Библиографическое описание:

Рябова М. А. Стратегическое планирование - центральное место стратегического управления агропромышленным комплексом // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.1. — С. 184-188.

Термины «стратегическое планирование» и «стратегическое управле­ние» в обыденной речи часто воспринима­ются как синонимы. Однако это не так. Строго говоря, стратегическое управление состоит из стратегического планирования, реализации вы­работанной стратегии и стратегического контроля. Но и в теории, и на практике самое сложное — это составление стратегического плана раз­вития той или иной организации, того или иного проекта. Именно по­этому стратегическое планирование необходимо рассматривать как цен­тральное звено стратегического управления.

Стратегический план - программа укрупненных действий для дос­тижения поставленных целей. Стратегическое планирование — процесс определения конкретных целей организации и направлений действий для их осуществления в соответствии с принятой стратегией. Страте­гическое планирование обеспечивает конкретизацию стратегии и дос­тижение выбранных целей путем использования имеющихся преиму­ществ и создания новых. Решающим плановым решением для организации является формулировка миссии и определение конкрет­ных целей, обеспечивающих ее реализацию. На основе принятых це­лей и с учетом результатов стратегического анализа вырабатываются решения об основных направлениях действий и соответствующих уп­равленческих процедурах.

Последовательность действий, составляющих стратегическое пла­нирование, представлена на рис. 1. Все начинается с выработки мис­сии и целей. Сформулированная миссия позволяет определить изме­римые цели, выраженные в соответствующих показателях. На практике после уточнения целей нередко вновь уточняется миссия, и цикл начи­нается заново.

Рис. 1. Цикл стратегического планирования

Следующий шаг стратегического планирования — это определение параметров внешней среды, влияющих на деятельность организации. Такая работа имеет исследовательский характер и нередко выполняет­ся сторонними организациями. Полученные результаты исследования внешней среды нередко заставляют вновь уточнить миссию и цели, та­ким образом, процедура стратегического планирования вновь возвра­щается на первоначальный этап.

Успех любой стратегии, любого плана проверяется результатами их внедрения, реализации. Известно, что на практике по тем или иным причинам реализуется лишь небольшой процент сформулированных и даже обнародованных стратегий. По данным официальной статисти­ки США, из списка наиболее успешных компаний Fortune-500 через 10 лет после опубликования выбывает примерно половина. Можно при­вести в качестве аналогичного примера судьбу отечественных новоис­печенных и весьма успешных лидеров сферы информационных техно­логий начала 90-х годов XX века - Sunrise, «Лэнд» и др.,- к началу нового столетия о них уже мало кто мог даже вспомнить. Каковы бы ни были произошедшие за этот период изменения окружающей среды бизнеса, можно с достаточной степенью достоверности утверждать, что и стра­тегии этих организаций не выдержали испытания временем.

Насколько важно определить изначальные цели развития, показы­вает пример нашей страны. Многие показатели социально-экономи­ческого развития, запланированные в начале 60-х годов как рубежи построения коммунизма, были действительно достигнуты, как и наме­чалось, к 80-м годам, но не принесли удовлетворения обществу прежде всего потому, что находились в плену базовых, уже сложившихся уста­новлений и ограничений и ни в коей мере не посягали на реорганиза­цию структуры внутреннего и внешнего пространства экономической и социальной деятельности. Все дело было в том, что в программах на­чала 60-х годов главный упор делался на объемных показателях мате­риального производства. Именно они были декларированы как при­оритетные цели, в то время как требовался учет новых тенденций развития изменившегося мира, учет социальной и политической состав­ляющей, учет эффективности распределения, учет все возрастающего третичного сектора общественного производства в противовес произ­водству вещественных материальных благ.

На следующем этапе стратегического планирования проводится так называемый СВОТ-анализ, который выявляет положительные и отрица­тельные внешние и внутренние факторы деятельности организации или проекта [1]. Стратегический анализ включает в себя не только анализ плю­сов и минусов существующей ситуации, но и внешних тенденций. Резуль­таты СВОТ-анализа часто заставляют вновь вернуться к формулировке миссии и целей и дополнить исследование внешней среды. Именно этот шаг на схеме (см. рис. 1) представлен пунктирными линиями.

Формулировка миссии, целей, СВОТ-анализ — все эти элементы стратегического планирования с успехом использовались и использу­ются в практике не только коммерческих, но и государственных орга­низаций, причем они использовались несколько столетий назад.

Агропромышленный комплекс, как и другие сферы и секторы экономики, пытается ставить и решать стратегические задачи, дополнить существующую систему планирования элементами и механизмами индикативного и стратегического планирования.

Ключевым вопросом развития отрасли является вопрос - в какой мере стоит планировать гармоничной развитие всех отраслей, в связи с существующей общемировой тенденцией межстрановой и межконтинентальной специализации на производстве тех или иных видов продукции сельского хозяйства. Другими словами, необходимо предусмотреть, в какой мере необходимо запланировать импорт и экспорт продукции, а в какой - производство для собственных нужд населения и промышленности. Эти вопросы тесно связаны с экспортно-импортной политикой государства в целом и в масштабах отдельной конкретной сельскохозяйственной отрасли.

Разработки отечественных ученых по проблемам стратегического планирования, в основном, строятся на зарубежной методологии; отсутствуют научно обоснованные методики и рекомендации отраслевого характера, в частности, по стратегическому планированию и управлению в аграрном секторе экономики.

Постоянно изменяющаяся внешняя среда, усиливающаяся конкуренция на агропродовольственных рынках, непрерывно совершенствующиеся и обновляющиеся технологии, появление более гибких управленческих структур и организаций, сложность принятия управленческих решений (последствия ошибок становятся все более серьезными), рост ожиданий потребителей, диверсификация персонала, сокращение жизненного цикла продукта, возникновение новых стратегических альянсов и ряд других факторов требуют от субъектов АПК нового уровня планирования своих долгосрочных целей и эффективных стратегий, что, естественно, актуализирует избранную тему исследования.

Развитие агропромышленного комплекса является стратегическим при­оритетом государственной социально-экономической политики. Наряду с задачей увеличения производства и повышения качества отечественных про­дуктов питания в агроэкономике, важное значение имеют социальные про­блемы, как всего российского общества, так и его регионов, в особенности тех, которые имеют существенные диспропорции в социально- экономическом развитии и значительное отставание по жизнеспособности сельских регионов, здоровью населения, качеству пищевых продуктов.

В системе прогнозирования и стратегического планирования регио­нального агропромышленного комплекса, с учетом его специфики и исходя из основ прогнозирования российской экономики, важное место занимает комплексный анализ тенденций развития агропромышленного комплекса за предшествующий период и выявление особенностей его ресурсного потен­циала.

В Ульяновской области принята «Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года», где определены перспективы развития агропромышленного комплекса в районах Ульяновской области. На долю сельского хозяйства (на 01.01.2008) приходится 10,4% валового регионального продукта.

В сельской местности проживает 351,9 тыс. человек или 26,8 % от общей численности населения Ульяновской области. В сельском хозяйстве Ульяновской области занято 80,4 тыс. человек, или 14,0% от работающего населения Ульяновской области.

В Ульяновской области во всех категориях хозяйств имеется 2083,4 тыс. га сельскохозяйственных угодий (56 % территории), из них 1604,1 тыс. га – пашня (1,1% от сельхозугодий и 1,4% от пашни России; 4,0% от сельхозугодий и 4,7% от пашни по ПФО).

Сельскохозяйственным производством в Ульяновской области занимаются 278 сельскохозяйственных организаций, 1710 крестьянских (фермерских) хозяйств, около 253 тыс. семей имеют личные подсобные хозяйства. В структуре основных фондов доля отрасли в Ульяновской области составляет 6,8%.

Основными отраслями сельскохозяйственного производства являются: молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство, выращивание зерновых и производство технических культур.

На протяжении пятнадцатилетнего периода (1990-2005 гг.) развитие агропромышленного комплекса Ульяновской области (далее - АПК) характеризовалось снижением темпов экономического роста и сокращением ресурсного потенциала: объём производства сельскохозяйственной продукции в 2006 году составил 67% к уровню 1990 года, что значительно ниже показателей по Приволжскому федеральному округу (87,1%) и по России (75,3%).

Основной причиной снижения производства продукции растениеводства является сокращение посевных площадей, что объясняется комплексом взаимосвязанных причин (износ машинно-тракторного парка, дефицит людских ресурсов, снижение спроса на корма в связи с сокращением поголовья скота, непропорциональный рост цен на материально-технические ресурсы, низкое количество вносимых удобрений и др.).

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 2,3 млн. га, в том числе 2,1 млн. га сельскохозяйственных угодий. В гораздо большей степени, чем в растениеводстве, сократилось производство продукции животноводства.

В 2007 году по сравнению с 1990 годом в хозяйствах всех категорий в несколько раз снизилось производство мяса, молока, яиц и других видов сельскохозяйственной продукции.

Основной причиной этого является сокращение численности поголовья скота, которое в хозяйствах всех категорий по данным на 1 января 2008 года в сравнении с 1990 годом уменьшилось в разы.

В настоящее время результаты деятельности АПК Ульяновской области, несмотря на снижение сегодняшних показателей к уровню 1990 года, характеризуются позитивными тенденциями, начавшимися в 2005 году. По итогам работы за 2005-2007 годы в отрасли отмечается экономический рост. По итогам 2007 года объём выпуска сельскохозяйственной продукции составил 16,8 млрд. рублей или 100,6% к 2006 году. В 2006 году по отношению к 2005 году рост объёма выпуска сельскохозяйственной продукции составил 104,4%; в 2005 году по отношению к 2004 году – 101,7%. В 2007 году в сельском хозяйстве Ульяновской области второй год подряд обеспечен положительный финансовый результат. Если в 2005 году по отрасли был получен убыток в размере 93,6 млн. рублей, то в 2006 году – прибыль в размере 125,6 млн. рублей, в 2007 году – 745 млн. рублей прибыли. Уровень рентабельности по Ульяновской области составил в 2007 году +19%, в 2006 году - + 4%. В 2007 году снизился удельный вес убыточных хозяйств с 50% в 2006 году до 28%. Таким образом, можно отметить улучшение эффективности сельскохозяйственного производства.

Фактическому улучшению эффективности сельскохозяйственного производства за последние два года в значительной степени способствовали меры государственной поддержки.

Кроме увеличения бюджетной поддержки на экономический рост повлияло и улучшение инвестиционной привлекательности региона.

В стратегическом плане дальнейшее развитие АПК Ульяновской области при сохранении многоукладной аграрной экономики должно быть направлено на развитие крупно-товарного производства сельскохозяйственной продукции.

Ведущую роль в АПК Ульяновской области будет играть агроиндустриальный кластер, представляющий собой особую социально-экономическую систему, результаты функционирования которой в значительной мере определяются совокупностью внешних условий, таких как состояние социальной сферы села, помощь государственных органов власти и влияние инорегиональных субъектов.

Развитие бизнес-составляющей агроиндустриального кластера Ульяновской области будет осуществляться на основе его дальнейшего структурирования по продуктовому принципу с учётом перспективных отраслей специализации муниципальных образований Ульяновской области по основным видам производимой ими продукции. В результате будет образовано 6 основных подкластеров: мясо-продуктовый; молочно-продуктовый; зерно-продуктовый; плодоовощной; масличный; свекло-сахарный.

Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», направленного на привлечение крупного бизнеса в аграрный сектор экономики, позволило создать такие структуры. Примером может служить создание в Ульяновской области вертикально интегрированного агропромышленного холдинга по производству и переработке зерна группы компаний «Сибирский аграрный холдинг» (САХО); строительство свино-комплексов мясокомбинатом «Диком».

Учитывая сложившиеся рыночные тенденции, к 2020 году необходимо увеличить объёмы производства высококачественной пшеницы твёрдых и сильных сортов. В перспективе планируется довести производство зерна пшеницы до 745,0 тыс. тонн в 2011 году с дальнейшим увеличением к 2020 году до 900-1000 тыс. тонн. Урожайность зерновых культур в среднем по Ульяновской области должна составить 28-30 центнеров с гектара.

Для эффективного управления реализацией Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года (далее – Стратегия) необходимо формирование системы стратегического управления развитием Ульяновской области, что подразумевает выделение ряда новых функциональных блоков стратегического управления и совершенствование работы уже имеющихся путём придания им дополнительных функций и включения в системные связи с вновь создаваемыми элементами.

Система стратегического управления развитием Ульяновской области предполагает выработку механизмов эффективного взаимодействия и согласования стратегических решений с федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований, а также руководством крупнейших предприятий Ульяновской области.

Функции стратегического управления в Ульяновской области реализуются на трёх уровнях – региональном, муниципальном и уровне хозяйствующих субъектов.

Стратегический план не является чисто административным до­кументом. Это, скорее, договор общественного согласия, в соответ­ствии с которым все заинтересованные лица — руководство, соб­ственники, работники, клиенты, общественность, - принимают на себя определенные обязательства. Стратегический план — это не столько директива, сколько свод согласованных правил и требова­ний к персоналу предприятия, это договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для развития организа­ции, которые необходимо предпринять. Процесс стратегического планирования направлен не только на поиск приоритетных направ­лений развития организации, но и на поиск определенного консен­суса, на вовлечение в принятие решений — а значит, и в их реализа­цию - широкого круга работников организации. Таким образом, речь идет о механизме стратегического партнерства как внутри, так и за пределами организации, т. е. о механизме поиска стратегичес­ких ориентиров и обеспечения согласованных действий по их дос­тижению. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие организации, с учетом их интересов и при их участии. План адресован не только руководству предприятия, но и работникам, клиентам, инвесторам и собственникам. Он задает ориентиры для всех, показывает перспективу развития организации.

Перспективы необходимого и возможного возрождения сельского хо­зяйства и всего агропромышленного комплекса связаны с инновационными факторами развития, со структурной перестройкой и комплексным решением социальных проблем села. Успехи сельского хозяйства развитых и ряда раз­вивающихся стран позволяют оптимистично смотреть на перспективы раз­вития агропромышленного комплекса при преодолении имевших место нега­тивных тенденций. Преодолеть сложившиеся негативные тенденции в раз­витии агропромышленного комплекса в целом по стране и в регионах воз­можно на основе выработки и последовательной реализации долгосрочной стратегии инновационного обновления и повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса как центрального звена перспективной соци­ально- экономической и аграрной политики государства.

В стратегии необходимо предусмотреть дифференцированную инно­вационную политику для разных экономических укладов агропромышленно­го комплекса. Приоритетное внимание необходимо уделить инновационному обновлению и повышению продуктивности хозяйств. Необходимо создать региональные центры и сеть агрозоотехниче­ских пунктов, которые могли бы осуществить бонатировку почв, снабжение и прокат сельхозтехники, снабжение качественными семенами и продуктив­ными породами скота, агрономическое и зоотехническое обслуживание хо­зяйств, создать действенную и эффективную систему по переработке и про­даже сельскохозяйственной продукции, оказывать помощь государственным племенным и семеноводческим хозяйствам как очагам инновационного об­новления аграрного сектора, развивать научные исследования с учетом на­циональных традиций в экономике .

Как показывает зарубежный и отече­ственный опыт, в стратегии долгосрочного развития АПК важное значение имеет развитие транспортной системы , учет товарности всей сельскохозяй­ственной продукции, высокой порайонной и внутрихозяйственной специали­зации производства.

Россия еще только подходит к необходимости стратегического пла­нирования. Разумеется, и в нашей стране у него есть определенные предшественники, как в теории, так и особенно в практике управле­ния. План ГОЭЛРО, в частности, был ориентирован на создание но­вых возможностей по проведению индустриализации всей страны и в этом отношении представлял собой вектор «из будущего», как и в целом стратегия индустриализации, да и любая стратегия прорыва.


Литература:
  1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник — М.: Гардарики, 1998.-С. 69-86.

  2. Гапоненко A.Л. Стратегия социально-экономического развития; стра­на, регион, город. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - С. 17-31.

  3. Гапоненко A.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. - С. 294—298.

  4. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. — СПб.: Питер, 2001. - С. 290-298.

  5. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. — М.: ЮНИТИ, 1998.-С. 47-69.

  6. Кадиев А.А. Прогнозирование и стратегическое планирование регионального агропромышленного комплекса.- uploads/2010/02/kadiev-aa.

  7. Чемезов А.С. Развитие стратегического планирования в сельском хозяйстве: на материалах АПК Свердловской области: диссертация ... канд.экон.наук: 08.00.05 / Чемезов Алексей Сергеевич; [Место защиты: Ур. гос. с.-х. акад.].- Екатеринбург, 2008.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-8/1024

  8. www.mcx.ru

  9. http://ulgov.ru/gov

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle