Библиографическое описание:

Егоров В. В. Концепт времени в трудах философов разных эпох // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.1. — С. 195-198.

Время – событий ряд бесконечности. Субстанция, движущая людьми и вещами по спирали бытия. Воспринимая время, как трансформацию внутренних идей человека, можно отделить его от внешних обстоятельств. Универсальность времени заключается в том, что каждый индивид может делить его на любые отрезки. Важно отметить, что деление времени на тысячелетия, столетия, десятилетия и т.д. весьма условно. Для удобства мы можем поделить время на другие величины. Можно поделить время на внутреннее и внешнее. Внутреннее время управляет качеством наших эмоций. Внешнее время движет события вокруг нас. При этом, внутреннее время активно влияет на обстоятельства внешнего времени и наоборот. При этом, нужно уметь сопоставить внутреннее и внешнее время. Неумение сопоставить их и приводит людей к ошибкам действия (не вовремя что-то сделал или сказал). Чтобы сопоставить внутреннее и внешнее время нужно внимательно отслеживать внешние события, происходящие с объектом будущего воздействия, и ускорять внутреннюю готовность к действию, т.е. тренироваться для совершения действия.

Время обладает определённой навязчивостью, оно диктует индивиду свои условия, например, день сменяется ночью. С другой стороны, время провоцирует действия, дабы «не упустить время» люди совершают важнейшие поступки своей жизни. Жить без времени невозможно. Важно отметить, что мы являемся частью времени других людей. При этом, люди диктуют друг другу время, преподнося его в качестве условия: необходимо прийти на работу в определённое время, поезд уходит в определённое время и т.д. Неповиновение времени грозит гибелью индивида. Время способствует работе нашей мысли, ибо события и объекты мы всегда представляем во временном ракурсе. Время способствует процессу развития индивида. Вместе с тем, время способствует процессу старения. Мы имеем собственное время. События составляют структуру нашего времени, а время составляет структуру наших событий. В силу своих эмоций мы воспринимаем время, как некую неуправляемую субстанцию. Важно употребить тот или иной временной отрезок в свою пользу, а не во вред себе. Так называемая нехватка времени вызвана чрезмерностью событий, выраженных действиями и стремлением индивида к заполнению событий эмоциями.

Образованные люди нередко задаются вопросом: существует ли время, или это всего лишь удобная величина для измерения бытия? Древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 до н.э.) не делал однозначных высказываний по поводу того, существует время или нет. «А что такое время и какова его природа, одинаково неясно как из того, что нам передано от других, так и из того, что нам пришлось разобрать раньше» – указывал он. Вместе с тем, философ сопоставил категорию времени с другой категорией бытия: движением. Время неотделимо от движения, но не тождественно движению. Отсюда он делал вывод о том, что имеется единственное время, и оно абсолютно. Именно движение, как атрибут времени, даёт возможность сравнивать длительность процессов в его единицах (в единицах времени). Поэтому время Аристотель и определяет как число или меру движения. [8, электронный ресурс]

Немецкий философ И. Кант (1724 – 1804) указывал, что существованию предшествует время. [2, С.8]

Современный американский физик и философ И. Барбур полагает, что «люди не могут ухватить время, потому что времени не существует. Если вы попытаетесь ухватиться за время, оно всегда утекает сквозь ваши пальцы». [10, электронный ресурс] Поэтому нельзя однозначно говорить ни о том, что время управляет нами, ни о том, что мы управляем временем. Важно отметить, что время – это закон нашего бытия. Мы можем следовать этому закону, а можем отвергать его. Но не можем полностью игнорировать время, ибо оно движет нашими помыслами, и вносит коррекцию в наши действия. Можем ли мы остановить время? Время замедляется или ускоряется в нашем сознании в силу тех или иных событий, происходящих в нашей жизни. Время может застыть в наших интеллектуальных трудах. Стихи А.С Пушкина бессмертны.

Важно отметить, что время идёт независимо от нашего отношения к нему. Это видно из соотношения дня и ночи. День сменяет ночь, а ночь сменяет день независимо от того хотим мы этого или нет. Время движется независимо от того бодрствуем мы или спим.

В Библии Бог создавал Вселенную за семь дней. [7, С. 2] Таким образом, можно говорить о том, что Бог использовал время надлежащим образом. В ительменской легенде Бог-ворон Кутх сотворил землю ненадлежащим образом, иначе, по мнению ительменов, он сделал бы реки более глубокими, а горы более низкими.

Важная заслуга в изучении времени принадлежит Ф. Ницше. По моему мнению, Ф.Ницше в рамках своей теории о сверхчеловеке, по сути, разработал новую концепцию времени. Структура этой концепции составляют минута и Великий полдень.

Философ декламирует в своём бессмертном труде «Так говорил Заратустра» о том, что именно минута провоцирует к действию. «Минута настойчиво торопит их. Базар полон праздничными скоморохами, и народ хвалится своими великими людьми! Для него они - господа минуты. Но минута настойчиво торопит их: оттого и они торопят тебя». [3, С.93] Здесь Ф. Ницше указывает на элементарное непонимание времени. Вследствие этого, время способствует уходу индивида от истинного понимания вещей. Мыслитель предлагает скрыться от тех людей, которые противоречат истине. «Не завидуй этим безусловным, настойчиво торопящим, ты, любитель истины! Никогда ещё истина не повисала на руке безусловного. Беги, мой друг, в свое уединение: я вижу тебя искусанным ядовитыми мухами. Беги туда, где веет суровый, свежий воздух!» [3, С.94] Из этого можно сделать вывод, что, по мнению Ф.Ницше, время должно быть использовано для достижения истины – перерождения человека в сверхчеловека. Великий полдень – время начала перерождения человека в сверхчеловека. «Великий полдень - когда человек стоит посреди своего пути между животным и сверхчеловеком, и празднует свой путь к закату, как свою высшую надежду: ибо это есть путь к новому утру». [3, С. 118]

Важно отметить, что в теории о сверхчеловеке время выполняет пассивную роль. Само по себе время не заставляет человека переродиться. Вместе с тем, именно время подталкивает человека к действию. «Настало время, чтобы человек поставил себе цель свою. Настало время, чтобы человек посадил росток высшей надежды своей. Горе! Приближается время, когда человек не пустит более стрелы тоски своей выше человека, и тетива лука его разучится дрожать! Я говорю вам: нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду. Я говорю вам: в вас есть еще хаос. Горе! Приближается время, когда человек не родит больше звезды. Горе! Приближается время самого презренного человека, который уже не может презирать самого себя». [3, С.60]

По мнению Ф.Ницше, время влечёт за собой истину. «Я расстаюсь с тобою, ибо время прошло. От зари до зари осенила меня новая истина». [3, С.66]

По мнению В.В. Розанова, в конце XIX – начале XX вв. в прошлое уйдёт не сам человек, а его привычная среда обитания: троны, классы, сословия, труд. При этом, Василий Васильевич отмечал, что такое уже было при Петре I и ранее во времена Великого переселения народов. [4, С.2] Здесь можно отметить использование времени. Надлежащее или нет? Наверное, с точки зрения пользователей – надлежащее, потомки же оценивают по разному. Но всё же каждый человек смертен. В.В. Розанов указывал: «Печаль не в смерти. Человек умирает не когда он созрел, а когда он доспел. Т. е. когда жизненные соки его пришли к состоянию, при котором смерть становится необходима и неизбежна». Отчего же умирает человек? Мы умираем от единственной и основательной причины: неуважения себя. Мы, собственно, самоубиваемся. Не столько «солнышко нас гонит», сколько мы сами гоним себя. «Уйди ты, чёрт». [4, С.3] Безусловно, время и событие, в ногу с ним, подталкивают человека к такому неуважению, а, следовательно, к смерти.

При этом, по мнению Василия Васильевича до Первой Мировой войны время использовалось не по назначению. «Победа создается не на войне, а в мирное время. А мы в мирное время ничего не делали, и уж если что мы знали хорошо, то это — то, что равно ничего не делаем. Но дальше — еще лучше. Уж если чем мы упились восторженно, то это — революцией». [4, С.4]

В.В. Розанов изучал «Книгу Апокалипсиса» и декламировал о том, что «христианство не может устроить жизнь человека - дать земную жизнь. Что и выразилось к нашей минуте». [4, С.6]

В.В. Розанов указывал на то, что предположить действие времени невозможно. Он писал: «Перестанет небо», «перестанет земля», и станет «всё новое», ни на что прежнее не похожее. Сказать это за 2000 лет, предречь с некоторыми до буквальности теперь сбывающимися исполнениями, перенесясь через всю христианскую историю, как бы пронзая «рогом» такую толщу времён и необъятность событий, — это до того странно, невероятно, что никакое из речений человеческих поистине не идёт в сравнение.

Василий Васильевич полагал, что для времени не имеет существенного значения, существует ли на земле религиозная жизнь. Он указывал: «Солнце загорелось раньше христианства. И солнце не потухнет, если христианство и кончится. Вот — ограничение христианства, против которого ни «обедни», ни «панихиды» не помогут. И ещё об обеднях: их много служили, ни человеку не стало легче». [4, С. 8-9]

По моему мнению, В.В. Розанов полагал, что вера нужна людям для целевого использования времени. «Нужно именно верить, вообще, всегда, до тех пор, пока получил обман: финикияне в незапамятную древность, в начале истории, приучились верить и образовали простую бумажку, знак особый, который писали, делали и т. д. Он был условен: и кто давал его — получал «доверие», и это называлось — кредитом. Заведшие это, «доверчивые» люди, но определенно доверчивые, и вместе — не по болтовне или «дружеской беседе», а — деловым образом и для облегчения жизни, стали первыми в мире по богатству». [4, С. 11]

Но всё же В.В. Розанов ужасался течению времени: «Как вешний цвет проходит жизнь. Как ужасно это проходит. Ужасна именно категория времени; ужасна связь со временем. Человек временен. Кто может перенести эту мысль… У, как я хочу вечного. «Раб времени», тысячелетия или минуты – всё равно. У как я не хочу этого «раба времени…» [5, С. 222-223]

Знаменитый философ – богослов П.А. Флоренский (1882 – 1937) в своём известном труде «Иконостас» декламировал: «Бог сотворил мир видимым и невидимым. Бывают времена, пусть короткие, пусть чрезвычайно стянутые, иногда даже до атома времени, — когда оба мира соприкасаются, и нами созерцается самое это прикосновение. В нас самих покров зримого мгновениями разрывается, и сквозь его, ещё сознаваемого, разрыва веет незримое, нездешнее дуновение: тот и другой мир растворяются друг в друге, и жизнь наша приходит в сплошное струение, вроде того, как когда подымается над жаром горячий воздух». [6, С. 49 - 50] По моему мнению, именно время заставляет эти два мира соприкоснуться.

П.А. Флоренский пишет о том, что сон человека это некий мост, по которому он переходит из мира видимого в мир невидимого. «Меру времени приобретает новую, в силу чего его время, сравнительно со временем покинутой им системы, протекает с неимоверной быстротою. Но если всякий согласен и не зная принципа относительности, что в различных системах, по крайней мере применительно к рассматриваемому случаю, течет своё время, со своею скоростью и со своею мерою, то не всякий, пожалуй даже немногие, задумывался над возможностью времени течь с бесконечной быстротою и даже, выворачиваясь через себя самого, по переходе через бесконечную скорость, получать обратный смысл своего течения. А между тем, время действительно может быть мгновенным и обращённым от будущего к прошедшему, от следствий к причинам, телеологическим, и это бывает именно тогда, когда наша жизнь от видимого переходит в невидимое, от действительного — в мнимое». [6, С. 50] Думаю, что из этих слов можно сделать вывод о том, что время управляет системами и может течь со скоростью, которую выбрало само.

П.А. Флоренский пишет о том, что время является основной характеристикой сна. По его мнению, сны имеют существенную разность, зависящую от времени: вечерний сон наполнен дневными впечатлениями, ночной же, в результате «наполнения души ночным сознанием и опытом ночи, когда душа наиболее очищена и омыта от всего эмпирического», имеет мистическое содержание. Из этих слов можно сделать вывод о том, что именно время управляет нашим сознанием, что наиболее наглядно проявляется во время сна.

Кроме того, Павел Александрович указывает, что художественное творчество «есть оплотневшее сновидение». Философ пишет: «Художник даёт нам всё то, что возникает в нём при подымающем его вдохновении, — раз только это образы восхождения: нам нужны предутренние сны его, приносящие прохладу вечной лазури, а то, другое, есть психологизм и сырьё, как бы ни действовали они сильно и как бы ни были искусно и вкусно разработаны. Вдумавшись же, нетрудно различить и те и другие по признаку времени: художество нисхождения, очень телеологично — кристалл времени во мнимом пространстве; напротив, при большой даже связности мотивировок, художество восхождения построено механически, в соответствии со временем, от которого оно отправлялось.

Из этого, можно сделать вывод о том, что время управляет нашей творческой мыслью. Павел Александрович заключает, что время – пространство для нашего творчества. [6, С.60]

Особенное внимание изучению феномена времени уделял Н.А. Бердяев (1874 – 1948). В своём знаменитом труде «Смысл истории» он декламировал: «Основным вопросом, основной посылкой всякой философии истории является, несомненно, вопрос о значении времени, о природе времени, потому что история есть процесс во времени, временное совершение, движение во времени». [1, C.22] Кроме того, Николай Александрович, указывал, что «время не есть замкнутый круг, в который ничто не может проникнуть из вечной действительности, а есть нечто размыкающееся. Это одна сторона. С другой стороны, эта точка зрения предполагает, что и самое время есть что-то внедренное в глубину вечности. То, что мы называем временем в нашем мировом историческом процессе, в нашей мировой действительности, представляющей процесс во времени, - это время есть какой-то внутренний период, какая-то внутренняя эпоха самой вечности. Это значит, что существует не только наше земное время, в нашей земной действительности, но существует истинное небесное время, в которое это время внедрено и которое оно отражает и выражает; что существуют, по выражению старинных гностиков, зоны божественной глубины бытия. Для самой основы бытия существует время, что и там есть какой-то временной процесс, что временной процесс не есть только форма этой нашей замкнутой действительности, противополагаемой какой-то глубинной действительности, будто бы ничего общего со временем не имеющей. Нет, в ней есть своё небесное, свое божественное время. Между вечностью и временем наложило своеобразную печать и на все христианское сознание, потому что и в христианском сознании тоже очень сильна та струя, которая считает, что на глубину жизни божественной не распространяется природа времени. [1, С. 23 - 24] Безусловно, философ создал новую религиозную концепцию времени.

Другой философ С.Н. Булгаков (1871 – 1944) полагал, что время движет человеческой мыслью и ведёт человека из животного мира в мир духовности. Он писал о том, что в истории изменяются только сами способы постижения духовности. [9, электронный ресурс] Вместе с тем, необходимо отметить, что многие люди стремятся к духовному кризису. В Новом Завете этот феномен назван грехопадением. Известно, что Адам, по предложению Евы, искушённой змеем, вкусил плод с Древа познания добра и зла. Вследствие чего, оба они были изгнаны из Эдема (рая). [7, С. 2-4] В современный период процессу интеллектуально-нравственного разложения личности активно способствуют многие СМИ. Они негативно воздействуют на человеческую психику, систематически показывая разврат и насилие. Важное значение имеет также человеческое равнодушие, выработавшееся, как привычка к созерцанию чужого горя.

Сергей Николаевич указывал, что в мире царит механическая причинность. Начавшись неведомо когда и как, а может быть, существуя извечно, мир наш развивается по закону причинности, охватывающему как мёртвую, так и живую материю, как физическую, так и психическую жизнь. В этом мёртвом, лишенном всякой творческой мысли и разумного смысла движении нет живого начала, а есть лишь известное состояние материи; нет истины и заблуждения, — и та и другая суть равно необходимые следствия равно необходимых причин, нет добра и зла, а есть только соответственные им состояния материи. [9, электронный ресурс] По моему мнению, данное соответствие материи определяется состоянием времени, как своеобразной направляющей силы материи. Таким образом, время служит не только для некого статистического отсчёта состояния материи, а выступает необходимой движущей ипостасью мироздания.

Итак, философы по-разному понимали значение феномена времени. «Направляли» время в разные ипостаси. Вместе с тем, все они видели время, как некую ипостась, влияющую своими действиями или бездействием на исторические процессы, вследствие которых, перерождалось человеческое общество и отдельно взятая личность. Они полагали, что время может вести индивидов, как к прогрессу, так и к регрессу. В этом вопросе всё зависит от воли индивидов, ибо они воздействует на время. Теперь нужно понять: время ли умертвляет людей, рушит строения или же всё происходит только по воле человека? Конечно, без воли человека не был бы сожжён и разграблен Рим в 410 г. и не была бы сожжена Москва в 1547 г., но как объяснить, что человек без воли своей и воли других людей срывается со скалы? По моему мнению, время подталкивает его к этому, создавая необходимые условия. Оно является космической субстанцией, управляющей событиями и людьми, и само надлежащим образом использует себя. Время имеет гигантскую силу, и мы должны считаться с ним.


Литература:
  1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990 С. 22-24

  2. Кант И. Критика чистого разума М.: Эксмо, Мидгард, 2006 С.8

  3. Ницше Ф. Так говорил Заратустра М.: Мир книги, 2006 С. 60, 66, 93-94, 118, 193

  4. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени М.: Директмедиа Паблишинг, 2008 С.1-4, 6, 8 – 9, 11

  5. Розанов В.В. Опавшие листья. Короб первый М.: Мир книги, 2006 С.222-223

  6. Флоренский П.А. Иконостас М.: Мир книги, 2007 С. 49 – 50, 59 – 62

  7. Библия М.: Российское Библейское Общество, 2007 С.2 - 4

  8. Аристотель http://www.chronos.msu.ru/biographies/lubinskaya_aristotel.html

  9. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса http://www.vehi.net/bulgakov/progress.html

  10. Время – это иллюзия http://www.ufostation.net/readarticle.php?article_id=716

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle