Современное состояние информационно-аналитического обеспечения внешнеторговой политики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (34) ноябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 359 раз

Библиографическое описание:

Турланова, И. М. Современное состояние информационно-аналитического обеспечения внешнеторговой политики / И. М. Турланова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 11 (34). — Т. 1. — С. 164-167. — URL: https://moluch.ru/archive/34/3911/ (дата обращения: 25.04.2024).

В условиях глобализации мировой экономики, продолжающейся либерализации внешнеэкономических связей и размывания границ между рынками товаров и услуг внешняя торговля является локомотивом развития экономики любой страны. Она играет существенную роль в формировании валового внутреннего продукта (ВВП), валового внутреннего спроса, экономического потенциала страны и уровня доходов населения.

Не является исключением и Российская Федерация. В условиях функционирования Таможенного союза рост ее внешнеторгового оборота и расширение внешнеторговых связей являются одним из наиболее значимых факторов социально-экономического развития страны. Так, например, по данным Росстата, вклад прироста физического объема экспорта составлял 2,3 процентных пункта из 6,0% ежегодного прироста ВВП в 2001 – 2005 годах, 1,6 процентных пункта из 7,7% – в 2006 – 2007 годах. Вместе с тем сам по себе рост внешнеторгового оборота и даже его положительное сальдо не всегда свидетельствуют об эффективности экономики государства.

В Российской Федерации этот рост обеспечивается, с одной стороны, за счет экспорта углеводородов и других сырьевых товаров, с другой – импортом практически всех товаров, необходимых для обеспечения жизни и деятельности населения страны. Тем самым экономика государства ставится в жесткую зависимость от конъюнктуры мировых сырьевых рынков. Это существенно снижает уровень экономической безопасности государства.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости формирования рациональной внешнеторговой политики. Качество внешнеторговой политики в значительной степени определяется ее информационно-аналитическим обеспечением. Вместе с тем, как показывает практика, существующий уровень информационно-аналитического обеспечения не позволяет в полной мере формировать эффективную внешнеторговую политику. Так, например, несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в последние годы, ситуация во внешнеторговой сфере по-прежнему далека от благополучной. Об этом, в частности, свидетельствует приведенная на рис. 1 и 2 товарная структура экспорта и импорта в 2010 году.

Рис. 1. Товарная структура импорта Российской Федерации в 2010 году


Рис. 2 Товарная структура Российской Федерации экспорта в 2010 году

Таким образом, в целом имеет место проблема информационно-аналитического обеспечения формирования внешнеторговой политики Российской Федерации.

В условиях Таможенного союза и создания Единого экономического пространства государств – членов Союза проблема информационно-аналитического обеспечения формирования рациональной внешнеторговой политики еще более обостряется. Это обусловлено необходимостью согласования интересов государств Союза при определении приоритетов внешнеторговой деятельности и установлении механизмов их реализации. Следовательно, в настоящее время имеет место обостряющееся противоречие между требуемым и существующим уровнями информационно-аналитического обеспечения формирования внешнеторговой политики Российской Федерации.

Основным источником информации для обеспечения формирования внешнеторговой политики являются данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации. Ее ведение – одна из приоритетных функций таможенных органов. Таможенная статистика внешней торговли всегда была призвана обеспечивать полный и достоверный учет экспортируемых и импортируемых товаров, прежде всего, в целях:

разработки и принятия решений в области внешнеторговой политики;

составления платежного баланса и системы национальных счетов;

прогнозирования макроэкономических показателей государства.

В условиях функционирования Таможенного союза внешнеторговая статистика приобретает особую роль. Являясь источником информации для принятия решений на разных уровнях управления, она обеспечивает информационно-аналитическими материалами соответствующие федеральные органы всех государств-членов Таможенного союза, участвующие в формировании экономической и, в частности, внешнеторговой политики.

В интересах их информационно-аналитического обеспечения таможенная статистика формирует данные о детализированном экспорте и импорте в разбивке по странам, группам стран и товарам за определенный период времени. Объемы этой информации уже в настоящее время труднообозримы и имеют тенденцию к увеличению, что обусловлено постоянным увеличением количества экспортных и импортных операций. С формированием Таможенного союза скорость увеличения объемов указанных операций резко возросла. Следовательно, в интересах формирования внешнеторговой политики возникает необходимость представления их в более информативном и удобном для использования виде. Информативность обеспечивается представлением первичных данных в виде соответствующих динамических рядов и последующей их сверткой в обобщенные показатели динамики. Необходимость в обобщенных показателях вызвана тем, что именно своевременное и комплексное исследование структуры и динамики внешней торговли на основе данных таможенной статистики способствует решению задач, связанных с:

анализом результатов применения мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;

разработкой и принятием решений в области внешнеторговой политики;

разработкой платежного баланса и системы национальных счетов;

прогнозированием макроэкономических показателей;

содействием развитию внешнеэкономической деятельности;

расширением внешнеторговых связей.

Оперативные данные о динамике и структуре внешней торговли на основе данных таможенной статистики являются не только основанием для формирования внешнеторговой политики, но и индикаторами ее эффективности. Они позволяют в процессе ее реализации вовремя корректировать направления политики с учетом сложившейся экономической обстановки.

Основной инструмент исследования динамики внешней торговли – индексы, применяемые в различных отраслях экономики, в том числе и во внешней торговле. Индексы внешней торговли, являясь характеристикой изменения количественных и стоимостных объемов внешней торговли, играют значимую роль в решении задач, связанных с макроэкономическим анализом, изучением конъюнктуры рынков, формированием политики в области внешней торговли, все большим вовлечением Российской Федерации в международную торговлю. Решение поставленных задач напрямую зависит от того, насколько индексы внешней торговли адекватно отражают реальную динамику экспорта и импорта товаров.

Совершенствование системы исчисления индексов должно опираться на соответствующий научно-методический аппарат. Основы этого аппарата заложены в трудах российских и зарубежных ученых.

В своих работах индексные числа исследовали такие ученые, как Фишер, Уолш, Эджворт, Диверт, Аллен, Е.Б. Ершов, С.Г. Струмилин, М.Г. Виноградова, В.И. Зоркальцев и другие. Однако их работы касались преимущественно вопросов становления и развития теории индексов.

Индексы внешней торговли стали объектом исследования во второй половине XX века в связи с расширением мировых экономических связей. Тогда же появились первые публикации по данному вопросу. В России исчисление и публикация индексов внешней торговли начались только в 1996 г., что обусловило более позднее появление соответствующих исследований. Наибольший практический интерес представляют научные труды В.Л. Сельцовского, Г.И. Деева, Т.А. Крутовой, Е.В. Родительской, в которых подробно рассмотрены вопросы исчисления индексов внешней торговли и возможности их использования для оценки ее эффективности.

Вместе с тем полученные к настоящему времени теоретические положения не обеспечивают необходимое совершенствование системы исчисления индексов внешней торговли. Это обусловлено следующим:

  1. Существующие индексы внешней торговли не в полной мере обеспечивают возможности их расширенного использования как для формирования внешнеторговой политики, так и для международного сопоставления расходов на внешнюю торговлю.

  2. Существующая система индексных показателей направлена на сравнение показателей в текущий момент времени с аналогичным периодом предыдущего года. Однако, наряду с этим, необходимо обеспечивать возможность последовательного сравнения показателей каждого текущего периода наблюдения с предыдущим.

  3. Исчисляемые индексы не в полной мере отражают реальную динамику цен, стоимостных и физических объемов внешней торговли.

  4. Используемая методология сбора информации, основанная на использовании стоимости единицы товара, не обеспечивает требуемую достоверность и точность индексов внешней торговли.

  5. Методология исчисления индексов не в полной мере актуализирована с учетом функционирования Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси.

Указанные недостатки существующей системы исчисления индексов внешней торговли не обеспечивают формирование рациональной внешнеторговой политики, что, в конечном счете, ведет к существенным экономическим потерям Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): внешняя торговля, внешнеторговая политика, Российская Федерация, Таможенный союз, полная мера, таможенная статистика, информационно-аналитическое обеспечение, информационно-аналитическое обеспечение формирования, рациональная внешнеторговая политика, внешнеторговый оборот.


Похожие статьи

Экономико-статистический анализ внешнеторгового оборота...

внешняя торговля, внешнеторговый оборот, товар, взаимная торговля, таможенная статистика, США, доллар США, регрессионный анализ, импорт, EAEU.

Азиатский вектор внешнеторговой политики Российской...

Современное состояние информационно-аналитического обеспечения внешнеторговой политики.

Обеспечение экономической безопасности во внешнеторговой сфере Российской Федерации.

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования...

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация, внешнеторговая деятельность, таможенный тариф, Евразийский экономический союз...

Оптимизация таможенного контроля товаров, ввозимых на...

таможенный контроль, орган, удаленный выпуск, таможенный контроль товаров, таможенная территория, таможенная граница, внешнеторговая деятельность, выпуск товаров, реальное время, внешняя торговля.

Взаимосвязь и взаимообусловленность внешнеторговой...

Современное состояние информационно-аналитического обеспечения внешнеторговой политики.

Азиатский вектор внешнеторговой политики Российской Федерации.

Таможенное регулирование импорта сельскохозяйственной...

Ключевой элемент формирования продовольственной безопасности — техническое обеспечение агропромышленного комплекса (далее АПК).

В первую очередь это касается основного инструмента внешнеторговой политикитаможенно-тарифного регулирования...

Направления совершенствования таможенно-тарифных мер...

Направления совершенствования таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли РФ в условиях ее членства в ВТО.

В части таможенно-тарифного регулирования экспорта углеводородов, повышение эффективности внешнеторговых отношений возможно...

Сокращение издержек участников внешнеторговой деятельности...

Следовательно, обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и Российской Федерации предусматривает со стороны участников внешнеторговой деятельности заявление таможенному органу сведений свидетельствующих о соблюдении...

Торговля и внешнеэкономическое взаимодействие Италии...

Внешнеторговый оборот Новосибирской области в 2017 году составил 4,3 млрд. долларов США и по сравнению с 2016

Сибирское Таможенное Управление «Таможенная статистика внешней торговли Новосибирской области за 2017 год» (дата обращения 30.03.2018).

Похожие статьи

Экономико-статистический анализ внешнеторгового оборота...

внешняя торговля, внешнеторговый оборот, товар, взаимная торговля, таможенная статистика, США, доллар США, регрессионный анализ, импорт, EAEU.

Азиатский вектор внешнеторговой политики Российской...

Современное состояние информационно-аналитического обеспечения внешнеторговой политики.

Обеспечение экономической безопасности во внешнеторговой сфере Российской Федерации.

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования...

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация, внешнеторговая деятельность, таможенный тариф, Евразийский экономический союз...

Оптимизация таможенного контроля товаров, ввозимых на...

таможенный контроль, орган, удаленный выпуск, таможенный контроль товаров, таможенная территория, таможенная граница, внешнеторговая деятельность, выпуск товаров, реальное время, внешняя торговля.

Взаимосвязь и взаимообусловленность внешнеторговой...

Современное состояние информационно-аналитического обеспечения внешнеторговой политики.

Азиатский вектор внешнеторговой политики Российской Федерации.

Таможенное регулирование импорта сельскохозяйственной...

Ключевой элемент формирования продовольственной безопасности — техническое обеспечение агропромышленного комплекса (далее АПК).

В первую очередь это касается основного инструмента внешнеторговой политикитаможенно-тарифного регулирования...

Направления совершенствования таможенно-тарифных мер...

Направления совершенствования таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли РФ в условиях ее членства в ВТО.

В части таможенно-тарифного регулирования экспорта углеводородов, повышение эффективности внешнеторговых отношений возможно...

Сокращение издержек участников внешнеторговой деятельности...

Следовательно, обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и Российской Федерации предусматривает со стороны участников внешнеторговой деятельности заявление таможенному органу сведений свидетельствующих о соблюдении...

Торговля и внешнеэкономическое взаимодействие Италии...

Внешнеторговый оборот Новосибирской области в 2017 году составил 4,3 млрд. долларов США и по сравнению с 2016

Сибирское Таможенное Управление «Таможенная статистика внешней торговли Новосибирской области за 2017 год» (дата обращения 30.03.2018).

Задать вопрос