Автор: Хуа Не

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (34) ноябрь 2011 г.

Библиографическое описание:

Хуа Н. Основы психологии в обучении изобразительному искусству // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 180-182.


В процессе обучения изобразительному искусству, как и в других сферах образования, особое место принадлежит знанию психологии - базовой дисциплины, изучающей человека во всех его проявлениях. Важным объектом исследования учёных в области психологии всегда являлась творческая личность, имеющая самое непосредственное отношение к искусству в широком значении этого слова. В мировой практике в области психологии сегодня наработан богатейший материал, который успешно используется как в педагогическом процессе вообще, так и в обучении изобразительному искусству в частности. Что касается последнего, то мы хотели бы остановиться на таких небольших разделах, как психологическая структура и творческая направленность субъекта, современные средства выразительности, процесс творческого обучения и проблемы руководства в творчестве.

1. Творческая направленность в психологической структуре личности.

Психологи утверждают, что личность формируется в процессе взаимодействия с окружающей средой.[1] Синтезируя эту теорию, можно утверждать, что и генетическая предрасположенность, и окружающая среда разносторонне влияют на формирование психологической структуры личности, на её индивидуальность.[4]

Известный западный психолог К. Юнг выделяет 2 основных типа людей: экстраверты и интроверты. В применении к изобразительному искусству можно сказать, что творческая личность экстравертированного типа больше интересуется внешним движением объекта; интровертов же больше привлекает не сам объект, а его внутренняя сущность, движение его души.[5, с.19]

В художественной среде принято выделять 2 типа личности в зависимости от сенсорного канала восприятия информации: визуал (зрительное восприятие) и кинестет (моторно-двигательное восприятие). Опираясь на терминологию американского педагога и психолога Жозфилда можно привести следующую характеристику:

1) Художник преимущественно визуального типа восприятия (визуал) познаёт мир с помощью глаз. Его основной интерес – среда, при этом внутренняя сущность субъекта находиться вне поля его внимания. При изображении человека характерными особенностями являются заострённые контуры изображения, внешности и света. Интерес проявляется к сиюминутному, мгновенному. Работает в основном реалистическом жанре в форме этюда. В оформлении пространства часто использует фокусную перспективу и подчёркнутое изображение объёмности пространства. Дизайн для визуала характерен балансировкой ритма, декоративностью изображения.

  1. Художник преимущественно кинестетического типа восприятия (кинестет) познаёт объект через соприкосновение, движение. В творчестве для него важны субъективные опыт и чувства, ощущение объёма и пространства. Настроение играет основополагающую роль. При изображении человека внимание художника фокусируется на идентичности внутреннего восприятия объёкта с внешним обликом изображаемого. Характерность выражается через символические детали. Используется своя шкала идеалов и ценностей. Изображая пространство, часто используется плоскостное решение. Перспектива и пропорции объектов зависят от собственных измышлений. В колористическом решении кинестет рассматривает цвет как субъективное выражение чувств. Колорит является символом внутренних психологических переживаний. В дизайне доминирует абстрагирование. Как правило, кинестет работает в сфере функционального дизайна, индустриального дизайна и др.

  1. Современные средства выразительности в изобразительном искусстве.

Известный английский педагог Хэббет Рид считает, что современные средства выразительности можно разделить на 4 типа по принципу способа их выражения.[6, с. 43]

  1. Рисуя в жанре реализма, натурализма, импрессионизма, автор обычно пользуется методом копирования внешнего мира. При этом важно умение наблюдать объективную реальность и выражать её в своей работе. Индивидуальность художника проявляется в рисунках перспективы и в цветовой гамме.

  2. Сюрреализм и футуризм предполагает некоторую оторванность художника от внешнего мира и повышение ценности индивидуальности художника. Индивидуализм художника часто накладывается на изображение формы объекта.

  3. В экспрессионизме и фовизме преобладает исключительно чувственное стремление творческого субъекта. Стремление экспрессионизма к объективизму, ярко проявившееся в эстетических принципах, можно отнести к термину «экзотрофный тип чувствования», который использовал К. Юнг. [5,с.23] Автор, творец обращает внимание на качества объекта, а не на его внешние проявления, при этом автор воздерживается от интеллектуального и духовного анализа, и стремится к сенсорному, опытному постижению. Этот опыт может быть опытом радости или боли. К крайней форме экспрессионизма можно отнести осязательную картину или произведения скульптора, изображения, которые исходят из глубины души.

  4. Кубизм и конструктивизм – это интуитивный способ выражения абстрактных форм и качества материала. Так экстраверт находит сферу для самореализации в архитектуре, дизайне, декоративно–прикладном искусстве. Интроверт же стремится к творчеству в сфере абстрактного искусства, керамики и скульптуры. В скульптуре необходимо заботиться о гармоничном соотношении качества, тяжести, абрисе, конкретных формах лепки. Образцом этого является творчество Пикассо и Дж. Блака эпохи кубизма.

Конечно, здесь приведена упрощённая классификация для лучшего понимания данной проблемы. По К. Юнгу, психологический тип - это достаточно общее понятие. Хэббет Рид придерживается мнения, что очень редкий художник может быть чистым представителем того или иного типа.[6, с. 55]

  1. Процесс творческого обучения.

Познакомившись с различными типами личности, мы можем предположить основные принципы и методы, применяемые при обучении.

Прежде всего, уточним, что в данной статье под понятием творчество индивида понимается возможность его самовыражения. Американский педагог Лонсфирид считает, что если художественная техника индивида не соответствует его стремлению к самоактуализации, то творчество становится ремеслом. Поэтому, лучшей техникой является та, в которой индивид с наибольшей лёгкостью и эффективностью может выразиться, проявить свою неповторимость.[7, с.11]

Исходя из этих предпосылок, предположим, что при обучении студентов должны, прежде всего, учитываться его личностные особенности. Не следует также забывать об использовании различных методик обучения творчеству. Всё это должно способствовать не только максимальному самовыражению личности, но и повышать эффективность обучения.

Рассмотрим конкретные примеры использования различных техник при обучении изобразительному искусству. Например, студент-визуал будет чувствовать себя более комфортно, рисуя карандашом, тогда как кинестету совершенно не понравится этот материал.

Говоря о технике письма маслом и темперой, следует остановиться на следующих особенностях. Эти техники предполагают чёткую очерченность линий. При этом острые, аккуратные штрихи являются не объективной характеристикой объекта, а средством выразительности при рисовании природы и пространства, как реалистичного изображения. Возможно поэтому студенту-визуалу техника рисования темперой покажется совершенно не приемлемой, тогда как кинестет наоборот будет стремиться к данному материалу. Зная эти особенности проявления индивидуальности студентов, преподаватель может так построить лекцию или практические занятия, чтобы студенты имели право выбора.

Например, некоторые предпочитают использовать более плотную, шераховатую бумагу для выражения быстрого, мгновенного, обобщённого впечатления; другим же нравится использовать гладкую бумагу для искусной деталировки, техничности, объёмности. Преподаватели должны понимать эти процессы и не принуждать студентов к тому или иному материалу, а поощрять, одобрять любой выбор.

В технике скульптуры работы студентов-визуалов наиболее удачны, они соответствуют объективной реальности; студенты-кинестеты в своих работах больше обращают внимание на субъективное познание объекта, а также на его индивидуальное выражение, то есть стимулом работы визуала будет внешний объект, натура, а кинестета – его собственное чувство. Поэтому в процессе творчества студент – визуал оценивает внешность, эстетичность, квалификацию объекта, студенту же кинестету нужно познание путём осязания, прочувствования.

В основе скульптуры лежит концепция зависимости идеи от материала. Поэтому скульптуры из камня, дерева, глины можно назвать принципиально разными способами творчества. Например, с помощью пластичной глины студенты не только выражают одно какое-либо чувство, а создают некую целостность объекта. В технике резьбы по дереву или же скульптуре из камня студенты вынуждены использовать метод анализа, вычленяя из целого – частное.

Принимая во внимание различность психологических типов студентов, преподаватель учитывает выбор техники и материала работы для каждого. Так студенту аналитического склада мышления для творчества необходимо целостное, единое понятие об объекте его работы; для студента с синтезирующим складом мышления поводом для работы может стать деталь, мелочь, исходя из которой, он выполнит своё произведение. В связи с этим студенты синтезирующего типа мышления могут претерпеть неудачи в скульптуре из камня или дерева. Эстамп подтравливания (офорт, клише) более подойдёт студенту кинестету, т.к. он подразумевает обобщённый способ нанесения и выедания (выцарапывания), создавая заострённые линии. Студент – визуал лучше самовыразится в технике гравюры на камне.

В общем же можно заключить, что любая техника должна соответствовать чертам характера конкретного студента.

4. Проблемы руководства творчеством в процессе обучения.

На западную культуру, начиная с эпохи романтизма, оказывают сильное влияние интеллектуальные идеи. Часто это означает, что умозаключения мешают развитию спонтанности, так как искусство нельзя поставить на научную основу. Многие студенты считают, что некоторые законы искусства, выдвинутые теоретиками педагогики и искусства, не только мешают их творческой деятельности, но и интерферируют свободу их инстинкта. В связи с этим встаёт проблема управления процессом обучения в искусстве.

Бывший председатель психологической ассоциации Дилфуд в своих исследованиях о творческой мысли пишет, что «творческий ингредиент заключается в мыслительной свободе и самопроизвольной перемене, он также примиряет желание перемен и умение остановиться на чём – то конкретном, определённом».[3, с. 21] С этой точки зрения японский план обучения, в основе которого лежит практическое обучение, предполагает преподавателям обратить внимание на следующие проблемы:

  1. гибкость мышления – ощущения;

  2. богатство фантазии;

  3. содержание в фантазии элементов творчества;

  4. порядок и чувство красоты;

  5. в основе умений и знаний – понимание. [2, с. 33]

Здесь мыслительная свобода претворяется в свободу творчества, знание переходит в богатую фантазию.

Согласно Дилфуду, преподаватели должны фиксировать внимание на этих моментах, что позволит стимулировать внутренние порывы, импульсы, стремления студентов. Это значит, что желание творческой исследовательской деятельности полезно для перехода от традиционной механической учёбы к таким формам, которые соответствуют развитию студента с учётом его психологического склада.[3, с. 45 - 47]

Таким образом, мы кратко проанализировали и систематизировали новые идеи и практические способы использования современной психологии в процессе обучения изобразительному искусству. Цель новых подходов в обучении – сознательное развитие творческой способности студента с учетом психологических особенностей его характера.


Литература:

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность..- М., Политиздат, 1975.-304с.

2. Лин Му. Преподавание изобразительного искусства в Японии.- Хэнаньское художественное издательство.- Чэнчоу, 2000- 110с.

3. Чанша, Образование, перешагнувшее через века.- Хэнаньское художественное издательство.-2000.-78с.

4. Эсна Введение в проблемы преподавания изобразительного искусства (пер. на кит. яз).- //Мы – шу.-2002.-№2.-с.62 – 71

5. Jung K, Psychological Tape, or Psychology of Individuation- (пер. на кит. яз.)- Жэньминское художественное издательство.- Пекин,1993.- 61с.

6. Herbert Read, Education throgh art.- (перевод на кит. яз) - Жэньминское художественное издательство.- Пекин,1991.-70 с.

7. Viktor Lowenfeld Creativ and Mental Growth – (пер. на кит. яз.).- Жэньминское художественное издательство.- Пекин,1991.-42с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle