Библиографическое описание:

Канунников К. С. Концепции европейской государственной молодежной политики: тенденции и основные направления // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 19-22.

Европейская молодежная политика является наиболее проработанной в современной систе­ме политических и международных отношений, а практика вовлечения в процессы реализа­ции европейской молодежной политики обще­ственных структур и самой молодежи по пра­ву считаются одними из наиболее успешных с точки зрения эффективности. [1]

В зарубежных странах в настоящее время понятие «молодежь», опре­деляется исходя из различных компонентов и подходов, большое значение для которых имеют не только возрастные рамки, но и набор отдельных индивидуальных или групповых характеристик, качеств и черт. Молодежь – это, прежде всего один из стратегических ресурсов страны, способный создавать и стимулиро­вать развитие инноваций, воспроизводить ма­териальные и интеллектуальные ресурсы. При этом в условиях старения общества нагрузка на молодежь серьезно увеличивается.

Молодежь должна быть активным, заинте­ресованным участником решения задач, стоя­щих перед обществом, однако сталкивается на этом пути с определенного рода проблемами и трудностями. Общество должно создавать необходимые условия для самореализации молодежи и ее активного включения в обще­ственные процессы. Это позволит обеспечить социальное, культурное и экономическое вос­производство и ускорить общественное разви­тие [2].

Для создания условий, необходимых для самореализации молодежи в современном мире, важной является деятельность междуна­родных организаций и институтов, обладающих достаточными ресурсами и эффективными ме­ханизмами реализации молодежной политики, как внутри страны, так и за ее пределами. Центральное место в системе международных институтов, определяющих ключевые векторы развития политики в молодежной сфере, за­нимают европейские институты молодежной политики, изучение опыта и результатов дея­тельности которых представляет для России особый интерес в условиях возрождения ин­тереса к проблемам молодежи в стране, в том числе и со стороны государства. Понимание основных принципов европейской молодеж­ной политики и изучение опыта ее реализации отдельными европейскими институтами могут иметь существенное значение для разработки эффективной национальной молодежной поли­тики в будущем.
Большую роль в развитии молодёжной политики в 60-80-е годы сыграла Организации Объединенных Наций, приняв целый ряд документов, провозглашающих новые принципы отношения к молодежи. Так, 1985 год ООН был объявлен Международным годом молодежи. А в 1995 году была принята Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, в 1998 году на первой Всемирной конференции министров по делам молодежи была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике.
Современные возрастные границы понятия “молодежь”, принятые в большинстве европейских стран, США и Японии, определяется в интервале от 13-14 до 29-30 лет.
Следует различать национальную моло­дежную политику и европейскую молодежную политику.
В большинстве европейских стран молодежная политика призвана содействовать молодым людям в становлении их жизненного пути, в том числе, в обеспечении занятости и гражданского участия молодых людей. Однако следует упомянуть и о том, что в ряде случаев основное внимание уделяется образованию и тренингу молодых людей. Исключение составляет Швеция, где основная задача молодежной политики - "помочь молодым людям быть молодыми людьми".
В данный момент можно говорить о существовании молодежного законодательства в большинстве европейских стран, хотя вопрос об интегрированной молодежной политике до сих пор находится в стадии обсуждения и, зачастую, молодежное законодательство ограничено областью молодежной работы и формального образования.
Так, например, правовую основу помощи детям и молодежи в Германии создает Закон о помощи детям и молодежи.

 Большинство европейских стран обладают трехступенчатой, каскадной структурой реализации молодежной политики. [3]

Законодательная база и общие направления ее реализации разрабатываются на уровне центрального правительства - первый уровень.
Правительство, в свою очередь, делегирует возможности ее осуществления региональным и муниципальным администрациям – второй уровень.
Молодежные организации – третий уровень.
Основным инструментом участия молодых людей в молодежной политике являются молодежные организации.
Например, в Германии насчитывается около 90 межрегиональных молодежных организаций и союзов, в которых состоит примерно 25% всего молодого населения государства. В молодежной работе государство уступает место союзам, обществам, религиозным объединениям, фондам и другим независимым организациям, благодаря чему создается широкий спектр предлагаемых услуг.
В Финляндии государственная финансовая поддержка оказывается 75 национальным организациям. На местном уровне молодежные объединения получают финансовую и иного рода поддержку (тренинг, обеспечение оборудованием) из средств местных органов власти.
Однако наблюдаемая в последние десятилетия тенденция демонстрирует, что молодые люди предпочитают традиционным молодежным организациям новые формы своего участия в общественной жизни (неформальные объединения, молодежные группы, реализующие отдельные проекты или программы).
В ряде стран задачи молодежной политики варьируются, где-то это семейная политика, правовая и социальная защита, но в большинстве - обеспечение социальных, политических, экономических, образовательных и других возможностей для молодых людей.

Изучая опыт данных стран, можно выделить следующие стратегии государств по отношению к молодежной политике: [4]

  1. Стратегия ведущей роли государства в сфере молодежной политики. Германия, Франция - в этих странах с развитой системой регулирования социально-экономических процессов государство играет ведущую роль в определении приоритетов молодежной политики и ее осуществлении, тесно взаимодействуя с неправительственными организациями.

Можно выделить следующие аспекты, данной стратегии:

1) Структурирование молодежной политики по уровням – общенациональному, региональному и местному. Эта система наиболее четко выражена в Германии. В этой стране молодежная политика реализуется на основе Конституции и федеральных законов «О помощи молодежи и детям» (помощь семьям в воспитании, консультации, опека, социальная педагогика, ювенальные суды, организация работы с молодежью) и «О защите молодежи», а также ежегодного федерального плана по молодежной и детской политике (конкретные мероприятия по социализации молодежи – социальное обеспечение, борьба с бедностью и безработицей, нравственное воспитание, интеграция иностранцев в немецкое общество, помощь молодым людям в «восточных землях»). В Германии на федеральном уровне за разработку молодежной политики отвечает Министерство по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи, в котором есть Отдел по вопросам молодежи, занимающийся разработкой ежегодного федерального плана по молодежной политике (также в разработке плана участвуют федеральные Министерство по образованию и науке и Министерство по экономике и занятости). На земельном уровне соответствующие министерства разрабатывают, ориентируясь на федеральный план, земельные планы молодежной политики с учетом потребностей регионов, исполнением молодежной политики занимаются земельные молодежные ведомства. На коммунальном уровне происходит непосредственная реализация задач и программ, определенных в федеральном и земельном планах.

Во Франции разработкой молодежной политики занимается Министерство по делам молодежи, спорта и общественных организаций (при участии Министерства национального образования, Министерства занятости и солидарности, Министерство культуры и коммуникаций). Министерство имеет региональные и департаментские управления, ответственные за реализацию молодежной политики на местах.

2) Использование принципа субсидиарности, когда основная ответственность, в том числе и финансовая, возлагается на низовой уровень (коммунальный; в российских условиях – муниципальный).

В Германии до 60% расходов на реализацию молодежных программ приходится на коммунальный уровень (около 10% коммунального бюджета), а 35% - на земельный. Это позволяет оказывать помощь молодым людям более адресно, с учетом локальных и региональных социально-экономических реалий и потребностей.

Во Франции на местном уровне осуществляется экспертиза и финансирование молодежных инициатив – программа «Проект М» (от 15 до 20 тыс. проектов в год с участием свыше 100 тыс. молодых людей).

3) Условное разделение единого массива молодежи. В Германии молодежь (22 млн. чел, что составляет 25% населения) делится на «непосредственно молодежь» (14-18 лет) и «молодых взрослых» (18-27 лет), так как приоритеты у этих возрастных групп различны.

Во Франции молодежь рассматривается как единый возрастной массив от 15 до 26 лет.

4) Применение комплексного подхода. Например, в Германии предоставление образования сочетается с обеспечением молодых людей рабочими местами.

Во Франции в 1997г. была введена программа «Новые услуги, новые рабочие места», имевшая целью предоставить постоянные (не менее 5 лет) рабочие места молодым людям без трудового опыта и, одновременно, удовлетворить потребность в рабочей силе в некоторых отраслях. Частным компаниям-работодателям государство компенсировало до 80% МРОТ на каждое новое место для молодежи.

5) Сотрудничество власти и неправительственных организаций (далее по тексту НПО) на всех трех уровнях реализации молодежной политики. За НПО признается важная роль, т.к. они работают в тесном контакте с молодежью, содействуя социальному сплочению. В Германии НПО, в первую очередь – молодежные (партийные, гражданские и объединения по интересам), могут получить статус «общественного исполнителя», если их работа соответствует задачам молодежной политики, и участвовать в реализации конкретных мероприятий. Организации, участвующие в осуществлении молодежной политики, занимаются лоббированием интересов своих членов (в основном – представителей молодежных групп) на всех уровнях власти, т.е. представительство интересов идет «снизу вверх».

Во Франции общественные организации, добровольно зарегистрировавшиеся при Министерстве по делам молодежи и спорта, рассматриваются как потенциальные партнеры и имеют право обращаться за материальной помощью для реализации конкретных проектов. Национальный совет молодежи (возглавляется министром по делам молодежи и спорта), объединяющий представителей политических, гражданских, профсоюзных молодежных структур, имеет полномочия инициативы по актуальным молодежным вопросам. Советы молодежи действуют как на уровне департаментов, так и во многих муниципалитетах.

6) Регулярный мониторинг проблем молодежи независимыми экспертами в Германии, что позволяет уполномоченным органам принимать взвешенные долгосрочные решения на основе различных оценок ситуации и возможностей ее развития, внося соответствующие коррективы.

7) Применение комплекса мероприятий по культурно-нравственному воспитанию молодежи. Так, в Германии действует договор между землями и федерацией о защите молодежи от вредного влияния СМИ.

2. Стратегия равенства государства и структур гражданского общества в сфере молодежной политики. В Великобритании, Швеции - государство формулирует общее направление, цели и приоритеты молодежной политики, но в ее реализации главная роль отведена местному самоуправлению и общественным организациям.

В качестве аспектов организации и исполнения молодежной политики данных стран можно выделить следующие:

1) Отсутствие специальных министерств по делам молодежи и молодежной политике (и в Швеции, и в Великобритании). Разработка единых национальных программ и планов не практикуется, молодежная политика как комплекс мер, призванных обеспечить всем молодым людям равный шанс на достойную жизнь, реализуется различными министерствами, ведомствами, общественными организациями в рамках их компетенции. Тем не менее, деятельность по реализации молодежной политики в Великобритании координируется Управлением по работе с молодежью Министерства образования и министерским Комитетом по делам детей и молодежи, а в Швеции – Министерством культуры. Если в британских парламентских структурах комиссии по молодежной проблематике отсутствуют, то в Швеции действует Государственный молодежный совет и молодежные советы на муниципальном уровне.

Центральное правительство определяет общую сумму затрат и ее распределение между местными органами власти, которые принимают решение о приоритетных расходах с учетом локальных особенностей (в Швеции также - распределение грантов для местных НПО). НПО имеют существенное значение, в Швеции они охватывают около 3/4 молодежи.

Если в Великобритании молодежная политика зависит от состояния политико-экономической конъюнктуры в целом, то в Швеции она стабильна.

2) Повышение качества и доступности образования как важного канала успешной социализации, увеличение числа молодых людей, продолжающих учебу после окончания средней школы (повышение квалификации, профессионально-техническая подготовка, обучение в ВУЗах) является одним из главных направлений молодежной политики в обеих странах. Успешные образованные люди, получившие подготовку по востребованной специальности, являются залогом социальной стабильности. Наиболее актуальна эта проблема для Великобритании, где, несмотря на рост уровня жизни, навыков и образованности молодых людей, весьма значительны и социально-экономические проблемы в молодежной среде: 21% детей растут в семьях, где никто не работает, до 10% молодых людей в возрасте 16-18 лет не работают и не учатся. Высок уровень безработицы среди молодежи 16-24 лет (12% в среднем по стране, причем он в 2-3 раза выше среди представителей этнических меньшинств). В Великобритании предпринимаются меры, призванные усилить мотивацию к получению и повышению образования – система кредитов для получения профессиональной подготовки, финансовая поддержка молодежи 16-19 лет, которая учится на дневных отделениях и живет с родителями. В целом система финансовых мер по вовлечению молодежи в образовательный процесс пока недостаточно совершенна.

В Швеции обучение как в средней, так и в высшей школе бесплатное, но стипендия для оплаты проживания и учебных пособий предоставляется в виде подлежащего возврату кредита (4% отчисления от заработка после завершения учебы и устройства на работу).

3) Минимизация молодежной безработицы является другим направлением. В Великобритании борьба с безработицей осуществляется в рамках программы «Новый курс для молодых людей» - консультации и рекомендации по выбору рода деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей.

В Швеции проблема трудоустройства и профессиональной переподготовки решается на локальном уровне с учетом особенностей местных рынков труда и кадровых запросов бизнеса.

Важное место занимает гражданское воспитание: не только выработка умения отстаивать свои права, но и воспитание социально-политической активности в целом (в Великобритании с 2002г. – курсы воспитания граждан как часть школьных образовательных программ).

Интерес представляет деятельность в составе британского правительства межведомственного подразделения по вопросам социальной маргинализации, занимающегося выработкой политики по вовлечению представителей групп риска, в том числе молодежи (несовершеннолетних матерей, бездомных, правонарушителей) в нормальную общественную жизнь.

В целом для британской молодежной политики характерна тенденция дать молодым людям шанс, поддержать их, но воздержаться от чрезмерной опеки и благотворительности, которые подрывают стимул самостоятельной активности, ведут к иждивенчеству.

Шведская система молодежной политики направлена на решение проблем на том уровне власти, где оно максимально эффективно, при широком привлечении общественных организаций, являющихся полноправными партнерами государства.

Система европейских институтов молодежной политики прошла долгий путь становления и развития. В современном виде она представ­ляет собой сложно организованный, но эф­фективный механизм реализации молодежной политики, основные принципы которого могут оказаться полезными при определении инно­вационных путей развития молодежной сферы в России. Недавние изменения, произошед­шие на национальном уровне, прежде всего в управлении молодежной сферой, ставят перед национальными органами, ответственными за реализацию молодежной политики, новые задачи по созданию необходимых условий фор­мирования эффективной национальной мо­лодежной политики. Преимуществом для будущего развития молодежной политики в России, как представляется, может являться имеющийся опыт сотрудничества националь­ных молодежных организаций и структур с европейскими институтами Совета Европы и ЕС, ответственными за молодежную сферу. Важным для буду­щего развития молодежной политики в России может стать укрепление и дальнейшее разви­тие сотрудничества с институтами Совета Ев­ропы, а также расширение возможностей для участия России в программных мероприятиях Европейской комиссии.


Литература:

  1. Соколов А.В. Современные институты молодежной политики в Европе: история становления и развития // Вестник международных организаций, 2009г., №1, стр. 84-99
  2. Стратегия государственной молодежной политики в РФ/ Министерство образования и науки Российской Федерации/М.,2006г.

  3. Молодежная политика: европейский опыт. Доклад Института Европы РАН №163. М.: ИЕ РАН- «Огни ТД», 2005. С.8-46

  4. Леонов Ю.С. Стратегии европейской государственной молодежной политики: основные направления и тенденции//Аналитический Вестник Совета Федерации СФ РФ, 2007г., № 4, стр. 19-30

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle