Библиографическое описание:

Игнатова М. А. Чудо-свирель Эдельвены Смеловой: о новом подходе к вопросу развития исполнительской техники // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 201-206.

Начало нового учебного года для Творческой Мастерской “Лель” совпало с рождением нескольких музыкальных композиций – за период летних каникул для участников ансамбля мною были написаны довольно непростые в техническом плане пьесы “Плясовая Лель”, “Ласточкино гнездо”, “Рондо-колапс”, “Маленькое концертино” и “Кукушкин джаз”.

Задорная “Плясовая Лель” для ансамбля свирелей, фортепиано и синтезатора, сразу же стала визитной карточкой коллектива. Основу этой музыкальной пьесы составили две мелодии, написанные в русском народном стиле. Одна из них – в характере захватывающей и легкой пляски (1 часть), другая – распевная и лиричная (2 часть). Плясовая мелодия, возвращаясь в третьей части пьесы, задумана и исполняется с постепенным, но стремительным ускорением, что всегда было свойственно безудержно веселым русским пляскам.

Пьеса включает в себя и театральный элемент – участники ансамбля исполняют каждое проведение обеих тем по очереди, демонстрируя друг другу свое мастерство. В самом конце “Плясовой” 1 тема ярко и захватывающе звучит в партии аккомпанемента (синтезатор) в сопровождении эффектных ударных – бубнов, трещоток. Играющие на свирелях удивлены – они оглядываются по сторонам и ищут взглядом того, кто неожиданно для них оказался самым искусным исполнителем.

При первом знакомстве участников ансамбля с этой пьесой для всех стало очевидным, что для ее исполнения необходимо достаточно виртуозное владение и дыханием, и техническими навыками. Однако, благодаря очарованию обеих мелодий, которые всем очень хотелось сыграть, технические сложности были успешно преодолены, а пьеса исполнена на удивление хорошо. При этом у всех участников ансамбля значительно улучшилась техника игры на свирели – появилась беглость пальцев, улучшилась артикуляция, стали гораздо лучше звучать хоть и небольшие, но все-таки довольно непростые пассажи. Поэтому “Плясовая Лель” может быть рекомендована мной не только в качестве привлекательного музыкального материала, но и в качестве своеобразного этюда, способствующего росту исполнительского мастерства игры на свирели.

Плясовая Лель”, 1 тема:


Плясовая Лель”, 2 тема:

Улучшение исполнительской техники, как известно, открывает для любого музыканта новые и новые исполнительские возможности. Следующая музыкальная композиция – “Ласточкино гнездо” для свирели-соло, вибрафона и синтезатора представляет собой забавную пьесу-картинку, которую однажды наблюдал автор в одном из небольших поселков на побережье Черного моря: смелая ласточка порхала прямо перед носом у лениво развалившейся на дорожке кошки. Как выяснилось позже, именно таким образом птичка отвлекала внимание хищницы от своего гнездышка, находящегося совсем близко! Птенцы той ласточки очень подросли и вот-вот, пытаясь научиться летать, могли выпасть из гнезда! Отважная ласточка изо всех сил пыталась заставить весьма не кстати появившуюся недалеко от гнезда кошку убраться.

Пьеса “Ласточкино гнездо”, как того и требует ее содержание, буквально наполнена пассажами, переходящими из одного в другой, яркими изобразительными птичьими трелями, а также исполняется особым сложным штрихом, схожим с флейтовым стаккато, в достаточно быстром темпе. Сыграть эту пьесу очень непросто, однако в Творческой Мастерской “Лель” не нашлось ни одного ребенка, который бы остался к ней равнодушным. Так как пьеса сольная, а не ансамблевая, у нас получился даже небольшой конкурс, состоящий из желающих исполнить эту пьесу с аккомпанементом. Каждый хотел сыграть как можно лучше. Особенно интересным для детей стало импровизационное, по сути, исполнение трелей, звучащее у каждого по своему.


Музыкальная композиция “Рондо-колапс” была задумана как юмористическая театральная сцена и, одновременно, развивающий технику игры виртуозный этюд. Пьеса написана для двух свирелей и фортепиано. Ее содержание изложено ниже.

Первая свирель играет однообразный и скучный этюд. Концертмейстер, по сюжету пьесы, неожиданно уходит в свои мысли и начинает “витать в облаках” (в этот момент в партии фортепиано вместо однообразного аккомпанемента задушевно звучит фрагмент известной песни “Как упоительны в России вечера”). Играющий на свирели, слыша это вместо привычного аккомпанемента, крайне удивлен. Игра скучного этюда возобновляется. Однако вскоре концертмейстер вновь погружается в свои мысли (в этот момент в аккомпанементе мечтательно звучит тема популярной песни из кинофильма “Бандитский Петербург”, которую с удовольствием подхватывает и вдохновенно поет вторая свирель – слушатель). Играющий на первой свирели вновь крайне недоволен и игра этюда возобновляется.

Вскоре концертмейстер вновь погружается в свои мысли (в этот момент в его партии звучит фрагмент песни “Подмосковные вечера”, которую вдохновенно подхватывает вторая свирель). Терпение играющего на первой свирели лопнуло – подойдя к роялю, он громко стучит по его крышке, чтобы привлечь, наконец, внимание концертмейстера! Игра этюда возобновляется, но у первой свирели остались силы … только на один раздраженный писклявый звук! Удивительно, но исполнение технически непростой композиции “Рондо-колапс” всем участникам доставляет огромный заряд положительных эмоций, несмотря на то, что является, по сути, этюдом, созданным для развития техники игры.

Кукушкин джаз” также был задуман как юмористическая сценка. Фонограмма к этой пьесе наполнена звуками леса: разными птичьими голосами и щелканьем. Вступительную тему исполняет свирель-соло (первая кукушка). Ей отвечают хорошо известной интонацией “ку-ку”, трактованной в джазовом ритме, прилетевшие на приглашение птички (вторая, третья и четвертая кукушки). Следующую музыкальную тему (такты 9-24) дружно исполняет ансамбль свирелей. Далее одна из прилетевших на приглашение кукушек так увлеклась джазом, что запела свое соло (такты 25-28), также дружно подхватываемое остальными кукушками (всеми, кроме первой). Первая кукушка, заметив конкурентку, пытается обратить внимание на себя (вновь звучит ее соло).

Окончание этой пьесы может быть разным – можно повторить в конце, после соло первой кукушки, смешной эпизод середины пьесы (такты 25-32), а можно повторить и ее начало (такты 9-24) – все зависит от настроения и желания самих играющих.

Забавная пьеска-картинка “Кукушкин джаз”, несмотря на ее внешнюю несложность, не так уж и проста с технической точки зрения. Сложность исполнения этой пьесы заключается в разнообразии штрихов. Это многочисленные, джазовые акценты на слабых долях, а также джазовый штриховой элемент: на акцентированном долгом звуке волнообразно усиливается, а затем резко ослабляется дыхание (такт 25, звук “ре” второй октавы). В результате образуется джазовая интонационная волна, когда длящийся звук немного завышается. Однако, как показала практика, технические тонкости исполнения не отталкивают, а лишь раззадоривают желающих сыграть эту пьесу.


Новый подход к развитию технического потенциала, основанный, прежде всего, на интересе и любви к музыке, на глубоком понимании ее как живого и выразительного языка, а также посредством личностного включения исполнителя в театральную сценку, в конкретную ситуацию и веселую игру, дает, как показывает моя педагогическая практика, очень хорошие, стабильные результаты. Именно поэтому данный новый подход к развитию техники может быть не только рекомендован, но и активно применен сегодня преподавателями, обучающими детей игре на свирели.


Литература:

  1. Смелова Э. Я. Свирель поет. – 1991, 1992 г. – АПН, Москва. – 16 с.

  2. Smelova E. Red sings. – 1999, 2008 г. – Toronto, Canada. – 32 с.

  3. Учитель: вчера, сегодня, завтра // Сборник материалов конференции. – часть II. – Псков, 2010 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle