Библиографическое описание:

Галиев Р. Р., Газизов Ф. Г., Маликов Р. Ш. Традиции интеграции физического и духовного развития личности (на материале татарской этнопедагогики) // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 93-96.

Веками образование и воспитание основывалось на народных традициях и философских взглядах. И на сегодняшний день в физическом воспитании подрастающего поколения становится очевидным роль национальной культуры. Ценности педагогической мысли народа в современных условиях рассматриваются, как уникальное явление, ведущее к истокам культуры народа, по существу, к истокам духовности. Являясь социокультурно-историческим феноменом, национальные ценности вобрали в себя мудрость поколений, многогранность культуры и оригинальные традиции. Они представляют собой осознаваемое коллективное представление о желаемом идеале и обладают потенциалом регулирования отношений и деятельности личности, культивирования привлекательных личностных качеств и свойств. Кроме того, ценности поддерживают жизнедеятельность общества и выступают фактором его развития и совершенствования.

В народных традициях отчетливо выступают ведущие факторы обучения и воспитания: природа, слово, труд, обычаи, искусство. Традиции ускоряют развитие общества, потому что каждое новое поколение людей, прежде чем приступить к созданию духовных и материальных ценностей, должно усвоить все то, что создано предыдущими поколениями. Как отмечает Д.Р. Шарафутдинов, заложенные в них глубокие гуманистические идеи, тесная связь с жизнью народа способствуют духовному обогащению человека… [2, с. 3].

Использование педагогических обычаев и традиций татарского народа в учебно-воспитательном процессе имеет большое значение в интеграции физического и духовного развития школьников. Они выступают выражением эмоциональной и эстетической жизни народа. Традиции и обычаи занимают особое место в числе факторов, постоянно действующих на формирование личности. Они аккумулируют богатый нравственный опыт народа, осуществляют преемственность его духовной культуры, являются важнейшими компонентами окружающей социально-педагогической среды.

Большую роль играют народные национальные традиции в физическом воспитании подрастающего поколения. В ходе исторического развития у каждого народа складывались свои приемы, традиции, методы и средства физическом воспитании молодежи. Программа праздников отводит значительное место физическому развитию и совершенствованию спортивного мастерства. Наиболее эффективными и результативными средствами физического воспитания в народной педагогике были скачки, бег, прыжки в длину и высоту, национальная борьба – корэш.

Традиционно-праздничная культура татарского народа включала в себя как религиозные (в традиции ислама каноническими считаются только два праздника: курбан-байрам, ураза-байрам), так и светские праздники, отмечаемые в определенное время года. К таковым относятся сабантуй (праздник плуга), жыен (встреча, народное гуляние), урак эсте (жатва), каз эмэсе, мал эмэсе (помощь в заготовке птицы, мяса). Религиозные мусульманские праздники называются словом «гает» (ураза гаете – праздник поста и корбан гаете – праздник жертвы), а все народные, не религиозные праздники по-татарски называются «байрам». Учёные считают, что это слово означает «весенняя красота», «весеннее торжество».

Первый этап весенних народных гуляний начинался в момент вскрытия рек. Обычно смотреть ледоход выходили все жители деревни. По сути это был первый массовый выход односельчан на люди после зимы, и первый пример массового принятия воздушных ванн. Начало ледохода означало для многих конец наиболее тяжелого годового периода и ассоциировалось в сознании народа с возрождением новых надежд на лучшее будущее. По поводу ледохода устраивался ритуальный акт проводов зимы. По воде на льдинах пускали зажженную солому. В некоторых случаях из соломы изготавливали чучело, которое устанавливали на одну из последних льдин, поджигали и пускали вниз по течению. Этот акт символизировал утверждение весны и тепла.

В дни весеннего паводка на берегу реки проводили праздник жимчэчэк (праздник цветочного сока). Вечерами нарядная и веселая молодежь устраивала игры, водила хороводы, пела песни. Совместные игры парней и девушек – явление достаточно недавнее в татарской культуре. Они появились лишь в начале XX в. До этого периода, пожалуй, единственную возможность молодым парням и девушкам открыто контактировать друг с другом предоставлял общественный праздник жыен. Его время – после окончания весенних полевых работ и начало сенокоса. Тем самым этот праздник отражает один из компонентов здорового образа жизни – рациональное сочетание труда и отдыха. В этот праздник жители одних деревень становились гостями других. Отправлявшиеся в гости шили наряды, пекли пироги, везли с собой тушки вяленых гусей. Приезжали на украшенных подводах, въезжали в деревню с музыкой и песнями, дети открывали гостям украшенные полевые ворота. Для каждых вновь прибывших гостей хозяева заново накрывали стол. Под вечер организовывали общий ужин. Во все дни гостевания хозяева топили баню, что является одним из основных средств закаливания. Праздник жыен укреплял родственные и дружеские отношения, сплачивал аул и прилегающую округу: люди чувствовали себя в дни этого праздника одной семьёй, а вечером проходили молодежные гулянья с песнями и танцами, хороводами и веселыми играми, которые так же восполняли двигательные потребности молодежи.

Другим крупным народным праздником весны у татар был карга буткасы. Это название праздника фиксируется в основном у татар Приуралья (в т.ч. в Башкирии), в отличие от Предкамья, где он имел название дары (тары) буткасы. Подобно своим соседям башкирам, татары Башкирии проводили карга буткасы на природе, неподалеку от деревни, на пригорке, холме или горе, словом, выбирали место повыше, «ближе к небу». «Карга буткасы» – так называется этот обряд в татарских аулах. При появлении проталинок, освобождении от снега пригорков и холмов вокруг деревни почтенные старцы аулов – аксакалы – подсказывали детям, что наступило время кашу варить. Мальчики и девочки группами по нескольку человек обходили дома на своем конце деревни и собирали продукты. Одна хозяйка даст крупы – пшена, полбы или гречки, другая – яиц, третья – масла, а чтоб хозяева были более щедрыми, дети нередко заранее готовили различные заклички, которые хором выкрикивали, подходя к дому. Своими закличками они выражали хозяевам благопожелания и требовали угощения.

Затем, захватив с собой большой котел, немного дров, отправлялись на природу. Там под руководством одной-двух пожилых женщин из собранных продуктов готовили кашу для коллективного угощения. После угощения начинались детские забавы, игры. С этого времени начиналась подготовка к празднику – Сабантую. Так, народный праздник «Карга буткасы» включает в себя такие позиции здорового образа жизни как, удовлетворенность работой, в виде получения угощения – вкусной каши, полноценный отдых на свежем воздухе оказывающее также закаливающее действие, физический и духовный комфорт, а также принятие активной жизненной позиции.

Сабантуй очень красивый, добрый, древний и мудрый праздник. Уже в 921 г. посол, прибывший в Булгары из Багдада, знаменитый исследователь Ибн Фадлан, описал этот булгарский праздник в своих трудах. Сабантуй включает в себя различные обряды и игры. Многочисленные и весьма распространенные физические упражнения, превратившиеся впоследствии в традиционные, явились для широких крестьянских масс школой физического воспитания, трудовой и военной подготовки, а так же интеграции физического и духовного развития личности. Верховая езда, стрельба, бег, прыжки, плавание способствовали выработке у татарской молодежи ценных физических качеств и боевого опыта. Непосредственно перед сабантуем организовывали сбор общественных средств – подарков для победителей в состязаниях. Самыми ценными из подарков считались полотенца, которые ткали к празднику девушки. В качестве призов использовали отрезы материи, домотканые скатерти, носовые платки, кисеты, рубахи и пр. При сборе подарков учитывались пожелания. Жертвующий мог назначить свой подарок победителю в скачках, или, напротив – самому последнему, победителю в борьбе.

Сабантуй – один из немногих массовых народных праздников, сохранившийся до нынешнего времени. Обряды его хорошо известны. Однако, как и в других праздниках, в нем появилось многое от нового времени, в то время как некоторые традиционные в прошлом особенности совершенно забыты. Сабантуй был завершающим этапом весенних общественных праздников и предшествовал дню начала сева. Еще в 20-х годах XX в. этот праздник в некоторых регионах Башкирии татары называли – праздник сохи.

Проведение сабантуя сопровождалось целым рядом ритуалов и магических действий, включая жертвоприношения. В дни сабантуя имел место обряд изгнания нечистой силы – окуривание дымом или окропление домов и места проведения праздника (майдан) водой. В актах жертвоприношения соединились древнейшие традиции тюрков-кочевников и ритуалы ислама. Например, жертвенное животное называлось корбан aт, корбан коз (жертвенная лошадь, гусь), то есть так же, как и в дни мусульманского праздника курбан-байрам. Часто в дни сабантуя отдельные лица давали обет в случае хорошего урожая принести в жертву корову, барана или другое домашнее животное, что также связано с традицией корбан татар-мусульман Поволжья и Южного Урала.

Место состязаний, а иногда и сами состязания, назывались «майдан». По традиции они включали в себя двигательные действия способные удовлетворить потребность детей и взрослых в движении, это скачки, бег, прыжки в длину и высоту, национальную борьбу– корэш. Во всех видах состязаний принимали участие все желающие – мальчики, юноши, мужчины. Девушки, женщины лишь наблюдали со стороны. Состязания проводились по веками выработанному распорядку. Начинали их скачки. Участие в них считалось престижным, поэтому на деревенские скачки выставляли коней все, кто мог. Наездниками были мальчики 8–12 лет. Участники скачек, собравшись вместе, отправлялись к месту старта, расположенному в 5–8 км от аула. Их сопровождал один из руководителей состязаний. По его сигналу конники стартовали по полевой дороге в сторону деревни, к финишу, где их поджидали участники праздника. Победителю дарили одно из лучших полотенец. Наездники и владельцы скакунов получали отдельные призы. В то время, когда наездники отправлялись к месту старта, проводились другие состязания, в частности бег. Участники подразделялись по возрасту: мальчики, взрослые мужчины, старики. Принцип организации состязаний был тот же, что и скачек: старт устраивали в отдалении, а финиш– на майдане. Главное соревнование на Сабантуе – борьба на кушаках – корэш. В качестве кушака используется полотенце. Каждый борец обхватывает своим полотенцем соперника и ведёт борьбу, стараясь положить его на лопатки. Начинают борьбу мальчики 5–6 лет, а иногда два старика. Затем поочерёдно борются ребята постарше, юноши, мужчины среднего возраста. Победителям – подарки. Потом победители борются с победителями и наконец, выявляется самый главный победитель – батыр. Обычно его награждают живым бараном.

Широкое распространение получили различного рода шуточные состязания во время празднования Сабантуя. Их довольно много. Порядок проведения игр, аттракционов, состязаний обеспечивался складывающими традициями, которые постепенно переходили в общепринятые, закрепленные правила, благодаря этому многие игры и состязания приняли исторически устойчивые формы [1, с. 90]. Это бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом; бег с ведрами на коромысле, наполненными водой; бег в мешках; бег по двое, когда нога одного привязана к ноге другого; бой мешками, набитыми сеном или соломой, который ведут, сидя на бревне и др. Популярны перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб, наверху которого повешен приз (иногда живой петух в клетке) и т.д. Эти состязания являются наиболее массовыми, во многих из них активно участвует женская половина собравшихся. Э.Х. Галеев отмечает, традиционная игра постепенно укрепляет организм детей и служит залогом здоровья [1, с. 95].

Одновременно проводятся состязания певцов, танцоров. Молодежь водит хороводы, устраивает танцы. Любой присутствующий, когда пожелает, может включиться в состязание, которое ему по душе, и отдохнуть, получить заряд бодрости и веселья. Вечером на поле-майдане проводятся молодёжные игрища с хороводами, плясками, играми в догонялки, катанием на подводах.

Определенные физические упражнения, выделившиеся по традиции как предметы соревнования в мастерстве, силе, способностях человека, стали национальными видами спорта. Они стали одними из мощных факторов подготовки человека к труду, военному делу, а также ценным средством удовлетворения потребностей в здоровом отдыхе и развитии [1, с. 45].

До нынешних дней сохраняется в татарских селениях традиция помощи – омэ. Их организовывали во время всех крупных работ: при закладке и строительстве нового дома, ремонте хозяйственных построек, строительстве общественных зданий. Нередко в таких мероприятиях участвовали все односельчане, а в крупных населенных пунктах – соседи с одной улицы. Совместная работа завершалась обрядовой трапезой и гуляниями. Эта традиция так же способствовала интеграции физического и духовного развития личности, а именно формированию определенного режима дня, рационального сочетания труда и отдыха, двигательной активности и др.

В дни зимнего солнцестояния в татарских деревнях проходил обряд нардуган (или нардыван). По характеру этот старинный обычай напоминает русские святки, с традиционным подворным обходом, ряженьем, посиделками и гаданиями. Групповой обход дворов в дни нардуган сопровождался колядованием. Колядующие обращались к хозяевам с пожеланиями богатства и здоровья, а затем просили вознаграждения – подарков. Обряд нардуган тесно связан с праздником науруз (новый день, смысл, новый год), который татары отмечали в дни весеннего равноденствия (март).

Празднование науруз (Нового года) связано с древней системой летоисчисления у татарского народа. Это был двенадцатилетний цикл, в котором каждый год носил имя животного. Шакирды (ученики медресе) обходили дома с песнями-пожеланиями благополучия и здоровья, и в ответ получали угощение от хозяев. Праздники нардуган и науруз так же являются своеобразными программами интеграции физического и духовного развития личности, которые способствовали побуждению к двигательной активности, закаливанию, привитию необходимых гигиенических навыков.

Применение древних народных традиций в интеграции физического и духовного развития учащихся имеет большое значение в общей системе воспитания. Это не только стимулирует развитие общей культуры школьников, но и учит их бережно относиться к эстетическим ценностям народа, побуждает продолжению прогрессивных традиций народного искусства. За счет включения элементов народных традиций, народной литературы, истории, быта, культуры в учебный процесс происходит обогащение содержания учебного материала. Существенной стороной интеграции физического и духовного развития личности на народных традициях, является усвоение суммы знаний о культуре народа. Другой не менее существенной стороной является приобретение нравственного опыта, практическое усвоение норм поведения, которая обеспечивается путем непосредственного активного участия школьников в традициях. Последовательное и систематическое включение школьников в практическую деятельность, является необходимым условием интеграции физического и духовного развития личности.


Литература:

  1. Галеев, Э.Х. Татарские народные традиции физического воспитания и их использование в практике учебно-воспитательной работы: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Э. Х. Галеев. – Казань, 1973. – 267 с.
  2. Шарафутдинов, Д.Р. Сабантуй – праздник труда [Текст] / Д. Р. Шарафутдинов. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1987. – 135 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle