект испытывает действие со стороны субъекта). Усвоив основные и вторичные положения учебного материала, учащиеся активно участвуют в осмыслении терминологии, относящейся к данному материалу, и усваивают её по мере использования. Это такие термины, как факт, название, идея, понятие, характеристика, правило (закон), конкретность, принцип, приемы деятельности. Попытаемся продемонстрировать этот процесс на примере изучения материалов по теме «Имя прилагательное как часть речи».

Формы полного усвоения прилагательных


Результаты полного усвоения прилагательных

1. Знание

1. Знание фактов.

2. Знание терминов.

3. Знание основной идеи.

4. Знание понятий.

5. Знание характеристик.

6. Знание принципов.

7. Знание приемов деятельности.

2. Понимание

1. Знакомство с фактами по прилагательным.

2. Передача своими словами знаний о прилагательных.

3. Выполнение (начертание) таблиц.

4. Толкование терминологических понятий.

5. Пояснение с примерами идеи, принципов, характеристик.

6. Высказывание своего отношения к знаниям о прилагательном.

7. Самостоятельное использование приемов познавательной деятельности.

3. Анализ

1. Выделение структурных частей правила – характеристики о прилагательном.

2. Установление связи между целым и частью, общим и особенным.

3. Различение фактов (классификация) (например, в одной группе – прилагательные, обозначающие вкус; в другой группе – прилагательные, обозначающие цвет).

4. Анализ письменных работ.

5. Анализ приемов выполнения заданий, решения проблем.

4. Закрепление, обобщение

1. Получение целого из частей (например: осен-н-ий, торжеств-енн-ый).

2. Выводы по теме.

3. Выполнение творческих работ.

4. Составление и выполнение самостоятельных заданий на основе данных фактов по прилагательным.

5. Применение

1. Ознакомление с приемами деятельности и знаниями о прилагательных, их применение в незнакомой ситуации.

2. Характеристика использования в практической деятельности знаний о прилагательном.

3. Проявление в своей деятельности знаний, принципов.

4. Закрепление в памяти знаний, способов деятельности в данной учебной ситуации.

6. Оценивание

1. Информация об изученных знаниях, приемах деятельности по теме «Имя прилагательное».

2. Оценивание результатов своей деятельности.

3. Оценивание достигнутых результатов одноклассников.

4. Проверка и оценивание текстов изложений, сочинений, написанных товарищами по классу.

5. Объективное оценивание своих результатов и результатов одноклассников


Прежде чем определить учебную цель, необходимо проанализировать возможности учащихся, связать учебные материалы с уровнем подготовки учащихся, их интересами и способностями. Затем конкретизируется система учебных целей по усвоению каждого учебного материала.

Когда проектируется учебно-познавательная деятельность учащихся, то намечается общая цель, затем промежуточная цель и в самом конце реализуется главная цель. Усвоение «работает» в трех формах: практика, выводы из практики, применение полученных выводов в практике. Поэтому в Госстандарте предусмотрено требование к учащимся: применять усвоенные знания в деятельности. Дедуктивное обучение работает в двух направлениях: изучение теоритических знаний в рамках стандарта и применение изученных знаний в практике.


Литература:

  1. Брунер Ж. Психология познания. Пер. с анг.-М.: Прогресс, 1977. –с. 412.

  2. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе-М.: Знание, 1989. –с. 77

  3. Маҳмудов М.Ҳ. Таълим эталони. –Бухоро, 1999. –54 б.

  4. Розиқов ва бошқалар. Она тили дидактикаси. –Т.: Янги аср авлоди, 2006. –450 б.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle