Автор: Семенов Никита Борисович

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (34) ноябрь 2011 г.

Библиографическое описание:

Семенов Н. Б. Театрализованная игра как инструмент социальной работы // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 104-107.

В настоящей статье предлагается теоретические рамки и обоснование метода социальной работы с детьми, основанного на театрализованной игре.

Ключевые слова: игра, социализация, фрейм.

In this paper we propose a theoretical framework for justification of the method of social work with children, based on a theatrical play.

Keywords: game, socialization, frame.

В этой статье мы продемонстрируем разнообразие обоснований использования метода театрализованной игры в работе с определенными категориями клиентов социальной работы. Признавая полезность этого подхода в практике социальной работы, мы оговоримся, что, на наш взгляд, он будет максимально эффективным именно для детей и подростков, которые постигают нормы общественной жизни, в том числе и в играх друг с другом. Даже поверхностный взгляд на последние исследования в области социологического анализа игр, процесса игры, тем более новых направлений, связанных с компьютерными играми, говорит о смене фокуса таких исследований от формальных свойств игровых текстов к социальным контекстам и последствиям процессов, которые составляют саму игровую реальность. В каждой из возможных категорий игр существуют фундаментальные аспекты воздействия на процесс социализации индивидуумов в них участвующих. Благодаря широте и устойчивости определенных паттернов повседневного поведения, они воспроизводятся в играх и, в свою очередь, встраиваются в нормативные комплексы участников игры. На эти стороны игровых практик, их социальной значение обращают внимание многие исследователи [1, с.75-78]. Приобретенные в игре навыки общения, разрешения противоречий, достижения поставленных целей прямо включаются в повседневную жизнь, формируют отличительные особенности различных культур.

Эффективность игровых технологий при работе с детьми объясняется тем, что для ребенка, особенно дошкольного возраста, игра является естественной формой повседневной деятельности. Если же дети принадлежат к определенным группам с выявленным недоразвитием речи, с задержкой психического развития, игровая деятельность приобретает еще большее значение как необходимое условие развития интеллекта, психически, личности в целом, не говоря уже о достижении необходимых для жизни в обществе социальных статусов. Театрализованные игры в этом случае представляются нам одним из эффективных средств развития творческих способностей ребенка, в котором наиболее ярко реализуется принцип обучения в игре. В современной научном дискурсе, который имеет отношение как к социологическому анализу игровых практик, так и к анализу инструментов социальной работы, театрализованные игры представлены достаточно широко. Представим лишь некоторые направления анализа, которые позволяют говорить о широком использовании театрализованных игр, о признании их эффективным средством социальной работы специалистами. Далее мы приведем примеры анализа театрализованных игр именно для детской аудитории (сознавая, естественно, их полезность и для иных групп) и дадим короткие комментарии по этим примерам.

Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как активное, но хорошо воспринимаемое самими детьми средство формирования необходимых навыков, норм, ценностей. Участвуя в театрализованных играх, дети глубже познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни животных, растений и людей, совершенствуют навык воплощать в игре определенные переживания. При этом тематика игр может быть самой разнообразной: она касается жизни детского сада и семьи, отражает сюжеты из жизни людей, животных и растений, в качестве персонажей игр используются игрушки, овощи и фрукты, предметы мебели, посуды [2]. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру как виду искусства.

С точки зрения формирования нормативных комплексов детей театрализованные игры эксплуатируют особенности их психического развития. Обычно использование такого инструмента направлено на формирование уважительного отношения детей друг к другу, развитие чувства коллективизма и партнерства [3]. Особенности метода в этом случае связаны с широким использованием материала сказок, сказкотерапии. В этом случае дети извлекают из занятий нравственно–этические уроки, которые демонстрируются сказками, а совместное участие и взаимодействие в игре закрепляют паттерны взаимодействия, системы санкций и поощрений, навыки планирования деятельности, коллективного достижения целей.

Специалисты обращают внимание еще на одну особенность использования театрализованных игр именно при работе с детьми. Именно в игре ребёнок чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Все дети обладают способностями, которые обнаруживаются в игре и проявляются и в наблюдательности, и в зорком схватывании ими сходства, характерных черт, и в развитии поведения, которое связано с подражанием другим персонажам, повторения его действий в иной обстановке. Указанные особенности ребенка – эмоциональность и подражание – являются основой развития творческих (сценических) способностей детей [4].

В системе социальной работы с детьми, особенно при необходимости коррекционной работы важно использование игровых упражнений, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность, и, как показывают практические наблюдения. Социализационная направленность игровых упражнений в планировании театрализованных игр должна подчеркиваться использованием принципа концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно тем (например, времена года, из жизни животных; из жизни растений, мебель, посуда, транспорт). Практический материал для театрализованных игр распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы обычных повседневных задач - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр [5].

При анализе обсуждаемого подхода важно учитывать не только структурные составляющие всего процесса, но и уделять внимание формулированию сюжетного замысла и ролевым действиям участников [6]. Одним из путей активизации игры с этой точки зрения является анализ фаз участия игроков. Для этого на первой фазе игры создаются условия «вхождения» в игру, чтобы в последующем включиться в творческий процесс. Дети наблюдают, за действиями специалиста, тем как он говорит, имитирует ролевые движения, стараются чувствовать интонации. Особое внимание при этом должно быть уделено анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах, явлениях, их назначении, сравнительным характеристикам героев, выявлению отличительных признаков предметов, которые «оживают» в театрализованных играх, различению их цвета, формы, величины. Вторая фаза связана уже с включением в игру, возрастанием активности участников, они не только говорят, но и действуют как герои театрализованной игры (обычно это персонажи сказок), пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают за другими участниками.

Дополнительное направление анализа игровых практик работы дает рассмотрение различных видов театрального представления, локализация обстоятельств, при которых осуществляется игра, оформления самого игрового пространства. Театрализованные игры могут базироваться на различных видах театрального представления, видах театров. Среди часто используемых форматов доступных без особых материальных затрат можно говорить о настольном театре, театре на фланелеграфе, би-ба-бо, пальчиковом театре. Главное, чтобы при всех этих форматах достигались поставленные цели активации участников игры, чётко фиксировались различные ситуации и разыгрывались сценки, являющиеся паттернами при формировании поведенческих навыков [7]. Большое значение должно придаваться оформлению театрализованных игр, обсуждению вместе с участниками атрибутов игры, костюмов. Последнее важно для некоторых целевых групп социальной работы с детьми, поскольку позволяет развивать воображение, «входить в образ». Особая роль в перспективном планировании отводится играм-драматизациям, ведь именно в них особенно ярко проявляется детское творчество. В этом виде деятельности оно направлено на создание игровой ситуации, на более точное и эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами и переживаниями [8].

Можно говорить и об обобщенном видении исследователями целей и задач театрализованной игры, которые связаны не только с задачами формирования определенных навыков жизнедеятельности, но и созданием определенной модели социального поведения, основанной на ценностях и нормах нашего общества [9]. Мы в данном случае будем говорить не о задачах индивидуального развития, а о развитии системы социального взаимодействия, встраивания в сложный комплекс социальных отношений:

  • коррекция поведения;

  • развитие чувства коллективизма, ответственности друг за друга, формирование опыта нравственного поведения;

  • стимулирование развития творческой поисковой активности, самостоятельности;

  • создание благоприятной атмосферы, вызывающей активный интерес к общению, совместному решению различных задач.

С точки зрения теоретического осмысления самого феномена игры, в том числе и театрализованной игры, на наш взгляд, полезным будет использование концепции фрейма, который был предложен И. Гофманом в его работе "Теория игры и фантазии". Для нас важными при работе с этим понятием являются контекстуальность любого действия при рассмотрении процесса игры и учет структурных особенностей повседневной коммуникации [10]. Контекстуальность в этом случае выступает социальным фоном, той формой повседневности, которая воспроизводится в игре или воссоздается в процессе театрального действия Коммуникация же, в свою очередь, является объектом социологического анализа с точки зрения тех сигналов, которые посылаются участникам игры, с учетом обстоятельств формирования сигналов, их восприятия.

Театрализованная игра при таком рассмотрении может рассматриваться как фрейм, определяющий некоторое социальное соглашение, состоящее из взаимных ожиданий, организовывающих наш опыт и поведение относительно определенного типа ситуации. Общее понимание этого соглашения предполагает достаточно стабильный характер самой ситуации игры при серьезных изменениях в ее контексте в том смысле, что обязательно выполняются следующие условия существования самого фрейма. Во-первых «граница» фрейма эффективно определена центром внимания всех участников игры, поддержанных метакоммуникационными командами, подаваемыми участникам. В процессе игры происходит перенос фокуса внимания с одного объекта на другой. Достаточно четко определены пространственные и временные пределы начала и конца ситуации, которая соответствует нашему пониманию фрейма. Во-вторых, все участники должны определенным образом интерпретировать происходящее и планировать свои дальнейшие действия. И, в–третьих, они должны действовать в соответствии с теми ролями, которые им отведены. При этом фрейм театрализованной игры ограничивает возможные варианты таких действий.

Подводя итог нашего анализа можно сделать следующие выводы. Театрализованная игра является эффективным и широко распространенным на практике методом работы с определенными категориями клиентов социальной работы. Особенно эффективны они в отношении детей. Теоретический анализ театрализованной игры позволяет выделить различные направления исследования театрализованной игры как по используемым при этом приемам, технологиям так и по вопросам более высокого порядка, поднимающим обсуждение на уровень выработки стратегий социализации, соответствия получаемых результатов ценностям и нормам нашего общества. Использование теоретических моделей, в частности теоретической концепции фрейма, предложенного И. Гофманом при анализе театрализованной игры, позволяет учитывать различные аспекты театрализованной игры не только как терапевтического ли реабилитационного инструмента, но и как матрицы воспроизводства социальных отношений. Такая постановка вопроса дает возможность выделять сущностные характеристики объекта исследования, определяющего задачи, функции, игры, характеристики ее участников. При этом в руках у исследователя есть и дополнительные исследовательские инструменты, которые направлены на анализ коммуникационной модели игры, и, более того, на раскрытие структуры с точки зрения метауровня всего процесса, имея в виду метакоммуникацию и металингвистические характеристики сообщений.


Литература:

  1. См. напр. Кайуа Р. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры.– М.: ОГИ, 2007. – 304с.

  2. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24

  3. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с

  4. http://www.vospitanie-detey.ru/harakteristika-teatralizovannyih-igr/teatralizovannyie-igryi-chto-takoe-dlya-chego-nuzhnyi-klassifika.html Театрализованные игры: что такое, для чего нужны, классификация Дата обращения к ресурсу:25.04.2010

  5. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с. (Серия «Вместе с детьми»).

  6. Коретникова И.В. Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac18.htm Дата обращения к ресурсу: 18.05.2010

  7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп. - М.: Школьная Пресса, 2000, С.56-58

  8. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. –С.118

  9. «Театрализованные игры. Значения их в коррекционном обучении детей с задержкой психического развития» // «Дошкольное воспитание». Выпуск 4, 2001, С 48.

  10. Вахштайн В.С. Памяти Ирвина Гофмана // Мониторинг общественного мнения. № 3 (83), 2007, с.140-151

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle