Исполнительский анализ концерта Ф. А. Буалдье для арфы с оркестром | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 18.03.2021

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Крячкова, З. С. Исполнительский анализ концерта Ф. А. Буалдье для арфы с оркестром / З. С. Крячкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 225-229. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79306/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье представлен исполнительский анализ арфового концерта, рассмотренные самые важные моменты произведения.

Ключевые слова : арфа, концерт, исполнение, оркестр, партия, звук.

The article deals with the most important part of concerto for harp.

Keywords : harp, concert, performance, orchestra, part, sound.

Арфа один из древнейших музыкальных инструментов (3-е тыс. до н. э.), но в том виде, в котором мы знаем ее сегодня она сформировалась к 18 веку. В этот период произошел ряд новшеств. Французский мастер Себастьян Эрар (1752–1831) был известнейшим мастером музыкальных инструментов. Именно он в 1800 году изобрел так называемую арфу «a double mouvement»- двойного действия. Новаторство этого инструмента было в том, что каждая педаль стала переключаться на 2 положения- на пол тона вверх и на пол тона вниз. Стало возможным играть во всех тональностях и с любыми дополнительными знаками в ключе. Это дало новые возможности для исполнителей и композиторов.

В 1801 году французский композитор Франсуа Андриен Буалдье пишет концерт для арфы с оркестром. На сегодняшний день это самый популярный, часто исполняемый концерт, являющийся обязательным для каждого солиста. Именно этот концерт является финальным произведением на главном арфовом конкурсе в Израиле.

Концерт состоит из 3х частей и именуется C-dur, хотя 2 и 3 части этого концерта написаны в до миноре. I часть- торжественная, мажорная, очень напоминает по строению мелодии Моцарта, II-лирическая, с опеванием каждой ноты, и III рондо игривого характера.

I часть Allegro Brillante — начинается со вступления оркестра, где поочередно проходят основные «темы» всего концерта в разных оркестровых группах –струнных, затем духовых. По форме и строению мелодий очень напоминает арфовый концерт Моцарта, особенно переклички гобоев и валторн — это практически цитата. Арфа вступает после оркестрового вступления в 5 цифре. Идет игра соло- показ главной темы. Оркестр лишь мягко подыгрывает разрешения аккордов. Вообще у Ф. А. Буалдье очень правильная, прозрачная для солиста оркестровка — арфа нигде не перекрывается оркестром.

После главной темы у солиста идут пассажи восьмыми, поочередно трезвучиями T и D , сначала на f , и затем по сложившимся классическим традициям, второй раз p .

Здесь оркестр уже более полноценно исполняет свою роль. При исполнении этих пассажей следует уделить внимание артикуляции пальцев, чтобы не задевать повторяющиеся ноты до и соль в разных руках.

Дальше идет побочная тема в тональности D (G-Dur) . Так же первый раз она звучит только у солиста, а во второй раз уже с сопровождение оркестра. Яркая особенность побочной темы в этом концерте заключается в том, что в теме подчеркиваются слабые доли — 2 и 4 (это указано в нотном тексте).

Идет либо просто выделение, либо оно дополнено предшествующим фаршлагом. Затем вновь идут пассажи, но уже триолями, а не восьмыми. В правой руке пассажи основными трезвучиями G-dur, а в левой слышны отголоски побочной темы. При исполнении всех пассажей в этом эпизоде важна ровность звука каждого пальца. В этом могут помочь упражнения способами- выделять поочередно 1 ноту, затем 2 и так далее. И остановки на сильные и слабые доли. Так как темп здесь достаточно быстрый, важно выполнять упражнения так же в быстром темпе. В 11 цифре начинается связующая тема. Она идет то в D-dur , то в G-dur . Но здесь так же идет подчеркивание слабых долей. В этом куске исполнителю следует уделить внимание всем фаршлагам и трелям, которые присутствуют практически в каждом такте. Важно «не скомкивать их», а внятно проигрывать, но при этом не выходить из темпа и вести их к главным, основным нотам мелодии.

8 цифра

11 цифра

Связующая тема написана в тональности G-dur. В ней постоянно идут фаршлаги и обыгрывание мелких нот. Необходимо играть их четко, но при этом всегда вести к сильным долям такта.

С 12 цифры вновь пассажи триолями и шестнадцатыми поочередно. Их нужно учить остановками, как и в предыдущие разы. В левой руке аккорды. Необходимо сразу ставить четко все пальцы и делать упор на нижний звук(бас)

13 цифра- реприза побочной партии, но уже в минорной тональности.

Она более драматическая, и затем переходит в октавы в правой руке и D-T в левой. Идет стремительное развитие и разрешение в a-moll (параллельную тональность).

После проигрыша оркестра идет реприза главной темы. Этот кусок следует учить так же, как и в первом случае.

Заключительный эпизод 1 части концерта характерен постоянными пассажами по нотам трезвучий C- dur, вниз и вверх сходящими гаммами и секвенциями. Данное место нужно учить способами с остановкой сначала на сильные и слабые доли, затем на каждую 1,2,3 и в конце четвертую ноту. Это даст ровность звучания всех нот и беглость пальцев.

Вторая часть Largo . Эта часть концерта, как и принято по классическим законам медленная и лирическая. Она написана в тональности c-moll, но в середине есть отклонение в C-dur (тональность 1 части концерта). Начинается с небольшого вступления оркестра (3.5 такта) и затем идет нежная, напоминающая вокальное произведение мелодия у солиста.

В мелодии идет постоянное опевание нот,фаршлаги и трели с дополнительными знаками. Самая большая техническая трудность этой части концерта заключается в постоянном переключении педалей во время исполнения всех вышеперечисленных мелких украшений. Для «чистого» исполнения необходимо учить педали отдельно, без игры руками в этот момент.

Характерной чертой этой части можно назвать 3 небольшие каденции D пассажами навверх. Все 3 очень похожи между собой.

В 15 такте идет отклонение в одноименный мажор-(тональность 1 части концерта) C-dur. Здесь в правой руке идет тема октавами,в то время как в левой трезвучия шестнадцатыми секстолями, что создает плавный фон, напоминающий текущую реку.

После мажорного отклонения вновь каденция, но уже финальная перед 3 частью. Она очень драматическая, минорная с гармонической D.Каденция состоит из секвенций и приводит нас к 3ей части в T.

Третья часть Rondeau написана в форме рондо в тональности c-moll.

Начинается с рефрена, мелодия все время идет с затакта к 1 доле, от D к t. Постоянно необходимо вести мелодию к первой доле.

Техническая трудность здесь в постоянном скольжении 1 и 4 пальцами поочередно. Необходимо следить за ними, чтобы не было лишних призвуков.

После идет эпизод- он совершенно другой по характеру, и чем-то напоминает побочную партию из первой части концерта. Здесь нужно обратить внимание на арпеджато в левой руке, оно не должно быть скомканным и левая рука не должна срываться. Все пальцы должны с самого начала стоять крепко, тогда этого не произойдет.

В 22 цифре вновь рефрен, c –moll. Все тоже самое что и в первый раз.

24 цифра-эпизод. Тема октавами и разложенные трезвучия. При исполнении октав необходимо следить чтобы 2 пальца (1 и 4) отыгрывали одновременно, вместе. Пассажи следует учить остановками, на форте. В этом эпизоде подчеркнуты верхние ноты у 1ого пальца, нужно слушать мелодию.

В 25 цифре идет эпизод, но в параллельной тональности Es-dur, он более светлый, радостный. Мажорный кусочек, так же указание dolce. Нужно играть более нежно, певучее, не так драматично как в миноре. После эпизода небольшая каденция. Каденция состоит из трели в правой руке и флажолетов в левой.

Необходимо отдельно учить каждый из этих арфовых приемов. Начать лучше с флажолет, найти чистое звучание каждого из них ровно на середине струны.

27 цифра-рефрен. с-moll

29 цифра- эпизод в мажоре C-dur.

32 эпизод — переход в минор.

Перед каденцией

35 эпизод. Реприза.(эпизод 1)

36 цифра Кода. Завершение концерта идет. Идут одновременные октавы в правой и левой руках. У арфы динамика F, но оркестр играет на нюанс тише, чтобы не заглушить солиста.

Завершается кусочком из триолей по нотам K64 D T и повторяется это 4 раза.

Стоит отметить, что Ф. А. Буалдье этим произведением внес значимый вклад в репертуар арфистов. Этот концерт является самым популярным на сегодняшний день и исполняется всеми солистами без исключения. Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что это сложный концерт, но исполняемый. Для этого необходимо с самого начала учить его правильно, используя и метроном, и все упоминаемые в работе способы и упражнения. Отдельно выучить все положения педалей, флажолеты и понимать форму произведения в целом.

Литература:

  1. В. Г. Дулова. Искусство игры на арфе.- Москва: Советский композитор,1975.
  2. К.Эрдели.Арфа в моей жизни- Москва: Музыка, 1967.
  3. Музыкально-энциклопедический словарь- Москва: Советская энциклопеия,1990.
  4. Музыкальная энциклопедия-Москва: Советская энциклопедия,1973.
  5. Краткий биографический словарь зарубежных композиторов- Москва: Советский композитор,1969.
Основные термины (генерируются автоматически): часть концерта, левая рука, правая рука, концерт, нота, часть, эпизод, арфовый концерт, параллельная тональность, побочная партия.


Ключевые слова

звук, концерт, партия, исполнение, арфа, оркестр

Похожие статьи

Методическо-исполнительский анализ Ж. Б. Акколаи «Концерт...»

Начинается концерт большим фортепианным вступлением, где проходят основные темы концерта. Нисходящий ход терций подготавливает главную тему в партии скрипки- распевную, выразительную, яркую.

Певучая побочная партия исполняется свободно льющимся мягким звуком в нюансе piano, с небольшими кульминациями в каждом предложении. Определенную интонационную трудность испытывает ученик в 59 такте.

«Правая рука,- учил Л. М. Цейтлин, – должна двигаться так, как будто она играет одну певучую ноту на один смычок и на одной струне». Начиная с 183 такта, целесообразно использовать верхнюю половину смычка, применять гибкие кистевые движения при свободном состоянии большого пальца правой руки.

Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской работы

Положив руки на клавиатуру, нужно внимательно следить за учеником, очень часто, особенно в начальных классах, ученики начинают играть пьесу сразу после того, как педагог проверил положение рук на инструменте, что может застать концертмейстера врасплох.

Определение исполнительских особенностей и трудностей в партии сопровождения. Уточнение темпа, агогики, динамических оттенков. Транспонирование сочинения в заданную тональность.

Для педагога по специальному классу концертмейстер — правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для солиста концертмейстер — помощник и друг, наставник и тренер.

История в загадках. Петр I. Царь-реформатор | Статья в журнале...

Именно на такой силе человеческого разума и воли основаны все реформы Петра I. А споры о том, готово ли было общество к культурным преобразованиям, мне кажутся незначительными, ведь все продуманные нововведения остались частью нашей жизни. Именно с его подачи коньки стали прикручивать к обуви, к напиткам добавился кофе, садоводы получили радость разводить тюльпаны, а в отпуск мы можем отправиться в культурную столицу России — Санкт-Петербург.

Этикет был прописан в книге «Юности честное зерцало», составить которую велел сам Пётр I. Пособие состояло из двух частей для обучения и воспитания детей дворянского сословия.

Методическая разработка урока по учебному предмету...

И в заключение урока своеобразным открытием для них должно стать определение знакомых аккордовых построений в нотах, в «живой» музыке различных композиторов. На организационном этапе урока необходимо уделить внимание созданию рабочей обстановки и настроить школьников на творческое мышление.

Для начала давайте мы с вами вспомним, из каких аккордов складываются распространенные гармонические последовательности. А сделать это можно, только повторив определенные теоретические темы. Поэтому я предлагаю вам ответить на вопросы, подготовка к которым составляла часть вашей домашней работы.

Принципы структурного анализа художественного фрагмента...

Третья тема, появляющаяся в заключительной части экспозиционной главы, – эпизод с ножом. Она настолько важна, что получает развитие уже в первом своем проведении: сначала в описании садового ножа, затем в диалоге князя с Рогожиным.

Но здесь перед нами возникает какая-то чуть ли не геометрия гармонии, словно автор работает с циркулем и линейкой в руках, настолько все у него структурно выверено. Чем это вызвано, так и останется тайной. Интуиция ли это, открывающая то, что разум бессилен схватить, или точный расчет структуры произведения в процессе работы над ней, или чувство формы, выработанное долгим трудом мастера?

С. Фейнберг, А. Черепнин и А. Мосолов: из истории отечественного...

Второй фортепианный концерт представляет собой развитую симфоническую концепцию, состоящую из четырех частей, со скерцо на третьем месте. По сравнению с Первым фортепианным концертом, Второй отличается цельностью развития. Особенно выделяется в этом отношении третья чаcть – Allegro markato – род скерцо, с тематизмом агрессивного характера, пронизанного волевым чеканным ритмом.

Первый фортепианный концерт Мосолова представляет собой одно из значительных произведений русского авангарда, и как его симфонический эпизод «Завод», способствовал утверждению определения «музыкальный конструктивизм».

Основные подходы и взгляды на аппликатуру в классе фортепиано

Скачать Часть 9 (pdf). Библиографическое описание: Беликова, Ю. С. Основные подходы и взгляды на аппликатуру в классе фортепиано / Ю. С. Беликова.

Еще одно очень полезное и важное выражение Г. Г. Нейгауза: «В искусстве ведь нет мелочей, все подчинено законам Красоты, вплоть до последней детали. Вот почему я так дорожу любой аппликатурой, указанной самим автором, даже если по свойствам своей руки я не могу ею воспользоваться» 4. Эти слова нам говорят о том, что важным принципом выбора аппликатуры, должно быть соответствие стилю конкретного композитора, чьё произведения мы взяли исполнять.

Похожие статьи

Методическо-исполнительский анализ Ж. Б. Акколаи «Концерт...»

Начинается концерт большим фортепианным вступлением, где проходят основные темы концерта. Нисходящий ход терций подготавливает главную тему в партии скрипки- распевную, выразительную, яркую.

Певучая побочная партия исполняется свободно льющимся мягким звуком в нюансе piano, с небольшими кульминациями в каждом предложении. Определенную интонационную трудность испытывает ученик в 59 такте.

«Правая рука,- учил Л. М. Цейтлин, – должна двигаться так, как будто она играет одну певучую ноту на один смычок и на одной струне». Начиная с 183 такта, целесообразно использовать верхнюю половину смычка, применять гибкие кистевые движения при свободном состоянии большого пальца правой руки.

Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской работы

Положив руки на клавиатуру, нужно внимательно следить за учеником, очень часто, особенно в начальных классах, ученики начинают играть пьесу сразу после того, как педагог проверил положение рук на инструменте, что может застать концертмейстера врасплох.

Определение исполнительских особенностей и трудностей в партии сопровождения. Уточнение темпа, агогики, динамических оттенков. Транспонирование сочинения в заданную тональность.

Для педагога по специальному классу концертмейстер — правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для солиста концертмейстер — помощник и друг, наставник и тренер.

История в загадках. Петр I. Царь-реформатор | Статья в журнале...

Именно на такой силе человеческого разума и воли основаны все реформы Петра I. А споры о том, готово ли было общество к культурным преобразованиям, мне кажутся незначительными, ведь все продуманные нововведения остались частью нашей жизни. Именно с его подачи коньки стали прикручивать к обуви, к напиткам добавился кофе, садоводы получили радость разводить тюльпаны, а в отпуск мы можем отправиться в культурную столицу России — Санкт-Петербург.

Этикет был прописан в книге «Юности честное зерцало», составить которую велел сам Пётр I. Пособие состояло из двух частей для обучения и воспитания детей дворянского сословия.

Методическая разработка урока по учебному предмету...

И в заключение урока своеобразным открытием для них должно стать определение знакомых аккордовых построений в нотах, в «живой» музыке различных композиторов. На организационном этапе урока необходимо уделить внимание созданию рабочей обстановки и настроить школьников на творческое мышление.

Для начала давайте мы с вами вспомним, из каких аккордов складываются распространенные гармонические последовательности. А сделать это можно, только повторив определенные теоретические темы. Поэтому я предлагаю вам ответить на вопросы, подготовка к которым составляла часть вашей домашней работы.

Принципы структурного анализа художественного фрагмента...

Третья тема, появляющаяся в заключительной части экспозиционной главы, – эпизод с ножом. Она настолько важна, что получает развитие уже в первом своем проведении: сначала в описании садового ножа, затем в диалоге князя с Рогожиным.

Но здесь перед нами возникает какая-то чуть ли не геометрия гармонии, словно автор работает с циркулем и линейкой в руках, настолько все у него структурно выверено. Чем это вызвано, так и останется тайной. Интуиция ли это, открывающая то, что разум бессилен схватить, или точный расчет структуры произведения в процессе работы над ней, или чувство формы, выработанное долгим трудом мастера?

С. Фейнберг, А. Черепнин и А. Мосолов: из истории отечественного...

Второй фортепианный концерт представляет собой развитую симфоническую концепцию, состоящую из четырех частей, со скерцо на третьем месте. По сравнению с Первым фортепианным концертом, Второй отличается цельностью развития. Особенно выделяется в этом отношении третья чаcть – Allegro markato – род скерцо, с тематизмом агрессивного характера, пронизанного волевым чеканным ритмом.

Первый фортепианный концерт Мосолова представляет собой одно из значительных произведений русского авангарда, и как его симфонический эпизод «Завод», способствовал утверждению определения «музыкальный конструктивизм».

Основные подходы и взгляды на аппликатуру в классе фортепиано

Скачать Часть 9 (pdf). Библиографическое описание: Беликова, Ю. С. Основные подходы и взгляды на аппликатуру в классе фортепиано / Ю. С. Беликова.

Еще одно очень полезное и важное выражение Г. Г. Нейгауза: «В искусстве ведь нет мелочей, все подчинено законам Красоты, вплоть до последней детали. Вот почему я так дорожу любой аппликатурой, указанной самим автором, даже если по свойствам своей руки я не могу ею воспользоваться» 4. Эти слова нам говорят о том, что важным принципом выбора аппликатуры, должно быть соответствие стилю конкретного композитора, чьё произведения мы взяли исполнять.

Задать вопрос