Библиографическое описание:

Домарацкая Т. Ф. Факторинг как перспективный вид банковских услуг // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.1. — С. 148-150.

В настоящее время большинство российских предприятий сталкиваются с такими проблемами, как высокая дебиторская задолженность, рост неплатежей, недостаточность капиталовооруженности предприятий. Для того чтобы справиться с этими проблемами предприятия могут воспользоваться одним из самых перспективных в современных условиях видом банковских услуг, которое носит название факторинг.

Факторинг представляет собой рискованный, но, тем не менее, высокоприбыльный бизнес, который наиболее приспособлен к современным процессам развития экономики. Факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой факторинговая организация, или по-другому можно сказать фирма-посредник за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет от покупателей суммы денег, тем самым факторинговая организация принимает на себя кредитные и валютные риски.

В Российском законодательстве под факторингом понимают договор финансирования под уступку денежного требования, по которому финансовый агент передает или обязан передать клиенту денежные средства в счет денежного требования клиента к третьему лицу – должнику. Денежное требование должно быть определено в договоре клиента с финансовым агентом так, чтобы позволить идентифицировать существующее требование в момент заключения договора, а будущее требование в момент его возникновения. Такой тип договора хорошо применяется в международной практике.

Факторинговыми операциями могут воспользоваться малые и средние предприятия, которые испытывают финансовые затруднения [1].

Врезка2Врезка1




Врезка3


Врезка4




Рис. 1. Схема осуществления факторинга

В факторинговой операции обычно участвуют три лица:

- фактор (банк) – покупатель требования;

- первоначальный кредитор (клиент);

- должник, который получает от клиента товары с отсрочкой платежа.

Факторинговые операции банков классифицируются на: внутренние, открытые, закрытые и с правом регресса.

Внутренние – стороны по договору купли-продажи, а так же сама факторинговая компания находятся в одной и той же стране.

Открытый факторинг – должник уведомлен о том, что поставщик переуступает счета фактуры факторинговой компании.

Закрытый факторинг – плательщик ведет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа, должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.

С правом регресса – обратное требование поставщику возместить уплаченную сумму, или без подобного права. Данные условия связаны с кредитными рисками, т.е. при отказе плательщика от выполнения своих обязательств.

Факторинговая организация может выполнить ряд дополнительных услуг, связанных с расчетами и основной финансово-хозяйственной деятельностью клиента, например, вести полный бухгалтерский учет дебиторской задолженности или предоставлять транспортные, рекламные и другие услуги и др. В таких условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов и называется конвенционный факторинг. С помощью такого факторинга клиент может сократить свой штат служащих, что поспособствует снижению издержек по производству и сбыту продукции. Единственным недостатком для клиента является риск зависимости его от факторинговой компании.

Существует ряд факторинговых соглашений, это зависит от требований поставщика и самой факторинговой фирмы.

При постоянных и длительных контактах между поставщиком и факторинговой фирмы заключается соглашение о полном обслуживании без права регресса, оно, как правило, включает в себя: защиту от сомнительных долгов; обеспечение приток денежных средств; управление кредитом; учет реализации и др.

Соглашение о полном обслуживании с правом регресса отличается о соглашении с полным обслуживанием без права регресса тем, что факторинговая компания не страхует кредитный риск, а это значит – компания имеет право вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные клиентами в течение определенного срока, как правило, в течение 90 дней.

Факторинговые операции выгодны всем трем звеньям его взаимодействия. С его помощью поставщик имеет право: получить кредит в размере до 90% от стоимости поставляемого товара, что приведет к ускорению оборачиваемости средств; увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, предоставив покупателям отсрочку под надежную гарантию [2].

Выгода покупателя заключается в том, что он может получить товарный кредит, избежать риска получения некачественного товара, улучшить конкурентоспособность, ускорить оборачиваемость средств, увеличить объем закупок.

Таким образом, можно выделить главные достоинства факторинга:

- увеличение ликвидности, рентабельности прибыли;

- повышение доходности;

- возможность расширения объемов оборота;

- превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;

- улучшение финансового планирования и др.

Существуют международные факторинговые сделки, участниками которых являются поставщик, покупатель, импорт-фактор и экспорт-фактор. Все международные факторинговые операции осуществляются в специальных факторинговых подразделениях, которые находятся в коммерческих банках.

В международной торговле применяются четыре модели факторинга: двухфакторный, прямой импортный, прямой экспортный и «back-to-back».

Двухфакторной модели присуще разделение функций и рисков между импорт-фактором и экспорт-фактором, главной целью является обеспечение финансирования до 100% и уменьшение накладных расходов в административной сфере. Данная модель состоит из запроса лимита, поставки, финансирования и оплаты.

Врезка6Врезка5






Врезка8Врезка7




Рис. 2. Двухфакторная модель факторинга

На рис. 2 цифры в схеме отражают порядок осуществления операций.
1 – запрос суммы, подлежащей обеспечению;
2 – запрос требуемого лимита;
3 – проверка;
4 – предоставление гарантии;
5 – разрешение на лимит;
6 – поставка товара и счета с пометками о переуступке;
7 – 100 % платеж;
8 – перечисление полученной суммы;
9 – перевод непрофинансированной части требований (10% - 30%).

Импорт-фактор принимает на себя риски импортера, если импортер не оплачивает товар, то импорт-фактор делает это за него. Экспорт-фактор принимает на себя риски экспортера, связанные с поставкой товара и при необходимости кредитует экспортера.

Импортный факторинг преследует цель обеспечить платежи. Прямой импортный факторинг необходим в том случае, когда экспорт производится в одну или две страны. Этапы импортного факторинга включают в себя запрос лимита, поставку и оплату.

При прямом экспортном факторинге не требуется подключение факторинговой фирмы в стране импортера. Этапы экспортного факторинга включают в себя запрос лимита, поставку, финансирование и оплату.

В перечисленных трех моделях международных факторинговых операций финансирования требований концернов не предусматривается, так как эту функцию выполняет четвертая модель «back-to-back».

Международный факторинг позволяет получать отсрочку платежа импортеру на постоянной основе. После приемки товарной поставки импортер обязан оплатить ее.

Факторинг является не чем иным, как товарным кредитом, и представляет уникальную возможность для предприятий, импортирующих товары в Россию.

При получении международного статуса российский фактор-банк становится гарантом безопасности и надежности бизнеса для фактор-фирм. Он берет на себя обязательство оплатить отгруженный товар в России иностранной компании. При импорте товаров и услуг в Россию факторинговая сделка осуществляется в нескольких этапах:

Этап 1. Импортер и экспортер согласовывают условия работы и заключают контракт;

Этап 2. Экспортер, получив подтверждение от экспорт-фактора отгружает товар или оказывает услуги;

Этап 3. Экспортер переуступает счета фактор-фирме;

Этап 4. Если экспортер нуждается в пополнение оборотных средств, то фактор-фирма авансом оплачивает ему стоимость товара или услуг;

Этап 5. Импортер оплачивает стоимость товара, услуг при наступлении срока;

Этап 6. При получении денежных средств от импортера российский фактор-банк платит фактор фирме.

Поэтапно факторинговая сделка отражается на рис. 3.


Врезка10Врезка9

Врезка12Врезка11









Рис. 3. Этапы факторной сделки при импорте товаров и услуг в Россию.

Для российских импортеров факторинг является способом избежания дорогостоящего кредитования. С помощью факторинга российские импортеры могут повысить эффективность использования собственных средств.

Для того чтобы международные факторинговые операции развивались не только в Европе и США, но и у нас в России, необходимо разрабатывать положения и директивы, которые поспособствуют более интенсивному использованию факторинга, а так же разрабатывать методические материалы по созданию технологий международных финансовых операций в программном и информационном обеспечении.


Литература:

  1. Орехов С.А., Афонин В.В. «Факторинг: организационно-правовой аспект»: Учебно-практическое пособие.- М.: Компания «Спутник +», 2000, с. 49-50.

  2. Родионова Л.Н., Кондратьева Н.В. «Управление оборотными средствами предприятия: учебное пособие» - Уфа: УГНТУ, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): правом регресса, международные факторинговые, международные факторинговые операции, факторинговая компания, факторинговая сделка, факторинговая организация, факторинговой фирмы, факторинговой компании, банковских услуг, запрос лимита, Россию факторинговая сделка, права регресса, стоимость товара, импортный факторинг необходим, Факторинговые операции, название факторинг, Импортный факторинг, Закрытый факторинг, денежного требования, российский фактор-банк.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle