Библиографическое описание:

Денисова В. А. Влияние личностных особенностей женщин на стиль переживания беременности // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 54-58.

Рассмотрена проблема влияния Я – функций женщины на формирование стиля переживания беременности. Полученные данные указывают на наличие значимой прямой связи. У женщин с адекватным стилем переживания беременности преобладают конструктивные Я - функций личности, у женщин с неадекватным стилем переживания беременности - деструктивные и дефицитарные Я - функции.

Ключевые слова: Я - функции личности; стиль переживания беременности.

Период беременности оставляет в жизни женщины неизгладимый след, он может быть наполнен приятными, даже более неземными волнениями, положительно окрашенными эмоциями, вплоть до эйфории, а может оставить и неприятные воспоминания, после которых женщины вряд ли когда либо захочет повторить этот подвиг и родить второго ребенка. Беременность – кризисная точка в поиске женской идентичности, из нее нет возврата, независимо от того, рождается ли ребенок, случается выкидыш, либо женщина решает сделать аборт. На течение беременности влияет огромное количество факторов, зависящих и не зависящих от самой женщины, мы же уделим особое внимание только тем, на которые может повлиять сама женщина, уже решившая завести ребенка, случайно узнавшая о своей беременности, либо та, что еще даже не задумывается о продолжении своего рода [1].

Для женщины, которая ожидает первенца, беременность доказывает ее половую принадлежность и заявляет внешнему миру, что она состояла в сексуальных отношениях. Физиологически это подтверждает, что она обладает сексуально зрелым телом, которое способно к репродукции, но на психологическом уровне это не всегда означает зрелость эмоционального Эго, способного к принятию требований материнства [4].

На протяжении беременности вызревает не только плод в утробе матери, но и сама мать, а точнее та часть личности женщины, которая в последующем будет выполнять функции матери. Эмоциональное состояние матери во время беременности оказывает значительное влияние на протекание беременности и родов, последующее отношение к ребенку, к себе, а также на становление его самосознания. Плод в утробе матери является не только биологическим объектом, физически развивающимся день ото дня, но и субъектом целенаправленных формирующих и воспитательных воздействий. Будущая мать, еще не видя своего ребенка, уже выполняет материнские воспитательные функции, поэтому очень значимо начинать приучать ребенка к определенному распорядку дня как можно раньше. В дальнейшем это поможет избежать сбоя ритма дня у малыша, он будет больше бодрствовать днем, и спокойно отдыхать ночью [1, 4]

Беременность, как ни один другой период в жизни женщины, сопровождается глобальными изменениями и масштабной внутренней работой. Значительные изменения личности женщины в период беременности затрагивают физиологический, эмоциональный, когнитивный, социальный, экзистенциальный уровни [2].

Меняется внешний облик, ощущения, поступающие от тела, ритмы его функционирования, изменяется социальная позиция женщины. Она уже менее активный член социума, ее захлестывают сильные эмоциональные переживания, иногда болезненные и пугающие, осложняющие как отношения с другими, так и процесс вынашивания ребенка (различные патологии беременности). Для большинства женщин первая беременность является периодом сильных эмоциональных переживаний, которые могут сопровождать дальнейшее становление собственного "Я" беременной, ее развитие и формирование как полноценного взрослого человека, способного в дальнейшем заботиться о своем беспомощном младенце [4].

Для многих женщин беременность и деторождение становится великим шагом к зрелости и повышению самооценки, однако есть и те, для кого беременность наносит огромную психологическую травму, способствующую деформации психики женщины [2].

Беременность – кризисная точка в поиске женской идентичности, из нее нет возврата, независимо от того, рождается ли ребенок, случается выкидыш, либо женщина решает сделать аборт [4].

Беременность подразумевает конец существованию женщины как независимого существа и начало формирования отношений мать – дитя, длящихся весь последующий остаток жизни [1].

Следует отметить, что беременность – это самое серьезное испытание в отношениях мать - дочь, беременная женщина по-прежнему остается ребенком для своей матери, уже являясь матерью для своего малыша [7].

Осознание женщиной состояния беременности меняется с возрастанием срока беременности. Так в первом триместре женщинам, активным в работе, бывает сложно принять увеличение зависимости от мужа, неизбежное при беременности и кормлении грудью. При этом они могут испытывать неосознанную зависть к мужу из-за того, что он может свободно заниматься своими рабочими делами или продолжать интеллектуальный рост. Другим женщинам бывает сложно принять изменения своего тела, происходящие по мере увеличения срока беременности. К концу первого триместра часто наблюдается регресс к оральной стадии, проявляющийся в тошноте, рвоте, стремлении к специфическим предпочтениям в еде [6].

Во втором триместре происходит первое шевеление ребенка и женщина вынуждена признать, что, несмотря на единое сосуществование с ребенком, он отдельный человек, со своей собственной жизнью, которой мать не может управлять [6].

Третий период беременности отличают телесный дискомфорт и усталость, возрастающая потребность в материнском внимании. В этот период часты смены настроения: от радости до различных сознательных и бессознательных тревог [6].

Согласно ранее проведенным исследованиям известно, что сознательное и бессознательное отвержение ребенка в случае нежеланного материнства в 40% случаев приводит к рождению недоношенных детей в сравнении с 9-10% в популяции. Согласно статистическим данным, преждевременно рожденные дети, родившиеся от нежеланной беременности, в двух третях случаев получают черепные травмы во время прохождения по родовому пути. Многие матери, не справившиеся с родительскими функциями, проявляют черты личностной и эмоциональной незрелости, зависимости, аффективной несдержанности, низкой толерантности к стрессам и амбивалентное отношение к функции материнства. Большинство этих женщин, сознательно и бессознательно отвергающих своих детей, сами подвергались агрессии, переживали психологическую депривацию и не смогли конструктивно разрешить конфликты детства и отрочества, вступив при этом в деструктивное материнство. Отвергающее отношение матери формирует эмоциональную, сенсорную, моторную или когнитивную депривацию ребенка, приводящую к нарушению нормального психического развития ребенка, социализации, в результате которых развиваются невротические реакции являющиеся предпосылками психических расстройств [6, 8].

Нейрофизиологическими последствиями депривации в раннем возрасте являются недоразвитие дендритно-синаптических структур головного мозга и, как следствие, различные нарушения онтогенеза, поскольку дендритное ветвление и созревание мозговых структур активно продолжается после рождения. Для нормального психофизического и социального развития ребенка жизненно важны благоприятные условия пренатального и постнатального развития, атмосфера любви и чуткости к его потребностям, способность обеспечить зону ближайшего развития и помочь адаптироваться в социальной микросреде [2; 4].

Вплоть до середины семидесятых годов преобладало представление о том, что отношения привязанности между ребенком и матерью начинают развиваться с момента появления новорожденного на свет, стремительно прогрессируя в течение раннего послеродового периода. Женщины, разлученные с новорожденными на протяжении первых дней жизни, проявляли определенный дефицит материнских качеств по сравнению с женщинами, имевшими возможность контактировать с ребенком с первых минут рождения. Внимание к ранним отношениям в диаде мать - дитя несомненно сыграло свою позитивную роль в проведении реформ в системе родильных домов развитых стран Европы, направленных на создание благоприятных условий для активного взаимодействия матери с новорожденным, позднее опыт европейских стран был применен и в России [3].

Отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики [3]. Ее эмоциональный стресс статистически коррелирует с преждевременными родами, большой детской психопатологией, более частыми возникновениями шизофрении, низким IQ, нередко со школьными неудачами, высоким уровнем правонарушений, склонностью к наркомании и попыткам суицида [3, 4].

В нашем веке, материнство уже не занимает доминирующей цели в жизни женщины, она имеет полное право вообще никогда не становиться матерью. Так, в мегаполисах женщины все чаще откладывают материнство на возраст за 30, организм же упорно напоминает женщине, что созрел, требует оставить потомство. Вероятно, если продлить срок детородного возраста, то мы вышли бы и за планку 30 лет. Так, при проведении нашего исследования, нередко слышалась фраза «пришла пора задуматься о ребенке, мне ведь и так уже за 30, куда еще тянуть…» К сожалению, с будущими отцами разговор состоялся редко, но и они подмечали, что «когда я поведу ребенка в 1 класс, буду на пятом десятке жизни» [1].

При этом, несмотря на запаздывающее созревание чувства родительства, подростки торопятся жить половой жизнью, нередки случаи прерывания беременности в 15,14, а то и в 13 лет, что конечно же сказывается на репродуктивном здоровье.

Все вышеуказанное привело нас к идее исследования особенности Я - функций беременных женщин с разными стилями переживания беременности.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось в течение трех лет, с июля 2008 по март 2011 г. на базе родильного отделения МУЗ Спасской городской больницы №1, и на базе МУЗ Родильного дома №4 г. Владивостока.

Выборка представлена 250 беременными женщинами в возрасте от 17 до 45 лет. Диапазон сроков беременности от 8 до 40 недель.

В исследовании использовались следующие методики:

  1. Я – структурный тест Г. Аммона (с помощью которого были определены Я - функции беременных женщин)

  2. Проективный тест Филипповой Г.Г. «Я и мой ребенок», позволивший разбить всю выборку на стили переживания беременности (СПБ).

Полученные данные были подвержены математической обработки с помощью программы из пакета SSP с использованием критерия Манна-Уитни.

Исследование начинали с определения СПБ с помощью рисунка «Я и мой ребенок». По рисуночному тесту учитывалось наличие на рисунке матери и ребенка, содержание образа ребенка и его возраст, наличие совместной деятельности матери с ребенком, психологическая дистанция, а также характеристика общего состояния (благополучное состояние, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка) по формальным признакам рисунка, принятым в психодиагностике (качество линии, расположение на листе, детали рисунков и т.д.).

Эта методика позволила нам разделить всех принявших участие женщин на 2 группы: 129 женщин составили группу с адекватным СПБ; 121 – с неадекватным СПБ.

Рисунок 1

Исходя из приведенных выше данных видно, что практически каждая вторая женщины психологически не готова к роли матери!

На следующем этапе исследования женщины заполняли Я структурный тест Г. Амона (ISTA) позволяющий сравнить структуру Я - функций личности у женщин с адекватным СПБ и неадекватным СПБ.

Анализ результатов исследования Я-функций показал, что в группе женщин с адекватным СПБ достоверно преобладают конструктивные Я-функции: конструктивная агрессия (P=0,002134), конструктивная тревога (P=0,030697), конструктивное внешнее (0,000001) и внутреннее Я-отграничение (0,002339), конструктивная сексуальность (0,000114).

В группе женщин с неадекватным СПБ достоверно повышены деструктивная тревога (0,000637), дефицитарная тревога (0,023043)), дефицитарное внешнее Я (0,023043), деструктивное внутреннее Я (0,008916), деструктивный нарциссизм (0,005147), дефицитарный нарциссизм (0,000354), дефицитарная сексуальность (0,000141).

Женщин, относящихся к группе неадекватного СПБ, можно охарактеризовать как недоброжелательных, конфликтных, агрессивных, не способных длительное время поддерживать дружеские отношения. Агрессивность у таких людей может проявляться как в открытых вспышках гнева, импульсивности и взрывчатости, так и выражаться в чрезмерной требовательности, ироничности или сарказме. Требующая реализации энергия проявляется в разрушительных фантазиях или кошмарных сновидениях. Часты нарушения эмоционального и, особенно, волевого контроля, имеющие временный или относительно постоянный характер [3]. Завышенные показатели по шкале дефицитарного внешнего Я означают, что данным людям характерны импульсивность, слабость эмоционального контроля, склонность к экзальтированным состояниям, недостаточная взвешенность поступков и принимаемых решений, «переполненность» разрозненными, разнообразными чувствами, образами или мыслями, крайняя непоследовательность в интерперсональных отношениях, неспособность к достаточной концентрации усилий, плохая регуляция телесных процессов [3].

Женщины с адекватным СПБ могут быть охарактеризованы, как доброжелательные контактные люди, способные оказать помощь нуждающимся людям, выстроить конструктивный диалог в компании малознакомых людей. Они открыты в познании мира, их привлекают разнообразные знания, интересны эксперименты, при этом они способны на легкие неординарные поступки. Они имеют адекватную самооценку, способны выстроить продолжительные теплые отношения с людьми противоположного пола.

Итак, по результатам данного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Адекватный стиль переживания беременности определен лишь у 45% выборки, в то время как у 55%неадекватный.

  2. У женщин с адекватным и отвергающим стилем переживания беременности в структуре личности преобладают конструктивные Я-функции.

  3. У женщин с тревожным стилем переживания беременности в структуре личности преобладает деструктивная агрессия, дефицитарное и деструктивное Внутреннее Я, деструктивный нарциссизм.

Таким образом, проведенный анализ позволяет предположить, что на формирование стиля переживания беременности у условно здоровых женщин большое влияние оказывают личностные особенности, в частности структура Я – функций личности, а также личностная и ситуативная тревожность. Наличие деструктивных и дефицитарных Я-функций личности повышает риск развития неадекватных стилей переживания беременности. Следовательно, своевременная коррекция приведет к развитию конструктивных Я-функций личности и в последующем сознательному материнству.


Литература:

  1. Аммон Г. Психосоматическая медицина, - СПб.: Речь, 2000. 236с.

  2. Брутман И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Особенности динамики психологического состояния женщины во время беременности и родов // Вопросы психологии, 2002. №1. С. 18-21.

  3. Зенкова Т.Н. Особенности мотивационной сферы беременной женщины с различным отношением к ребенку. - СПб.: Речь, 2005. 86с.

  4. Рыжков В. Практическая психология женских кризисов. СПб, 1998.-295с.

  5. Перинатальная психология в родовспоможении. Сб. мат. конф. СПб., 1997.168 с.

  6. Филиппова Г.Г. Психологическая помощь семье в период перинатального развития ребенка. // Дефектология 2003, №4. С 56-59.

  7. Чемберлен Д. Разум вашего новорожденного ребенка./ Пер.с англ.-М.: «Класс»,2005.-220с.

  8. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность // Человек, 1993. № 6.С 25-27

  9. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия М, 1990-320с.

  10. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. (В традиционной культурно- исторической теории Л. С. Выгодского) / Д.Б. Эльконин. – М.: Тривола, 1994.- 168 с.

  11. Stainton M. The fetus: A growing member of the family// Fam Relat.- 1985.-Vol. 34.-P.321-326.

  12. Zachariah R. Maternal-Fetal Attachment: Influence of Mother-Daughter and Husband-Wife Relationships//Research in Nursing and health.- 1994.-Vol. 17.-P .37-44.

Основные термины: переживания беременности, стилем переживания беременности, стиль переживания беременности, период беременности, стиля переживания беременности, личностных особенностей, Влияние личностных особенностей, срока беременности, формирование стиля переживания, переживания беременности определен, стилями переживания беременности, стилей переживания беременности, жизни женщины, развития ребенка, Третий период беременности, Период беременности, течение беременности, адекватным стилем переживания, возрастанием срока беременности, женщиной состояния беременности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle