Библиографическое описание:

Денисова В. А. Влияние личностных особенностей женщин на стиль переживания беременности // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 54-58.

Рассмотрена проблема влияния Я – функций женщины на формирование стиля переживания беременности. Полученные данные указывают на наличие значимой прямой связи. У женщин с адекватным стилем переживания беременности преобладают конструктивные Я - функций личности, у женщин с неадекватным стилем переживания беременности - деструктивные и дефицитарные Я - функции.

Ключевые слова: Я - функции личности; стиль переживания беременности.

Период беременности оставляет в жизни женщины неизгладимый след, он может быть наполнен приятными, даже более неземными волнениями, положительно окрашенными эмоциями, вплоть до эйфории, а может оставить и неприятные воспоминания, после которых женщины вряд ли когда либо захочет повторить этот подвиг и родить второго ребенка. Беременность – кризисная точка в поиске женской идентичности, из нее нет возврата, независимо от того, рождается ли ребенок, случается выкидыш, либо женщина решает сделать аборт. На течение беременности влияет огромное количество факторов, зависящих и не зависящих от самой женщины, мы же уделим особое внимание только тем, на которые может повлиять сама женщина, уже решившая завести ребенка, случайно узнавшая о своей беременности, либо та, что еще даже не задумывается о продолжении своего рода [1].

Для женщины, которая ожидает первенца, беременность доказывает ее половую принадлежность и заявляет внешнему миру, что она состояла в сексуальных отношениях. Физиологически это подтверждает, что она обладает сексуально зрелым телом, которое способно к репродукции, но на психологическом уровне это не всегда означает зрелость эмоционального Эго, способного к принятию требований материнства [4].

На протяжении беременности вызревает не только плод в утробе матери, но и сама мать, а точнее та часть личности женщины, которая в последующем будет выполнять функции матери. Эмоциональное состояние матери во время беременности оказывает значительное влияние на протекание беременности и родов, последующее отношение к ребенку, к себе, а также на становление его самосознания. Плод в утробе матери является не только биологическим объектом, физически развивающимся день ото дня, но и субъектом целенаправленных формирующих и воспитательных воздействий. Будущая мать, еще не видя своего ребенка, уже выполняет материнские воспитательные функции, поэтому очень значимо начинать приучать ребенка к определенному распорядку дня как можно раньше. В дальнейшем это поможет избежать сбоя ритма дня у малыша, он будет больше бодрствовать днем, и спокойно отдыхать ночью [1, 4]

Беременность, как ни один другой период в жизни женщины, сопровождается глобальными изменениями и масштабной внутренней работой. Значительные изменения личности женщины в период беременности затрагивают физиологический, эмоциональный, когнитивный, социальный, экзистенциальный уровни [2].

Меняется внешний облик, ощущения, поступающие от тела, ритмы его функционирования, изменяется социальная позиция женщины. Она уже менее активный член социума, ее захлестывают сильные эмоциональные переживания, иногда болезненные и пугающие, осложняющие как отношения с другими, так и процесс вынашивания ребенка (различные патологии беременности). Для большинства женщин первая беременность является периодом сильных эмоциональных переживаний, которые могут сопровождать дальнейшее становление собственного "Я" беременной, ее развитие и формирование как полноценного взрослого человека, способного в дальнейшем заботиться о своем беспомощном младенце [4].

Для многих женщин беременность и деторождение становится великим шагом к зрелости и повышению самооценки, однако есть и те, для кого беременность наносит огромную психологическую травму, способствующую деформации психики женщины [2].

Беременность – кризисная точка в поиске женской идентичности, из нее нет возврата, независимо от того, рождается ли ребенок, случается выкидыш, либо женщина решает сделать аборт [4].

Беременность подразумевает конец существованию женщины как независимого существа и начало формирования отношений мать – дитя, длящихся весь последующий остаток жизни [1].

Следует отметить, что беременность – это самое серьезное испытание в отношениях мать - дочь, беременная женщина по-прежнему остается ребенком для своей матери, уже являясь матерью для своего малыша [7].

Осознание женщиной состояния беременности меняется с возрастанием срока беременности. Так в первом триместре женщинам, активным в работе, бывает сложно принять увеличение зависимости от мужа, неизбежное при беременности и кормлении грудью. При этом они могут испытывать неосознанную зависть к мужу из-за того, что он может свободно заниматься своими рабочими делами или продолжать интеллектуальный рост. Другим женщинам бывает сложно принять изменения своего тела, происходящие по мере увеличения срока беременности. К концу первого триместра часто наблюдается регресс к оральной стадии, проявляющийся в тошноте, рвоте, стремлении к специфическим предпочтениям в еде [6].

Во втором триместре происходит первое шевеление ребенка и женщина вынуждена признать, что, несмотря на единое сосуществование с ребенком, он отдельный человек, со своей собственной жизнью, которой мать не может управлять [6].

Третий период беременности отличают телесный дискомфорт и усталость, возрастающая потребность в материнском внимании. В этот период часты смены настроения: от радости до различных сознательных и бессознательных тревог [6].

Согласно ранее проведенным исследованиям известно, что сознательное и бессознательное отвержение ребенка в случае нежеланного материнства в 40% случаев приводит к рождению недоношенных детей в сравнении с 9-10% в популяции. Согласно статистическим данным, преждевременно рожденные дети, родившиеся от нежеланной беременности, в двух третях случаев получают черепные травмы во время прохождения по родовому пути. Многие матери, не справившиеся с родительскими функциями, проявляют черты личностной и эмоциональной незрелости, зависимости, аффективной несдержанности, низкой толерантности к стрессам и амбивалентное отношение к функции материнства. Большинство этих женщин, сознательно и бессознательно отвергающих своих детей, сами подвергались агрессии, переживали психологическую депривацию и не смогли конструктивно разрешить конфликты детства и отрочества, вступив при этом в деструктивное материнство. Отвергающее отношение матери формирует эмоциональную, сенсорную, моторную или когнитивную депривацию ребенка, приводящую к нарушению нормального психического развития ребенка, социализации, в результате которых развиваются невротические реакции являющиеся предпосылками психических расстройств [6, 8].

Нейрофизиологическими последствиями депривации в раннем возрасте являются недоразвитие дендритно-синаптических структур головного мозга и, как следствие, различные нарушения онтогенеза, поскольку дендритное ветвление и созревание мозговых структур активно продолжается после рождения. Для нормального психофизического и социального развития ребенка жизненно важны благоприятные условия пренатального и постнатального развития, атмосфера любви и чуткости к его потребностям, способность обеспечить зону ближайшего развития и помочь адаптироваться в социальной микросреде [2; 4].

Вплоть до середины семидесятых годов преобладало представление о том, что отношения привязанности между ребенком и матерью начинают развиваться с момента появления новорожденного на свет, стремительно прогрессируя в течение раннего послеродового периода. Женщины, разлученные с новорожденными на протяжении первых дней жизни, проявляли определенный дефицит материнских качеств по сравнению с женщинами, имевшими возможность контактировать с ребенком с первых минут рождения. Внимание к ранним отношениям в диаде мать - дитя несомненно сыграло свою позитивную роль в проведении реформ в системе родильных домов развитых стран Европы, направленных на создание благоприятных условий для активного взаимодействия матери с новорожденным, позднее опыт европейских стран был применен и в России [3].

Отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики [3]. Ее эмоциональный стресс статистически коррелирует с преждевременными родами, большой детской психопатологией, более частыми возникновениями шизофрении, низким IQ, нередко со школьными неудачами, высоким уровнем правонарушений, склонностью к наркомании и попыткам суицида [3, 4].

В нашем веке, материнство уже не занимает доминирующей цели в жизни женщины, она имеет полное право вообще никогда не становиться матерью. Так, в мегаполисах женщины все чаще откладывают материнство на возраст за 30, организм же упорно напоминает женщине, что созрел, требует оставить потомство. Вероятно, если продлить срок детородного возраста, то мы вышли бы и за планку 30 лет. Так, при проведении нашего исследования, нередко слышалась фраза «пришла пора задуматься о ребенке, мне ведь и так уже за 30, куда еще тянуть…» К сожалению, с будущими отцами разговор состоялся редко, но и они подмечали, что «когда я поведу ребенка в 1 класс, буду на пятом десятке жизни» [1].

При этом, несмотря на запаздывающее созревание чувства родительства, подростки торопятся жить половой жизнью, нередки случаи прерывания беременности в 15,14, а то и в 13 лет, что конечно же сказывается на репродуктивном здоровье.

Все вышеуказанное привело нас к идее исследования особенности Я - функций беременных женщин с разными стилями переживания беременности.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось в течение трех лет, с июля 2008 по март 2011 г. на базе родильного отделения МУЗ Спасской городской больницы №1, и на базе МУЗ Родильного дома №4 г. Владивостока.

Выборка представлена 250 беременными женщинами в возрасте от 17 до 45 лет. Диапазон сроков беременности от 8 до 40 недель.

В исследовании использовались следующие методики:

  1. Я – структурный тест Г. Аммона (с помощью которого были определены Я - функции беременных женщин)

  2. Проективный тест Филипповой Г.Г. «Я и мой ребенок», позволивший разбить всю выборку на стили переживания беременности (СПБ).

Полученные данные были подвержены математической обработки с помощью программы из пакета SSP с использованием критерия Манна-Уитни.

Исследование начинали с определения СПБ с помощью рисунка «Я и мой ребенок». По рисуночному тесту учитывалось наличие на рисунке матери и ребенка, содержание образа ребенка и его возраст, наличие совместной деятельности матери с ребенком, психологическая дистанция, а также характеристика общего состояния (благополучное состояние, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка) по формальным признакам рисунка, принятым в психодиагностике (качество линии, расположение на листе, детали рисунков и т.д.).

Эта методика позволила нам разделить всех принявших участие женщин на 2 группы: 129 женщин составили группу с адекватным СПБ; 121 – с неадекватным СПБ.

Рисунок 1

Исходя из приведенных выше данных видно, что практически каждая вторая женщины психологически не готова к роли матери!

На следующем этапе исследования женщины заполняли Я структурный тест Г. Амона (ISTA) позволяющий сравнить структуру Я - функций личности у женщин с адекватным СПБ и неадекватным СПБ.

Анализ результатов исследования Я-функций показал, что в группе женщин с адекватным СПБ достоверно преобладают конструктивные Я-функции: конструктивная агрессия (P=0,002134), конструктивная тревога (P=0,030697), конструктивное внешнее (0,000001) и внутреннее Я-отграничение (0,002339), конструктивная сексуальность (0,000114).

В группе женщин с неадекватным СПБ достоверно повышены деструктивная тревога (0,000637), дефицитарная тревога (0,023043)), дефицитарное внешнее Я (0,023043), деструктивное внутреннее Я (0,008916), деструктивный нарциссизм (0,005147), дефицитарный нарциссизм (0,000354), дефицитарная сексуальность (0,000141).

Женщин, относящихся к группе неадекватного СПБ, можно охарактеризовать как недоброжелательных, конфликтных, агрессивных, не способных длительное время поддерживать дружеские отношения. Агрессивность у таких людей может проявляться как в открытых вспышках гнева, импульсивности и взрывчатости, так и выражаться в чрезмерной требовательности, ироничности или сарказме. Требующая реализации энергия проявляется в разрушительных фантазиях или кошмарных сновидениях. Часты нарушения эмоционального и, особенно, волевого контроля, имеющие временный или относительно постоянный характер [3]. Завышенные показатели по шкале дефицитарного внешнего Я означают, что данным людям характерны импульсивность, слабость эмоционального контроля, склонность к экзальтированным состояниям, недостаточная взвешенность поступков и принимаемых решений, «переполненность» разрозненными, разнообразными чувствами, образами или мыслями, крайняя непоследовательность в интерперсональных отношениях, неспособность к достаточной концентрации усилий, плохая регуляция телесных процессов [3].

Женщины с адекватным СПБ могут быть охарактеризованы, как доброжелательные контактные люди, способные оказать помощь нуждающимся людям, выстроить конструктивный диалог в компании малознакомых людей. Они открыты в познании мира, их привлекают разнообразные знания, интересны эксперименты, при этом они способны на легкие неординарные поступки. Они имеют адекватную самооценку, способны выстроить продолжительные теплые отношения с людьми противоположного пола.

Итак, по результатам данного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Адекватный стиль переживания беременности определен лишь у 45% выборки, в то время как у 55%неадекватный.

  2. У женщин с адекватным и отвергающим стилем переживания беременности в структуре личности преобладают конструктивные Я-функции.

  3. У женщин с тревожным стилем переживания беременности в структуре личности преобладает деструктивная агрессия, дефицитарное и деструктивное Внутреннее Я, деструктивный нарциссизм.

Таким образом, проведенный анализ позволяет предположить, что на формирование стиля переживания беременности у условно здоровых женщин большое влияние оказывают личностные особенности, в частности структура Я – функций личности, а также личностная и ситуативная тревожность. Наличие деструктивных и дефицитарных Я-функций личности повышает риск развития неадекватных стилей переживания беременности. Следовательно, своевременная коррекция приведет к развитию конструктивных Я-функций личности и в последующем сознательному материнству.


Литература:

  1. Аммон Г. Психосоматическая медицина, - СПб.: Речь, 2000. 236с.

  2. Брутман И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Особенности динамики психологического состояния женщины во время беременности и родов // Вопросы психологии, 2002. №1. С. 18-21.

  3. Зенкова Т.Н. Особенности мотивационной сферы беременной женщины с различным отношением к ребенку. - СПб.: Речь, 2005. 86с.

  4. Рыжков В. Практическая психология женских кризисов. СПб, 1998.-295с.

  5. Перинатальная психология в родовспоможении. Сб. мат. конф. СПб., 1997.168 с.

  6. Филиппова Г.Г. Психологическая помощь семье в период перинатального развития ребенка. // Дефектология 2003, №4. С 56-59.

  7. Чемберлен Д. Разум вашего новорожденного ребенка./ Пер.с англ.-М.: «Класс»,2005.-220с.

  8. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность // Человек, 1993. № 6.С 25-27

  9. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия М, 1990-320с.

  10. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. (В традиционной культурно- исторической теории Л. С. Выгодского) / Д.Б. Эльконин. – М.: Тривола, 1994.- 168 с.

  11. Stainton M. The fetus: A growing member of the family// Fam Relat.- 1985.-Vol. 34.-P.321-326.

  12. Zachariah R. Maternal-Fetal Attachment: Influence of Mother-Daughter and Husband-Wife Relationships//Research in Nursing and health.- 1994.-Vol. 17.-P .37-44.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle