Библиографическое описание:

Строганова В. И., Трунина В. Ф. Направления развития аэропортовой инфраструктуры // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.1. — С. 188-190.

Гражданская авиация - это отрасль, отражающая как зеркало, общее состояние экономики государства. К сожалению, последние два десятилетия развития авиатранспортной отрасли нельзя назвать успешными. Кризисные явления переходного периода напрямую затронули и гражданскую авиацию, и авиационную промышленность, и все, что связано с развитием и поддержанием обеспечивающей их инфраструктуры [1].

Авиационная отрасль России обладает очевидной инвестиционной привлекательностью. С учетом размеров нашей страны и состояния наземной инфраструктуры (особенно за Уралом) воздушный транспорт является одним из самых эффективных [2]. Однако состояние и перспективы развития аэропортовой инфраструктуры в России в последние годы вызывают у авиационной общественности все большую озабоченность. И не случайно. Из полутора тысяч аэропортов, действовавших в нашей стране в начале 1990-х гг., «в живых» осталось 330, и многие из них, по мнению специалистов, требуют радикальных преобразований [3].

Но глобальных улучшений по-прежнему не происходит. Причина простая: в инфраструктуру аэропортов ежегодно, на протяжении, как минимум, 15 лет надо вкладывать колоссальные средства. В 2009 г. из-за кризиса финансирование было сильно сокращено, что повлияло и на показатели последующих лет. Более того, стало ясно, что, по всем прогнозам, надеяться на значительные государственные инвестиции в ближайшем будущем аэропортам России не приходится. Государственной программы фактически нет, поэтому деньги, конечно, будут выделяться, но не в таких объемах, как требуется для решения намеченных задач. Ничего не поделаешь – значит надо переходить «на самообслуживание» [3].

Но, несмотря на финансовые и производственные проблемы, российские авиакомпании существуют, пассажиры летают, жизнь продолжается. Хотя экономический кризис 2009 года внес негативные коррективы в работу воздушного транспорта, уже в 2010 году рынок авиаперевозок в России вырос более чем на 30%, и восстановил прежнюю тенденцию роста. По итогам 2010 года объем пассажирских авиаперевозок превысил на 20% по пассажирообороту и на 28% по грузообороту итоги докризисного 2008 года [4].

В сложившихся условиях решающим фактором выживания для аэропортов является возможность оптимизации применяемых бизнес-решений при сохранении и даже повышении безопасности полетов. Не нужно сетовать на слабость материальных и трудовых ресурсов, необходимо уметь использовать то, что реально существует [1].

Для ОАО «Международный аэропорт Волгоград», на фоне кризиса и снижения платежеспособного спроса со стороны пассажиров и контрагентов, диверсификация бизнеса в сторону смежных или относительно смежных товаров и услуг является наиболее приемлемым выходом.

Традиционно в финансовом менеджменте сложилось два противоположных подхода к диверсификации бизнеса. Согласно первому подходу, диверсификация бизнеса является негативной тенденцией, ведущей к снижению конкурентоспособности хозяйствующего субъекта на рынке, качество услуг которого по основному направлению деятельности неизбежно ухудшится, вследствие распыления управленческих, финансовых и прочих ресурсов. Согласно второму подходу, диверсификация деятельности в смежные с основными видами деятельности направлениях способствует монополизации рынка, т.к. сокращаются затраты на посредников. Кроме того, в некоторых случаях специфика производства изначально предполагает диверсификацию бизнеса для повышения его эффективности.

Вопрос о необходимости диверсификации бизнеса в ОАО «Международный аэропорт Волгоград» решается однозначно — только диверсификация сможет вывести аэропорт из шаткого финансового равновесия. Проблема лишь в выборе направления диверсификации. Мы выделили несколько, на наш взгляд, наиболее привлекательных направлений.

Во-первых, предложения по расширению линейки товаров и услуг. В их числе такие как:

  • использование современных технологий продвижения товара (услуги):

  • продажа-покупка билетов через интернет;

  • введение накопительной системы премиальных баллов за оплату по банковским карточкам;

  • участие в создании ООО «Международный Логистический Центр» в г. Волгограде и внедрение его разработок в свою деятельность;

  • поиски альтернативных каналов рекламы и сбыта (например, сотрудничество с крупными волгоградскими вузами по организации транзитных рейсов в северные регионы во время зимних и летних каникул студентов и пр.);

Во-вторых, повышение качества предоставляемых услуг путем расширения ассортимента сопутствующих основному товару товаров и услуг. Например, возможно создание собственного наземного цеха по производству бортового питания. В качестве побочного эффекта можно выделить возможность реализации производимого продукта на междугородние автобусные и железнодорожные рейсы нашего города.

Кроме того, возможна организация платных обзорных экскурсий для учащихся города и всех желающих, как по самому аэропорту, так и над городом на малогабаритных самолетах либо на вертолетах. Создание современных вертолетных площадок на территории аэропорта и города также может стать перспективным источником дохода в течение следующих 5-10 лет, также возможна сдача в аренду неиспользуемых взлеточно-посадочных полос клубу, обучающему вождению самолетов, вертолетов и прочим воздушными судами.

Возможно создание на базе собственного или арендованного автопарка рейсового маршрута с багажными отделениями по маршруту Аэропорт—Волгоград, включая такие отдаленные районы города как Красноармейский, Кировский, Советский, Тракторозаводской, Краснооктябрьский районы и район Спартановки. А также создание свободных зон беспошлинной торговли, пользуясь статусом международного аэропорта.

В-третьих, необходимые ресурсы для финансирования названных направлений расширения бизнеса предлагаем получить путем IPO. Для жителей нашего города инвестиции в аэропорт могут стать достаточно привлекательными. Возможно привлечение массовой недорогой рабочей силы в рамках проекта создания в России института общественных работ.

И, что не мало важно, в любом аэропорту необходим нормальный аэровокзал. Ведь терминал – это лицо любого аэропорта. Пассажир, прибывая в аэропорт, прежде всего, попадает в аэровокзальный комплекс, где должен чувствовать себя комфортно. Конструкция аэровокзального комплекса соответствовала требованиям своего времени, основными функциями которого были регистрация и накопление пассажиров. Современные же требования в значительной степени касаются обеспечения авиационной безопасности. Старая конструкция с большим трудом и затратами подвергается адаптации к новым условиям. Пусть это не обязательно будет большое строение, главное, чтобы оно было удобным для ожидания рейсов, оформления посадочных документов, прохождения контроля безопасности [3].

В Советском Союзе было 3,5 тыс. действующих аэропортов, и вопрос этот имеет большое социальное значение. Граждане России должны иметь свободу передвижения, в том числе доступную возможность пользоваться воздушным транспортом. Аэропортам же иногда даже не обязательно давать деньги, им больше нужна поддержка законодательная. Но именно этого они часто и не имеют [3]. А ведь аэропорты наряду с авиационными компаниями и предприятиями по организации воздушного движения являются ключевыми элементами системы гражданской авиации, выполняют функцию интегрирующей и социально ориентированной инфраструктуры экономики страны [5].


Литература:

  1. Степанов В. Актуальные вопросы информационного обеспечения гражданской авиации [Электронный ресурс]:// Гражданская Авиация. 2010.№5. URL:http://: http://www.aero-grad.ru (дата обращения 08.10.2011).

  2. Горбачев В. Российские аэропорты: естественный отбор с искусственным «прикрытием» [Электронный ресурс]:/Беседовала О. Поспелова// Аэрокосмический курьер.2011. №5. URL: http://ascourier.ru (дата обращения 08.10.2011).

  3. Пущаев Ю. Капиталы прилетят [Электронный ресурс]: Российская газета. 2011. 29 сент. URL: http://www.rg.ru/2011/03/29/avia.html (дата обращения 08.10.2011).

  4. Ламзутов В.Состояние и перспективы развития гражданской авиации России//Вестник авиации и космонавтики. 2011.№2. С.37.

  5. Решение Коллегии авиационной общественности (КАО) по вопросу «Современное состояние и перспективы развития аэропортовой сети Российской Федерации» - Новосибирск 13.08. 2007.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): развития аэропортовой инфраструктуры, ОАО «Международный аэропорт, «Международный аэропорт Волгоград», перспективы развития аэропортовой, диверсификация бизнеса, дата обращения 08.10.2011, диверсификации бизнеса, Направления развития, Авиационная отрасль России, авиационной общественности, Направления развития аэропортовой, будущем аэропортам России, состояния наземной инфраструктуры, региональной инновационной инфраструктуры, необходимости диверсификации бизнеса, десятилетия развития авиатранспортной, гражданской авиации, инфраструктуры экономики страны, Граждане России должны, Кризисные явления переходного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle