Библиографическое описание:

Соатова Г. К. Усовершенствование процесса обучения, направленного на формирование и развитие педагогического мастерства будущего преподавателя профессионального колледжа // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 134-138.

В данной статье рассмотрены способы решения проблемы подготовки учителей, удовлетворяющих требованиям современного образовательного процесса, а также раскрывается разработанная модель процесса организации и реализации учебного процесса, направленного на формирование и развитие педагогического мастерства будущего преподавателя в сфере профессионального образования.

The ways of the solution of teachers’ preparation problem meeting requirements of modern educational process are considered in given article. Also, developed model process of the organization, realization of the educational process directed on formation and development of future teacher’s pedagogical skills in sphere of the professional education is observed.

В связи с увеличением потока информации, ускорением процесса развития науки, изменением техники и технологии происходит определенное «старение» психологической и методической подготовки преподавателя. А это, в свою очередь, предопределяет необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Одним из условий реализации этих требований является разработка и внедрение в практику новых методик и технологий, формирования и развитие профессионального и педагогического мастерства будущих учителей. Также актуальным является обеспечение интеграции педагогических и специальных предметов в практику выпускных квалификационных работ студентов.

В современных условиях, будущему преподавателю профессионального обучения предъявляются следующие основные требования:

- самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета;

- эффективное планирование, организация и проведение занятий;

- самостоятельное решение проблем, возникающих в процессе обучения;

- привлечение и активизация учащихся к обучению;

- высокая культура общения;

- готовность к изменениям в экономике и на рынке труда;

- внедрение в учебный процесс инновационных достижений в науке и производстве;

- применение теоретических знаний в практике;

- формирование и развитие у учащихся колледжа ответственности по защите окружающей среды и сохранению экологии;

- развитие самостоятельной и творческой деятельности учащихся;

- эффективная организация самостоятельной работы учащихся;

- постоянное повышение квалификации.

Выполнение этих требований требует от будущего преподавателя профессионального обучения высокого педагогического мастерства и творческих способностей.

Для реализации вышеперечисленных требований в подготовке учителей, важно решение следующих задач:

1.Изучение в высших технических учебных заведениях проблемы формирования и развития педагогического мастерства будущих преподавателей.

2.Разработка новых методов формирования и развития педагогического мастерства будущего преподавателя профессионального обучения.

3.Формирование потребности и интереса к постоянному повышению педагогического мастерства, развитию личностных способностей.

4.Разработка технологии проведения занятий, направленных на изучение и применение передового педагогического опыта у будущего преподавателя профессионального обучения.

5.Дифференцированный подход к обучению студентов с учётом их личностных особенностей.

Проведенные автором исследования показывают, что качество и эффективность процесса обучения зависят от правильного проектирования, организации процесса обучения преподавателем и его высокого педагогического мастерства.

По мнению автора, педагогическое мастерство – это проектирование, эффективная организация, управление, контроль, оценка результатов учебного процесса и технология его реализации, а также предвидение проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в педагогическом процессе и методика готовности к их решению.

Педагогическое мастерство будущего преподавателя профессионального образования должно формироватьcя не только при изучении групп педагогических, но и общеобразовательных, обще профессиональных и специальных дисциплин, а также при прохождении педагогической практики и выполнении выпускных квалификационных работ.[1] По мнению автора, педагогическое мастерство особенно формируется и развивается при преподавании дисциплины “Методика профессионального образования”.

Автором разработана модель процесса организации и реализации обучения, направленного на формирование и развитие педагогического мастерства будущего преподавателя профессионолного образования (1.рис).

Управление















Рис. 1 Модель процесса организации и реализации учебного процесса, направленного на формирование и развитие педагогического мастерства будущего преподавателя в сфере профессионального образования

Остановимся на основных компонентах этой модели.

Государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа. Каждый предмет изучается в течение определенного времени по учебному плану, разработанному на основе государственного образовательного стандарта. В учебных программах, выражающих требования к подготовке преподавателя профессионального колледжа, полно и точно определены педагогические цели.

При подготовке высококвалифицированных кадров, разработка учебных программ на основе современных требований образования имеет особое значение.

Согласно приведенной модели, весь процессе обучения формируется на основе требований и основного содержания представленных в учебных программах предметов. Результаты обучения оцениваются на основании требований, указанных в государственном образовательном стандарте.

Общие учебные цели. Точная и правильная постановка учебных целей для каждого предмета имеет важное значение. Содержание общих учебных целей определяется направляющими целями. Общие учебные цели дают общее представление о знаниях, умениях и навыках, которыми должен овладеть студент по определённому предмету.

Точные учебные цели. Точные цели относятся к процессу обучения каждой темы и к её содержанию, исходя непосредственно из общих целей. Для теоретических, практических и других занятий ставятся точные учебные цели. Точные учебные цели занимают важное место в процессе обучения. Они отражают знания, умения, навыки, которые должны усвоить студенты. Точные учебные цели по теоретическим и практическим занятиям обычно разрабатываются преподавателями предметов. По каждому занятию ставится обучающая, воспитательная и развивающая учебные цели.

Деятельность учителя. По учебному материалу студент должен излагать свое мнение. Развивать у студентов способности к изложению учебного материала, самостоятельному поиску и использованию информаций, её аналитическому обзору, логическому обоснованию основных понятий, законов, правил и процессов, созданию и решению проблемных ситуаций. Деятельность учителя направлена на активизацию студентов в процессе обучения, развитию у них самостоятельных и творческих способностей.

Деятельность студента. У студентов должно формироваться умение излагать и объяснять учебную информацию. Они должны усваивать, определять и выделять самую важную информацию из учебного материала. Также у студентов должны формироваться способности самостоятельного составления и систематизации учебного материала, обоснованного решения проблемных заданий. При такой технологии обучения деятельность студента приобретает активный характер, создаётся возможность проявления своего таланта.

Содержание учебного материала. Учебный процесс в высшем учебном заведении должен основываться на технологии полного усвоения учебного материала. По типовой учебной программе учебный материал обязательно должен быть полностью усвоен студентами. [2] Технология полного усвоения учебного материала означает достижение учебной цели.

Содержание предмета определяется следующим образом:

- по знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым в государственном образовательном стандарте, которые студенты должны усвоить по определенному предмету;

- по психологическим возможностям усвоения учебного материала студентами;

- взаимосвязью с другими предметами, входящими в учебный план;

- изложению содержания учебного материала от простого к сложному в непрерывной последовательности;

- по логической последовательности и продолжительности преподавания предметов.

Форма обучения. В процессе подготовки будущего учителя профессионального образования при формировании и развитии у него педагогического мастерства, особое значение имеет выбор форм эффективного обучения, гарантирующих достижение точной цели обучения.

Нами при подготовке учителя профессионального обучения рекомендована форма обучения «работа в группах», которая даёт самые высокие результаты на теоретических, семинарских и самостоятельных занятиях. Особое внимание уделяется форме работы в малых группах (подгруппах).

Форма обучения «работа в подгруппах» - занятие, направленное на изучение учебного материала или выполнение задания в малых группах, что обеспечивает активизацию студентов. По этой форме обучения обучающиеся выполняют задание и проблемные задачи в подгруппах. Они имеют возможность обучать друг друга и оценить разные точки зрения. При применении формы обучения «работа в подгруппах» преподаватель имеет возможность экономить учебное время, привлекать обучающихся к изучению темы и оценивать их. Если организовать занятия, направленные на формирование и развитие педагогического мастерства студентов в подгруппах, то создаётся возможность для каждого студента излагать свои мысли, развивать педагогическую речь, самостоятельно работать, вступать в дискуссии, свободно и критично мыслить.

Этапы проведения занятий по форме обучения «работа в подгруппах»:

1. Разрабатываются задания, проблемные ситуации или дискуссионные вопросы по теме.

2. Студенты делятся на подгруппы. Подгруппы могут состоять из 3-6 обучающихся.

3. Каждой подгруппе задаются задания или вопросы.

4. В процессе выполнения задания преподаватель даёт конкретные указания, консультации и направления для их решения.

5. По каждому заданию или вопросу подгруппы проводят презентацию.

6. Выполнение работы обсуждается и анализируется, анализируется, подводятся заключительные итоги.

Технология обучения. Технология обучения – это эффективная организация взаимной деятельности студентов и преподавателей для гарантированного достижения учебных целей на основе технологического подхода к процессу обучения.[3] Рекомендуется организовать процесс обучения, направленной на формирование и развитие педагогического мастерства будущих преподавателей на основе личностно-ориентированной технологии. Технология обучения, ориентированная на личность, требует у преподавателя не только передавать теоретические знания, формировать у обучаемых практические навыки, но и развивать их личностные качества. Это достигается путем «живого» общения между преподавателем и обучаемым. Технологизация процесса обучения даёт возможность студенту самому выбирать и оценивать содержание учебного материала. Разработку технологии обучения необходимо направлять не только на формирование профессионального мастерства, знаний и умений обучаемых, но и на развитие способности своевременного устранения затруднений и проблем, которые могут возникать в процессе преподавания, что требует от преподавателя высокого мастерства преподавания и знания предмета.

Методы обучения, направленные на формирование и развитие педагогического мастерства студентов.

В последние годы в педагогической науке и практике большое внимание уделяется применению активных методов обучения, направленных на развитие и активизацию самостоятельной и творческой способностей обучающихся. В настоящее время в учебных процессах применяются более 200 видов методов обучения. .[4] Эти методы обучения внедряются в процесс обучения разными подходами и методиками. В условиях современного обучения требуется применение активных методов, направленных на повышение активности студентов в процессе обучения, развитие их самостоятельной и творческой работы. Необходимо обратить внимание на то, что выбор активного метода зависит не только от цели обучения, но и от содержания учебного материала.

При проведении занятий, направленных на развитие педагогического мастерства будущего педагога, предлагается применение таких активных методов, как мозговой штурм, проблемные ситуации, активное общение, дискуссия, игровые и творческие методы, которые влияют на развитие речи, самостоятельное мышление, развитие интеллектуальных способностей студентов. Конечно, большое значение имеет тот факт, в какой мере студенты посещают или не посещают занятия. Если активность студентов в ощутимой степени невысока, то всякая попытка, предпринимаемая преподавателем, может не дать эффекта в должной степени. Как в таких случаях выйти из положения? В процессе обучения можно применять различные способы. Однако проведение занятий с применением проблемной технологии обучения может устранить те недостатки, о которых говорилось выше. При этом каждый студент должен понять суть урока и преподаватель должен поставить перед ним определенную проблему. В какой степени эта проблема возбудит у студента творческое стремление, конечно, зависит от характера проблемной задачи. Студент, зная проблему, стоящую перед ним, должен постараться решить её положительно. А преподаватель, наблюдая за этим процессом, должен давать необходимую консультацию и направление. Занятия по самостоятельной работе целесообразно проводить в форме разработки творческих заданий, методов, проектов или технологических карт урочных разработок.

Средства обучения. Для эффективного достижения учебной цели, направленной на развитие педагогического мастерства будущего преподавателя профессионального обучения, учитель должен всесторонне подготовиться. Наряду с условиями для занятий готовятся дидактические материалы и средства.

Под дидактическими материалами и средствами подразумевают материал, продукцию и оборудование, применяемые преподавателем в процессе преподавания по определенному предмету. В качества учебного дидактического материала рекомендуется использовать на теоретических уроках текстовые наглядные средства, например, учебная литература, таблицы, схемы, слайды, рисунки, раздаточные материалы, а для практических занятий - учебные материалы и задания, методические пособия и инструкции. При обоих видах занятий использование электронных обучающих ресурсов даёт хороший эффект для развития способностей самостоятельной работы студентов.

Следует отметить, что правильное и эффективное применение именно активных методов на теоретических, семинарских уроках и самостоятельной работе обеспечивает формирование у будущих учителей педагогического творчества, педагогической речи, педагогической техники, педагогического общения со студентами и развивает у них способность самостоятельного решения проблемных ситуаций.

Учебные и дидактические материалы по предмету подготавливаются учителем и приспосабливаются к учебным целям теоретических и практических занятий. На этой стадии учитель должен разработать список учебных дидактических материалов по предмету, рекомендации и указания по их использованию.

Оценка теоретических знаний и практических умений. Оценка и контроль знаний и умений будущего учителя профессионального образования также имеет значение.

При проведении занятий, направленных на развитие педагогического мастерства студентов, оценка знаний и умений должна проводиться постоянно в соответствии с целями обучения. Тогда мы будем иметь информацию о том, какой результат может дать методика и методы преподавания, предлагаемые нами.

При оценке знаний и умений важно обратить внимание на следующие:

- регулярно оценивать степень достижения учебных целей;

- оценивание должно основываться на педагогических и психологических принципах:

- оценивание должно производиться по установленным критериям;

- ознакомление студентов с критериями оценок;

- ознакомление студентов с результатами оценки знаний и умений;

- обсуждение причин низких оценок, полученных студентами;

- создание возможности для дополнительного обучения или самостоятельного проведения занятий студентам, имеющим низкие результаты.

Во многих случаях при оценке знаний и умений по определенным предметам используются тесты, вопросы и задания.

Регулярная оценка практических умений студентов является одним из основных признаков эффективного обучения. По итогам практических занятий следует проводить зачетную проверку. Зачет - это вид практической деятельности, в результате которой оценивается её качество на основе определённых критериев. Через зачет проверяется и оценивается выполнение студентом определённого задания за определенное время. Вместе с тем определяется их мастерство.

Результат обучения. Итоговая оценка определяет соответствие результатов усвоения студента по предмету определенным критериям и нормам. Итоговая оценка проводится накануне завершения процесса обучения соответствующего предмета. Она суммирует результаты текущих и промежуточных оценок.

Вместо заключения можно отметить, что если педагог не смог правильно оценить свое место в педагогической деятельности, то это неквалифицированный педагог, поскольку педагогическое мастерство зависит непосредственно от самостоятельного обучения, работы и творчества. Таким образом, 90% успешного проведения любого занятия зависит от правильного проектирования, организации учебного процесса и их реализации через высокое педагогическое мастерство учителя. Вопрос развития педагогического мастерства будущих учителей профессионального образования является актуальной задачей, стоящей перед нашей системой образования.

Данная технология гарантирует достижение запланированных результатов обучения, а это возможно только тогда, когда процесс обучения управляем.


Литература:

  1. Баткина И.Б. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы как социальное явление. – Воронеж. 1996.

  2. Мирсаидов К.Д. Махсус фанларни ўқитиш ва ишлаб чиқариш таълими. – Т.: Ўқитувчи, 1996.- 105 б.

  3. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. Практикум. Москва. – Просвещение, 2006.

  4. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика – М.: Педагогика, 1976.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle