Библиографическое описание:

Хлебодарова О. Б. Научные подходы к изучению социального интеллекта в психологии // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 139-140.

Для успешного развития, становления и реализации личности необходима одна из важнейших способностей – способность эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Социальный интеллект (СИ) – понятие современной психологии, которое находится в процессе развития и изучения.

При попытке дать точное определение интеллекта ученые-психологи сталкиваются с различными и значительными трудностями.

Слово «интеллект» происходит от латинского intellectus, в переводе означающего «познание», «понимание», «рассудок». Первоначально этот термин относился исключительно к рациональным мыслительным функциям человеческой психики; сегодня это родовой термин, охватывающий познавательные процессы в целом [4, с.143].

Первые упоминания психологии интеллекта можно обнаружить в философских школах древнего мира. Само понятие интеллект ввел Цицерон, (от лат. «intellgentia» – способность понимать).

В трудах Платона и Аристотеля интеллекту отводится особое место, где разграничивались такие понятия, как «здравый смысл», «рассудок», «разум». По мнению Платона «…интеллект – способность мышления, разумного познания, в отличие от таких душевных качеств как чувства, интуиция и воображение…» [2]. Проблема разума, рассудка занимает не последнее место в философском учении, где познание посредством интеллекта выдвигается на первый план.

Единого понимания данного термина до сих пор не существует.

В нашей работе, исходя из темы, мы выстроили в хронологическом порядке «эволюцию представлений об интеллекте», определение понятия «интеллект», для того чтобы показать всю сложность и противоречивость задачи:

Платон – интеллект – способность мышления, рационального мышления в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувства, интуиция, воображение.

В. Штерн - интеллект – это общая способность индивидуума осознанно настраивать свое мышление на возникающие требования; это общая умственная приспособляемость к новым задачам и условиям действительности.

Д.Векслер – интеллект – это комбинированная глобальная способность индивидуума к адекватным поступкам, здравому мышлению и эффективному взаимодействию с окружающей действительностью.

Дж. Гилфорд – интеллект – способность обрабатывать информацию; при этом под информацией следует понимать весь спектр восприятия человека.

М.А.Холодная – интеллект - форма организации индивидуального опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства ментальных репрезентаций происходящего.

Достаточно распространенной точкой зрения, которая впоследствии нашла своих последователей, считается мнение Ж.Пиаже о том, что интеллект – это то, что обеспечивает адаптацию [3, с.309].

Г. Олпорт утверждал «…социальный интеллект – особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом, которого является социальное приспособление, а не глубина понимания…».

Концепция Айзенка позволяет сделать вывод о том, что социальный интеллект – результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий. По его словам социальный интеллект гораздо шире, чем биологический и психометрические интеллекты. «…Социальный интеллект – это тип интеллекта, на формирование которого существенное влияние оказывает социальная среда…» [1, с.11-131].

В истории изучения социального интеллекта наблюдается два периода, раскрывающих содержание его исследования.

1 - Интеллект (человека):

- способность обрабатывать информацию: анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать, формулировать выводы и прогнозировать развитие событий, процессов, умение находить различные варианты решения проблем.

- Социальный интеллект:

- способность понимать другого человека, учитывать интересы

других людей, умение сопереживать, устанавливать контакты, прогнозировать развитие коммуникативных процессов, умение оценить социальную ситуацию и правильно понять свою роль в ней, понимание своих прав и обязанностей, морального долга. Социальный интеллект является основой социализации (усвоения общественных норм, правил, законов).

Рассматривая интеллект как индивидуальное, личностное свойство человека, мы можем отметить, что в содержании функций отражается двойная обусловленность социального интеллекта, т.е. внутренний мир и внешний.

Когда в психологии впервые была выдвинута концепция социального интеллекта, то к данному понятию интерес изменился. Ученые-исследователи стремились понять и объяснить специфику данного феномена, предлагали отличные друг от друга пути его изучения, выделяли различные формы интеллекта. Изучение социального интеллекта проходило в несколько этапов.

1 этап (1920 –1924 гг.) – впервые в научный психологический лексикон был введен термин «социальный интеллект».

В 1920 г. американским журналом «Психология и образование» («Psychology and education») был организован круглый стол, с целью выяснения понятия «интеллект».

2 этап (1925-1938 гг.) - психометрическое изучение социального интеллекта. Определение социального интеллекта были в соответствии с психометрическим подходом переведены в стандартные измерения индивидуальных различий.

3 этап (кон.30-х – 1965 гг.) – социальный интеллект исчезает из предметного поля психологии. И дальнейшую работу в этой области признали бесперспективной. Все исследования были прекращены.

4 этап (1965 – 1969 гг.) – социальный интеллект рассматривается в структуре модели интеллекта [2].

Принято выделять несколько общих научных подходов к изучению интеллекта:

    1. Структурно-генетический подход, который базируется на идеях

Ж.Пиаже и рассматривает интеллект, как высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой.

2. Когнитивный подход основывается на понимании интеллекта, как когнитивной структуры, спецификой, которой определяется опытом индивида. Основоположниками данного подхода являются Дж. Брунер, О.К. Тихомиров.

3. Факторно-аналитический подход, наиболее распространен в современной психологии. Его основоположником является Чарльз Спирмен. Он рассматривает интеллект, как общую «умственную энергию», уровень которой определяется успешностью выполнения любых тестов.

4. Иерархические модели интеллекта, где интеллектуальные качества выстраиваются в иерархию по уровню обобщенности. Одна из распространенных концепций принадлежит Р.Кэттелу.

Разнообразие подходов к определению СИ демонстрирует неоднозначность его структуры. В тоже время в определениях СИ можно отметить ряд общих моментов:

- Большинство подходов СИ трактуется как способность, следовательно, он связан с определённой деятельностью и является личностным образованием.

- Учёные признают СИ независимым от общего интеллекта.

- Социальный интеллект описывается как сложное структурное образование, состоящее из нескольких способностей.

- Предметом этих способностей выступает установление отношений между событиями, в которых действующими лицами являются сам человек и его социальное окружение.

Имеющиеся в психологии эмпирические исследования затрагивают проблему СИ преимущественно в таких аспектах, как изучение особенностей СИ и психологических качеств личности, его взаимосвязи с общим интеллектом и его компонентами.


Литература:

  1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд «Вопросы психологии»1995г. №1 с.160.

  2. Лужбина, Н. А. Социальный интеллект как системообразующий фактор

  3. психологической культуры личности: Дис... канд. псих.: Барнаул, 2002. – 192 с.

  4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов – СПб.– 2000 – 592с.

  5. Шапарь В.Б. Рабочий словарь психолога-консультанта – Ростов н/ Д.:

  6. Феникс, 2005. – 496с. – (Словари) ISBN 5-222-07133-2

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle