Библиографическое описание:

Хамидов Ж. А. Моделирование процесса формирования готовности будущего учителя профессионального образования к применению информационных технологий // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 145-149.

В работе разработана модель формирования готовности будущего учителей профессионального образования к применению средств информати­зации и компьютеризации для решения профессиональных задач.

In the developed a model of formation of the future availability of vocational education teachers to use information technology tools to solve professional problems.

В эпоху информатизации общества происходят значительные изменения и в сфере образования. На первое место выходят не просто знания, но умение применять эти знания для решения разнообразных жизненных профессиональных проблем. Качество образования теперь связывают с понятием конкурентоспособности специалиста, его компетентностью, что в первую очередь предусматривает умение работать с информацией, принимать самостоятельное обоснованные решения, обновлять свои знания. Поэтому одной из важных задач высшего образования стала подготовка будущих учителей, в том числе учителей профессионального образования к педагогической деятельности с использованием средств и методов информационных технологии.

Информационная технология как совокупность методов сбора, обра­ботки, хранения и передачи информации присутствует в любом виде дея­тельности.[1] При этом часть технологических операций может выполняться вручную, часть - с использованием компьютера, т.е. в информационных тех­нологиях компьютер выступает как техническое средство этих процессов. Цель применения информационных технологий - снижение трудоемкости использования информационных ресурсов. Под информационными ресурса­ми понимается совокупность данных, представляющих ценность для органи­зации и выступающих в качестве материальных ресурсов. К ним относятся файлы данных, документы, тексты, графики, знания, аудио- и видеоинфор­мация, позволяющие изобразить на экране компьютера объекты реального мира.

Анализ исследований Я.А. Ваграменко, У.П. Велихова, М.П. Лапчик и др. позволил нам осуществить классификацию информационных технологий в зависимости от типа обрабатываемой информации и рассмотреть, как та или иная технология может быть использована учителем в педагогической деятельности (табл.1).

Таблица 1


Виды ИТ

Информационная технология ( ИТ)


Обработка данных

Обработка текстовой информации

Обработка графи-ческой информации

Обработка информации o качестве образования

Обработка объектов реального мира

Средства
ИТ

Система управления база данных, алгоритмические языки, табличные процессоры

текстовые процессоры и гипертекст

Графические процесс-соры

экспертные системы

средства мультимедиа

Виды педагогической деятельности

Управление процессом обучения





поиск необходимой информации;

создание

простейших

обучающих

программ

создание дидактических материалов; составление документов связанных с учебным процессом

создание дидактических

материалов по предмету; графическое

представление пед. информации

компьютерная диагностика и мониторинг качества обучения учащихся

мультиме-дийная демонстрация дидактического материала по предмету

Управление процессом воспитания






поиск необходимой информации

создание методического материала по направлениям воспитательной работы;

составление документов, связанных с воспитательным процессом

Графическое представление пед. информа-мации

компьютерная диагностика и мониторинг уровня воспитанности учащихся

мультиме-дийная поддержка диагностических программ


Виды деятельности с применением информационных технологий, предложенные в таблица- 1, в известной мере условны, поскольку большинство информационных технологий, представленных в данной таблице, позволяют поддерживать и другие виды информации. Так, основное средство компьютерной технологии обработка текстовой информации, текстовые процессоры, предусматривают возможность выполнения примитивных расчетов, а такое средство компьютерной технологии обработки данных, как табличные процессоры, могут обрабатывать не только цифровую, но и текстовую информацию, а также обладают встроенным аппаратом генерации графики.[2] Однако каждая информационная технология все – таки в большой мере акцентирована на обработку и использование информации определенного вида.

Исходя из того, что педагогическая деятельность учителя направлено на продуктивное решение профессиональных задач и учитывая особенности информационных технологии, направленные на эффективную организацию образовательное – познавательной и научно – исследовательской деятельности, под использова­нием информационных технологии в профессиональной деятельности учителя мы понимаем целена­правленный, осознанный процесс компьютерной - информационной организа­ции учителем образовательно-познавательной среды и научно-исследовательской деятельности с целью более эффективного решения про­фессиональных и исследовательских задач. Организация учителем такой дея­тельности предполагает наличие определенного уровня его готовности к применению информационных технологии в профессиональной деятельности. Как показал анализ проведенного опроса как рабо­тающих учителей, так и студентов вузов, в практике отсутствует или прояв­ляется эпизодически целенаправленное формирование готовности будущих учителей к применению информационных технологии в профессиональной деятельности.

Процесс формирования у будущего учителя профессионального образования готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности является сложноорганизованным объектом исследования. Применение системного подхода позволяет построить обобщенную модель данного процесса как системы при помощи методов системного анализа и моделирования. Модель, являясь копией реального объекта, воспроизводит его наиболее существенные черты, характеристики и свойства, выступающие определяющими по отношению к результатам, и позволяет получить представление о строении, функции и развитии объекта. Любая научная модель представляет собой абстрагирован­ное выражение сущности исследуемого явления.

При создание модели формирования готовности будущего учителя профессионального образования к применению информационных технологии в профессиональной деятель­ности, мы руководствовались определением понятия «модель» применитель­но к педагогическим исследованиям Е.В. Романова. Согласно данному опре­делению: «педагогическая модель - это обобщенный, абстрактно-логический образ конкретного феномена педагогической системы, который отображает и репрезентует существенные структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования, представленный в требуемой нагляд­ной форме и способный давать новое знание об объекте моделирования».[3] Под моделированием мы понимаем процесс разработки, обобщенного, абстрактно-логического образа в форме, удобной ис­следователю для его изучения .

При моделировании процесса формирования готовности будущего учителя профессионального образования к применению информационных технологий в профессио­нальной деятельности мы исходили из того, что модель должна отражать: требования, предъявляемые обществом к качеству профессиональной подготовки будущих учителей профессионального образования; наличие психолого-педагогической основы (научный подход или на­бор отдельных положений); основные идеи исследований по проблеме оптимизации процесса формирования готовности будущих учителей профессионального образования к применению информационных технологий в профессиональной деятельности; организацию целенаправленного, целостного педагогического про­цесса формирования готовности будущих учителей профессионального образования к применению информационных технологий в профессиональной деятельности в услови­ях вуза; основные критерии и показатели уровней качества процесса форми­рования готовности будущих учителей профессионального образования к применению информационных технологий в профессиональной деятельно­сти.

Учитывая выше перечисленные требования, мы построили модель про­цесса формирования готовности будущих учителей профессионального образования к применению информационных технологий в профессиональ­ной деятельности. Схематично данная модель представлена на рис. 1































Рис.1 Модель формирования готовности будущего учителя профессионального образования к использования ИТ в профессиональной деятельности

Построенная нами модель формирования готовности будущего учителя к применению информационных технологий в профессиональной деятельности отражает целостный педагогический процесс, поскольку ни один из компонентов данной модели, взятый отдельно, не достигает заданной цели. Каждый компонент модели решает конкретную задачу, а их совокупность достигает цель - формируется новое качество личности - это готовность будущего учителя профессионального образования к применению информационных технологий в профессиональной деятельности. Уровневый подход составляет основу исследования любого процесса разви­тия как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному.

Опираясь на классификации уровней, предложенные В.А. Сластениным и Н.М. Яковлевой, опыт работы в высшем учебным заведении, мы выделяем три уровня готовности студентов к применению информационных технологий в профес­сиональной деятельности относительно уровня «применения» в усвоении учебной информации (уровни усвоения учебной информации, по Беспалько).[8] Этот уровень характеризует способность обучающегося использовать приоб­ретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его дейст­вие рассматривается как продуктивное. В отношении уровня «применения» учебной информации мы выделяем: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень деятельности студента характеризуется знанием ос­новных понятий и категорий информатизации образования на уровне опре­делений и классификаций, а также сформированной потребностью в получе­нии специальной системы знаний, обеспечивающей возможность использо­вания информационных технологий в профессиональной деятельности. Знания поверхностны, наблю­даются пробелы в содержании программы курса. Студенты знакомы с основ­ными методами и формами применения информационных технологий в обучении и владеют отдельны­ми умениями использования информационных технологий при решении профессиональных задач, од­нако испытывают серьезные затруднения в применении их на практике.

В вузе функционируют разнообразное организационные формы обучения: лекции, практические занятия в их разновидности – семинары, лабораторные работы, практикум, самостоятельная работа студентов. В тоже время лекция, семинар, практические занятие, самостоятельная работа выступает как организационные формы обучения, поскольку являются способами осуществления взаимодействия студентов и преподавателей, в рамках которых реализуются содержание и методов обучения.

Использование разнообразных организационных форм и методов при формировании готовности студентов к применению информационных технологий в профессиональной деятельности обеспечивает их активность в данной деятельности, возмож­ность самореализации. В то же время ученые отмечают, что чрезмерное ув­лечение различными методами и формами, как и их однообразие, рождает «полудеятельность» или «деятельностную дистрофию» [6] ( В. Оконь и др.). Исходя из этого, мы считаем, что необходима систематизация форм и методов. Поскольку любой метод обу­чения и любая форма организации в силу своих специфических особенностей реализует свойственные именно им функции в формировании у будущих учителей готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности, то мы рассмотрели некоторые общие проблемы, связанные с их применением в процессе подготовки.

Анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме и наши исследования показали, что систематизацию организационных форм и мето­дов необходимо проводить с опорой на учебно-методическую деятельность, технологическую деятельность, самообразовательную и исследовательскую деятельности, в которые включается будущий учитель профессионального образования в процессе и в результате профессиональной подготовки в вузе. Исходя из этого, нами были разработаны три взаимосвязанных блока методов и форм, структурированных по принципу соответствия содержа­тельным видам деятельности будущего учителя профессионального образования (табл. 2.).

Средний уровень деятельности студента характеризуется направленно­стью на изучение и использование функциональных возможностей информа­ционных технологий в профессиональной деятельности. Студенты владеют теоретическими и методологическими знаниями, но испытывают затрудне­ния с переводом теоретических положений в конкретные технологические и методические разработки, с внедрением рекомендаций в практику. Испыты­вают трудности при использовании информационных технологий в новой для них педагогической си­туации, но решают типовые задачи. Студенты умеют исследовать и отбирать рациональные средства информационных технологий , но не всегда удачно применяют их в новой си­туации.

Таблица 2

Вид деятельности

Формы
Методы

Учебно- методическая деятельность

Лекции (проблемные, с приме­нением приемов сжатия ин­формации), лекция с заранее запланированными ошибками, работа над групповым проектом, компьютерные практикумы

Инструкционной - исполнительский, объяснительно-репродуктивный,

побуждающее - продуктивный,

проблемное изложение, задачный метод, метод проектов

Самообразо-

ва­тельная и исследова­-

тель­ская деятель­ности

Проблемные лекции, проблем­ные семинары и практикумы,

работа над научно-исследовательской темой с применением информационных технологий, самостоя­тельная работа студентов, рабо­та над индивидуальным проек­том, компьютерная телеконфе­ренция

Побуждающее - продуктивный, побуждающее - творческий,

творческие доклады, учебно-исследовательская игра; метод про­ектов, компьютерные презентации

проектов, микроисследование

Технологиче­ская деятель­ность

Компьютерный практикум,

работа над технологическим проектом, научно-практическая телеконференция, семинар

Метод проектов, компьютерное мо­делирование технологических про­цессов, квазипрограммирование, самооценка, задачный метод

Высокий уровень характеризуется целостным владением знаний по применению информационных технологий в профессиональной деятельности. Деятельность студентов направлена на новое конструктивное использование информационных технологий в профессиональной деятельности. Самостоятельная разработка учебного программного обеспе­чения на уровне использования инструментальных систем педагогического назначения. Студенты владеют системой умений использования информационных технологий как ин­струментом познания и исследования, а своей учебной и квазипрофессио­нальной деятельности. Используют данные собственных исследований по применению информационных технологий для творческой реорганизации образовательного процесса.

Проведенное нами исследование показало, что каждый из этих уровней взаимодействует с предшествующим и последующим. Внутри каждого уров­ня между отдельными студентами существуют различия в степени их готов­ности по применению информационных технологий в профессиональной деятельности. При переходе с уровня на уровень степень готовности повышается.


Литература:
  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения М.: 1985, -378 с.

  2. Ваграменко Я.А. О действующей федеральной телекоммуникационной системе информационного обслуживания образования в России // Педаго­гическая информатика. 1997. - № 2. - С. 9-15.

  3. Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование. 1986. - № 1. - С. 18-22.

  4. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.-172С.

  5. Лапчик М.П. Информатика и ИТО в структуре многоуровнего педагоги­ческого образования. Омск: ОГПИ, 1992. - 28 с.

  6. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Выс. шк., 1990. — 382 с.

  7. Смирнова Е.Э. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного ис­следования. Л.: ЛГУ, 1984. -176 с.

  8. Сластенин В.А. Избранное. М.: Издательский дом «Магистр-Пресс», 2000.-488 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle