Библиографическое описание:

Ипполитова Е. А. Образ семьи в представлениях молодых и зрелых мужчин и женщин в условиях интенсивных социальных изменений // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 70-74.

В современных условиях интенсивных социальных изменений для отдельного человека «внешнее ускорение превращается во внутреннее», заставляя его все чаще перестраивать свои представления о реальности с тем, чтобы мысленный образ «успевал» за усиливающейся динамикой реального социального мира [4]. В ситуации разрушения традиционных представлений о полоролевых моделях поведения человека, большое значение приобретает изучение образа семьи в представлениях современных россиян, выступающего ориентиром для самореализации в данной социальной сфере [3].

В психологической науке методологически образ является одной из центральных категорий, объясняющей и описывающей внутреннюю психическую реальность. С середины XX века начинается широкое теоретико-практическое исследование образа. К разработке данной проблематики в той или иной степени обращаются практически все видные отечественные ученые-психологи: Ф.Е. Василюк, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Петровский, Б.Г. Ананьев, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, С.Д. Смирнов и др. [1].

В теоретико-методологическом контексте категория образа в работах отечественных авторов рассматривается в рамках теории отражения. Образ, с одной стороны, позволяет увидеть специфику процесса отражения на различных уровнях психической организации человека. С другой позиции изучения образ, помещенный в пространство сознания, - это интегральный продукт взаимодействия человека с реальным миром, раскрывающий основные функции психики, ее активное деятельностное начало. Исследованию интегрального образа реальности посвящены работы целого ряда психологов (В.А. Барабанщиков, А.А. Гостев, А.Н. Леонтьев, С.Д.Смирнов и др.) [1, 2].

С.Л. Рубинштейн пишет, что образ вообще, безотносительно к предмету, отображением которого он является, не существует. По его мнению, под образом следует понимать не всякое чувственное впечатление, а лишь такое в котором явления, их свойства и отношения выступают перед субъектом как предметы или объекты познания [2].

В работах А.Н. Леонтьева была выдвинута гипотеза об образе как многомерном психологическом образовании. Его формирование – это сложный, развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение становится все более адекватным отражаемому предмету. Являясь отражением предметов (явлений) объективной, то есть существующей вне, и независимо от сознания человека действительности, образ вместе с тем субъективен. В самом широком смысле слова субъективность образа означает его принадлежность субъекту. Отражение человеком окружающего мира осуществляется с той специфической, обусловленной особенностями его жизнедеятельности (индивидуально-неповторимой) позиции, которую он в этом мире занимает.

А.В. Петровский под образом понимает субъективную картину мира или его фрагментов, включающего самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. В свою очередь образ мира более сложная категория – целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности [2].

Сторонники социальной психологии уделяли большое внимание изучению социальной перцепции и социального познания: С. Московиси, Г.М. Андреева, Н.Н. Обозова. Прикладные исследования социальных образов проводили: И.Г. Дубов, С.Р. Пантелеев, А.Н. Крылов, А.Ю. Панасюк и др. [1]. Можно сделать вывод о том, что социальные представления являются основой представлений о различных объектах социальной действительности. На этой базе строятся представления о мире в целом (образ мира) и представления об образе личности в частности, которые отражают личностные особенности каждого индивида.

Социальный образ – результат социального восприятия и продукт познания социального мира. Особенности воспринимающего зависят от его субъективных и объективных характеристик. Они влияют на глубину, всесторонность и скорость познания другого человека. Н.Т. Волкова относит к ним пол, возраст, национальность, социальный интеллект, психические состояния, состояние здоровья, установки, опыт общения, профессиональные и личностные особенности.

Многие авторы признают, что образ зависит от ряда факторов, он динамичен, его атрибуты преобразуются, видоизменяются, поэтому образ требует постоянной поддержки и коррекции. Важной особенностью образа является активность, то есть он способен действовать на сознание, эмоции, отдельных людей и целых групп [2].

Таким образом, прослеживается актуальность проблематики образов в психологии, по которой производится достаточно много исследований, в том числе направленных на выявление специфики их содержания, обусловленной принадлежностью к определенной возрастной группе, поколению.

В ХХ веке заметно обострилась проблема взаимоотношений между поколениями. Семья является первым и наиболее индивидуальным уровнем отношений между ними. В настоящее время семья претерпевает демографические, культурные, социально экономические изменения, которые отражаются на внутрисемейных связях и отношениях представителей различных поколений одной семьи.

Межпоколенная связь – это сложный и неоднозначный феномен. Сильная связь или зависимость друг от друга представителей разных поколений может делать их более жизнестойкими и, наоборот, уязвимыми, беспомощными, неспособными противостоять стрессу; может как усиливать, так и ослаблять индивидуальную систему ресурсов человека. С одной стороны, связь между поколениями необходима для нормального функционирования и развития общества, так как является важным социально-психологическим фактором его интеграции. С другой стороны, прогрессивное развитие общества невозможно без отказа или замены «старого» на «новое». Нередко необходимое «новое» (не имеет принципиального значения, в какой сфере) настолько существенно отличается от «прежнего», что происходит резкий разрыв между поколениями, что может привести к кризисным явлениям, как, например, это происходит в современной российской семье, в которой проблема «отцов и детей» приобретает особую остроту [5].

Здесь в противопоставление юности выступает именно взрослый, социально зрелый человек. Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание собственной жизни перед самим собой и перед другими людьми. В период средней взрослости происходит избавления от неоправданного максимализма, характерного для молодости, формируется взвешенность и многогранность подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам собственной семейной жизни. Скопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности в восприятии новейших идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошедший опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, ригидности.

Таким образом, опираясь на результаты анализа литературы по проблемам межпоколенного взаимодействия в семье, можно заключить, что образы семьи, отражающие понимания различных аспектов семейной жизни, могут существенно определять его стиль, интенсивность передачи, конфликтность. В этой связи было предпринято эмпирическое исследование, направленное на выявление специфики содержания образов семьи людей молодого и зрелого возраста.

В исследовании использовался комплекс методов: изучение и анализ научно-теоретических источников по проблеме, экспертный опрос, семантический дифференциал Ч. Осгуда, методы статистического анализа данных (расчет средних значений, непараметрический T-критерий Уилкоксона, критерий Манна-Уитни, критерий Колмогорова-Смирнова, t-критерий Стьюдента, факторный анализ), с применением компьютерного пакета программ SPSS 17.0. В качестве респондентов выступили мужчины и женщины в возрасте 18-25 лет (30 человек), являющиеся студентами ВУЗов г. Барнаула (АлтГУ, АлтГТУ), не женатые и проживающие в полной родительской семье, а так же состоящие в браке родители этих студентов – работающие люди 40-55 лет (30 человек).

В результате применения метода семантического дифференциала выявлены представления об идеальной семье, характерные для разных поколений. Установлено отсутствие значимых различий в содержании данных представлений у 18-25 летних юношей и девушек и людей среднего возраста. Так, и те и другие в равной степени представляют идеальную семью, прежде всего, как счастливую, стабильную, гармоничную, поддерживающую, комфортную, в большей степени ориентированную на сохранение традиций, относительно демократичную и открытую. В то же время идеальная семья и молодым и зрелым людям представляется романтичной, необычной, интересной. Акцент делается на сохранении здоровья ее членов: спортивная, сексуально удовлетворяющая супругов. Следовательно, можно заключить, что, согласно полученным данным, представления об идеале, на который респонденты ориентируются в своей семейной жизни, схожи. Это указывается на сохранение определенных традиций у представителей разных поколений, выросших в одной большой семье. Вместе с тем, интерес представляют данные, согласно которым молодежь, современные юноши и девушки, в достаточной мере поддерживают представления о семье как о патриархальной и многодетной, что соответствует исторически сложившимся установкам.

В свою очередь анализ результатов исследования с применением методов статистического анализа (критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента) позволил установить наличие значимых различий в содержании представлений о реальной семье, характерных для людей разных возрастов.

Выявлено, что юношам и девушкам в возрасте 18-25 лет реальная семья представляется менее традиционной (р=0,011), менее закрытой (р=0,13), более интересной (р=0,14), более веселой (р=0,17), более счастливой (р=0,022), в большей степени поддерживающей ее членов (р=0,022), более стабильной и гармоничной (р=0,023), более демократичной (р=0,025) и в целом более привлекательной (р=0,028) и комфортной (р=0,043). Следовательно, можно заключить о более оптимистичных представлениях о реальной семье у юношей и девушек. Это может объясняться как некоторой идеализацией различных сторон жизни, в том числе семейной, характерной для возраста поздней юности, а так же отсутствием опыта проживания в собственной семье, в которой могут быть трудности не только детско-родительских, но и супружеских отношений. В то же время в зрелом возрасте человеку свойственны более реальные, трезвые оценки своих достижений. Кроме того, может иметь место кризис зрелого возраста, который связан с осознанием расхождения между целями, поставленными в молодости и действительностью. На данном возрастном этапе происходит переоценка ценностей, при которой нередко возникает чувство общей неудовлетворенности жизнью, что так же может способствовать некоторому пессимизму по поводу жизни в реальной семье.

Для большей четкости различения интегральных образов семьи между поколениями обратимся к результатам факторного анализа.

В ходе проведения факторного анализа содержания образа идеальной семье в группе молодого возраста выявлено 7 главных компонент, суммарно объясняющих 76% дисперсии.

Первый фактор, объясняющий 16% дисперсии, включает шкалы: «веселая» (р=0,533), «легкая» (р=0,566), «счастливая» (р=0,602), «поддерживающая» (р=0,818), «любящая» (р=0,791), «комфортная» (р=0,537), «спортивная» (р=0,553), «образованная» (р=0,662), «нерелигиозная» (р=0,658). Его можно условно обозначить как «поддерживающая идеальная семья». Второй фактор, объясняющий 13% дисперсии: «стабильная» (р=0,633), «обеспеченная» (р=0,785), «мирная» (р=0,863), «привлекательная» (р=0,843), его обозначим как «устойчивая семья» (13%). Третий фактор: «спокойная» (р=0,634), «оптимистичная» (р=0,607), «гармоничная» (0,655), «романтичная» (р=0,838), «многодетная» (р=0,740), он обозначается как «созидающая» (12%). Четвертый фактор: «интересная» (р=0,565), «единая» (р=0,627), «сексуально удовлетворяющая» (р=0,770), «творческая» (р=0,742), как «креативная» (10%). Пятый фактор: «разнообразная» (р=0,671), «интересная» (р=0,589), «насыщенная» (р=0,831), обозначим его как «динамичная семья» (9%). Шестой фактор: «необычная» (р=0,740), «закрытая» (р=0,876), «бурная» (р=0,816) – «обособленная семья» (8%). Седьмой фактор: «демократичная» (р=0,816) – (6%).

Исходя из обозначенных факторов, можно характеризовать идеальную семью в представлениях юношей и девушек, как эмоционально и экономически устойчивую и комфортную, направленную на творчество и созидание, обособленную и демократичную.

Факторный анализ данных, отражающих содержание образа реальной семьи в молодом возрасте, показал в своей основе 8 факторов.

Первый фактор – «продуктивная реальная семья»: «разнообразная» (а=0,666), «интересная» (а=0,792), «единая» (а=0,514), «насыщенная» (а=0,557), «поддерживающая» (а=0,756), «любящая» (а=0,628), «комфортная» (а=0,622), «образованная» (а=0,811), «привлекательная» (а=0,648), «творческая» (а=0,746). Второй фактор - «позитивная семья»: «спокойная» (а=0,688), «оптимистичная» (а=0,743), «стабильная» (а=0,583), «насыщенная» (а=0,515), «обеспеченная» (а=0,834), «спортивная» (а=0,596), «патриархальная» (а=0,773), «многодетная» (а=0,763). Третий фактор – «комфортная семья»: «веселая» (а=0,509), «легкая» (а=0,905), «счастливая» (а=0,661), «гармоничная» (а=0,813), «комфортная» (а=0,558). Четвертый фактор – «требовательная семья»: «закрытая» (а=0,847), «мирная» (а=0,533). Пятый фактор – «драматичная»: «романтичная» (а=0,761), «нерелигиозная» (а=0,616), «бурная» (а=0,751). Шестой фактор – «экстремальная»: «необычная» (а=0,872), «спортивная» (а=0,520). Седьмой фактор – «привязанность в семье»: «единая» (а=0,577), «сексуально удовлетворяющая» (а=0,685). Восьмой фактор – «демократичная» (а=0,946).

Исходя из обозначенных факторов, можно характеризовать реальную семью в представлениях людей молодого возраста, как демократичную, активную и прогностическую, в плане озабоченности своим будущим. В то же время важными элементами образа реальной семьи являются эмоциональный комфорт и приятое времяпрепровождение, максимально насыщенное и разнообразное.

Из чего следует, что в сравнении с образом идеальной семьи, носящим более абстрактный характер всестороннего благополучия, образ реальной семье у молодых людей несколько четче определен и более осмыслен. Это можно объяснить тем, что в то время как идеал остается в категории мечты и фантазий, образ реальной семьи связан с планами на будущее, которые хочется осуществить.

В результате сравнения образов реальной и идеальной семье в зрелом возрасте, по результатам факторного анализа было выявлено следующее:

В основе образа идеальной семье в зрелом возрасте лежат 7 факторов, объясняющих 71% общей дисперсии. Первый фактор (18% дисперсии) – «насыщенная» (а=0,840), «поддерживающая» (а=0,763), «любящая» (а=0,770), «обеспеченная» (а=0,654), «образованная» (а=0,634), «интересная» (а=0,577), «сексуально удовлетворяющая» (а=0,513). Обозначим его «любящая семья». Второй фактор (10%) – «оптимистичная семья»: «легкая» (а=0,845), «спокойная» (а=0,763), «оптимистичная» (а=0,770), «сексуально удовлетворяющая» (а=0,524). Третий фактор: (10%) – «сплоченная семья»: «единая» (а=0,840), «поддерживающая» (а=0,823), «патриархальная» (а=0,770), «привлекательная» (а=0,559). Четвертый фактор: (9%) – «крепкая семья» «закрытая» (а=0,744), «многодетная» (а=0,727), «спортивная» (а=0,701), «необычная». Пятый фактор: (8%) – «религиозная семья»: «реалистичная» (а=0,760), «религиозная» (а=0,733). Шестой фактор: (7%) – «креативная семья»: «творческая» (а=0,788), «демократичная» (а=0,689). Седьмой фактор: (6%) – «счастливая идеальная семья»: «счастливая» (а=0,819), «веселая» (а=0,662).

Интерпретируя полученные факторы, описанные выше, можно заключить, что образ идеальной семьи в зрелом возрасте содержит такие ведущие характеристики как любящая, оптимистичная, сплоченная, крепкая, религиозная, креативаня, счастливая. Необходимо отметить, что в этой возрастной группе по сравнению с поздней юностью, образ идеальной семьи носит более практико-ориентированный характер, хотя в целом эти образы очень схожи как отмечалось ранее.

В содержании образа реальной семье в зрелом возрасте факторный анализ позволили выявить шесть компонент, объясняющих суммарно 74% общей дисперсии.

Первый фактор: (19%) – «динамичная реальная семья»: «необычная» (а=0,819), «веселая» (а=0,746), «интересная» (а=0,679), «гармоничная» (а=0,676), «оптимистичная» (а=0,611), «обеспеченная» (а=0,588), «разнообразная» (а=0,513). Второй фактор: (15%) – «надежная семья» «единая» (а=0,862), «закрытая» (а=0,707), «патриархальная» (а=0,674), «насыщенная» (а=0,585), «спокойная» (а=0,578), «стабильная» (а=0,577), «творческая» (а=0,522). Третий фактор: (10%) – «заботливая семья»: «поддерживающая» (а=0,856), «любящая» (а=0,748), «комфортная» (а=0,567). Четвертый фактор: (10%) – «страстная семья»: «бурная» (а=0,855), «романтичная» (а=0,814). Пятый фактор: (10%) – «демократичная семья»: «демократичная» (а=0,798), «многодетная» (а=0,689), «привлекательная» (а=0,686). Шестой фактор: (7%) – «здоровая семья»: «спортивная» (а=-0,881), «сексуально удовлетворяющая» (а=0,648).

Полученные данные отражают образ реальной семьи в представлениях людей зрелого возраста, которая динамично развивается, является точкой опоры в их жизни, что отражают такие характеристики как надежная и заботливая. Кроме того, эта семья демократичная и страстная.

Итак, опираясь на результаты проведенного исследования можно заключить, что образ семьи приобретает большое значение в контексте проблемы взаимодействия людей молодого и зрелого возраста. Согласно полученным данным, представления об идеальной семье, в которой хотелось бы жить людям как молодого, так и зрелого возраста, в целом совпадают и строятся на основе соблюдения традиций и норм, однако в зрелости отличаются большим акцентом на практичности и комфортности семьи. Особенности в содержании образов реальной семьи отражают значимость таких характеристик как счастливая, надежная, демократичная как для молодых, так и для зрелых людей. Однако в средней взрослости образ реальной семьи становится менее позитивным, значительно отличающимся от образа реальной семьи, которая характеризуется страстностью и динамичностью. В свою очередь для молодежи важными элементами образа реальной семьи являются эмоциональный комфорт и разнообразное времяпрепровождение. Полученные результаты отражают, с одной стороны, мотивированность молодежи и людей зрелого возраста на создание и сохранение в целом традиционной семьи, с другой – идеализацию семьи в молодом возрасте и понимание ее изменчивости в зрелости.

Статья подготовлена при поддержке гранта Президента Российской Федерации (МК-4817.2011.6)

Литература:
  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288 с.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 450 с.

  3. Андреева Т.В. Психология современной семьи .- СПб.: Речь, 2005.- 436 с.

  4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: учеб. пособие для высших учеб заведений. – М.: «Академия», 2009. – 304 с.

  5. Жукова С.А. Культура межпоколенных взаимоотношений // Культура, власть, идентичность: новые подходы в социальных науках /Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. – Саратов: Издательско-коммерческое предприятие «Волжский сад», 1999. – С.313-317.

Основные термины: реальной семьи, образа реальной семьи, Шестой фактор, Третий фактор, Второй фактор, зрелого возраста, реальной семье, идеальной семье, образ реальной семьи, зрелом возрасте, образа идеальной семье, образ идеальной семьи, элементами образа реальной, семейной жизни, важными элементами образа, Имплицитные теории семьи, людей зрелого возраста, образ реальной семье, людей молодого, образа реальной семье

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle