Библиографическое описание:

Хамидов Ж. А. Моделирование процесса формирования готовности будущего учителя профессионального образования к применению информационных технологий // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 145-149.

В работе разработана модель формирования готовности будущего учителей профессионального образования к применению средств информати­зации и компьютеризации для решения профессиональных задач.

In the developed a model of formation of the future availability of vocational education teachers to use information technology tools to solve professional problems.

В эпоху информатизации общества происходят значительные изменения и в сфере образования. На первое место выходят не просто знания, но умение применять эти знания для решения разнообразных жизненных профессиональных проблем. Качество образования теперь связывают с понятием конкурентоспособности специалиста, его компетентностью, что в первую очередь предусматривает умение работать с информацией, принимать самостоятельное обоснованные решения, обновлять свои знания. Поэтому одной из важных задач высшего образования стала подготовка будущих учителей, в том числе учителей профессионального образования к педагогической деятельности с использованием средств и методов информационных технологии.

Информационная технология как совокупность методов сбора, обра­ботки, хранения и передачи информации присутствует в любом виде дея­тельности.[1] При этом часть технологических операций может выполняться вручную, часть - с использованием компьютера, т.е. в информационных тех­нологиях компьютер выступает как техническое средство этих процессов. Цель применения информационных технологий - снижение трудоемкости использования информационных ресурсов. Под информационными ресурса­ми понимается совокупность данных, представляющих ценность для органи­зации и выступающих в качестве материальных ресурсов. К ним относятся файлы данных, документы, тексты, графики, знания, аудио- и видеоинфор­мация, позволяющие изобразить на экране компьютера объекты реального мира.

Анализ исследований Я.А. Ваграменко, У.П. Велихова, М.П. Лапчик и др. позволил нам осуществить классификацию информационных технологий в зависимости от типа обрабатываемой информации и рассмотреть, как та или иная технология может быть использована учителем в педагогической деятельности (табл.1).

Таблица 1


Виды ИТ

Информационная технология ( ИТ)


Обработка данных

Обработка текстовой информации

Обработка графи-ческой информации

Обработка информации o качестве образования

Обработка объектов реального мира

Средства
ИТ

Система управления база данных, алгоритмические языки, табличные процессоры

текстовые процессоры и гипертекст

Графические процесс-соры

экспертные системы

средства мультимедиа

Виды педагогической деятельности

Управление процессом обучения





поиск необходимой информации;

создание

простейших

обучающих

программ

создание дидактических материалов; составление документов связанных с учебным процессом

создание дидактических

материалов по предмету; графическое

представление пед. информации

компьютерная диагностика и мониторинг качества обучения учащихся

мультиме-дийная демонстрация дидактического материала по предмету

Управление процессом воспитания






поиск необходимой информации

создание методического материала по направлениям воспитательной работы;

составление документов, связанных с воспитательным процессом

Графическое представление пед. информа-мации

компьютерная диагностика и мониторинг уровня воспитанности учащихся

мультиме-дийная поддержка диагностических программ


Виды деятельности с применением информационных технологий, предложенные в таблица- 1, в известной мере условны, поскольку большинство информационных технологий, представленных в данной таблице, позволяют поддерживать и другие виды информации. Так, основное средство компьютерной технологии обработка текстовой информации, текстовые процессоры, предусматривают возможность выполнения примитивных расчетов, а такое средство компьютерной технологии обработки данных, как табличные процессоры, могут обрабатывать не только цифровую, но и текстовую информацию, а также обладают встроенным аппаратом генерации графики.[2] Однако каждая информационная технология все – таки в большой мере акцентирована на обработку и использование информации определенного вида.

Исходя из того, что педагогическая деятельность учителя направлено на продуктивное решение профессиональных задач и учитывая особенности информационных технологии, направленные на эффективную организацию образовательное – познавательной и научно – исследовательской деятельности, под использова­нием информационных технологии в профессиональной деятельности учителя мы понимаем целена­правленный, осознанный процесс компьютерной - информационной организа­ции учителем образовательно-познавательной среды и научно-исследовательской деятельности с целью более эффективного решения про­фессиональных и исследовательских задач. Организация учителем такой дея­тельности предполагает наличие определенного уровня его готовности к применению информационных технологии в профессиональной деятельности. Как показал анализ проведенного опроса как рабо­тающих учителей, так и студентов вузов, в практике отсутствует или прояв­ляется эпизодически целенаправленное формирование готовности будущих учителей к применению информационных технологии в профессиональной деятельности.

Процесс формирования у будущего учителя профессионального образования готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности является сложноорганизованным объектом исследования. Применение системного подхода позволяет построить обобщенную модель данного процесса как системы при помощи методов системного анализа и моделирования. Модель, являясь копией реального объекта, воспроизводит его наиболее существенные черты, характеристики и свойства, выступающие определяющими по отношению к результатам, и позволяет получить представление о строении, функции и развитии объекта. Любая научная модель представляет собой абстрагирован­ное выражение сущности исследуемого явления.

При создание модели формирования готовности будущего учителя профессионального образования к применению информационных технологии в профессиональной деятель­ности, мы руководствовались определением понятия «модель» применитель­но к педагогическим исследованиям Е.В. Романова. Согласно данному опре­делению: «педагогическая модель - это обобщенный, абстрактно-логический образ конкретного феномена педагогической системы, который отображает и репрезентует существенные структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования, представленный в требуемой нагляд­ной форме и способный давать новое знание об объекте моделирования».[3] Под моделированием мы понимаем процесс разработки, обобщенного, абстрактно-логического образа в форме, удобной ис­следователю для его изучения .

При моделировании процесса формирования готовности будущего учителя профессионального образования к применению информационных технологий в профессио­нальной деятельности мы исходили из того, что модель должна отражать: требования, предъявляемые обществом к качеству профессиональной подготовки будущих учителей профессионального образования; наличие психолого-педагогической основы (научный подход или на­бор отдельных положений); основные идеи исследований по проблеме оптимизации процесса формирования готовности будущих учителей профессионального образования к применению информационных технологий в профессиональной деятельности; организацию целенаправленного, целостного педагогического про­цесса формирования готовности будущих учителей профессионального образования к применению информационных технологий в профессиональной деятельности в услови­ях вуза; основные критерии и показатели уровней качества процесса форми­рования готовности будущих учителей профессионального образования к применению информационных технологий в профессиональной деятельно­сти.

Учитывая выше перечисленные требования, мы построили модель про­цесса формирования готовности будущих учителей профессионального образования к применению информационных технологий в профессиональ­ной деятельности. Схематично данная модель представлена на рис. 1































Рис.1 Модель формирования готовности будущего учителя профессионального образования к использования ИТ в профессиональной деятельности

Построенная нами модель формирования готовности будущего учителя к применению информационных технологий в профессиональной деятельности отражает целостный педагогический процесс, поскольку ни один из компонентов данной модели, взятый отдельно, не достигает заданной цели. Каждый компонент модели решает конкретную задачу, а их совокупность достигает цель - формируется новое качество личности - это готовность будущего учителя профессионального образования к применению информационных технологий в профессиональной деятельности. Уровневый подход составляет основу исследования любого процесса разви­тия как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному.

Опираясь на классификации уровней, предложенные В.А. Сластениным и Н.М. Яковлевой, опыт работы в высшем учебным заведении, мы выделяем три уровня готовности студентов к применению информационных технологий в профес­сиональной деятельности относительно уровня «применения» в усвоении учебной информации (уровни усвоения учебной информации, по Беспалько).[8] Этот уровень характеризует способность обучающегося использовать приоб­ретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его дейст­вие рассматривается как продуктивное. В отношении уровня «применения» учебной информации мы выделяем: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень деятельности студента характеризуется знанием ос­новных понятий и категорий информатизации образования на уровне опре­делений и классификаций, а также сформированной потребностью в получе­нии специальной системы знаний, обеспечивающей возможность использо­вания информационных технологий в профессиональной деятельности. Знания поверхностны, наблю­даются пробелы в содержании программы курса. Студенты знакомы с основ­ными методами и формами применения информационных технологий в обучении и владеют отдельны­ми умениями использования информационных технологий при решении профессиональных задач, од­нако испытывают серьезные затруднения в применении их на практике.

В вузе функционируют разнообразное организационные формы обучения: лекции, практические занятия в их разновидности – семинары, лабораторные работы, практикум, самостоятельная работа студентов. В тоже время лекция, семинар, практические занятие, самостоятельная работа выступает как организационные формы обучения, поскольку являются способами осуществления взаимодействия студентов и преподавателей, в рамках которых реализуются содержание и методов обучения.

Использование разнообразных организационных форм и методов при формировании готовности студентов к применению информационных технологий в профессиональной деятельности обеспечивает их активность в данной деятельности, возмож­ность самореализации. В то же время ученые отмечают, что чрезмерное ув­лечение различными методами и формами, как и их однообразие, рождает «полудеятельность» или «деятельностную дистрофию» [6] ( В. Оконь и др.). Исходя из этого, мы считаем, что необходима систематизация форм и методов. Поскольку любой метод обу­чения и любая форма организации в силу своих специфических особенностей реализует свойственные именно им функции в формировании у будущих учителей готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности, то мы рассмотрели некоторые общие проблемы, связанные с их применением в процессе подготовки.

Анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме и наши исследования показали, что систематизацию организационных форм и мето­дов необходимо проводить с опорой на учебно-методическую деятельность, технологическую деятельность, самообразовательную и исследовательскую деятельности, в которые включается будущий учитель профессионального образования в процессе и в результате профессиональной подготовки в вузе. Исходя из этого, нами были разработаны три взаимосвязанных блока методов и форм, структурированных по принципу соответствия содержа­тельным видам деятельности будущего учителя профессионального образования (табл. 2.).

Средний уровень деятельности студента характеризуется направленно­стью на изучение и использование функциональных возможностей информа­ционных технологий в профессиональной деятельности. Студенты владеют теоретическими и методологическими знаниями, но испытывают затрудне­ния с переводом теоретических положений в конкретные технологические и методические разработки, с внедрением рекомендаций в практику. Испыты­вают трудности при использовании информационных технологий в новой для них педагогической си­туации, но решают типовые задачи. Студенты умеют исследовать и отбирать рациональные средства информационных технологий , но не всегда удачно применяют их в новой си­туации.

Таблица 2

Вид деятельности

Формы
Методы

Учебно- методическая деятельность

Лекции (проблемные, с приме­нением приемов сжатия ин­формации), лекция с заранее запланированными ошибками, работа над групповым проектом, компьютерные практикумы

Инструкционной - исполнительский, объяснительно-репродуктивный,

побуждающее - продуктивный,

проблемное изложение, задачный метод, метод проектов

Самообразо-

ва­тельная и исследова­-

тель­ская деятель­ности

Проблемные лекции, проблем­ные семинары и практикумы,

работа над научно-исследовательской темой с применением информационных технологий, самостоя­тельная работа студентов, рабо­та над индивидуальным проек­том, компьютерная телеконфе­ренция

Побуждающее - продуктивный, побуждающее - творческий,

творческие доклады, учебно-исследовательская игра; метод про­ектов, компьютерные презентации

проектов, микроисследование

Технологиче­ская деятель­ность

Компьютерный практикум,

работа над технологическим проектом, научно-практическая телеконференция, семинар

Метод проектов, компьютерное мо­делирование технологических про­цессов, квазипрограммирование, самооценка, задачный метод

Высокий уровень характеризуется целостным владением знаний по применению информационных технологий в профессиональной деятельности. Деятельность студентов направлена на новое конструктивное использование информационных технологий в профессиональной деятельности. Самостоятельная разработка учебного программного обеспе­чения на уровне использования инструментальных систем педагогического назначения. Студенты владеют системой умений использования информационных технологий как ин­струментом познания и исследования, а своей учебной и квазипрофессио­нальной деятельности. Используют данные собственных исследований по применению информационных технологий для творческой реорганизации образовательного процесса.

Проведенное нами исследование показало, что каждый из этих уровней взаимодействует с предшествующим и последующим. Внутри каждого уров­ня между отдельными студентами существуют различия в степени их готов­ности по применению информационных технологий в профессиональной деятельности. При переходе с уровня на уровень степень готовности повышается.


Литература:
  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения М.: 1985, -378 с.

  2. Ваграменко Я.А. О действующей федеральной телекоммуникационной системе информационного обслуживания образования в России // Педаго­гическая информатика. 1997. - № 2. - С. 9-15.

  3. Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование. 1986. - № 1. - С. 18-22.

  4. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.-172С.

  5. Лапчик М.П. Информатика и ИТО в структуре многоуровнего педагоги­ческого образования. Омск: ОГПИ, 1992. - 28 с.

  6. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Выс. шк., 1990. — 382 с.

  7. Смирнова Е.Э. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного ис­следования. Л.: ЛГУ, 1984. -176 с.

  8. Сластенин В.А. Избранное. М.: Издательский дом «Магистр-Пресс», 2000.-488 с.

Основные термины (генерируются автоматически): информационных технологий, применению информационных технологий, профессиональной деятельности, профессионального образования, будущего учителя, формирования готовности будущего, готовности будущего учителя, будущего учителя профессионального, учителя профессионального образования, учителей профессионального образования, информационных технологии, готовности будущих учителей, применению информационных технологии, модель формирования готовности, будущих учителей профессионального, процесса формирования готовности, применения информационных технологий, формирования готовности будущих, использования информационных технологий, про­цесса формирования готовности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle