Библиографическое описание:

Ерматов С. М. Суфизм Средней Азии в историко-философском и культурологическом ракурсах // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. 38

Суфизм оказал большое влияние на арабо-мусульманскую философскую мысль, особенно в период позднего Средневековья, равно как и на культуру в целом. Большую известность суфийские идеи получили благодаря творчеству таких поэтов и мыслителей как Фаридиддин Аттар, Джалаладдин Румий, Бедил, Наваи, Мунис. «Цель, которую ставили перед собой и к которой шли всю жизнь мусульманские мистики, суфии – это духовное, интуитивное, непосредственное познание Божества. Этому религиозному идеалу были подчинены все их помыслы» [6,с.5]

Востоковеды и исламоведы внесли большой вклад в изучение суфизма. Значительное внимание исследованию общих проблем суфизма, формирования и эволюции его идейных основ и ритуальных особенностей, воздействия на духовную и социокультурную жизнь народов уделено в работах отечественных и зарубежных ученых: М.А. Абдуллаева, И.Хаккулова, Н.Камилова, Е.Э. Бертельса, В.X. Акаева, Т.К. Ибрагима, А.А. Игнатенко, Г.М. Керимова, А.В. Крымина, А.Д. Кныша, К. Мамадова, В.В. Орлова, Ю.Г. Петраша, И.П. Петрушевского, А.В. Смирнова, М.Т. Степанянц, Е.А. Фроловой, И.М. Фильштинского, А.А. Хисматулина и др. В работах крупного востоковеда Е.Э.Бертельса, как "Суфизм и суфийская литература", "Очерки истории персидской литературы", "Джами – жизнь, эпоха, творчество" и других нашли значительное освещение вопросы истории и теории суфийского учения.

Вместе с тем, надо отметить, что тема суфизма в системе культуры народов Средней Азии продолжает оставаться малоизученной в историко-философском и культурологическом ракурсах. Недостаточно раскрыты идейные основания этого сложного мозаичного феномена мусульманской культуры, оказывающего влияние на этнокультурные особенности региона. Должной историко-философской и культурологической интерпретации не подверглись арабо-графические тексты местных авторов, отражающие суфийское учение. Слабо раскрыты причины появления и распространения в данном регионе тариката накшбандийа как основополагающего мистико-философского направления суфизма, трансформировавшегося в региональных социокультурных условиях. Предстоит достаточно выявить эволюционный путь учения суфизма в Средней Азии, его идейно-философские и ритуально-практические изменения, а также степень воздействия на мировоззрение мусульманского населения. Необходимо раскрыть:

- религиозно-философское содержание местных арабо-графических текстов, отражающих учение накшбандийа;

- особенности сегментации тариката кадирийа в Средней Азиие и эволюционные изменения идей и культовой практики суфийских братств;

- уточнить особенности и пути развития средневековой арабо-мусульманской философской мысли, заложившей основы суфизма, его философии и концепции познания;

- определить степень зависимости исламского мистицизма и его теории от философских мировоззренческих систем других религий;

- проанализировать сущность основных гносеологических идей, цели, способы и методы познания в суфизме;

- осуществить теоретический анализ содержания арабо-графических текстов кадирийа.

Составной частью культуры суфизма в Средней Азии являются арабо-графические тексты, отражающие его идейные, догматические положения, оказывающие влияние на формирование нравственных ценностей и мировоззренческих установок. Суфийские персоналии (шейхи и устазы) их образы жизни, учения, несмотря на более чем многовековую давность, прочно сохраняются в духовной культуре народов. Их имена, духовно-нравственные высказывания часто воспроизводятся в религиозном дискурсе, ритуалах и песнопениях (назмах). Их деяния и места захоронений - зиярты окутаны мистической таинственностью. Учения шейхов и устазов занимают важное место в религиозном мировоззрении народов Средней Азии.

Теоретико-методологическую основу наших исследований составляют историко-философские методы, раскрывающие развитие культуры и общественной мысли. Важная роль при этом отводится принципу преемственности культур, в том числе и религиозной.

Выявление эволюции идеологии и практики суфизма в Средней Азии XIX веке в рамках историко-философского дискурса имеет познавательное и культурное значение для народов региона, придерживающихся традиционных мусульманских ценностей. Осуществленный анализ позволяет установить широкую взаимосвязь социально-культурных предпосылок и особенностей религиозно-политической и духовно-культурной ситуации, складывающейся в условиях завоевательной политики царизма, что расширяет исследовательский горизонт изучения особенностей суфизма в регионе. Результаты исследования позволяют понять историю становления суфизма в регионе, его идейные основания, а также особенности деятельности суфийских братств в современных условиях, что очень важно для практических целей - использования возможностей традиционного ислама в организации противодействия радикалистским и экстремистским установкам и практике.

Анализ научной литературы по суфизму показывает не только широту спектра изучаемых проблем, но и всю сложность самого объекта исследования. О суфизме как мистико-аскетическом учении написано много трудов, которые составляют отдельную отрасль исламоведения со своей традицией и методологией. Классифицируя их в соответствии с целями и задачами нашего исследования, необходимо отметить, что часть из них посвящена суфизму в целом , в то время как в остальных работах рассматриваются те или иные специфические аспекты философии суфизма, в том числе и проблемы суфизма Средней Азии в историко-философском и культурологическом ракурсах, но работ, всецело посвященных этой проблеме на узбекском языке практически нет.

Научно-практическое значение наших исследований состоит в том, что поставленные вопросы могут послужить дальнейшему развитию теоретических проблем суфизма, будут способствовать лучшему пониманию внутренней логики становления философских традиций суфизма в рамках исламской мировоззренческой системы.


Литература:

  1. Прозоров С. М. Ислам как идеологическая система. М.: Вост. лит., 2004.
  2. Семенов А. Бухарский шейх Баха-уд-Дин // Суфии: Собрание притч и афоризмов. М., 2002.

  3. Степанянц М. Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987

  4. Суфизм в контексте мусульманской культуры. Сб. статей. М., 1989
  5. Суфизм с точки зрения современной психопатологии. Самарканд, 1905
  6. Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М.,2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle