Библиографическое описание:

Цирихова Н. В. Экономическая психология: история и современность // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 76-79.

История человечества насчитывает всего триста поколений. Она всегда была, остается, и будет оставаться историей человека разумного, поведение которой была и является предметом теории, сочетающий в интегрированном виде психологию и экономику. Можно согласиться с тем фактом, что среди других наук и психология, и экономика сравнительно недавно нашли независимость и самостоятельность, без пересечения их размышлений о человеческой душе и хозяйствования теряют всякое значение.
История человечества - это история субъектов отношений и их экономической психологии. Войны, которые составляют лишь часть истории и которые поглотили миллионы людей, является следствием защиты экономических интересов народов и государств. Историческое наследие народов заключается лишь в том, чем обогатили они цивилизацию, построили, создали, изобрели, и это предмет исследования экономической и исторической психологии.

Экономика как специальная дисциплина всегда ориентировалась на человека рационального типа, способного руководствоваться здравым смыслом и пониманием собственной выгоды [3,С.16]. Если в процессе обмена я вам предлагаю сапоги, а вы мне – свистульку, то операция не состоится. Именно поэтому в структуре экономического знания не рассматривался феномен иррационального человека, сложности и неисчерпаемости его психологического мира.

Экономическая психология возникла в результате осознания того факта, что понимание поведения человека в сфере экономических отношений и выработка успешной экономической политики невозможны без понимания психологических особенностей субъекта этих отношений.

Истоки экономической психологии прослеживаются во времена рабовладельческого строя - в законах царя Хаммурапи (1792 - 1750 до н.э). В Древневавилонском царстве были установлены и действовали юридические, экономические и психологические правила и нормы рабовладельческих отношений и денежного обращения. Однако возникновение «человека экономического» связывают все же с Новым временем (от XVI - XVII веков до начала XX века), политическими революциями, промышленным переворотом, появлением гражданского общества, урбанизацией жизни.
Возникновение и развитие экономической психологии как науки связано с социальными проблемами, поэтому для понимания сущности экономической психологии как науки нужно, прежде всего, выяснить главные предпосылки возникновения и этапы развития менеджмента как социального управления, определить причины изменения управленческих парадигм и общественно-экономических формаций[9,С.40].

Очевидно, что даже древние общества испытывали потребность в личностях, которые координировали и направляли деятельность групп людей. Например, египетские пирамиды, висячие сады Вавилона, город инков Мачу Пикчу – это памятники управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы множества людей, контроля за их деятельностью.

Экономическая психология, исследующая отражения человеком и группами людей экономической реальности, особенности и механизмы экономического поведения, сформировалась как самостоятельное междисциплинарное направление и отрасль научного знания в первой половине XX в. и в последнее время развивается достаточно интенсивно.

Развитие экономической психологии как нового научного направления является одним из важных признаков интеграции экономической и психологической наук. 

По своему научному статусу экономическая психология является смежной научной дисциплиной, объединяющей теоретические положения, методы и результаты исследований, накопленные как психологической наукой, так и непосредственно экономикой[1,С.133].

Как известно, экономическая теория изучает производственные отношения в тесной связи с производительными силами, причем - отношения эти рассматриваются как независимые от воли и желания человека. А потому вопрос о том, как эти отношения отражаются в психологии людей, влияет психология человека каким-то образом на экономические отношения, экономическую теорию интересуют очень мало - по крайней мере, так было до недавнего времени.

Что касается психологической науки, то отношения людей всегда находятся в центре внимания последней, но рассматриваются они обычно внеэкономическим контекстом. Вот и получается, что субъективные отношения людей по поводу вещей, которые фактически складываются в процессе производства, обмена, распределения и потребления, не изучались ни в экономической теории, ни в психологии [4,C.117].

Именно этот пробел в научном знании призвана устранить экономическая психология, поскольку она представляет собой новый тип знания, принципиально отличающийся от того, что существовал традиционно в экономической и психологической науках.

Потребность в этом новом типе знаний обусловлена тем, что экономические и психологические знания, отделяемые друг от друга искусственными границами в устоявшейся ныне номенклатуре наук, руководитель в хозяйственной практике применяет в единстве. Именно поэтому он нуждается, прежде всего, таких знаний, где бы экономические методы хозяйствования исследовались под углом зрения восприятия людей, т.е. через призму особенностей их психологии. Такие знания могут дать только экономическая психология.

Базовая фундаментальная составляющая экономической психологии – общая и дифференциальная психологии[2,С.82]. Кроме того экономическая психология тесно связана с психологией личности, психологией труда, возрастной и педагогической психологией, этнической психологией, экономической социологией, а также со специальными научно-практическими дисциплинами.

Следовательно, актуальность развития отечественной экономической психологии можно объяснить следующими причинами:

-особенности социально-экономического развития (радикальные экономические преобразования, изменение экономических отношений, появление новых экономических субъектов);

-состояние внутренней готовности и возможности психологической науки;

-заинтересованность экономической науки в получении дополнительных фактов, закономерностей для решения вопросов на стыке экономики и психологии;

-накопленный психологической наукой исторический опыт интенсивного формирования научно-практических отраслей психологии в ответ на острые практические потребности общества в конкретный исторический период его развития;

-особенности отечественного менталитета, что приводит особый интерес к отдельным экономико-психологических феноменам и проблемам, а именно: отношений к собственности, бедности и богатства, денег и отношение к ним;

-насущная практическая потребность (коммерческие организации, например, заинтересованы в быстром развитии отдельных направлений экономической психологии, таких как психология рекламы, поведение потребителей, накопительная поведение)[5,С.15].

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что появление экономической психологии является, следовательно, закономерным феноменом.

А. Журавлев[3,С.26] предлагает ряд критериев, по которым можно оценить реальное место экономической психологии в психологической науке как системе знаний:

-выполнение специализированных исследований экономико-психологической проблематики;

- наличие различных форм реально действующих профессиональных собраний специалистов по экономической психологии: семинаров, конференций;

- объем и значимость научных публикаций, как в научных журналах, так и в отдельных изданиях экономико-психологического характера;

- введение профессиональной подготовки экономических психологов на профильных психологических и других факультетах вузов;

- наличие институционально оформленных структурных подразделений в научных и учебных организациях.

Анализ выделенных критериев позволяет определить перспективы развития экономической психологии в стране: создание специальной профессиональной ассоциации экономических психологов; публикация авторских монографий по экономической психологии; издание специализированного профессионального журнала по экономической психологии; введение в вузах специальности экономического психолога; увеличение количества диссертационных (кандидатских и докторских) работ по экономической психологии[11,С.22]. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы.

В заключение рассмотрим основные направления взаимодействия психологии и экономики и перспективы использования психологической теории и методов в различных сферах экономической жизни. На теоретическом уровне это взаимодействие связано с формированием экономической психологии как комплексной отрасли психологической науки. Она изучает психологические закономерности экономического поведения и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов, взаимосвязь и взаимное влияние экономических и психологических явлений. И здесь наиболее существенным должен стать вклад социальной психологии, поскольку экономические отношения, экономическое поведение и экономическое сознание являются конкретными видами социальных отношений, социального поведения и взаимодействия, субъективную, психологическую сторону которых изучает социальная психология.

На эмпирическом уровне приоритетной задачей деятельности психологов является проведение лабораторных и полевых эмпирических исследований, изучение закономерностей экономического поведения, поиск научных фактов, построение и проверка теоретических гипотез. И здесь провести грань между методами социальной и экономической психологии практически невозможно. На практическом уровне взаимодействие экономики и психологии связано с активным становлением практической экономической психологии как сферы деятельности психологов, связанной с оказанием помощи при решении психологических проблем, возникающих у экономических субъектов: отдельных индивидов, социальных групп и организаций. В сфере экономики круг таких проблем чрезвычайно широк: от индивидуального консультирования представителей различных социальных групп (менеджеров, предпринимателей, безработных, потребителей, вкладчиков, налогоплательщиков, и т.д.) до выработки государственной экономической политики с учетом практических рекомендаций социальных психологов.

Одной из характерных особенностей современного развития экономической психологии стало решение практических задач развития России[8,С.29]. 28 мая 2010г. на встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым Борис Грызлов заявил, что партия «Единая Россия» ставит цель добиться увеличения производительности труда к 2020 г в 4 раза. «Внедрение новых технологий должно обеспечить рост производительности труда, - заявил он. - У нас амбициозные планы: за прошедшие 10 лет производительность труда выросла в 1,4 раза, а к 2020 году мы планируем поднять ее не менее, чем в 4 раза. Эта задача может быть выполнена только при помощи активного внедрения новых технологий в производство» [7,С.32].Теперь зададимся вопросом, каким образом можно существенно увеличить производительность труда на российских предприятиях? Чисто техническими методами это маловероятно, потому что процесс модернизации упрется в пресловутый «человеческий фактор». Если проанализировать слова Б.Грызлова, то окажется, что за последнее десятилетие производительность труда выросла на 40%, другими словами, она росла всего лишь на 4% в год! Такой «прогресс» обеспечивался большей частью лишь за счет научно-технического прогресса, а не путем повышения мотивации работников, их обучения или существенного улучшения качества менеджмента. Непонятно, каким же образом господин Б.Грызлов собирается повысить производительность труда в ближайшее десятилетие на 400% – или на 40% ежегодно. Многие наши политики, к сожалению, не хотят понять, что невозможно качественно изменить техническое оснащение российской экономики, коренным образом не изменив сознание работников – их систему мотивации, установки, нравственные ценности, способность к рефлексии и саморегуляции, стремление постоянно учиться новому и т. д[6,С.24].В связи с этим возникает вопрос: что конкретного может дать экономическая психология российской экономики для повышения производительности труда? Основные направления научно-прикладных исследований в экономической психологии выглядят следующим образом[12,С.102]:

1.Разработка методов мотивации персонала, в том числе – нематериального характера.

2.Повышение компетенции руководителей среднего звена.

3.Стресс-менеджмент и профилактика профессионального выгорания.

4.Повышение коммуникативной компетенции менеджеров.

5.Разработка методов управления психическими состояниями работников.

6.Повышение уровня продаж.

7.Повышение качества человеческих ресурсов путем совершенствования системы профессионального отбора.

8.Повышение эффективности процесса профессионального мастерства специалистов за счет внедрения современных интерактивных методов обучения.

9.Внедрение новых подходов в рамках концепции «психологии здоровья».

10.Формирование корпоративной культуры.

Итак, перечисление только этих десяти направлений показывает, какое огромное поле работы открывается для психологов в плане повышения эффективности отечественной экономики. Однако, к сожалению большая часть данных направлений экономической психологии скудно представлены в ВУЗовской программе, практически не представлены в программах средних профессиональных учебных заведений и гостстандарте. Поэтому для развития данных компетенций у практических психологов, возможно, имеет смысл создавать специальную программу по переподготовки и повышении квалификации психологов по специальности «экономическая психология» в тесном сотрудничестве со специалистами экономического профиля.

Таким образом, экономическая психология, как видно из этих рассуждений, ставит проблемы, которые не получили развития в экономике. Следовательно, она как самостоятельная дисциплина не может рассматриваться в виде «довеска» к экономике, растолковывающего механизма сублимации, проекции, идентичности и т.д. Она призвана изучать экономические процессы через призму психологии. Это новая сфера образования, специалисты которой будут остро востребованы в ближайшие годы. 


Литература:

  1. Абрамова, С.Б. Социологический подход к исследованию денег: основания и перспективы / С.Б.Абрамова // Известия Уральского государственного университета. № 4 (70), 2009. Общественные науки. С. 133-141.

  2. Вишневая Н.Э. Особенности мотивационной сферы работников торговли/ Международная научно-практическая конференция «Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития».24-26 ноября 2008г.: Материалы конференции.- СПб.: Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб», 2008.-332с., с.78-82

  3. Журавлев А.Л. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.

  4. Карпенко Л.А.Структура психологического знания и научный вклад российских учёных в развитие конкретных областей психологии// Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференция «Социально-экономические и психологические проблемы управления».М.-21-23 апреля 2011 г.-207с.

  5. Купрейченко А.Б. Ценностно-смысловая рациональность экономического поведения населения современной России// Психология в экономике и управлении, 2010. № 2(4). C. 15—23

  6. Нодь П.Й. Генезис западных теорий общественного и индивидуального благосостояния как основа достижения экономической оптимальности // Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития: 24-26 ноября 2009 г.: Материалы конференции.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. –С.24

  7. Щербатых Ю. В. Психология предпринимательства и бизнеса. СПб.: Питер, 2009.

  8. Щербатых Ю.В. Интеграция психологии и экономики – путь к решению практических задач экономического развития страны // Модернизация российского общества на современном этапе: юбилейный межвузовский сборник научно-практической конференции. – Воронеж: ВФ МГЭИ, , 2010. – С.29-34.

  9. Юревич А.В. Методология и социология психологии. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. — 272 с. (Методология, теория и история психологии).

  10. Психические состояния: проблемы классификации и дифференцировки от других психических явлений // Психология психических состояний. Сборник статей. Вып.7./Под ред. Проф. А.О.Прохорова.- Казань: Издательство «Отечество», 2009. - С. 93-108.

  11. Экономическая психология: учеб.-метод. пособие для студ. спец. «Национальная экономика и экономическая безопасность» очно-заочной формы обучения / сост. А.А. Никитин; Перм. гос.ун-т. – Пермь, 2009. – 130 с.

  12. Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: Материалы пятой международной научно–практической кон-ференции г. Иркутск, 28 июня 2010 г. / Под. общ. ред. проф. Карнышева А.Д. – Иркутск: изд-во ИГЭА, 2010 – 301 с.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle