Библиографическое описание:

Нестеренко Л. А. Процессы повышения качества жизни: региональный аспект // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.1. — С. 161-166.

В современной экономике проблема качества жизни является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности населения, общества. При этом становится актуальным поиск новых форм и подходов в повышении качества жизни, учитывающих современные реалии социально-экономического развития общества.

Категория «качество жизни» как совокупность взаимосвязанных компонентов может быть описана в виде системы или процесса. Изучение качества жизни с точки зрения процесса позволяет с одной стороны характеризовать качество жизни динамичным поведением и более гибким реагированием на внешние и внутренние изменения, с другой - способствует непрерывности управления качеством жизни с целью повышения удовлетворенности потребителей (населения, общества) путем выполнения их требований.

В широком смысле процесс трактуется как ход, развитие какого-нибудь явления; последовательная закономерная смена состояний в развитии чего-нибудь. В узком смысле процесс - это совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата [3]. В соответствии с определением, приведенным в стандарте ИСО 9000:2000, процесс - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы [5]. Входами к процессу обычно являются выходы других процессов. С точки зрения этого определения, процессами являются очень многие объекты.

Схематически процессы можно изобразить следующим образом (рис. 1).

Полотно 99

Рис. 1. Концептуальная схема процесса управления

Основополагающими элементами выступают объект управления и субъект управления. Объектом управления в рамках качества жизни является само качество жизни, а субъектом управления может быть государственная и муниципальная власть, организации и человек. Мы будем рассматривать качество жизни как управляемый процесс, представляющий собой совокупность взаимосвязанных скоординированных подпроцессов, осуществляемых для достижения соответствующей конкретным требованиям цели. Целью качества жизни является удовлетворение потребностей и ожиданий человека, общества результативным и эффективным способом.

Полный состав и иерархию процессов качества жизни с достаточной степенью полноты установить довольно трудоемко. Изменение качества жизни населения - его улучшение или, напротив, ухудшение - связано с множеством процессов, оказывающих на него прямое или косвенное, сильное или слабое, постоянное или периодическое и т.д. воздействие.

Различаются прямое управленческое воздействие и косвенное управленческое воздействие на улучшение качества жизни населения. Прямое управленческое воздействие - это воздействие на показатели качества жизни (рост реальных доходов, снижение заболеваемости и т.п.). Косвенное управленческое воздействие - это воздействие на условия, обеспечивающие улучшение качества жизни. При этом важно заметить, что создание тех или иных условий еще не обеспечивает автоматического улучшения качества жизни. Так, строительство объектов культурно-досугового назначения еще не означает повышения культурного уровня населения, поскольку эти объекты могут остаться или невостребованными населением или востребованными незначительной его частью, имеющей к тому же низкий уровень культурно-эстетических вкусов и запросов.

Поэтому прежде чем приступить к вопросу идентификации процессов качества жизни, определимся в каких направлениях возможно улучшение (повышение) качества жизни. На наш взгляд деятельность по улучшению качества жизни людей включает в себя три направления:

Во-первых, удовлетворения базовых материальных и социокультурных потребностей, интересов и стремлений людей.

Во-вторых, рост, возвышение потребностей. Развитие личности как возможность реализации своих свойств и стремлений. В основе механизма «возвышения потребностей» лежит «принцип доминирования». Суть его сводится к тому, что любая потребность, находящаяся на более высоком уровне иерархии, оказывает возвышающее, «руководящее» влияние на реализацию расположенной ниже. Потребность низкого уровня рассматривается как «точка роста», базируясь на которой, можно осуществить возвышение потребности до ее совершенного состояния [2, с. 6-15].

В-третьих, корректировка ценностно-целевых ориентаций человека. Несомненно, что одним из главных оснований формирования ценностей являются потребности. Однако, будучи сформированными, ценности и жизненные смыслы в свою очередь влияют на характер и структуру потребностей, видоизменяя их. Поэтому корректировка ценностно-целевых установок способна в конечном итоге модифицировать потребности человека [1, с. 1-10].

Следует отметить, что содержание качества жизни применительно к конкретному человеку может различаться. Это вполне естественно. Однако в целостном обществе должен быть соблюден некоторый баланс потребностей, интересов и целей людей. Поэтому целесообразно выявить определенную целевую направленность совершенствования (улучшения) качества жизни. По нашему мнению - это три взаимосвязанных аспекта существования (жизни) человека:

Телесно-психическая жизнь как природно-биологический феномен; в этом аспекте жизнь человека предстает как процесс реализации им физиологических потребностей;

Социальная жизнь как общение и деятельность данного человека в социальной среде (процесс адаптации к социальным условиям);

Духовная жизнь как осознанный выбор и реализация человеком целей и смысла своего существования, эстетических ценностей и потребностей (процесс самореализации).

Стремление общества к повышению качества жизни предполагает высокую степень удовлетворения основных потребностей населения. В основе обеспечения и повышения качества жизни населения лежит качество образования. Знание расширяет возможности людей. Образование дает людям силу продвигать свои интересы, избегать рисков для здоровья, жить дольше и более комфортно. Непрерывное образование - основа жизни человека в «мире изменений», условие его профессиональной мобильности, развитие потенциала человека, его творческой жизни [9, с. 62-66].

ООН, ЮНЕСКО вот уже на протяжении последних 30 лет качество жизни и качество образования рассматривают как важнейший фактор своей политики.

В многочисленных спорах об образовании проблема его качества занимает центральное место на уровне теории, государственных решений и на обыденном уровне как проблема практической жизни людей. Существует естественное различие в понимании того, что такое качество образования в рамках обыденного и теоретического подходов к нему, но определенное различие имеет место и в пределах последнего, где предложена масса определений этого понятия.

При определении качества образования учитываются как минимум три его составляющих:

  • качество содержания образования;

  • качество технологий обучения (методов и средств обучения и воспитания);

  • качество результатов образования (образованность выпускника).

Наряду с образованием, важными являются вложения в здоровье человека. В уставе Всемирной организации здравоохранения «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Данное определение отражает комплексный характер здоровья с выделением трех основных его составляющих - физического, психического и социального.

Под физическим здоровьем понимается способность человека использовать свое физическое тело, его органы и системы для самосохранения.

Психическое здоровье определяется как состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества [8].

Социальное здоровье заключается в способности адаптироваться к социальной среде, полноценному выполнению социальных функций.

В свете опубликования многочисленных научных данных, здоровье рассматривается как ресурс для каждодневной жизни, а не как цель жизни; это позитивная концепция, касающаяся социальных и личных ресурсов, наряду с физическими возможностями. Такая концепция здоровья, широкая и исчерпывающая, становится еще более понятной и обоснованной [10].

Здоровье и качество жизни людей зависят от многих факторов, таких как состояние окружающей среды, социальные и экономические аспекты, а также индивидуальные особенности человека. Рисунок 2 наглядно отражает множественные влияния на здоровье людей.

Полотно 2

Рис. 2. Факторы, влияющие на здоровье человека

Государственная культурная политика неразрывно связана с главными целями и задачами развития региона и страны в целом - такими как духовное оздоровление нации, повышение качества жизни. Культура стала средством формирования общественной жизни, государственности и ориентирована на перспективу. Любые экономические преобразования неэффективны без полноценного удовлетворения культурных потребностей населения. Сами преобразования невозможны без достаточного культурного уровня осуществляющих их людей [7].

Культура хранит и транслирует исторически накапливаемый социальный опыт. Осмысливая культуру в рамках развития человеческого общества и отдельных его представителей, весьма полезным будет знание о ее вкладе. Оценивая вклад культуры в достижение качества жизни, необходимо исходить, прежде всего, из возможности свободы выражения культурных ценностей людей, свободы мысли, обмена информацией и мнениями, а также творческого самовыражения.

Взаимосвязь природы и общества - диалектическое единство человека и окружающей среды. Человек на протяжении всей эволюции находился и находится в непосредственной зависимости от окружающей природы. Чистый воздух, вода, не загрязненные химикатами продукты питания - эти условия гораздо более важны для жизни и здоровья человека, чем все прочие атрибуты материального благополучия. Экологические факторы занимают в структуре качества жизни двоякое положение. С одной стороны, они прямо детерминируют такие стороны качества жизни, как здоровье, продукты питания, условия труда, жилищные условия, рекреация и т.д. С другой стороны, эти факторы оказывают неодинаковое влияние на субъективную компоненту качества жизни, поскольку опосредуются групповыми интересами, ценностными установками, мотивациями и т.д., которые с необходимостью изменяются от одной социальной группы к другой. Поэтому и реакция людей на экологический кризис изменяется в зависимости от того, к какому социальному слою они относятся [6, с. 108-117].

Таким образом, определение процессов повышения качества жизни является многогранной задачей. Содержание деятельности по улучшению качества жизни получает конкретное наполнение и решение в зависимости от исходного положения заинтересованной стороны (человек, общество, государство) и специфики его представлений о «достойном существовании».

Мы считаем целесообразным проводить описание процессов повышения качества жизни поочередно, начиная с принципиально важных областей. Объективный анализ проблемных и значимых областей общественной жизни Тамбовской области выявил определенные недостатки в области [4]. Рассмотрим некоторые из них:

Демографическая ситуация в Тамбовской области является типичной для большинства регионов России. В области наблюдается длительная устойчивая депопуляция населения области, провоцирующая рост коэффициента демографической нагрузки и снижение качества трудовых ресурсов. Сокращение численности населения области обусловлено двумя процессами:

  • естественная убыль населения за счет низкой рождаемости и высокой смертности;

  • устойчивая миграционная убыль населения.

Качество социальной поддержки незащищенных слоев населения в значительной мере определяется уровнем развития экономики области, финансовыми возможностями областного бюджета и качеством социальной инфраструктуры. Уровень обеспеченности населения Тамбовской области социальной инфраструктурой является достаточно высоким. Вместе с тем к числу проблемных факторов в сфере социальной поддержки населения следует отнести:

  • недостаточное финансирование учреждений социального обслуживания;

отсутствие в комплексных центрах социального обслуживания автотранспорта для обслуживания отдаленно проживающих граждан;

  • моральный и физический износ технологического оборудования социальных учреждений, большой физический износ строений, высокий риск аварийности зданий и сооружений;

  • недостаточное развитие, а во многих территориях и полное отсутствие социальной инфраструктуры для инвалидов и др.

В Тамбовской области, как и в большинстве регионов России, отмечаются несбалансированность рынка труда и наличие структурной безработицы. В результате модернизации базовых отраслей и изменения структуры экономики Тамбовской области в пользу сектора услуг меняются профессиональные квалификационные требования к качественному и количественному составу трудовых ресурсов.

Основным фактором, сдерживающим развитие качества образования в Тамбовской области, является состав и уровень педагогических кадров, в том числе старение педагогических кадров, нехватка квалифицированных специалистов, недостаточная укомплектованность педагогическими кадрами образовательных учреждений, отсутствие у учителей стремления к самообразованию.

К числу проблем в сфере культуры относятся:

    • высокий уровень физического и морального износа материально-технической базы учреждений культуры, особенно в сельской местности;

  • низкое финансирование учреждений и объектов культуры, недостаточные объемы ремонтно-реставрационных работ;

  • слабая социальная защищенность работников культуры и искусства (низкая заработная плата, невозможность предоставления комфортного жилья и т.д.);

  • нехватка квалифицированных кадров в учреждениях культуры и др.

Проблемы развития ЖКХ Тамбовской области являются типичными для России. Качество окружающей природной среды является неотъемлемым компонентом качества жизни населения. Экологическая обстановка в целом в Тамбовской области относительно благоприятная, однако уровень негативного воздействия на окружающую природную среду по-прежнему велик.

На основании вышеизложенного мы предлагаем в обозримой перспективе рассматривать в качестве приоритетов следующие процессы повышения качества жизни населения Тамбовской области:

процессы в сфере здравоохранения, демографические процессы, экологические процессы, процессы в сфере образования, культуры, обеспечения населения жильем, процессы занятости и охраны труда, процессы модернизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, процессы обеспечения социальной безопасности, процессы включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, информационные процессы.

Следует подчеркнуть, что любой процесс может быть детализирован в виде компонентов (подпроцессов) и взаимодействий между ними, т.е. в виде сети подпроцессов. Однако излишняя детализация не способствует более точному и адекватному анализу процессов повышения качества жизни, а наоборот только затрудняет получение решения. Следовательно, степень детализации описания процессов повышения качества жизни, должна быть необходимой и достаточной для адекватного отражения действительности и соответствовать поставленным целям исследования, а также индивидуальной региональной проблематике.

В этой связи мы перечислили далеко не все процессы, связанные с повышением качества жизни населения, а только те из них, которые наиболее значимы, по нашему мнению, для Тамбовской области и которые оказываются объектом непосредственного управленческого воздействия. Мы не перечислили процессы экономического развития как материальной основы улучшения качества жизни населения, поскольку механизм управленческого воздействия на эти процессы носит косвенный, опосредованный характер.

Выделенные процессы взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. Для отражения степени взаимного влияния различных процессов друг на друга в рамках Тамбовской области составим матрицу взаимосвязей. Степень взаимосвязей определим по трехступенчатой шкале: 2 балла - прямая связь, 1 балл - косвенная или опосредованная связь, 0 баллов - связь отсутствует. В результате каждый выявленный ранее процесс получил оценку по двум параметрам: 1) степень многофакторности, отражающая уровень обусловленности состояния других процессов состоянием данного процесса; 2) степень значимости, отражающая ранг данного процесса среди других процессов. Схема взаимосвязи процессов повышения качества жизни представлена на рисунке 3.

Полотно 96

Рис. 3. Взаимосвязь процессов повышения качества жизни населения

Очевидно, что все указанные процессы имеют взаимное влияние друг на друга и взаимообуславливают развитие, повышение качества жизни. С одной стороны, это обеспечивает высокую эффективность мер по управлению процессами качества жизни при условии комплексного подхода. С другой стороны, такая взаимозависимость всех процессов требует большой осторожности, поэтапности и выработки системы контрольных показателей, так как негативные изменения одного процесса могут вызвать дестабилизацию всей системы качества жизни.

Деятельность, направленная на повышение качества жизни, должна постоянно развиваться и совершенствоваться с учетом результатов соответствующих изменений и анализов. Постоянное улучшение предусматривает реализацию процедур мониторинга, корректирующих и предупреждающих мер. Мониторинг предполагает непрерывное наблюдение. В общем виде корректирующие и предупреждающие действия служат реагированием на выявляемые несоответствия законодательным и другим нормативным требованиям, и предполагают принятие ответственных решений (в том числе высшим руководством) по своевременной разработке и реализации необходимых и достаточных мер для устранения выявленных несоответствий.

Таким образом, процесс формирования качества жизни и управления им имеет много последовательных этапов. Эффективное управление качеством жизни можно представить условно как совокупность двух элементов:

  • хорошо структурированная (описанная) сеть процессов, определяющая процесс (процессы) качества жизни;

  • постоянно реализуемые процедуры мониторинга, корректирующие и предупреждающие меры в рамках каждого процесса, сети процессов.

В этих условиях необходимо заметить, что реальное и устойчивое повышение качества жизни людей невозможно без эффективно работающей системы местной власти. Непосредственная реализация политики повышения качества жизни должна активно опираться на деятельность органов местного самоуправления.


Литература:

  1. Алферова, М.Н. О возможном подходе к разработке региональной концепции и программы улучшения качества жизни населения / М.Н. Алферова, В.П. Бабинцев, А.А. Белов, А.А. Гармашев, С.В. Заинчковская // Технологии качества жизни. - 2002. -Т. 2., № 2, С. 1-10.

  2. Вадковская, Н.Н. Механизм «возвышения потребностей» как способ повышения качества жизни / Н.Н. Вадковская // Технологии качества жизни. - 2005. - Т. 5, № 1. - С. 6 -15.

  3. Ефремова, Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. - М.: Дрофа, Русский язык, 2000.- 1233 с.

  4. Материалы интернет-сайта Госкомстата РФ - www.gks.ru

  5. Международный стандарт ИСО 9000-2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

  6. Нугаев, М.А., Нугаев, Р.М., Райманов, И.Т. Социально-экологические факторы в структуре качества жизни / Нугаев М.А., Нугаев Р.М., Райманов И.Т. // Социологические исследования, 1998. - №11. - С. 108 - 117.

  7. Нюшенкова, М.Л. Методология формирования предпринимательской культуры менеджера социально-культурной деятельности в условиях высшей школы: автореф. дис. …д-ра.пед.наук / М.Л. Нюшенкова; ГОУ ВПО ТГТУ. - Тамбов, 2010.

  8. Психическое здоровье: усиление борьбы с психическими расстройствами. Информационный бюллетень. - 2010. - № 220.

  9. Субетто, А.И. Качество образования: проблемы оценки и мониторинга / А.И. Субетто // Образование, 2000. - №2. - С. 62 - 66.

  10. «Health Impact Assessment Toolkit» (Руководство по оценке воздействия на здоровье). Опубликовано на английском языке Европейским Региональным Бюро Всемирной организации здравоохранения. Перевод к.м.н. Ю.Е. Абросимовой, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle