Библиографическое описание:

Хасия Т. В. Компетентностный подход: инновационные технологии в подготовке компетентных специалистов // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 150-151.


«...развивающемуся обществу нужны современно

образованные, нравственные предприимчивые люди,

которые могут самостоятельно принимать решения выбора,

способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью,

динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному

взаимодействию, обладающие чувством ответственности за

судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание».

Из доклада Госсовета РФ « Об образовательной политике

России на современном этапе».


Исходя из приведенной цитаты, можно сделать вывод, что обществу нужны люди с умением или способностями мгновенно адаптироваться к любым условиям современной действительности, с максимальным коэффициентом самоотдачи, с высоким профессиональным уровнем и коэффициентом эффективности своей деятельности. Для этого нужна система образования, где главная цель – это прогнозирование будущего для подрастающего поколения через осознание культурных процессов и процессов самовоспроизводства культурных ценностей. Следовательно, нужна система подготовки высококвалифицированных специалистов.

Российское образование сегодня на поворотном этапе своего развития и выбор стратегических путей, направлений этого развития во многом предопределяет перспективы не только отечественного образования, но и в целом нашей страны. На разных стадиях своего развития общество предъявляло новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило развитие системы образования.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также в Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.

В современном образовательном пространстве возникла необходимость подготовки профессионально компетентных, социально активных и конкурентоспособных специалистов, способных к адекватному профессиональному самоопределению и саморазвитию, готовых обеспечить обществу устойчивое, безопасное и успешное развитие. Подготовка такого специалиста в системе высшего профессионального образования может быть обеспечена последовательным формированием профессионально-культурной компетентности в контексте достижения профессионального, социального и личного успеха студента.

«Компетентный» в своем деле человек (от лат.Competent – соответствующий, способный) – человек, имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать и решать что-либо, судить о чем-либо.

Понятие «компетентный» означает знающий, авторитетный в какой-нибудь области; обладающий компетенцией.

Понятия «компетентность» включает в себя сложное, емкое содержание, интегрирующее профессиональные, социально-педагогические, социально-психологические, правовые и др. характеристики.

Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующей личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование представляет как высокомотивированное и в подлинно смысле личностно-ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.

«Компетенция» обозначает сферу приложения знаний, умений навыков человека. Под компетентностью мы понимаем способность применения своих личных возможностей в процессе профессиональной деятельности, готовность к исполнению своей профессиональной роли. При этом следует особо подчеркнуть, что речь идет о деятельности в реальных постоянно изменяющихся условиях [2]. В связи с этим следует выделить несколько аспектов подготовки компетентных специалистов. Чрезвычайно значимы качество образования, его доступность и эффективность. В условиях информатизации и глобализации общества большую роль играет профессиональный уровень будущих специалистов.

Современный рынок труда проводит жесткий отбор, корректируя формально свободный профессиональный выбор под влиянием конкуренции и экономической востребованности. Работодатель оценивает не только уровень полученной квалификации, но и умение использовать накопленный опыт для приобретения новых компетенций в режиме саморазвития. В этих условиях значительно возрастает роль компетентностного подхода к подготовке специалиста.

В условиях глобализации и информатизации всех сфер жизнедеятельности, в том числе и сферы образования, приоритет в подготовке компетентных специалистов отдается инновационным обучающим технологиям, направленным на развитие таких свойств личности, как коммуникативность, компетентность и компетенции. Инновационные технологии являются более целенаправленными и интенсивными процессами, приводящими к созданию лучших по своим качествам и свойствам знаний, умений и информации благодаря практическому использованию новых идей. Наряду с традиционными технологиями используются специальные технологии дистанционного образования, включающие в себя различные инновационные средства обучения. В их числе:

  • компьютерные средства обучения: электронные учебники, мультимедийные курсы, тренинговые программы с обратной связью (супертьюторы), наделенные функциями учебника, тренинга и контроля полученных знаний, учебные задачи на профессиональных программах (профтьюторы), обучающие компьютерные программы «Логическая схема» и «Тест-тренинг», контролирующая компьютерная программа «Экзаменационное тестирование» и др.;

  • телевизионные средства: видеолекции, телеконференции, телевизионные занятия в интерактивном режиме;

  • дистанционные средства обучения: активные методы коллективных занятий в виде деловых и операционных игр, дискуссий, коммуникативных занятий, а также проблемные и междисциплинарные лекции, читаемые в виртуальных образовательных сферах.

В подготовке компетентных специалистов инновационные образовательные технологии способствуют: формированию познавательных и профессиональных мотивов и интересов будущих специалистов; воспитанию системности, гибкости, стратегичности и критичности мышления; развитию ответственного отношения к решению учебных и профессиональных проблем. Целостность и многомерность новейших образовательных технологий формируют информационную культуру и компетентность будущих специалистов, создают потенциальную возможность эффективной адаптации к требованиям рынка труда, общества и себя лично.

«Компетентность» как способность человека, имеющего право со своими знаниями и полномочиями делать и решать что-либо, судить о чем-либо, не имеет границ и проявляется лишь в высоком уровне реализации профессиональной деятельности и общения.


Литература:

  1. Закон РФ от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

  2. Данилова В.В., Архипов А.А. Общие положения компетентности учителя безопасности жизнедеятельности // Труды СГУ.Вып.76 Оренбургский филиал СГА. Гуманитарные науки.

  3. Буйло Е.В. Педагогические условия формирования профессионально-культурной компетентности студентов: Автореф.дисс….к.пед.наук.Ростов-на-Дону,2007.

  4. Фокина В.Н. Инновационные технологии в образовании как средство повышении качества компетентной подготовки кадров в системе дистанционного обучения. М.,2007.

  5. Карпенко М.П. Телеобучение.М.:СГА,2008.

  6. Дергачева И.Н. Инновационные методы активного обучения в естественнонаучной подготовке специалистов. Омск.,2006.

Основные термины: подготовке компетентных специалистов, будущих специалистов, система образования, компетентных специалистов инновационные, средства обучения, подготовки компетентных специалистов, нужна система образования, Похожая статья, Компетентностный подход, программе развития образования, компетентность будущих специалистов, система образования способна, развитие системы образования, Национальной доктрине образования, высшего профессионального образования, уровень будущих специалистов, системами образования передовых, значимы качество образования, интересов будущих специалистов, Российской Федерации

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle