Библиографическое описание:

Дулатова З. А., Юркшене Е. М. О формировании экономико-математической компетентности // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 156-159.

Развитие системы образования рассматривается сегодня во всех странах как одна из важнейших стратегических целей общества, направленная на решение глобальной задачи вхождения человека в социальный мир, его продуктивную адаптацию в быстро меняющемся мире. Поэтому образовательные учреждения должны готовить своих выпускников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность, самостоятельность, ответственность за принятые решения. Кроме того, пересмотр требований к подготовке учащихся привел к тому, что одним из приоритетных направлений обновления российского образования явилось внедрение компетентностного подхода в систему, как общего, так и профессионального образования.

Однако отечественное образование, в общем, и математическое образование в частности было и остается ориентированным на формирование у учащихся системы предметных научных знаний и соответствующих умений, в то время как мировая тенденция развития образования состоит в ориентации его содержания на решение практических задач. Учитывая то, что преимущественное использование математических знаний, умений и навыков у большинства человечества связано с решением различных экономических задач, представляется целесообразным рассмотрение понятия экономико-математическая компетентность.

На сегодняшний день, мы сталкиваемся с тем, что будущие выпускники профессиональных учебных заведений не обладают достаточным уровнем экономико-математической компетентности. Нередко приобретаемые студентами экономические и математические знания носят сугубо теоретический характер, оторванный от реальной жизни. С этой точки зрения повышение уровня владения студентами экономико-математическими знаниями и умениями получает особую значимость. Последнее делает актуальным разработку эффективных методов педагогического руководства процессом формирования экономико-математической компетентности будущих специалистов.

Проанализировав необходимость использования математики и экономики во всех сферах жизнедеятельности человека, можно сделать вывод, что знания из этих областей наук применяются человеком в большинстве случаев в совокупности, гармонично дополняя друг друга. Учитывая это и опираясь на обоснованные мнения ученых о необходимости математических и экономических знаний, умений и навыков в деятельности любого человека можно ввести в рассмотрение понятие, включающее в себя аспекты экономико-математической составляющей любой деятельности – «экономико-математическая компетентность». При этом мы отталкивались от сложившихся подходов к определению экономической и математической компетентностей. В частности, было установлено, что экономическая компетентность основывается на знаниях, умениях и навыках, связанных с применением экономики в различных сферах жизнедеятельности человека. Математическая компетентность будущего специалиста определяется в научной литературе как готовность применять математические знания, умения и навыки в повседневной жизни (в быту, культуре, производстве). Она включает в себя общие математические знания и умения, математическое мышление, математическую аргументацию, использование математического языка, современных технических средств. При этом подчеркивается глубина и прочность математических знаний специалиста, умение применять их в новой ситуации.

В соответствии с этим экономико-математическая компетентность человека определяется нами как интегративная характеристика, выражающая способность и готовность человека применять экономические и математические знания, умения и навыки в различных сферах жизнедеятельности – быту, культуре, производстве.

Под формированием экономико-математической компетентности нами понимается процесс приобретения человеком (будущим выпускником) экономических и математических знаний, умений, навыков определяющих продуктивность его деятельности в различных сферах, формирование и развитие устойчивой внутренней мотивации к применению полученных знаний, умений и навыков, знание и соблюдение своих прав и обязанностей в ситуациях, требующих их применения.

Цель формирования экономико-математической компетентности студента определяется, во-первых, социальным заказом общества на формирование специалиста, способного принимать обоснованные решения, прогнозировать результаты реализации этих решений и брать на себя ответственность за эти результаты. Во-вторых, в процессе профессиональной подготовки необходимо учитывать потребность самого студента в личностном развитии.

Для достижения этой цели требуется решить задачи формирования у студентов:

  • комплекса математических, экономических знаний, умений и навыков;

  • развития мотивации применения математических методов в исследовании экономических процессов;

  • ценностного отношения к применению экономических и математических знаний в профессиональной деятельности и быту;

  • развитие познавательных способностей.

Структурными компонентами экономико-математической компетентности являются:

предметный – теоретическая основа экономико-математической компетентности, включающая в себя математические и экономические знания и умения, а также способы действия внутри дисциплин.

- наглядно-модельный – перевод условия задачи с одного языка на другой и построении различных моделей – механической, геометрической, теоретико-множественных разного уровня общности, обеспечивает создание математических моделей и применение на практике уже известных;

- вычислительный – решение задач с конкретными числовыми значениями величин и в общем виде, предполагающих знание конкретных правил и законов вычислений и преобразований, позволяет применять правила вычислений и преобразований, и исследовать с их помощью модели;

- прогностический – реализация вычислительных алгоритмов, исследования вопроса о практическом применении модели;

- методологический – уяснение сущности основных математических и экономических понятий, правил и законов.

межпредметный - применение математических знаний, умений и навыков при решении экономических задач. Предполагает использование учащимися в решении экономических задач различных алгоритмов с опорой на имеющиеся математические знания, умения, способы деятельности, а также создание и применение на практике экономико-математических моделей.

исследовательский – формируется в процессе решения нестандартных задач, а также проведения разного рода исследований.

Выделенные компоненты относительно самостоятельны: с одной стороны, обладают специфическими особенностями относительно друг друга, а с другой – в совокупности образуют экономико-математическую компетентность. В зависимости от дидактических целей (усиление гуманитарной или технической составляющей образования) можно переносить акценты на разные аспекты формирования этой компетентности. Однако очевидно, что есть универсальное ядро содержания, которое должно формировать как компоненты экономико-математической компетентности в отдельности, так и всю компетентность в целом, включая методологическую часть.

Формирование экономико-математической компетентности рассматривается нами как специально организованный процесс освоения учащимися экономических и математических знаний, умений и навыков, развития интеллектуальных способностей и мотивации. Модель формирования экономико-математической компетентности представляет собой ориентировочную основу для построения процесса изучения учащимися дисциплин экономико-математического блока. Основными структурными компонентами модели являются целевой, содержательный, деятельностный и результативно-оценочный.

1. Целевой (мотивационно-ценностный) компонент представляет собой совокупность таких мотивов, как интерес к истории математики и экономики, способствует стремлению к обогащению экономико-математических знаний и умений, стимулированию применения математической знаний и умений в экономике. Данный компонент направлен на активизацию познавательной деятельности студентов и развитие положительной мотивации обучения на основе знаний из истории математики и экономики, о приложении математических знаний в экономике. Его характеристиками являются: осознанность личностью математических и экономических знаний, их прочность и самостоятельность в действенном применении к решению практических задач.

2. Содержательный (содержательно-целеполагающий) компонент включает в себя: совокупность теоретических знаний, умений и навыков, познавательную активность необходимых для осуществления процесса обучения. Данный компонент служит построению модели обучения на основе использования математических знаний в экономике, приемов и способов решения различных практико-ориентированных задач. Характеристикой рассматриваемого компонента является: полнота, глубина, обобщенность экономико-математических знаний, ориентированных на приложения в дисциплинах общеобразовательного, специального и профессионального циклов.

3. Деятельностный (деятельностно-операционный) компонент заключается в применении имеющихся умений и навыков к постановке и решению практических задач, в выборе приемов и способов решения нестандартных задач. Характеристиками данного компонента являются: системность, оперативность, мобильность знаний, умение усваивать экономико-математические знания, применение этих знаний в решении практических задач.

4. Результативно-оценочный (личностно-рефлексивный) компонент предполагает наличие способности к оценке своей деятельности и результатов, к проектированию своей деятельности и самообразованию. Основными характеристиками данного компонента является способность к самооценке, оцениванию своих результатов, проведению рефлексии своей деятельности.

Определив структуру модели формирования экономико-математической компетентности, выделим функции и критерии ее сформированности. Будем рассматривать критерий как показатель уровня сформированности экономико-математической компетентности.

Целевой компонент реализует координирующую функцию. Данная функция состоит в потребности студентов владеть экономико-математическими знаниями и умениями, в побуждении у них интереса к математическому моделированию экономических процессов и стремлении самореализоваться. Критерием данного компонента является положительная мотивация к осуществлению экономико-математической деятельности.

Содержательный компонент выполняет образовательную функцию. Данная функция заключается в знакомстве обучающихся с историей математики и экономики, с методами и способами решения экономических задач, с особенностью применения метода математического моделирования при решении экономических задач. Так как компонент характеризуется объемом знаний, умений и навыков, то его критерием является владение теоретическими и практическими знаниями по математике и экономике.

Функция деятельностнго компонента — результативная, которая заключается в развитии у студентов умений по решению задач с экономическим содержанием, в овладении ими методом математического моделирования при решении экономических задач. Критерием компонента является владение методом математического моделирования и его применения при решении экономических задач.

Результативно-оценочный компонент обеспечивает оценку личности самого себя, своих возможностей, качеств личности. Критерием компонента является самосознание обучающегося, под которым понимают комплекс представлений о себе как личности и профессионале в контексте экономической картины мира.

Критерии и показатели сформированности экономико-математической компетентности будущих специалистов оформим в виде таблицы:

Критерий

Показатели

Положительная мотивация
к осуществлению
экономико-математической деятельности

- Наличие интереса в области математики и экономики;

- Потребность в формировании экономико-математической компетентности.

Владение теоретическими
и практическими знаниями
по математике и экономике.

- Полнота теоретических знаний и практических умений по математике и экономике;

- Системность и осознанность знаний по математике и экономике.

Обладание умениями

проектирования фрагментов

действительности на основе метода математического моделирования.

- Способность к видению проблемы, выдвижению гипотез, осуществлению переноса знаний в новую ситуацию, решению выделенной проблемы.

Выделенные структурные компоненты находятся в тесном взаимодействии, образуя целостную систему. Функциональной характеристикой каждого компонента является критерий, который представлен совокупностью показателей. Степень выраженности критериев и показателей по каждому компоненту экономико-математической компетентности выпускника явилось основанием для выделения уровней сформированности экономико-математической компетентности выпускника (специалиста): начальный, средний, высокий, которые включают в себя деятельность репродуктивного характера, репродуктивно-творческого, и творческого характеров.

За эталон сформированности экономико-математической компетентности выпускника был принят высокий (творческий) уровень.

Творческий уровень характеризуется проявлением интереса к экономико-математической деятельности, поиском новых форм и методов работы. Комплекс экономико-математических знаний и умений обучающихся осознан и усвоен – это знания основных этапов развития математики и экономики, их особенностей и течений математической и экономической мысли, умения по решению экономических задач на основе метода математического моделирования. Проявляется творческое отношение к деятельности по решению экономических задач.

Репродуктивно-творческий (средний) уровень характеризуется наличием у студентов мотивов к изучению математики и ее преломления в экономике. Студенты способны к решению экономических задач в новой ситуации, а также к решению нестандартных экономических задач используя метод математического моделирования.

Репродуктивный (начальный) уровень характеризуется отсутствием у будущих выпускников интереса к знаниям по математики и возможностям их применения в экономике. Знания поверхностные, формальные и бессистемные. Они способны к решению наиболее простых, знакомых задач с экономическим содержанием.

Таким образом, нами рассмотрены компоненты экономико-математической компетентности, выделены основные умения, отражающие суть рассматриваемого понятия, определена сущность и структура экономико-математической компетентности будущих выпускников, выявлены уровни, критерии и показатели сформированности экономико-математической компетентности студентов.


Литература:
  1. Шунайлова С.А. Модель формирования экономико-математической компетентности будущих менеджеров [Текст] / С.А. Шунайлова // Высшее образование сегодня. – 2009. - № 7. – С. 26-28.
  2. Хасан Б.И. Границы компетенций: педагогическое вменение и возрастные притязания. – В сб.: Материалы 9-й научно-практической конференции. Красноярск: Красноярский государственный университет, 2003, с. 23-32.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle