Библиографическое описание:

Кузнецова Н. И. Формирование социальной активности студентов специальности «Туризм» в рамках культуротворческой среды // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 164-166.

Одним из главных приоритетов образования в настоящий момент, наряду с новыми стандартами, является его социокультурная модернизация. По мнению А. Асмолова сегодня стоит задача сделать образование институтом социального развития общества. Во-первых, это самая крупная социальная сеть, связанная с семьей, религией, наукой, культурой, бизнесом. Во-вторых, сегодняшняя молодежь уже совсем не та, что была 15-20 лет назад, она имеет свои, другие ценности и приоритеты.

В связи с быстрой информатизацией общества происходит ускорение темпов социализации. Надо принимать во внимание тот факт, что нынешние студенты в своей работе будут использовать технологии, которые еще не родились, решать проблемы, о которых мы, сегодняшние, не имеем представления.

В этой ситуации образование – как институт социализации не может отгородиться от других институтов социализации: экономики, бизнеса. При этом важно, чтобы каждый студент, каждый гражданин, будучи носителем определенной культуры, был открыт всему лучшему в мировой культуре, ощущая себя гражданином мира. Поэтому ради сохранения идеалов и традиций культуры следует формировать аудиторию, способную оценить историко-культурное наследие, сохранить и приумножить его. Это в свою очередь предполагает формирование такого качества, как социальная активность.

Можно выделить достаточно большое количество подходок к данному понятию; суть которых сводится к общей тенденции: активность есть качество личности как субъекта деятельности, социальная активность – сложное интегрированное качество личности, проявляющееся в инициативной, направленной, социально значимой деятельности и готовности действовать в интересах социальной общности.

Одним из компонентов нашей образовательной политики по формированию социальной активности студентов в рамках культуротворческой среды является персонификация, в основе которой заложено детальное изучение персоналий (введение историко-биографического материала; отражение черт личности автора в созданном им произведении, раскрытие отношения говорящего к чему-либо и т.п.). При этом классики науки или исторические личности становятся предметом подражания. Так, в содержании предметов учебного плана образовательного учреждения могут оказаться «задействованными» русские и иностранные ученые, писатели и другие деятели культуры, побывавшие в нашем городе.

Использование персонифицированного подхода позволяет, во-первых, обогатить дисциплины учебного плана конкретным региональным содержанием, и, во-вторых, придать ему личностный смысл, помочь студентам сформировать собственную систему ценностей. Регионализация содержания позволяет при этом учесть психологические особенности восприятия студентами этого материала, их адаптацию (психологическая, социальная и учебная) и активно включиться в репродуктивную, а затем и творческую деятельность.

Не останавливаясь подробно на дискуссионных сторонах содержания понятий «регионализация образования», «принцип региональности», сущность которых достаточно проработана рядом исследователей, в том числе и в Тюменском регионе (В.И. Загвязинский, Г.Ф. Куцев, А.А. Макареня и др.), мы рассматриваем с этих позиций процесс подготовки менеджеров гостиничной индустрии в контексте реализации персонифицированного подхода.

Персонифицированный подход позволяет включать в образовательный процесс педагогические реалии, использовать принцип региональности.

Если мы примем за основу идею педагогических реалий и учтём хорошо известное положение о том, что «личность воспитывает личность», то не трудно будет убедиться, что живший когда-то известный человек тоже может влиять на формирование личности современного студента, стоящего перед теми же проблемами, что и наш герой, нашедший когда-то решение возникших перед ним задач эффективно и быстро.

Под персонификацией понимают олицетворение, наделение предметов, явлений и отвлеченных понятий окружающего мира человеческими свойствами. Понятие, трактуемое как «персонификация учебного текста», уже вошло в педагогику и частные методики.

Мы разделяем положение о том, что субъекты образовательного процесса находятся в определенном культурообразовательном пространстве, характеризующемся наличием определенных центров культуры, интеллектуальным потенциалом и условиями реализации каждого из них.

Персонифицированный подход как средство регионализации образовательного процесса реализуется в содержании и организации деятельности обучаемых в разнообразных формах:

- включение авторских, учебных, популярных текстов и их конкретизация при обсуждении какой-либо задачи;

- введение персонажей в дидактическую игру;

- организация поисковой деятельности студентов и преподавателей (создание именных кабинетов, подготовка дидактического материала, экскурсии по историческим местам, разработка спецкурсов, семинаров и т.п., работа в архивах и библиотеках, выступления с докладами на именных гостиных, семинарах, конференциях, реализации персонифицированного подхода на практике в дальнейшей производственной деятельности.

Таким образом, с помощью персонификации реальным становится процесс погружения в эпоху, в фактический материал, позволяющий ощутить «эффект присутствия» в микросреде.

Коллектив факультета СПО Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И.Менделеева уже более 20 лет работает над формированием культуротворческой среды на базе учебных кабинетов имени Д.И. Менделеева, П.П. Ершова, М.С. Знаменского, А.А. Алябьева и многих других «персон грата», когда-то живших в нашем в городе и оставивших заметный след в его судьбе. В своих дипломных работах студенты пытаются найти взаимосвязь исторического наследия и индустрии гостеприимства.

Реализовать персонифицированный подход в этой работе помогает проектная деятельность. Вовлеченные в такую деятельность студенты представляют самые неожиданные и смелые проекты. Так, вслед за макетом учебного кабинета имени Д.И.Менделеева, появился проект гостиницы-усадьбы «Менделеевская» по типу дома-усадьбы великого ученого в Боблово, где в содержании оформления номеров отражена жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.

Актуальность проекта обусловлена с одной стороны потребностью осуществления на практике процесса создания имиджа гостиницы, а с другой – отсутствием опыта его формирования. Среди компонентов имиджа гостиницы «Менделеевская»:

- внедрение единой формы;

- привлечение квалифицированных кадров;

- мотивация персонала: материальная, трудовая, психологическая;

- работа Интернет-сайта;

- благотворительность.

Предполагается, что гостиница будет состоять из 5 номеров, 2 из которых будут стандартные номера, 2 – «семейные» и один – класса «люкс», стилизованный под личный кабинет Дмитрия Ивановича Менделеева.

В интерьере каждой комнаты видны детали, связанные с жизнью и деятельностью Д.И.Менделеева: для ванных комнат предполагается заказать кусочки мыла в виде разных химических приборов, а гели и шампуни налиты в колбочки и пробирки. На постельных принадлежностях, халатах и тапочках будут вышиты логотипы с разными портретами Менделеева. На входной двери номера изображен Дмитрий Иванович с золотой медалью на груди (научная награда, учрежденная Академией наук. На стене каждого номера - большая, сделанная в стиле мозаики, периодическая таблица химических элементов и многое другое. Аналогичная работа проделана в плане оформления как учебных кабинетов, так и рекреаций, носящих имена наших земляков.

Будущие работники гостиничного и туристского сервиса являются активистами в подборе материалов, поиске информации о людях, которые жили в то время и оказывали влияние на становление личности окружающих их людей, а также тех, кто на них оказывал влияние.

Наши студенты – активные участники всех мероприятий событийного плана: городской праздник «День музеев», «Абалакское поле» и многие другие. Сейчас студенты трудятся над созданием электронной версии культуротворческой среды факультета, собирая материал о людях, делавших историю города, образовательных учреждений, нашего факультета, который недавно отпраздновал свое 90-летие.

Листая страницы истории педучилища, являешься свидетелем связи времен: заведующая педагогической практикой в 30-е годы Александра Ивановна Ксенофонтова, награжденная за свою трудовую деятельность орденом Ленина, встречалась, в свое время, с такими великими личностями, как Д.И.Менделеевым, имя которого носит наша академия, П.Грабовским и многими другими. Трудно поверить!

Еще одна яркая личность нашей культуротворческой среды - Галина Трофимовна Бонифатьева, основатель и руководитель музея народного образования Тюменской области, отличник просвещения СССР, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почетный гражданин города Тобольска. Наши активисты постоянно общаются с ней, организуя встречи со студентами факультета.

Собранный об известных личностях материал оформляется в виде электронной версии, являясь достоянием всех, желающих прикоснуться к великим землякам и живой истории.

Современные технологии позволяют накапливать и сохранять уникальный материал, не требуя много места и особых средств для оформления. При этом формируется новое поколение молодых людей, владеющих этими технологиями, обладающих инновационным сознанием, способных заниматься поиском, устанавливая связь времен.

Это поможет нам в дальнейшем глубже проникнуть в процесс взаимодействия историко-культурного наследия и индустрии гостеприимства.


Литература:

  1. Арканова, В. Н. Педагогические параллели Семьи Менделеевых / В. Н. Арканова // Персонификация в образовательном процессе: содержание и развитие. - Тобольск: ТГСПА, 2009. - С. 28-29

  2. Кузнецова, Н. И. Культурологическая среда в образовательном учреждении: содержание и развитие / Н. И. Кузнецова // Персонификация в образовательном процессе: содержание и развитие. - Тобольск: ТГСПА. 2009. - С. 5-18

  3. Литвинова, А. В. Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одарённых учащихся [Текст]: психолого-педагогическая технология / А. В. Литвинова // Одарённый ребёнок. - 2011. - №1 . - С.32-37

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle