Библиографическое описание:

Репина К. Г. Самоактуализация студентов художественно-графического факультета педагогического вуза. Этапы, барьеры и механизмы самоактуализации // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 68-70.

Самоактуализация художников и в частности студентов педагогического вуза, обучающихся на специальности изобразительное и декоративно-прикладное искусство вызывает большой интерес для изучения в связи с особенностями личности творческих людей, их ранимости, незащищенности, склонности к излишней самокритике (иногда переходящей к самобичеванию) и наоборот излишней самодовольности, так же отрицательно сказывающейся на процессе саморазвития и самоактуализации в профессии.

Приоритетное стремление художника (в нашем случае студента педагога-художника) заключается в создании того, что ему предназначено, в развитии собственного творчества – художественного и педагогического. [2, 99-110]

Интенсивная разработка вопроса самореализации как личностного успеха и свободы индивида в западной философии и психологи началась во второй половине ХХ века и стала важной направляющей в развитии образовательного процесса. Ключевыми теориями самоактуализации (самореализации) являются гуманистические концепции К.Роджерса и А.Маслоу. Так же своеобразные концепции самореализации развивали и другие ученые гуманисты (А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм, Г.Оллпорт и др.). Проблемой самоактуализации личности занимались также и отечественные (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев) психологи. Исследованиями самоактуализации в профессиональной сфере занимались Акиндинова И.А., Маркова А.К., вопросу творческой самореализации учителя в труде посвящено исследование Л.М.Митиной.

В психологии «самореализация» - определяется как развитие и реализация своих возможностей и способностей. [5 ,669] А.Маслоу и К.Роджерс использовали термин – «самоактуализация» - «самоосуществление» - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию личностных возможностей и способностей. [6, 37]

А. Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей: "более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней"; "принятие (себя, других, природы)"; "спонтанность, простота, естественность"; "центрированность на задаче" (в отличие от центрированности на себе); "некоторая отъединенность и потребность в уединении"; "автономия, независимость от культуры и среды"; "постоянная свежесть оценки"; "мистичность и опыт высших состояний"; "чувства сопричастности, единения с другими (gemeinschaflugetuhl); "более глубокие межличностные отношения"; "демократическая структура характера"; "различение средств и целей, добра и зла"; "философское, невраждебное чувство юмора"; "самоактуализирующееся творчество"; "сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частой культуры".

"Самоактуализация – это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным". [7, 153-172]

Применительно к процессу обучения педагогов художников и их самоактуализации в профессиональной деятельности необходимым представляется обозначение этапов профессионального становления. А.К.Маркова предлагает 4 этапа-стадии становления специалиста [3, 55-63]:

  1. Этап адаптации к профессии. Характеризуется первичным усвоением норм, необходимых приемов, технологий профессии. Как правило, это период обучения в вузе, первый-второй курс.

  2. Этап самоактуализации в профессии – характеризуется осознанием человека своих возможностей по выполнению профессиональных норм, начало саморавзвития в профессии, формирование индивидуально-личностного стиля, максимальная самореализация в профессиональной деятельности. Этому этапу соответствует обучение студентов на 3-5 курсах вуза.

  3. Этап свободного владения профессией – характеризуется проявлением мастерства. (10-20 лет в профессии)

  4. Стадия продуктивности, соответствующая уровню зрелого человека, который посвящает сою жизнь служению определенному делу, соотносится с уровнем суперпрофесионализма, который, в свою очередь, имеет три этапа развития а) этап свободного владения профессией в форме творчества б) этап свободного владениями несколькими профессиями в) этап свободного самопроектирования себя как личности – профессионала.

Для нашего исследования наибольший интерес представляет 1 и 2 этапы, когда студенты педагоги-художники включены в обучающую среду.

В период обучения развитию личности студента могут помешать различные факторы. Так называемые барьеры самоактуализации можно разделить на внешние и внутренние, что обусловлено объективными и субъективными факторами.

Внешние барьеры:

1.в учебном заведении не создаются условия для благоприятного саморазвития и самоактуализации;

2.враждебность, зависть и давление со стороны окружения, наличие конфликтов;

3.отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны педагогического состава.

Внутренние барьеры:

1.отсутствие способностей к самоактуализации, приверженность к шаблонам и стереотипам;

2.отсутствие мотивов и потребностей к самоактуализации;

3.слабое владение «технологиями» саморазвития и самовоспитания.

4.собственная инертность, лень, неспособность и нежелание мобилизовать себя на изменения;

5. излишняя неуверенность в себе, не дающая жизненного удовлетворения;

6. самоуверенность: «Я и так все знаю, все умею, мне незачем образовываться», блокирующая стремления к развитию;

7.отрицательное отношение ко всякого рода инновациям, которые нарушают привычный уклад и заставляют работать над собой [4,93-99].

Преодоление данных барьеров возможно при субъект-субъектном взаимоотношении педагогов и студентов. Педагоги выстраивают внешнюю среду для обучения и помогают студентам корректировать их внутренние механизмы самоактуализации, к которым относятся: самопирнятие и самопрогнозирование.

Самопринятие – это признание права на существование всех аспектов собственной личности, как и личности в целом. Как сильные стороны, так и слабые, как положительные, так и отрицательные — все они имеют равное право на существование, какие бы отрицательные эмоции эти слабые стороны у нас ни вызывали.[4,88-90]

В психологии известно правило: чем в большей мере человек способен принимать себя, свои качества (даже вызывающие негативные эмоции), тем в большей мере он является гармоничной личностью и в большей степени способен к поступательному саморазвитию.

Что же касается самопрогнозирования, то это одна из фундаментальных способностей человека. Под прогнозированием в психологии понимают обычно предсказание, предвосхищение, предвидение будущего. Такое прогнозирование всегда носит вероятностный характер.

Когда личность ставит себя в центр осуществляемого прогноза, предвидит результаты не только собственной деятельности, но и себя в новом или обновленном качестве, мы имеем дело с самопрогнозированием — способностью к предвосхищению событий внешней и внутренней жизни, связанных с решением задач предстоящей деятельности и саморазвития. Самопрогнозирование позволяет определить перспективы личностного развития, ту систему требований, к которым личность будет стремиться и на которые ориентироваться в ближайшее или более отдаленное время.[4,90-93]

Устойчивость самопрогнозов характеризуется частотой обращений личности к одному и тому же образу себя в будущем. Устойчивые самопрогнозы постепенно превращаются в перспективы развития личности.

В качестве оптимальной следует признать стратегию самопрогнозиорвания, когда студент, принимая в себе и положительные, и отрицательные качества, тем не менее, ставит путем самопрогнозирования реальные задачи личностного роста и изменения, носящего постоянный и устойчивый характер. Не отрицая себя, он утверждается; не разрушая себя, он самосовершенствуется.

Одной из важных задач вуза является помощь студенту в выборе данной стратеги поведения, создание комплексной позитивной творческой обстановки обучения (участие студентов в выставках, конкурсах, олимпиадах, творческих проектах), развивающей обучающей среды основанной на общении, авторских методиках по профессиональным дисциплинам, позволяющим раскрыть индивидуальные творческие способности студентов, совместное преодоление барьеров самоактуализации.

Примером авторской методики может быть использование на дисциплине композиции теоретических сведений (а также схем) о построении пространства из курса «теории пространственного построения» и психологических методических рекомендациях (основанных на исследовании взаимосвязи уровня самоактуализации, особенностей личности, соответствующих высокому или низкому уровню самоактуализации и личностного предпочтения видов и типов построения пространства картин). Кроме базовых видов построения пространства каждый студент может найти наиболее подходящий именно ему тип построения пространства [1, 97-102] (основываясь на личностных предпочтениях) и использовать его (или их сочетания, авторскую комбинацию) в работе над композицией. Тем самым, реализовав себя в творческой работе.

Перспективным видится изучение взаимосвязи особенностей личности студентов, уровня самоактуализации и предпочтения видов и типов пространственного построения картины. Данный вопрос требует более детального теоретического и эмпирического исследования, не входящих в данную статью.


Литература:

  1. Зотова К.Г. Виды художественного пространства и их влияние на образный строй картины.// Проблемы современного художественно-графического образования. Смоленск:СмолГУ, 2011 – С. 97-102

  2. Кривцун О.А. Личность художника как предмет психологического анализа. //Психологический журнал 1996.№2. – С. 99-110

  3. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. - № 6. - С. 55-63.

  4. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 256с.

  5. Мюллер В.К. Англо-русский словарь. М.: изд-во «Русский язык», 1977.- 887 с.

  6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.-480 с.

  7. Maslow, A. 1970. Motivation and personality. Rev. ed. New York: Harper and Row.С.153-172

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle