Библиографическое описание:

Яцкова О. Ю. Влияние формирования творческого потенциала на развитие личности старшеклассника // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 162-165.

Сегодня, в ХХI веке, человечество столкнулось с нарастанием самых различных кризисов – экологического, информационного, культурного, демографического, национального и др., вынуждающих обращаться к упреждающе адаптационным возможностям образования. Решение этих проблем предполагает изменение человеческого менталитета, ценностных ориентаций, способов деятельности, поведения и образа жизни как в индивидуально личностном, так и в общечеловеческом масштабе. [4]

Как научить ребят активизировать свои творческие способности и находить оригинальные решения проблем? Как научиться справляться в учебе и в быту с нестандартными ситуациями? Решение этих вопросов возможно посредством формирования творческого потенциала учащихся в процессе школьного обучения.

Обратимся к исследованию формирования творческого потенциала в старшем школьном возрасте по следующей причине.

Рассматриваемый возраст условно можно разделить на два подпериода. Первый – подростковый возраст (11-15 лет) и второй – юность (16-19 лет). Подобное разделение в значительной степени объясняется особенностями не только физического, но когнитивного развития. [1]

В подростковом и юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. В результате этого изменяются интересы ребенка, становясь более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения.

Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом и юношеском возрасте имеет две стороны – количественную (подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем младший школьник) и качественную (сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает), поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.

В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности подростка, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

Следует отметить, что в старших классах школы развитие познавательных процессов у детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие детей. [1]

Юношеский возраст характеризуется усилением индивидуальных различий. Так, если весьма значительная часть индивидуумов, достигших этого возраста, характеризуется отсутствием интереса к познавательной деятельности, то существует другая часть ребят, которые проявляют подлинный интерес к учебе и творчеству. Развитие интеллекта у подростков на данном этапе тесно связано с развитием у них творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. [1]

По наблюдениям И.М. Кыштымовой, развитие креативности сегодня декларируется как одна из основных задач школьного обучения и воспитания. При этом жесткость и стереотипность традиционных форм обучения не может способствовать ее решению. [2] В.Н. Дружинин констатирует, что излишняя регламентация школьной учебной деятельности, отсутствие индивидуального подхода, стандартность программ, ориентация на среднего ученика губительно воздействуют на психику творчески одаренных детей. [3]

Существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. [4]

Существует мнение, что целенаправленное формирование личности с помощью творчества должно быть направлено на развитие креативности не только одаренных детей, а всех, без исключения.

Развитие креативности личности мы понимаем как развитие личности в ее целостности. Приведем здесь высказывание Л.С. Выготского о том что «сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одаренность и талантливость только применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать <…> Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью как открытие дифференциального исчисления. [5]

Развитие творческого потенциала личности предполагает ее целостное развитие, прежде всего развитие чувств. Актуализация креативности обуславливает изменение всей личности в ее системной целостности «Процесс повышения креативности имеет системный характер. Изменяя креативные свойства индивида, мы воздействуем на широкую область эмоционально-личностных свойств и ограничить производимый эффект лишь сферой креативности невозможно». [3]

В период от 11 до 19 лет происходит бурное развитие эмоций человека.

Для подросткового возраста характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков – порой от безудержного веселья к унынию и обратно. [1]

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д.

Обратимся непосредственно к формированию личности старших школьников, посредством творчества. На первый план в современных исследованиях выступает единство творчества и культуры.

При переходе от подросткового возраста к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность и существует на спокойном эмоциональном фоне. [1]

Юность – возраст специфической эмоциональной сенситивности. Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувства прекрасного, чувства трагического, чувства юмора и т.д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Юность – возраст формирования у молодых людей общей эмоциональной направленности, основ эмоциональной культуры. [1]

С.К. Турчак отмечает, что современные представления о творческом развитии предполагают связь человека с культурой, как результат его творческой деятельности, что способствует личностному развитию и становлению путем формирования разнообразных способов деятельности творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной и художественной деятельности. [9]

Существованием в каждом человеке стремления к творчеству как естественному двигателю культуры, как потребности человека творчески осмысливать действительность М.С. Каган объясняет путь к духовному развитию личности. [6]

Таким образом, обращение образования к культуре – это стремление перейти от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры», которое позволило выявить взаимосвязь образования, культуры, искусства и личности.

Выстраивая личностно значимую систему нравственно-эстетических идеалов, в процессе приобщения к творчеству, старшеклассники значительно обогащают эмоциональный, эстетический и культурный опыт, который впоследствии способен помочь в том, чтобы ориентироваться в разнообразных жизненных ситуациях.

Исследования, проводимые на базе старших классов, показывают, что учащиеся, занимающееся творчеством, демонстрируют значительно более развитые личностные характеристики. Они ближе подходят к идеалу целостной личности.

Прежде всего, это касается мировоззрения. О. С. Сабелева видит положительное влияние обращения к творчеству также в возможности таким образом формировать полноценное мировосприятие, развивать навыки формирования синтетических художественных образов, необходимых в восприятии целостной картины мира. [7] Обращение к творчеству ведет к выходу за пределы себя.

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальные значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. В этот период происходит развитие Я-концепции, формирование самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и на развитие личности в целом.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир. В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной. В самооценке становятся более выражены моральные качества, способности и воля. Влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы. [1]

Потребность старшего школьника в самоопределении, в творческом самовыражении, в реализации собственной индивидуальности связана с выраженным стремлением к значимости собственной личности в различных ее проявлениях: значимость для других (стремление к престижу, славе, почету, уважению); значимость для себя (стремление к самореализации, к творчеству); значимость в себе (стремление к самосозиданию, самоценности, самосовершенствованию). Возрастающее стремление к личностной значимости, устойчивая система интересов, зрелость целей деятельности и установка на творческие способы их осуществления, интенсивное развитие рефлексии и волевых процессов, повышенная эмоциональность и самостоятельность определяют специфику отношения к творческой активности старших школьников. [8]

Л.В. Ершова указывает на что, именно благодаря творчеству у старшеклассников развивается способность к саморефлексии. Если творческие школьники при реализации собственных возможностей основное внимание уделяют внутреннему самостроительству, стремятся к преобразованию деятельности на основе ее самоанализа (мотивов, целей, ценностей), то обычные старшеклассники в качестве основного выбирают внешний критерий -изменение ситуации, мнение окружающих, для них наиболее характерно самоутверждение для других, в целях удовлетворения стремления «обратить на себя внимание», «получить высокую оценку», завоевать «лидирующие позиции в группе». [8]

Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему построению поведения молодого человека.

Таким образом, творческие старшеклассники характеризуются: более сильным стремлением к личностной значимости, которое находит свое выражение в интенсивном процессе самопознания и самореализации; более зрелыми жизненными целями; уверенностью в собственных силах и способностях.

Психолого-педагогические исследования подтверждают, что учащиеся, находящиеся на высоком уровне творческой активности, обладающие сформированной системой ценностей, характеризуются оптимизмом, жизненной целеустремленностью, высокими профессиональными целями, выраженным стремлением к творческим достижениям.



Литература:
  1. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. – 416с. – (Серия «Психологическая энциклопедия»).

  2. Каштымова И.М. Научные походы к развитию креативности/И.М.Каштымова//Вестник Бурятского государственного университета. – 2009, Вып. 5.- Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос.ун-та, 2009.

  3. Дружинин В.М. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие/В.М. Дружинин – СПб.: ИМАТОН –М, 2001.

  4. Асфаров О.Г. Современные научные психолого-педагогические подходы к пониманию творческой личности/О.Г. Асфаров//Вестник Ставропольского гос. ун-та,. – Вып.64, 2009. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009.- С. 23- 34.

  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-пресс, 1996. -536с.

  6. Каган М.С. Философия культуры/М.С. Каган. - Санкт-Петербург: Полиграф,. 1996. – 356 с.

  7. Сабелева, О.В. Формирование личности выпускника школы искусств как результат художественного образования /О.В. Сабелева// Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспективы. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2005. – Т. 1. - С. 261.

  8. Ершова Л. В. Особенности реализации стремления к значимости в саморегуляции творческой активности старших школьников // Материалы XXXIII региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Менделеевские чтения». - Тобольск: Изд-во ТГПИ, 2002.

  9. Турчак С.К. Педагогическое сопровождение развития креативности младших школьников: автореф. к.ф.н.13.00.01. – Ростов-на-Дону, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle