Автор: Ван Нана (Wang Nana)

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (35) декабрь 2011 г.

Библиографическое описание:

Ван Н. (. Проблемы экспортной торговли Китая и стратегии их решения // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.1. — С. 138-141.



Китайский экспорт основывается на торговле готовой промышленной продукцией, в которой значительный удельный вес приходится на обрабатывающую отрасль. Высокая степень зависимости экономики от внешней торговли, разногласия в торговле, антидемпинговые мероприятия, протекционизм в торговле, а также ревальвация китайской валюты оказали сильное негативное воздействие на экспортную торговлю в Китае в целом. Чтобы противостоять этому негативному воздействию, необходимо ускорить процесс производственной реструктуризации, расширить масштабы деятельности крупных экспортных предприятий, развивать конкурентоспособность предприятий. В то же время необходимо оптимизировать распределение ресурсов, для того чтобы китайская экономика могла благополучно циркулировать и стабильно развиваться.

Начиная с 2001 г., когда Китай вступил во Всемирную торговую организацию, степень зависимости китайской экономики от внешней торговли постоянно росла. В некоторой степени, это демонстрирует то, что Китай с каждым днем все больше проникает в структуру развития мировой экономики. Степень интернационализации китайской экономики достигла нового уровня, увеличился размах и глубина участия Китая в системе международного разделения труда, постоянно усиливается влияние и воздействие китайской экономики на мировую экономику. С одной стороны, стремительное развитие внешней торговли может стимулировать развитие производственных сил, тем самым, способствовать росту ВВП; с другой стороны, чрезмерная зависимость китайской экономики от внешней торговли несет в себе скрытую угрозу стабильному развитию китайской экономики, которую нельзя оставить без внимания. Сильная зависимость от внешней торговли, от иностранных партнеров может привести к тому, что в случае появления каких-либо политических или экономических разногласий, Китаю придется за это поплатиться, и это непременно окажет влияние на стабильность экономического развития внутри страны. Со времен проведения политики реформ и открытости в 1978 г., в экономике, в основном, завершен переход от закрытого типа к открытому типу хозяйствования. В последние несколько лет объем торговли в Китае стабильно увеличивается примерно на 20% в год, особенно заметный скачок был в 2009 году, когда объем торговли превысил 120 млрд. долларов США, в масштабах экспорта Китай на то время превзошел Германию и стал первой страной в мире по объему экспорта [1, с. 35-40]. Одновременно со стремительным ростом объема торговли в Китае, китайская экспортная экономика столкнулась с множеством проблем, которые бросают вызов всему Китаю.

Если рассмотреть структуру экспортной торговли в Китае, то несложно заметить, что она довольно однообразная и односторонняя, будь то структура экспортной продукции или структура стран, в которые экспортируется продукция. Например, продукция, которую экспортирует Китай, как правило, – это готовая продукция промышленных отраслей, к тому же большая часть – это продукция обрабатывающей промышленности; . Что касается стран, в которые экспортирует Китай, то это, в основном, рынки стран Евросоюза, Америки и некоторых других немногочисленных развитых стран (см. табл. 1) [2, с. 330-332]. Такая односторонность делает процесс реструктуризации экспорта довольно сложным, и является сдерживающим фактором в развитии экспорта и расширении масштабов китайского экспорта.

Рассмотрим, к примеру, торговлю Китая и Америки. Китай экспортирует в Америку отдельную продукцию, добавочная стоимость, наукоемкость и объем использованных при производстве технологий которой очень низкие. Это создало такую ситуацию, при которой зависимость Китая от Америки намного больше, чем Америки от Китая. Такое неравенство предопределяет хрупкость экономических взаимоотношений между Китаем и Америкой. Поэтому неизбежно и возникновение частых разногласий по экономическим вопросам. В торговле с Евросоюзом Китай также встретился с множеством вопросов. В последнее время Евросоюз все чаще предлагает Китаю совместно участвовать в международных делах и нести ответственность перед всем миром. Например, они в качестве торговой марки рассматривают ответственность в таких сферах, как источники энергии, окружающая среда и борьба с терроризмом и т.д. В результате, якобы Китай снова добавил много неопределенных факторов в европейскую торговлю. Все эти вопросы в разной степени повлияли на перспективы развития торговли Китая с Евросоюзом.

Таблица 1

Объем китайского экспорта в основные страны и регионы за 2005 – 2009 гг. (единица измерения: 100 млн. долларов США).

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Страна/

регион

Объем экспорта

Страна/

регион

Объем экспорта

Страна/

регион

Объем экспорта

Страна/

регион

Объем экспорта

Страна/

регион

Объем экспорта

Америка

1629

Америка

2327

Евросоюз

2452

Евросоюз

2929

Евросоюз

2363

Евросоюз

1437

Евросоюз

1860

Америка

2327

Америка

2523

Америка

2208

Гонконг

1245

Гонконг

1554

Гонконг

1844

Гонконг &#港;

1907

Гонконг

1662

Япония

840

Япония

916

Япония

1021

Япония

1161

АСЕАН

1063

АСЕАН

554

АСЕАН

713

АСЕАН

942

АСЕАН

1141

Япония

979

Южная Корея

351

Южная Корея

445

Южная Корея

561

Южная Корея

740

Южная Корея

537

Тайвань

165

Тайвань

207

Россия

285

Россия

330

Индия

297

Россия

132

Россия

158

Индия

240

Индия

315

Тайвань

205


По мере постепенной либерализации торговли страны-участники ВТО встречают все больше ограничений в принятии пошлинного и беспошлинного пространства. А антидемпинговые мероприятия, являясь законодательными мерами ВТО и ее прообраза Генерального соглашения по таможенным тарифам и торговле стран Атлантического союза (ГСТТ), принимаются уже многими странами. В последние годы данная тенденция все более усугубляется, некоторые страны даже злоупотребляют данной мерой, чтобы сократить доступ на внутренний рынок своей страны, тем самым снизить конкурентоспособность продукции других стран. После того, как Китай вступил в ВТО антидемпинговые мероприятия, с которыми он столкнулся, становятся все жестче с каждым днем. До конца 2006 года более 30 стран приняли антидемпинговые и гарантийные меры против Китая, которые коснулись экспортной продукции, финансов и юридических дел, поставив Китай на первое место по этому вопросу. Китай стал самой крупной страной в мире, которая потерпела значительные убытки в результате антидемпинговых мероприятий. Особенно это проявилось в период наступления мирового финансового кризиса, так как процесс восстановления мировой экономики происходит очень медленно, развитые страны постоянно ужесточают меры по безопасности продукции, импортируемой из Китая, особенно это касается стран Евросоюза и Америки. Например, в 2009 году антидемпинговый комитет Евросоюза принял решение по антидемпингу трех наименований продукции, импортируемой из Китая: нить высокой прочности, полиэтилентерефталат (ПЭТ) и меламин, Америка проводит стратегический контроль китайских новых источников энергии и т.д. Все эти меры направлены на защиту торговли китайской продукцией [4, с. 16-18].

По мере осуществления индустриализации и вместе с ростом экономики мировая экономика сталкивается с все большими проблемами, связанными с ухудшением окружающей среды и недостатком ресурсов. Страны-участники ВТО приняли ряд мер по снижению или даже ликвидации таможенных барьеров, квот и лицензий, но в то же время все заметнее проявляется вопрос наукоемкости и экологической чистоты в международной торговле. Развитые страны стали ограничивать вход на их территорию с помощью таких средств, как «зеленый барьер» или другие экологические стандарты. Ряд данных мер отвечает требованиям соответствующего международного соглашения, их содержание рационально, форма соответствует закону, однако скрытые защитные меры и результаты осуществления данных мер носят дискриминационный характер. И хотя Китай и смог успешно войти в состав ВТО, тем не менее, он не может избежать всех этих проблем.

Китайский экспорт столкнулся также с множеством проблем и внутри страны. Например, развитие перерабатывающего производства привело к растрате трудовых ресурсов. На сегодняшний день Европа, Америка и другие развитые страны многократно предлагают различные стандарты рабочей силы в международной торговле, что бросает серьезный вызов Китаю с его преимуществом в рабочей силе. Китайские работодатели стремятся, как можно больше снизить себестоимость кадров с высшим образованием, максимально берут на работу тех, у кого есть высшее образование. А так как большинство предприятий, участвующих в международной торговле, как правило, относятся к ряду предприятий с невысоким уровнем технологий и последним предприятием в производственной цепочке, то большинство кадров не имеет возможности применить свои знания на практике. То есть получается, что полученное образование и роль работника на предприятии во многом не совпадают, следовательно, происходит большая растрата трудовых ресурсов.

Отрыв отраслей, работающих на экспорт, и отраслей, работающих на государство, очень большой, поэтому наблюдается серьезное искривление основных факторов рынка. Уклон в сторону стратегии получения валюты за счет экспорта привел к тому, что основная работа на всех правительственных уровнях и во всех ведомствах направлена на привлечение иностранных инвестиций и поощрение экспорта. Для того, чтобы привлечь инвестиции и расширить экспорт, на местах было принято множество мер, предоставляющих льготы для иностранных капиталов, льготы по возврату налогов и материальную помощь ориентированным на экспорт предприятиям и т.д. Таким образом, наблюдаются большие отличия между экспортными компаниями и предприятиями, работающими на внутренний рынок. Показатели роста торговли заключались лишь в поощрении экспорта предприятий, а не в том, чтобы укреплять стабильное развитие торговли и иностранных инвестиций, а также повышении качества самой продукции. Несмотря на то, что эти меры позволили ускорить процесс развития экспортного производства в Китае, но в то же время постепенно искривили рыночные отношения. Руководимые стратегией, ориентированной на экспортную торговлю, предприятия во всех регионах Китая вложили все силы в развитие трудоемкого экспортного производства. Все это привело к невозможности проявить прежние традиционные преимущества во взаимоотношениях между регионами. Наоборот, структура производства в регионах, структура продукции стали развиваться в одном направлении, тем самым создавалась жесткая конкуренция между предприятиями.

Огромное положительное сальдо привело к тому, что китайская валюта столкнулась с угрозой серьезной ревальвации. Начиная с 2000 года, в Китае наблюдается тенденция постоянного увеличения положительного сальдо. В последние пару лет сальдо составляет более 100 млрд. долларов США. Запасы иностранной валюты неизбежно приводят к постепенной ревальвации собственной валюты, сверхкрупные запасы иностранной валюты естественным образом увеличивают давление на ревальвацию национальной валюты. Крупные запасы инвалюты в Китае демонстрируют, что поступление инвалюты на внутренний рынок превышает спрос, следовательно, рано или поздно проявится девальвация инвалюты и ревальвация китайского юаня. А ревальвация китайского юаня может быть серьезным ударом по китайской экономике, столь долгое время опирающейся на экспорт.

Для того, чтобы противостоять вышеописанным проблемам, с которыми столкнулась китайская экономика, в ближайшем будущем Китаю необходимо принять соответствующие стратегии решения этих проблем.

Во-первых, необходимо осуществить координацию структуры производства, усовершенствовать распределение компонентов производства между внутренним и внешним рынками. Руководствуясь закономерностями развития рыночной экономики, необходимо усовершенствовать и оптимизировать распределение рыночных факторов согласно рыночным требованиям, тем самым повысить рыночную эффективность. Распределение компонентов должно осуществляться согласно принципам продолжительного развития. Не стоит идти на все ради минимальной выгоды, в результате чего будут израсходованы или полностью истрачены все ресурсы, экология и окружающая среда, предназначенные для жизни и развития последующих поколений. Необходимо развиваться таким образом, чтобы ресурсы могли быть использованы и в будущем, чтобы экологическая ситуация и состояние окружающей среды могли быть пригодными для проживания, существования и работы людей. Исходя из всего сказанного, необходимо осуществить регулирование структуры экспортных товаров, перейти к другой модели экономического развития, повысить уровень использования высоких технологий и уровень добавочной стоимости продукции. Эти меры просто необходимы для того, чтобы Китай мог в будущем продолжать расти и развиваться.

Во-вторых, необходимо осуществлять масштабную деятельность экспортных предприятий, развивать их основную конкурентоспособность. Следует поддерживать и поощрять слияние капиталов и имущества предприятий и их реорганизацию. Необходимо способствовать тому, чтобы капитал и социальные ресурсы направлялись в русло производства преимущественной продукции, брендовой продукции, создать группу крупных предприятий, ориентированных на внешний рынок. Для того чтобы достичь цели, при которой будет возможным при минимальном расходе осуществлять максимальное производство, предприятию необходимо развиваться в исследованиях и развитии технологий, в интеллектуальной собственности, а также в создании своего собственного бренда. Ему необходимо работать над своей основной конкурентоспособностью. Только при таких условиях предприятие сможет стать крупным и сильным, а Китай сможет осуществить переход от крупной торговой страны к сильной стране.

В-третьих, необходимо усиленно расширять внутренний спрос, активизировать внутренний рынок. На сегодняшний день на мировом рынке китайская продукция с высокой концентрацией рабочей силы уже занимает значительное место, ее дальнейший рост может вызвать определенные трудности. Являясь крупной страной с большим количеством населения, Китай изначально имеет огромный потенциал потребительского спроса. Расширение внутреннего спроса и активизация внутреннего рынка позволят снизить нагрузку на предприятия, ориентированные на экспорт, а также снизить степень зависимости китайской экономики от внешнего экспорта.

В-четвертых, необходимо осуществлять рациональное использование ресурсов, стремиться к осуществлению благоприятного оборота и продолжительного развития всей экономики. Китай должен ориентироваться на перспективное развитие, должен встать на путь экономного развития, построить общество, которое умеет экономить. Необходимо полностью перейти к новой модели экономического роста, и поставить экономию на первое место, приложить все силы для развития циркулирующей экономики. Необходимо построить систему, которая позволит перерабатывать отходы, как например, «сточные воды», «выхлопные газы», «жмых» и т.д. Необходимо поддерживать новаторские начинания, активно распространять новые технологии, позволяющие экономить энергию и снижать расходы, и отказаться от отсталых производственных технологий. Необходимо усиливать работу по защите окружающей среды, установить государственные стандарты в вопросе экономии ресурсов и снижении издержек производства, усовершенствовать соответствующую законодательную базу, на которую можно будет опираться в своей деятельности.

Таким образом, на сегодняшний день необходимо, чтобы государство и соответствующие органы приняли меры по ускорению реструктуризации производства, расширили масштабы производства крупных экспортных предприятий, приняли меры по созданию основной конкурентной способности предприятий. В то же время необходимо оптимизировать распределение ресурсов, расширить внутренний спрос, активизировать внутренний рынок, а также всеми силами развивать циркулирующую экономику. Все это позволит осуществить продолжительное развитие всей экономики циркулирующего типа и коренным образом решить всевозможные вопросы, с которыми столкнулась экспортная торговля в Китае.


Литература:

  1. Чжан, Сюхун. Усилия по осуществлению перехода от сбалансированной торговли к модели роста внешней торговли. Управление в макроэкономике. 2008. - №12.- С. 35 – 36.

  2. Ежегодник статистики в Китае за 2010 г. Изд-во: Китайская статистика. – 2010.- С. 330 – 333.

  3. Цю, Сяохуа. Эмпирический анализ влияния внешней торговли на китайскую экономику. Пекин: Изд-во: Китайская статистика.- 2005: 24 – 43; С. 273 – 274.

  4. Вэнь, Яоцин. Исследование актуальных вопросов внешней торговли Китая CMI. Изд-во: Шанхайский университет коммуникаций. - 2007: С. 6 – 34; 77 – 97; 165 – 274.

  5. Сюэ,Жунцзиу. Теория и практика международной торговли EM3. Пекин: Изд-во: Университет внешней экономики и торговли. – 1997. – С. 113 – 126.

  6. Чжан, Хун. Регулирование стратегий внешней торговли в Китае I-M-J. Изд-во: Шанхайский университет коммуникаций. – 2006. – С. 314 – 327.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle