Библиографическое описание:

Потихенченко Т. А. Информационно-коммуникационная деятельность как инструмент антикризисного управления // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.1. — С. 151-153.

Современные условия ведения предпринимательской деятельности характеризуются различными тенденциями, предопределившими интенсификацию информационных процессов, в частности, возрастанием скорости передачи сообщений из организации во внешнюю среду и в обратном направлении, увеличением объема и скорости перерабатываемой информации потребителем и организацией, ростом объема добываемой новой информации, ускорением ее внедрения в управленческий процесс и так далее.

В области экономических коммуникаций за последние десятилетия происходят значительные качественные изменения. От компании инвесторы, потребители и широкая общественность все больше ожидают информационной прозрачности, публичного обоснования своей деятельности, информирования о происходящих изменениях в бизнесе, о планируемых либо внедренных инновациях и т.д.

В связи с вышеотмеченными тенденциями возникает необходимость разработки оптимальной модели управления информационно-коммуникационной деятельностью организации. Под информационно-коммуникационной деятельностью в организации понимается совокупность информационных сообщений, различных форм, методов и каналов передачи информации от компании к целевым группам с обязательным наличием обратной связи.

Информационная система управления как общность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов предназначена для обработки информации и принятия управленческих решений, позволяющих предугадать наступление кризиса.

Каждая организация как разновидность динамической системы действует в соответствии со своим жизненным циклом, в котором период стагнации сменяется перерождением в некую иную систему способную синтезировать информацию извне, с целью противостояния внешним угрозам безопасности функционирования и дальнейшего развития. От свойств внешней среды, от ее характеристик и возможностей реагирования на ее изменения социально-экономической системы, существенно зависят деформации, происходящие в процессе развития этих динамических систем.

В то же время, внешние воздействия, которые выводят систему из состояния равновесия, могут привести к необратимым изменениям на определенном этапе жизненного цикла. Эти необратимые изменения могут послужить причиной вхождения предприятия в кризис. Для предотвращения данного процесса существует процедура управления информационной системой организационного управления, которая предназначена для автоматизации функций управленческого персонала. Основная функция данной системы - это оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и решение других экономических и организационных задач.

В тех случаях, когда на предприятии возникла кризисная ситуация, создание специальной информационно-коммуникативной сети связей, охватывающей информационные потоки внешней и внутренней среды предприятия, становится неотъемлемой частью антикризисного управления. Ведь только обладая полной информацией возможно четкое непосредственное реагирование на возникновение кризисной ситуации, своевременное проведение стабилизационных мероприятий, включая действия по предотвращению ущерба и собственно ликвидации кризисной ситуации, а в крайних случаях хотя бы обеспечения минимально необходимой жизнедеятельности важнейших систем предприятия.

Информационную среду можно делить на внешнюю, которая включает в себя совокупность информационных каналов, потоков, сообщений за пределами организации и внутреннюю информационную среду — это вся информационная составляющая организации [1, с.202]

Если говорить об уникальности феномена информации применительно к организации и антикризисным процессам, следует понимать ее как сведения о значимых фактах (лицах, действиях, событиях), которые служат основой для принятия антикризисных решений, а также для подготовки предложений и рекомендаций по выходу из кризисной ситуации.

Информация является основой управления организацией, связующее звено всех управленческих процессов: планирования, реализации, координирования, оценки, контроля, корректировки и т.д. [2, с.32]. Кроме этого, информация является полноценным рыночным механизмом, который наряду с ценой и полезностью влияет на определение оптимального и равновесного состояния организации как экономической системы, при этом становясь одним из наиболее важных факторов в антикризисном управлении. В основном первопричиной сущностью возникновения экономического кризиса на предприятии, является разрыв между производством и потреблением. Сущность экономического кризиса проявляется в излишнем производстве товаров по сравнению с совокупным спросом, в нарушении процесса воспроизводства общественного капитала, в массовых банкротствах фирм. А благодаря интегрированной информационной системе происходит автоматизация всех функций управления организацией, и охватывают весь цикл функционирования экономического объекта: начиная от научно-исследовательских работ, проектирования, изготовления, выпуска и сбыта продукции до анализа эксплуатации изделия.

Основой для автоматизированной информационной системы выступает информационная технология, которая изменяется в соответствии с развитием и функционированием информационной системы.

Информационная технология – процесс, объединяющий в себе комплекс методов и способов сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации с помощью электронно-вычислительных машин и прочей техники с целью решения управленческих задач на предприятии.[3, с. 68]

Основной задачей автоматизированной информационной системы является получение посредством переработки первичных данных обобщенной информации, на основе которой впоследствии будут сформированы оптимальные управленческие решения.

Для информационной технологии автоматизированная информационная система выступает в роли среды, основными элементами которой являются способы и средства, используемые для преобразования данных.

Способ построения сети зависит от требований управленческого аппарата к оперативности информационного обмена и управления всеми структурными подразделениями фирмы. Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации.

Основные функции информации в организации:

• Экономическая - обеспечивает менеджеров различного уровня сведениями о многообразных экономических процессах, происходящих в организации: производстве, сбыте, стимулировании спроса и т.д.

• Управленческая - информация позволяет принимать решения управляющей подсистеме, таким образом, не допускает значительных отклонений объекта от нормального функционирования.

• Коммуникационная - поддерживается как прямая, так и обратная связь с рынком, потребителем с помощью инструментов PR, рекламы, BTL, стимулирования сбыта и т.д.

• Контролирующая и корректирующая - это функция тесно связана с функцией антикризисного управления. Отчетная информация позволяет оценить происходящие бизнес-процессы в организации на предмет их соответствия достижению поставленных целей и задач, а также в случае необходимости изменять и совершенствовать методы и формы антикризисного управления.

• Функция управления спросом - стимулирует сбыт и продажи, активизируется при использовании возможностей коммуникаций направленно воздействовать на потребителей.

• Имиджевая – информация об организации, ее деятельности, принципах ведения бизнеса, продуктах, услугах, финансовых показателях - весь этот массив информации создает определенный образ (имидж) организации как экономического субъекта в глазах потребителей и общественности. В любой организации циркулирует огромный массив информации, в связи с этим, вопрос ее классификации становится ключевым.

Безусловно, необходимо принимать все меры по предотвращению кризисной ситуации. Если же предприятие оказалось в долговой яме, необходимо предпринимать комплексные усилия по восстановлению платежеспособности, эффективно используя законодательные процедуры банкротства и методы антикризисного управления. Конкретный перечень мероприятий будет зависеть от целесообразности и возможности санации должника, масштаба кризиса и значимости данного предприятия.

Таким образом, подводя итоги, хотелось бы отметить, что одной из закономерностей открытой системы, наряду с целостностью и обособленностью, стремлением сохранить свою структуру (это свойство основано на так называемом законе самосохранения организации), является коммуникативность, играющая огромную роль в предотвращении кризиса на предприятии.


Литература:
  1. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент, М.: ЮНИТИ, 2008.

  2. Леви Т. Этикет коммуникаций // Бухгалтерия и банки. – 2010. - № 6.

  3. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. Г.А. Титаренко. – М.: ЮНИТИ, 2008

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle