Библиографическое описание:

Габова В. К. Обучение декоративно-прикладному творчеству учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 89-93.

Рабочая программа по «Рукоделию» разработана специально для обучающихся Общеобразовательной школы VIII вида №3. Работа кружка направлена на развитие творческих возможностей учащихся, расширение кругозора, обогащение представлений о распространенных в жизни человека материалах и их свойствах, уточнение знаний и умений учащихся по обработке и вышиванию различными стежками и швами, шелковыми лентами. На занятиях кружка дети приобщаются к миру народного искусства, учатся в совершенстве владеть иглой, пяльцами, раскраивать по шаблону, конструировать изделия из лоскутков, приучаться планировать предстоящую работу, изготовлять панно, прихватки, сувениры, игрушки.

Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность ребенку найти себя в одном из рукоделий и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию.

Кроме того, занятие рукоделием развивает мелкую моторику рук, пространственную ориентировку, внимание, сосредоточенность, аккуратность, а так же является средством эмоционально-эстетического воспитания и развития детей.

Задачи программы:

  • познакомить воспитанников с различными видами декоративно-прикладных направлений ручного творчества;

  • расширить объем знаний воспитанников об окружающем мире;

  • научить приемам работы с различными материалами;

  • корректировать нарушения психофизических функций посредством трудовых занятий.

Программа направлена на:

  • психомоторное развитие ребенка через моделирование предметной среды познание внешнего мира и его объектов;

  • формированию у детей сенсорного опыта в построении более сложных познавательных процессов;

  • реализацию личностного потенциала;

  • развитие умения переносить знания, умения и навыки, приобретенные во время обучения, в практическую деятельность.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможностей их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более успешно усваивающим предмет детям предлагается более сложная конструкция, менее подготовленным предложить работу проще. При этом развивающий и обучающий смысл работы сохраняется.

Виды образовательной деятельности:

  • лоскутная пластика;

  • вышивка шелковыми лентами;

  • квилинг;

  • изонить.

Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа «Рукоделие» рассчитана на 2 года. Группа формируется из детей в количестве 5 человек.

Год обучения

Количество часов

В неделю

В год

1

2

67

2

4

134


Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ);

  • наглядный (показ иллюстраций, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);

  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстрированный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • продуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы – включают изготовление, оформление поделок. Отчет о проделанной работе.

Материальное обеспечение программы:

Различные виды ткани, нитки. Шелковые ленты. Тесьма, кружево, бисер. Бусины, паетки, природный материал. Бросовый материал, различные виды клеев и др.

Итогом обучения учащихся программе «Рукоделие» является участие в тематических, школьных, городских, краевых выставках, конкурсах детского художественного творчества.


Литература:

  1. Максимова М.В. «Лоскутки» - ЗАО изд. «ЭКСМО-Пресс», 1998.

  2. Костипова И.Ю. «Школа лоскутной техники» - М.: Культура и традиции, 1998.

  3. Магги Тордон «Лоскутное шитье» - Изд.дом «Ниола - 21-й век», 2000.

  4. Леонова О. «Рисуем нитью. Ажурные картинки» - СПб.:Литера, 2005.

  5. Рубцова Е. «Открытки к праздникам своими руками» - М., «ЭСМО», 2008.

  6. «Вышивка Лентами» - Изд. «Ниола-пресс», 2008.

Рабочая программа кружка «Рукоделие»


I четверть


тема

количество часов

1

Вводное занятие. Введение в программу кружка

2

2

Лоскутная пластика

2

2.1

Подготовка к работе. Природа цвета. Характеристика и выбор ткани

2

3

Техника лоскутной мозаики.

4

3.1

Панно из квадратов.

2

3.2

Панно из полос.

2

3.3

Применение лоскутной техники в изделиях.

4

4

Выставка работ



Содержание:

Тема 1. Вводное занятие. Беседа, ознакомление детей с программой кружка. Требования к поведению учащихся и соблюдения техники безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте.

Тема 2. Лоскутная пластика. Демонстрация образцов. Иллюстраций, дидактического материала.

Тема 3. Техника лоскутной мозаики. Простейшие понятия и приемы составления рисунка. Раскрой деталей по шаблонам с соблюдением направления долевой нити. Цветовая гармония всех элементов узора. Соответствие всех фрагментов панно друг другу по размеру, углу наклона и форме.



Тема 4. Выставка работ. Подведение итогов.




II четверть


тема

количество часов

1

Вводное занятие. Квилинг

2

2

Основные приемы работы с бумагой.

2

2.1

Техника квилинг.

6

2.3

Композиция «Букет полевых цветов»

4

3

Выставка работ




Содержание:

Тема 1. Вводное занятие. Понятие «квилинг», основная техника, формы, используемые материалы. Инструменты для работы (линейки, карандаши, клей, ножницы, зубочистки, бумага).

Тема 2. Основные приемы работы с бумагой. Секреты и приемы получения самых разнообразных форм. Наглядные пособия. Образцы работ в данной технике.

Тема 4. Выставка работ. Подведение итогов.


III четверть


тема

количество часов

1

Вводное занятие.

2

2

Вышивка шелковыми лентами.

2

2.1

Подготовка к работе. Основные приемы и виды швов

4

3

Композиция из ирисов

4

3.1

Листья

2

4

«Розы из органзы». Основные приемы в работе.

4

4.1

Выполнение композиции.

6

5

Выставка работ



Содержание:

Тема 1. Вводное занятие. Проведение входного контроля. Правила техники безопасности. Соблюдения порядка на рабочем месте.

Тема 2. Вышивка шелковыми лентами. Знакомства с историей возникновения вышивки шёлковыми лентами. Изучения опыта применения вышивки в современном творчестве. Наглядные пособия (образцы вышивки, эскизы, расположение узоров, стилизованные рисунки). Инструменты для работы (ножницы, карандаш, иглы, пяльца, шелковые ленты). Основные виды швов:

петля с прикрепкой прямой стежок

Тема 3. Композиция из ирисов.

Тема 4. «Розы из органзы».

Тема 5. Выставка работ. Подведение итогов.



IV четверть


тема

количество часов

1

Вводное занятие. Изонить

2

2

Основные приемы работы заполнения углов.

2

2.1

Виды швов.

4

2.2

Составление узора. Последовательность выполнения работы

6

2.3

Сюжетная композиция «Подсолнухи», «Кот»

6

4

Выставка работ


Содержание:

Тема 1. Вводное занятие.

Тема 2. Изонить. Освоение технических условий и приёмов вышивки. Виды швов: заполнение угла, дуги и окружности.


Основы композиции. Основные этапы создания композиции.

Тема 4. Выставка работ. Подведение итогов.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle