Суфизм Средней Азии в историко-философском и культурологическом ракурсах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №12 (35) декабрь 2011 г.

Статья просмотрена: 1903 раза

Библиографическое описание:

Ерматов, С. М. Суфизм Средней Азии в историко-философском и культурологическом ракурсах / С. М. Ерматов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — С. Т.2. 38. — URL: https://moluch.ru/archive/35/4010/ (дата обращения: 24.04.2024).



Занятие разработано для воспитателей старшей группы в детском саду и проводится в свободной деятельности. Занятие способствует развитию мелкой моторики рук, памяти, мышлению. Игры с песком способствуют развитию речевой активности ребенка, обогащению словарного запаса. Песочная терапия для детей — это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Возрастная группа: 5–6 лет.

Форма организации: подгрупповая .

Цель : развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики.

Задачи :

− формирование представлений детей о свойствах песка; обогащение тактильного опыта детей;

− развитие чувствительности и мелкой моторики рук;

− развитие речевой активности, коммуникативных навыков, внимания, памяти;

− воспитание аккуратности;

− формирование положительных эмоций, связанных с новыми впечатлениями.

Оборудование : песочница с кинетическим песком, контейнеры с песком по количеству детей, фартуки по количеству детей, фигурки животных для детей, различный природный материал (веточки, камешки), формочки по количеству детей.

Ход занятия:

Педагог приветствует детей, гостей.

Интерактивная игра «Колокольчик»

Воспитатель : Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Называйте имя соседа в ласковой форме, и передавайте друг другу колокольчик:

— Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!

И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.

1. Мотивационно-ориентировочный этап

Дети подходят к столу, где стоят контейнеры с песком, закрытые салфеткой.

Психологическая игра «Волшебный песок».

Воспитатель : Ребята, положите руки на салфетки, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке что-то появится.

Воспитатель сыпет каждому ребенку в ладонь песочек. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Они с закрытыми глазами пытаются определить, что у них на руках. Дети открывают глаза и рассматривают песок.

Воспитатель : Какой он на ощупь? Что вы представляете, когда трогаете песок? Где мы можем его встретить? ( ответы детей )

Воспитатель : Песок обладает такой большой силой, что как только он коснулся ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными, самыми внимательными, самыми послушными и всё, что вы будете делать, у вас обязательно будет получаться.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, перед вами на столах стоят контейнеры. Как вы думаете, что там? ( песок )

Воспитатель : Скажите, ребята, а вы любите играть с песочком?

Воспитатель : При игре с песком нам необходимо надеть фартуки, чтобы содержать свою одежду в чистоте (дети одевают фартуки) . Ребята давайте вспомним правила игры с песком

  1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
  2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
  3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Воспитатель: Ребята, давайтепоздороваемся с песком

Игра «Здравствуй, песок!»

Воспитатель предлагает по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка: поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; легко с напряжением сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его в песочницу; дотронуться до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной; перетереть песок между пальцами, ладонями.

Воспитатель вместе с детьми выполняет эти движения.

Воспитатель: Скажите, вам нравится играть с песком? ( Ответы детей ). Тогда предлагаю вам еще одну игру «Необыкновенные следы». Давайте покажем, какие следы оставляют на песке животные ( дети под руководством педагога выполняют упражнения ):

«Идут медвежата» — нужно кулачками и ладонями с силой надавливать на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой.

Воспитатель : Какие необыкновенные следы у вас получаются! У Маши шустрые змейки. Как высоко прыгают зайки у Сережи! Молодцы!

В теперь давайте представим, что наши пальчики — это жучки. Они бегают по всему песку, могут погружаться глубоко в песок ( дети двигают всеми пальцами, имитируя движение насекомых, погружают руки в песок ).

Дети находят в песке фигурки животных

Воспитатель : Ребята, что это у вас? (Мы нашли в песке животных — лягушка, заяц, волк, лиса, медведь).

2. Проблемный этап

Воспитатель находит в песке в своем контейнере письмо:

— Посмотрите ребята, а в моем песочке спряталось письмо. Давайте прочитаем. Пишут нам лесные жители. Они все очень грустные и напуганные: на их лесную полянку налетел сильный ветер и унес их далеко-далеко, а домики их сломались. А еще им скучно жить одним в своих домиках. Что же делать? Как нам им помочь?

Дети : нужно вернуть зверей на лесную полянку, построить и отремонтировать их домики. И построить для них один большой дом — Теремок.

3. Поисковый этап

Воспитатель: Ясогласна с вами. Но строительство дома — дело не простое. Нам нужно составить план действий. Как вы думаете, с чего нужно начать? ( Ответы детей: построить и отремонтировать их домики ). Затем? ( Ответы детей: выбрать место для Теремка и построить его ). А чтобы звери не заблудились, как мы можем им помочь? ( Ответы детей: проложить дорожку от домика каждого животного к Теремку ).

Педагог выстраивает план действий вместе с детьми на магнитной доске.

Воспитатель : Молодцы! Я думаю, у нас все получится! А теперь нам нужно отправиться на лесную полянку.

4. Практический этап

Физминутка

В чистом поле теремок, теремок (ладошки сложить домиком над головой)

Был не низок, не высок, (присесть, руки вниз встать, руки вверх)

Был не узок, не широк. (руки вперед перед собой, ладошками внутрь, руки в стороны)

Звери разные там жили,

Жили дружно, не тужили (ладошки к щекам, наклоны головы в стороны)

—Я, мышка-норушка (присесть, руки к груди встать)

—Я, лягушка-квакушка (руки вытянуть)

—Я, зайка-побегайка (ладошки на голову, помахать)

—Я, лисичка-сестричка (руки на поясе, повороты туловища в стороны)

—Я, волчок-серый бочок (ладошками гладить бока)

Но набрел на теремок

Мишка косолапый, (наклоны туловища в стороны, шаги на месте с ноги на ногу)

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой, (шаги, высоко поднимая колени)

Звери очень испугались,

Поскорее разбежались. (бег на месте)

А мы дружно все пойдем

И построим зверям дом (шаги на месте)

Дети вместе с воспитателем подходят к песочнице с кинетическим песком.

Воспитатель : Посмотрите, дети вот мы и пришли на лесную полянку. Что здесь произошло? ( Ответы детей: после сильного ветра здесь нет домиков зверей, нет даже деревьев ).

Воспитатель : А где живут наши животные? Машенька, где живет твоя лягушка? Что нужно, чтобы построить ей домик? ( Ответы детей ). Сережа, где живет твоя лисичка? ( Ответы детей ) и т. д.

Воспитатель : Давайте построим для них домики. ( дети лепят из кинетического песка норки, используют веточки и листья, а также фигурки деревьев и кустарников. На полянке появляется растительность ).

Во время работы педагог отметает старательность и аккуратность детей, использует похвалу.

Воспитатель: Как хорошо у вас получилось! Теперь у каждого животного есть свой домик. Как вы думаете, мы помогли им? ( Ответы детей: звери все равно печальные, так как они мечтали построить общий дом ). Давайте построим для них большой дом. Что нам для этого понадобится? ( Ответы детей: конструктор ЛЕГО ).

Воспитатель : Ребята, мы все сделали для зверей? (Ответы детей: нет, нужно еще построить дорожки от домиков к Теремку ). А как мы можем это сделать? ( дети предлагают варианты: вылепить из песка, выложить из камешков или веточек ).

Дети выстраивают дорожки от домиков животных к Теремку любым, понравившимся им способом. Воспитатель обращает внимание детей, что все пункты плана выполнены.

Воспитатель: Молодцы! Вы очень хорошо справились. А теперь нам с вами пора прощаться с лесной полянкой и ее жителями и возвращаться домой.

4. Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: Где мы сегодня побывали? (Ответы детей: на лесной полянке) . Кому мы сегодня помогли? (Ответы детей). Вам понравилось путешествие? (Ответы детей) . Нарисуйте на песке в контейнере смайлик. Веселый смайлик будет обозначать, что вам понравилось сегодняшнее занятие, а грустный что нет.

Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей ). Что у вас получилось? Что не получилось? (было трудным?) Чей домик вам понравился больше всего? (Ответы детей ).

Воспитатель : Вы молодцы! Вы правильно выполнили все задания. С вами было очень интересно! Спасибо!

Литература:

  1. Андреенко Т. А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. — М.: Детство-Пресс, 2018. — 128 с.
  2. Федосеева М. А. Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии: для детей 3–7 лет. — Волгоград: Учитель, 2018. — 122 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Азия, суфизм, культурологический ракурс, суфийское учение.


Похожие статьи

Роль естественных наук в Средней Азии XVI–XIX веков

Литература: 1. Матвиевская Г. П. Учение о числе на средневековом Ближнем и Среднем Востоке. Ташкент, 1967. –С. 34.

Суфизм Средней Азии в историко-философском и культурологическом ракурсах.

Основные предпосылки распространения суфизма в Кыргызстане

Учение суфизма, проникнув в Кыргызстан, было лишено ряда элементов, таких, как мистицизм, аскетизм, квиетизм и т. д., имеющихся в некоторых районах Центральной Азии.

Ерматов Санжарбек Матназарович — Информация об авторе

Суфизм Средней Азии в историко-философском и культурологическом ракурсах. №12 (35) декабрь 2011 г. Авторы: Ерматов Санжарбек Матназарович. Рубрика: История. Страницы: Т.2. 38.

Значение Хорезма в исторических отношениях народов Средней...

Исследования, проведённые в поселении Сумбар дополняют вышесказанные факты и теории.

Суфизм Средней Азии в историко-философском и культурологическом ракурсах.

Особенности развития социально-этической мысли в Средней...

Формирование социально-этической мысли Средней Азии и Хорасана в XIV — XV вв. имеет свои

Суфизм не был однородным учением, внутри его были различные течения

Некоторые суфийские течения выражали протест против идеологии ортодоксального ислама и...

Отражение мировоззренческих основ суфизма в казахской...

Культурологические, исторические и этнографические разработки последних лет малыми шагами

Из суфийских первоисточников, содержание которых стало доступным благодаря их

Итак, суфизм — «Религиозно — мистическое течение в исламе» — такую формулировку...

Сущность человека в суфизме | Статья в журнале...

Суфизм (ат-Тасаввуф) — мистическое течение в исламе, возникшее во второй половине VII века.

Таким образом, суфийское учение о человеке представляет собой вариант религиозной антропологии, в котором утверждается тезис о единстве трех начал в человеческом...

Оcновные противоречия между салафизмом и суфизмом

суфизм, суфий, Бог, могила, IV-V, основополагающий принцип ислама, мусульманская природа суфизма, большинство мусульман, X-XI, суфийское учение.

Реликты шаманизма у северных саха Средней Колымы и Верхоянья

Суфизм Средней Азии в историко-философском и культурологическом ракурсах. Хозяйственная деятельность коренного населения Колымы 1960-е гг. – нач. ХХI в. в устной истории колымчан.

Похожие статьи

Роль естественных наук в Средней Азии XVI–XIX веков

Литература: 1. Матвиевская Г. П. Учение о числе на средневековом Ближнем и Среднем Востоке. Ташкент, 1967. –С. 34.

Суфизм Средней Азии в историко-философском и культурологическом ракурсах.

Основные предпосылки распространения суфизма в Кыргызстане

Учение суфизма, проникнув в Кыргызстан, было лишено ряда элементов, таких, как мистицизм, аскетизм, квиетизм и т. д., имеющихся в некоторых районах Центральной Азии.

Ерматов Санжарбек Матназарович — Информация об авторе

Суфизм Средней Азии в историко-философском и культурологическом ракурсах. №12 (35) декабрь 2011 г. Авторы: Ерматов Санжарбек Матназарович. Рубрика: История. Страницы: Т.2. 38.

Значение Хорезма в исторических отношениях народов Средней...

Исследования, проведённые в поселении Сумбар дополняют вышесказанные факты и теории.

Суфизм Средней Азии в историко-философском и культурологическом ракурсах.

Особенности развития социально-этической мысли в Средней...

Формирование социально-этической мысли Средней Азии и Хорасана в XIV — XV вв. имеет свои

Суфизм не был однородным учением, внутри его были различные течения

Некоторые суфийские течения выражали протест против идеологии ортодоксального ислама и...

Отражение мировоззренческих основ суфизма в казахской...

Культурологические, исторические и этнографические разработки последних лет малыми шагами

Из суфийских первоисточников, содержание которых стало доступным благодаря их

Итак, суфизм — «Религиозно — мистическое течение в исламе» — такую формулировку...

Сущность человека в суфизме | Статья в журнале...

Суфизм (ат-Тасаввуф) — мистическое течение в исламе, возникшее во второй половине VII века.

Таким образом, суфийское учение о человеке представляет собой вариант религиозной антропологии, в котором утверждается тезис о единстве трех начал в человеческом...

Оcновные противоречия между салафизмом и суфизмом

суфизм, суфий, Бог, могила, IV-V, основополагающий принцип ислама, мусульманская природа суфизма, большинство мусульман, X-XI, суфийское учение.

Реликты шаманизма у северных саха Средней Колымы и Верхоянья

Суфизм Средней Азии в историко-философском и культурологическом ракурсах. Хозяйственная деятельность коренного населения Колымы 1960-е гг. – нач. ХХI в. в устной истории колымчан.

Задать вопрос