Библиографическое описание:

Эмирханов В. М. Феномен института восприемников в Православной Церкви // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 47-50.

Таинство Крещения всегда занимало в христианстве исключительное положение. Через это священнодействие для верующего человека, собственно, и начинается само христианство: человек соединяется с Богом, становится членом Церкви, возрождается для новой жизни. Для огромного числа людей на протяжении двух тысяч лет важность этого таинства продолжает сохранять свою актуальность. И сейчас родители-христиане стараются окрестить своих детей как можно раньше – еще в младенчестве. Кто-то приходит ко Крещению уже в зрелом возрасте. Так или иначе, фактически с первых веков, перед взрослыми или родителями, желающими крестить детей, непременно вставал вопрос: кого позвать в крестные родители (восприемники)? Как сделать этот выбор правильным?

В Церкви существовали и сейчас существуют определенные критерии, требования, предъявляемые к кандидатам в поручители. Эти правила нужно знать всем, кто прибегает к таинству Крещения, в противном случае, восприемничество сведется к профанации. Необходимо отметить, что некоторые критерии в период истории христианской Церкви изменялись, появлялись новые традиции. В данной статье мы эти изменения постараемся проследить.

В настоящее время актуальность этой темы для многих людей, живущих на постсоветском пространстве, неоспорима. Религиозная безграмотность, далекая от христианских идеалов жизнь большинства людей, населяющих территорию бывшего СССР, часто порождает неправильное отношение как к таинству Крещения, так и к институту крестных родителей.

В данной статье автор ставит целью обозначить элементарные понятия, связанные с идеей восприемничества, перечислить критерии и требования предъявляемые к крестным родителям, понять их богословский смысл.

Для этого нам необходимо хотя бы кратко окунуться в историю возникновения и развития института восприемников. История этого явления в Церкви поможет нам определить время и причину его появления. Ведь интересен тот факт, что в книгах Нового Завета мы нигде не встречаем прямого указания на необходимость поручителей при крещении, хотя о нем говорится в них часто. Например, книга Деяний св. апостолов повествует нам о событии крещения диаконом Филиппом некоего евнуха [1, Деян. 8,36-38]. «Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий…и сошли оба в воду…и крестил его», - пишет нам в своей книге апостол Лука. Из контекста книги видно, что кроме Филиппа других христиан, которые могли бы стать восприемниками, там не было. Отсюда следует, что в первый век христианства, по крайней мере в первые его годы, когда были живы апостолы Христовы, крещение могло совершаться без восприемников. Главным условием для совершения таинства считалась искренняя вера в Господа Иисуса Христа. Почему же Церковь все-таки ввела институт крестных родителей при крещении и когда это случилось?


Свидетельство ранних христианских памятников о времени появления института восприемников

В писаниях апостолов мы не находим указаний на существование восприемников, поэтому мы не можем точно сказать имело ли место это явление в Церкви в I в. или нет. В известном христианском памятнике Дидахи (II в.) есть интересные слова: «А перед крещением крестящий и крещаемый должны поститься, также и некоторые, если могут» [3, гл.7]. Под словами «некоторые», вероятно, подразумеваются восприемники, хотя прямых указаний на эту мысль здесь нет. Приведем и другое свидетельство, относящееся ко II в.. «Под годом смерти римского епископа Гигина (154г) сохранилось упоминание, что церковный обряд восприемничества Гигин укрепил постановлением. Эта заметка не значит, однако, что установление восприемничества принадлежит римской церкви. За это говорит уж одно то, что Тертуллиан несочувственно относился к этому обычаю. Началом своим он восходит, кажется, выше времени Гигина и обязан им какой-нибудь другой церкви, из которой стал переходить в римскую церковь», - читаем мы у церковного историка Алмазова А.И. [4, С. 612].

Итак, первые письменные свидетельства о восприемниках восходят ко II в. В это тяжелое для Церкви время (эпоха гонений на христиан) имели место случаи, когда люди принимали христианство с целью узнать его учение (теоретическое и практическое), чтобы в будущем высмеивать его, издеваться и кощунствовать. Такое печальное явление заставило пастырей Церкви принимать людей в христианство с крайней осторожностью. Для предотвращения проникновения в лоно Церкви лукавых и враждебных ей людей пастыри и установили институт восприемников или поручителей [4, С. 609]. Подробнее об этом можно прочитать в Апостольском Предании Ипполита Римского (III в.). В этом церковном памятнике говорится о том, что восприемник приводил кандидата на крещение в храм и свидетельствовал о нем перед пастырями и народом об искренности намерений своего подопечного, рассказывал о его жизни до обращения ко Христу [2, гл. 15, 16, 20]. На основании свидетельства поручителя пастыри с собранием верующих принимали его в ряды оглашенных (готовящихся ко крещению). Так появился институт восприемников в Православной Церкви.

Однако, мы можем задаться вопросом: почему нужда в восприемниках осталась после эпохи гонения на христиан, после яростных нападок со стороны язычников? Уже в VI в. превосходство христианства над язычеством в Византийской Империи было неоспоримым. Причина появления института поручителей уже была неактуальна, однако Церковь не только оставила восприемничество, но и доказала его необходимость. Почему?

Массовая христианизация византийцев естественно привела к необходимости крестить своих детей. Действительно, было бы весьма странно, если бы родители-христиане имели у себя детей-нехристиан. Однако, необходимыми условиями для принятия крещения были следующие действия во время этого обряда: исповедование веры, отречение от дьявола, сочетание со Христом. Естественно, что младенец делать этого не мог. Церковь решила переложить эти функции на восприемников. Таким образом, распространение обычая крестить детей привело к укреплению и развитию института поручителей. При этом Церковь посчитала обязательным иметь восприемника и для взрослых [4, С.611].


Кто может быть восприемником?

Действительно, вопрос не безынтересный. И сейчас многие люди испытывают некоторые трудности и недоумения относительно этого вопроса. Для разрешения этого вопроса обратимся снова к практике первых веков христианства. «Древняя Церковь дозволяла принимать обязанность восприемников всякому истинно верующему, православному христианину, если только он хорошо был известен церкви, - находился в общении с нею и был к тому способен» [4, С. 614]. Быть способным к поручительству (по свидетельству Августина Блаженного) означало иметь некоторые навыки: знание основных истин христианства, Символа веры, молитвы Господней [4, С. 614]. Поручители должны были иметь совершеннолетний возраст: нижняя граница для восприемников была 15 лет, для восприемниц - 13 [5, С.304-305]. Совершеннолетие требовалось для более ответственного подхода к своим обязанностям. Нужно сказать, что в древней Церкви часто в восприемники брали людей, посвятивших себя на особое христианское служение служение: диаконов, диаконисс, отшельников и девственников. Эти люди жили высокой духовной и нравственной жизнью, поэтому они могли быть прекрасными руководителями и помощниками для новых членов Церкви. Учители церковные передавали им основы христианского вероучения, таким образом, подготавливая их к будущему поручительству. [4, С. 615, 617].

Теперь скажем о тех, кто не допускался до восприемничества. Во-первых, поручителями не могли быть некрещеные люди, т.к. они сами не являлись чадами Церкви. Во-вторых, это оглашенные, т.е. люди, готовящиеся ко крещению и также не являющиеся еще членами Церкви. В-третьих, это еретики, т.е. христиане, уклонившиеся от православного учения в ересь и упорно пребывавшие в ней, не смотря ни на какие вразумления от пастырей. Еретики отлучались от Церкви, поэтому они не могли быть восприемниками у человека входящего в нее. В-четвертых, не могли быть поручителями кающиеся (всех степеней), т.е. христиане совершившие тяжкие грехи после крещения. Кающихся отлучали от Евхаристии, им давали епитимьи, таким образом, они уже не являлись полноценными членами Церкви до их полного прощения. Естественно, что такие люди не могли допускаться к поручительству, т.к. не обладали достаточным авторитетом и доверием со стороны пастырей и народа. В-пятых, к восприемничеству не допускали людей бесноватых и малоумных. В-шестых, начиная с VI в., поручителями не могли быть и монахи (определение собора Antissiodorensis (590 г.)) [4, С. 614-615]. Это ограничение весьма справедливо, т.к. монах, удаляясь от мира, не может уделять должного внимания своему восприемнику, живущему в миру.

Особо хотелось бы отметить один обычай, который существовал в Церкви в IV-V в.в.. В это время среди христиан широко было распространено мнение, что освободиться от первородного греха в Крещении возможно лишь в том случае, если родители сами будут приносить свое дитя к купели и сами же будут воспринимать его из крещенских вод. Сразу скажем, что это мнение весьма странное и не имеет никаких богословских обоснований. Таким образом, родители сами часто были восприемниками у своих же детей. Но с V в. начала развиваться идея о духовном родстве между восприемником и воспринимаемым. На Трулльском соборе (681г.) эта идея была окончательно сформулирована в 53-м правиле. Это правило говорит о духовном родстве не только между восприемником и воспринимаемым, но и между ним и родителями воспринимаемого. С появлением и развитием этой идеи вышеупомянутый обычай стал неприемлемым: если родители сами воспринимали своих детей, то их брак автоматически становился вне закона как брак заключенный в ближнем родстве. Если такой факт совершился, то 53-е правило повелевает расторгнуть брак (между супругами-восприемниками), т.к. духовное родство выше телесного. Следовательно, существует еще одно ограничение для кандидатов в крестные родители – они не должны быть супругами.

Вот те условия, которые позволяют или не позволяют человеку стать восприемником. Все эти критерии имеют место и в настоящее время.


Вопрос о количестве восприемников.

Церковь уделяла внимание не только качеству восприемников, но и количеству их. Сначала имел место обычай иметь одного восприемника. Приведем некоторые исторические факты в пользу этого утверждения. В одном из своих декретов папа Лев Великий (V в.) писал: «…к восприятию младенца от крещения должны приступать немногие, а только один, - или мужчина, или женщина». [4, С. 619]. В произведении «О церковной иерархии» (V-VI в.в.) читаем следующее: «Этот восприемник…пламенея священным желанием спасения обращающегося…благосклонно наконец дает обещание исполнить просьбу и, взяв его (хотящего креститься), приводит к соименнику иерархии» [6, гл. 2, 2]. Одно из определений Мецского собора (888г) также подтверждает необходимость иметь только одного поручителя [5, С. 303].

Данный обычай строго соблюдался вплоть до IX в., когда в Западной Церкви понемногу стали от него отходить. Вместо одного восприемника стали иметь двух и более. Хотя еще и встречались мнения на Западе в пользу одного восприемника (например, определения Битеррийской церкви (1368 г.)), но это уже были голоса-одиночки, в Западной Церкви новый обычай уверенно набирал обороты. Определения западных церковных соборов всячески поддерживали новый порядок. Их правила предписывали иметь уже трех восприемников: при крещении ребенка мужского пола необходимы два восприемника и одна восприемница, при крещении ребенка женского пола – один восприемник и две восприемницы [4, С. 627-628].

В Восточной Церкви по-прежнему старались придерживаться древнего обычая (один поручитель). Так, например, архиеп. Симеон Солунский (XV в.) пишет: «…если крестится младенец, то он приносится на руках женщины, в сопровождении восприемника; а если это возрастный, то приходит сам,…и с ним восприемник, становящийся поручителем (за крещаемого) пред Христом…» [7, С. 51].

Однако, и в Греческой Церкви бывали случаи, когда восприемников было несколько. Так константинопольский патриарх Иеремия II (XVI в.), осуждая подобные случаи, писал: «Дошло до нашей мерности, что некоторые из иереев и духовных возымели обычай призывать при крещении христианских детей многих восприемников…Поэтому пишем ко всем вам и объявляем, чтобы с этого времени чего либо подобного совершенно не было, но пусть будет только один восприемник, как повелевают божественные и священные законы» [4, С. 630]. Новая практика, все же, не распространилась в Греческой Церкви, а имела локальный характер (греческие общины в Италии). Греческая Церковь стараясь придерживаться старых законов, установила иметь одного восприемника одинакового пола с крещаемым [4, С. 632].

В Русской Церкви до XIII в. крещаемый имел одного поручителя. Начиная с XIII в. стал вводиться обычай иметь двух восприемников. Московские митрополиты Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.) решительно осуждали этот новый порядок, но безуспешно: на местах (особенно на западных рубежах) он все больше и больше набирал силу. Успех новой практики, вероятно, объясняется тем, что на двух восприемников (муж. и жен. р.) смотрели как на духовных родителей (крестный отец и крестная мать). После XV в. протестов со стороны церковной власти относительно нового обычая уже не встречалось [5, С.303]. В XV в. бывали даже такие случаи, что крещаемый имел по два крестных отца и по две крестные матери. Московский Стоглавый собор (1551 г.) в одном из постановлений запретил подобную практику и подтвердил законность обычая иметь двух поручителей [4, С.636]. В настоящее время в РПЦ поддерживается традиция иметь двух восприемников. Если по каким-то причинам не удается найти двух поручителей, то допускается иметь одного, но одинакового пола с воспринимаемым. Бывают случаи, когда крестят вообще без крестных родителей, но такие случаи редки и их стараются избегать.

Как видим, в истории Церкви имели и имеют место разные традиции относительно количества восприемников. Эти традиции (как и многие другие) регламентируются церковными канонами, которые со временем могут несколько изменяться, учитывая те социальные условия, в которых живет определенная Поместная Церковь. Поэтому, мы не должны удивляться, когда видим отсутствие к.-л. единой позиции в Церкви относительно количества восприемников.


Обязанности восприемников.

Первая обязанность поручителей – участие в таинстве Крещения. Никаких «заочных» крестных родителей в Церкви быть не может. Восприемники могут быть задействованы при крещении по-разному, смотря по тому, кто принимает это таинство. Если крестится младенец, маленькие дети или взрослые, имеющие физические или психические заболевания, не дающие им возможность самим отвечать на вопросы священника, то восприемники участвуют в этом обряде достаточно активно: отрекаются от дьявола, соединяются со Христом (что является обетами крещения) исповедуют православную веру (читают вслух Символ Веры), а также совершают другие действия. В том случае, если крестится здоровый совершеннолетний человек, то он отвечает на вопросы священника сам, при этом крестные родители присутствуют молча. Восприемники в этом случае выступают как свидетели совершающегося крещения. Свидетели в древние времена были нужны при заключении к.-л. договоров, чтобы никакая сторона в будущем не отказалась от своих обязательств и точно их исполняла. Церковь восприняла этот народный обычай и стала использовать его при крещении [4, С. 626]. Таким образом, каждая встреча со своим поручителем напоминала христианину об его обетах крещения.

Другая обязанность восприемников связана с этимологией этого слова. «Восприемник» (греч. анадохос) происходит от глагола анадэхомэ, что означает действие принятия человеком ч.-л. на руки. Церковь стала употреблять данный термин в духовно-нравственном смысле: восприемник, принимая на руки (как бы на себя) крещенного человека, понимая всю ответственность перед Богом, Церковью и этим новорожденным христианином, становится поручителем за веру воспринятого, блюстителем его нравственности. Вот как пишет об этом Августин Блаженный: « Я прошу, чтобы каждый мужчина и каждая женщина, воспринявшие детей от святой купели, припоминали, что они суть споручники веры, и потому должны всегда поддерживать в воспринятых ими заботливость об истинной любви, увещевали бы их беречь чистоту, сохранять девство до брака, удерживать свой язык от злословия и клятвопреступления, не произносить устами соблазнительных песен, и не питать в сердце злобы и ненависти, убегать гаданий и чародеев и всех служителей дьявола, требовали бы, чтобы они содержали веру православную, чаще ходили в церковь, и, оставив рассеяность, внимательно слушали божественные чтения, чтобы принимали странников…жили дружелюбно, священникам и родителям оказывали почтение с любовью» [4, С. 621]. Говоря об обязанностях поручителей, нужно заметить, что они, беря на себя такую ответственность, не являются виновными перед Богом и Церковью, если, не смотря на все усилия, их духовные чада будут пренебрежительно относиться к христианской вере. Это, к сожалению, встречается не так уж редко.

Представленные условия являются обязательными для каждого кандидата в крестные родители.

В данной статье мы представили краткий исторический обзор существования института поручителей в Церкви. История данного явления позволяет нам проследить процесс зарождения и развития восприемничества, разных его традиций, в т.ч. и в РПЦ. Конечно, формат статьи не позволяет раскрыть этот вопрос более глубоко, однако, главные моменты истории института восприемников мы попытались отметить. Также были обозначили те критерии и требования, которые касаются крестных родителей, дано краткое богословское осмысление восприемничества. Знание этих элементарных правил поможет восприемникам разрешить различные недоумения и трудности, связанные с поприщем духовного поручительства, а также полностью реализовать себя в этом благодатном служении. Надеемся, что данная статья поможет крестным родителям (и тем, кто собирается ими стать) по-новому, более ответственно взглянуть на свои обязанности, более глубоко осмыслить их, чтобы пройти свое поприще достойно.


Литература:

  1. Библия. – М.: Российское Библейское Общество, 2001. – 1346 с.

  2. Апостольское Предание, гл. 15, 16, 20: www.gumer.info/bogoslov_Buks/History.../lppRim_ApPred.php (дата обращения 24.10.2011 г.)

  3. Дидахи, гл.7: www.krotov.info/history/02/1/didahe.html (дата обращения – 24.10.2011 г.)

  4. Алмазов А.И., История чинопоследований Крещения и Миропомазания, Каз.: Типография Императорского Университета, 1884. – 779 с.

  5. Афанасьев Н., прот., Вступление в Церковь, Шмеман А., прот., Водою и Духом - М.: изд-во ПСТГУ, 2004. – 450 с.

  6. Дионисий Ареопагит, О Церковной иерархии, гл. 2, 2: azbyka.ru›?otechnik/Dionisij_Areopagit/o…ierarhii (дата обращения 26.10.2011 г.)

  7. Писания святых отцов и учителей Церкви относящихся к истолкованию православного богослужения, т.2. - С.-Пб.: типография Королева и комп., 1856. – 545 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle