Библиографическое описание:

Чомаева М. М. Открытое образование, как сфера услуг перспективы развития // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.1. — С. 175-177.

На протяжении всей истории человечества роль и место образования в жизни людей исключительны и уникальны. На сегодняшний день образование является, пожалуй, тем самым инструментом, через который осуществляется передача и воплощение базовых нравственных и интеллектуальных ценностей, осуществляется ориентация молодежи на основные цели развития российского общества. В недавнем прошлом в нашей стране произошли коренные изменения в идеологии, в сфере социальных представлений, которые не лучшим образом сказались на жизни людей. На мой взгляд, именно образование является той опорной точкой, которая поддержит процесс передачи социального опыта, поможет определить новые ориентиры развития общества.

Образование - сфера социальных услуг, имеющая исключительное значение и для отдельного человека, и для общества. Необходимо отметить, что услуги социально-культурной сферы ориентированы на обслуживание конкретного человека, а результатом их воздействия являются изменения социального характера, которые проявляются в повышении уровня жизни и культуры всего населения. Социальные услуги имеют такую специфику, что экономические отношения в этой сфере в определенной степени ограниченны.

Важнейшим социальным правом человека является право на получение образования. Именно этот пункт является основой равенства возможностей граждан в условиях рынка. Реализация этого права предопределяет снижение социально-экономического неравенства и влечет за собой необходимость государственного регулирования системы образования.

Известно, что «производитель» и «покупатель» – это основные звенья в рыночной сфере. Но здесь же может присутствовать и промежуточное звено – посредник-продавец. Естественно, что рыночные отношения будут более динамичными и цивилизованными, если промежуточное звено будет минимальным. Становление рыночных отношений в нашей стране характеризовалось тем, что государственная монополия сохранялась почти во всех социальных сферах, в том числе и в образовании при значительном сокращении государственного финансирования. Новая экономика явила на свет и новый рыночный образовательный сектор. В России начало ему было положено законом РФ «Об образовании». На сегодняшний день этот образовательный сектор динамично растет и развивается. Развитие сектора негосударственных образовательных услуг позволяет профинансировать приоритетные для государства направления в системе образования.

В условиях рынка можно представить любое образовательное учреждение как некое предприятие, тогда образовательный процесс будет рассматриваться как производственный, при этом мы выпускаем уникальную социально-экономическую продукцию – образовательных услуги. Полученные учащимися образование, знания, умения и навыки могут рассматриваться как средства производства, с помощью которых их обладатель в будущем будет способен обеспечить себе достойный уровень жизни. Продолжая наши рассуждения, можно провести аналогию между учащимся и продукцией, находящейся на стадии производства, между выпускником и конечной продукцией.

Образовательный процесс, как и производственный, основывается на использовании каких-то материалов, рабочей силы, энергии, технических средств, значит он требует определенных затрат, поэтому образовательная услуга обладает стоимостью. А поскольку образовательный продукт удовлетворяет потребности не только одного человека, а совокупности людей, значит можно говорить о потребительской стоимости. При этом образовательный товар обладает такой спецификой, что последствия от потребления образовательных услуг положительно сказываются и на потребителе услуги, и на государственной экономике в целом.

Образовательный продукт – это товар, который имеет еще и первостепенную общественную значимость. Поэтому данная специфическая черта образовательной услуги требует государственного регулирования образовательной сферы.

Министерство образования и науки Российской Федерации устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, которые поддерживают различные формы образования и самообразования; предпринимает меры по сохранению гарантий на бесплатное образование. Но вместе с тем создается и расширяется рынок платных образовательных услуг.

Стоит отметить, что в экономическом образовательном пространстве сохраняются все основные фонды образовательных учреждений, финансирование ведется и за счет государства, и за счет привлечения дополнительных источников, постепенно осуществляется переход на многоканальную модель финансирования.

Основным достижением современной России является тот факт, что человек может выбирать какого рода образовательные услуги и чьи ему предпочесть. Другое дело - качество этих услуг. Но об этом позже.

По данным Министерства Образования РФ на ноябрь 2007, в стране неуклонно растет количество ВУЗов. За период с 1990 года по 2005 год их количество выросло с 514 до 1 068. Причем в большей степени растет число негосударственных ВУЗов, которых в 1990 году по стране не насчитывалось ни одного, а к 2005 году было зарегистрировано уже 413 коммерческих высших учебных заведения. [1]

Соответственно, выросло и число студентов, в 1990 году на 1 курс было принято около 584 000 человек, а в 2005 году количество первокурсников выросло уже до 1 640 000 человек. Закончили же обучение в 1990 году 401 000 человек, а в 2005-м уже 1 151 000 человек. [1]

Фонд «Общественное мнение» провел опрос россиян в 2003 году, в результате которого стало ясно, что 88% граждан России признают важность высшего образования в нынешних условиях. Среди москвичей этого же мнения придерживаются 92% респондентов. К тому же две трети российских семей рассматривают высшее профессиональное образование как абсолютную ценность. [1]

Аналитическая служба ВЦИОМ утверждает, что в последние годы особенно сильно возрос интерес россиян к высшему образованию. Причем необходимость его наличия признают не только взрослые люди, но и школьники со студентами. Мало того, интерес ко второму высшему также возрос за последние несколько лет. Данные за 2001 год:

- 13% учащихся ПТУ считают, что обучение не в одном, а в двух ВУЗах дает человеку наилучшие возможности

- 44% студентов высших учебных заведений придерживаются такой же точки зрения.

- 14% студентов считают важным дальнейшее обучение в аспирантуре. [1]

По данным всероссийского опроса, проведенного летом 2003 года Аналитической службой ВЦИОМ, среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет:

- 20% респондентов нацелены на получение второго высшего образования

- 6% получают его в настоящий момент. [1]

Среди людей с высоким уровнем дохода доля лиц, имеющих или собирающихся получить второе высшее образование, существенно больше.

По данным того же опроса 33% выпускников российских ВУЗов работают по другой специальности, чем полученное ими образование. Таким образом, почти 1/3 бюджетных расходов на высшее профессиональное образование была использована неэффективно. [1]

По подсчетам специалистов, к потерям государства из-за дисбаланса между профессиональной подготовкой и трудоустройством выпускников ВУЗов стоит относить 50% от 1/3 расходов бюджета на высшее профессиональное образование.

- 2001 г. - 5,5 млрд. руб.

- 2002 г. - 8 млрд. руб.

- 2003 г. - 9,5 млрд. руб. [1]

Не правда ли эти цифры заставляют задуматься о многом? Очень важен тот факт, что такое несоответствие работы полученному образованию наиболее характерно для молодежи.

- 81% респондентов, заявивших о несоответствии, - это лица от 18 до 39 лет.

- 46% респондентов – юноши и девушки от 18 до 24 лет.

Такие данные означают, что без кардинальных изменений в сфере образования, в ближайшем будущем доля потерь бюджетных средств, выделяемых на финансирование высшего образования, может существенно возрасти. [1]

Еще более катастрофически обстоят дела с качеством образования. В ноябре 2007 года в Нью-Йорке (США) был представлен очередной 6-й доклад ЮНЕСКО, посвященный обзору ситуации с качеством образования в мире. В докладе подробно проанализированы достижения и провалы в области образования 129 стран мира. В 2000-м году в Дакаре перед этими странами были поставлены определенные цели, направленные на улучшение качества образования. В результате, авторы доклада составили рейтинг стран с самыми лучшими показателями по обеспечению доступа к образованию и его качеству:

1-е место: Норвегия

2-е место: Великобритания

3-е место: Словения

4-е место: Швеция

5-е место: Республика Корея

6-е место: Италия. [1]

Докладом также отмечены успехи стран Северной Америки, Европы, бывшие страны СССР, кроме Молдовы, Аргентина, Бруней-Даруссалам, Бахрейн, Мексика и Республика Корея. По отдельным же показателям страны СНГ еще далеки от успеха. Примеры тому Россия, Украина и Турция, в которых находится самое большое в мире количество детей младшего школьного возраста, не посещающих школу – почти по 300 000 человек в каждой. [1]

Мировой рейтинг ВУЗов (2005 год)

1-е место: Гарвардский университет

2-е место: Стэнфордский университет

3-е место: университет Калтех

4-е место: университет Беркли

5-е место: Кембриджский университет

6-е место: Массачусетский технологический университет

7-е место: Принстонский университет

8-е место: Йельский университет

9-е место: Оксфордский университет

10-е место: Колумбийский университет.

Российские университеты представлены в рейтинге Московским Государственным Университетом имени М.В. Ломоносова (112-е место) и Санкт-Петербургским Университетом (422-е место). [1]

Согласно данным российских социологов Россия занимает 27-е место в мире по качеству образования. Что примечательно, еще в 1992 году мы занимали 3-е место в том же самом рейтинге. [1]

Исходя из приведенных выше цифр, можно с определенной степенью достоверности представить положение российского образования как внутри страны, так и на мировой арене. При этом выстраивается не очень лицеприятная картина. Вообще говоря, получается, что треть всех средств, которые выделяются государством на образование, оказываются выброшенными на ветер, так как 33% выпускников российских ВУЗов работают по другой специальности, чем полученное ими образование. Выправить ситуацию, на мой взгляд, может система «открытого» образования, в том числе дистанционное обучение. Конечно это не панацея от всех бед, но тем не менее.

Не секрет (и об этом говорят статистические данные), что мы, несмотря на значительные реформы в этой области существенно отстаем от мировой образовательной системы. А главным ее достоинством является возможность получения нужного уровня образования в свободном временном режиме за счет накопления баллов по дисциплинам. Такая форма обучения называется «открытым » образованием. Данная система имеет ряд достоинств. Во-первых, есть возможность получения нескольких специальностей по разным формам обучения; во-вторых, освоить в выбранном вузе интересующие вас дисциплины в удобной для обучаемого форме; в – третьих есть возможность освоить программу по частям в различных формах в нескольких вузах с получением документа о высшем профессиональном образовании или о дополнительном образовании.

Следовательно, «открытое » образование может распространяться на любой уровень, любой этап, любую форму образования. Оно позволяет осуществить получение непрерывного образования, или «образования на протяжении всей профессиональной карьеры». Система открытого образования дает возможность освоения новой профессиональной специализации, переквалификации, повышения квалификации, удовлетворения потребности личности в получении новых знаний, несвязанных с профессией.

Таким образом, использование этой системы обучения является вполне перспективным. Россия сделала в этом направлении первые шаги. Открытое образование приходит на помощь в случае смены места жительства (можно продолжать обучение в том же вузе где начинался образовательный процесс); в том случае если человек работает, и хочет продолжать обучение; при определенных семейных обстоятельствах; если есть желание осваивать определенную дисциплину в свободном временном режиме.

Подводя итог, можно сказать, что «открытое» образование является весьма перспективным направлением, так как оно выгодно с экономической точки зрения. Опираясь на зарубежный опыт, при должном уровне методологической базы, я думаю, что именно это направление в образовании способно как-то выправить существующее положение вещей.


Литература:
  1. Борисова Н.Б. Российское образование в системе рыночных отношений// Труды российских ученых. – 2008. - №3

  2. Гордус О.И.Обучающая система Ассемблер 2008г// ДонНТУ , IV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, "Компьютерный мониторинг и информационные технологии" (КМИТ-2008)

  3. Лазарева М.А. От экономики – к мотивации// Первое сентября. - 2006. - №11

  4. Ланина О.И. К вопросу о рыночных отношениях в системе подготовки специалистов высшей квалификации// Экономика образования. - 2001. - № 1

  5. Могильчак Е.Л. Высшее образование и рыночные отношения: социологический аспект взаимодействия// Известия УРГУ. Общественные науки. – 2009. – №1/2

  6. Соболева И., Ломоносова С. Рыночные и нерыночные механизмы регулирования образования// Проблемы теории и практики управления. – 2005. - №6

  7. http://statistika.ru/obraz/2007/12/08/obraz_9809

  8. http://demoscope.ru/weekly/2005/0189/analit02.php

  9. http://revolution.allbest.ru/management/00037333_0

  10. http://www.russia.edu.ru/news/5093/

  11. http://ria.ru/society/20070320/62338377.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle