Библиографическое описание:

Емельянова Г. А. Актуальные проблемы формирования платежей за коммунальные услуги в регионе // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.1. — С. 115-120.

Актуальность исследуемой проблемы вызвана тем, что Чувашия - небольшой по территории, но динамично развивающийся и инвестиционно привлекательный регион. Основой для долгосрочного инвестирования и успешного ведения бизнеса являются авторитет власти, межнациональное согласие, выгодное географическое положение, благоприятные природно-климатические условия, развитые инженерная, телекоммуникационная и транспортная инфраструктуры, правовые и экономические гарантии инвестиций, значительный потенциал трудовых ресурсов. Чувашская Республика не имеет запасов стратегического сырья, поэтому основным приоритетом выбран инновационный путь развития экономики.

В настоящее время для Чувашской Республики характерны положительные тенденции роста производства ведущих отраслей экономики и существенные изменения в социальной сфере.

Подведены итоги выполнения основных положений подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в Чувашской Республике.

Выполнение задач, подпрограммой способствовало обеспечению финансового оздоровления предприятий; внедрению адресных субсидий с одновременной отменой льгот, дотаций и компенсаций; обеспечению условий для снижения издержек и повышения качества услуг, инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса (ЖКК); государственной поддержке модернизации жилищно-коммунального комплекса; созданию конкурентной среды в жилищной сфере; внедрение системы регулирования коммунальных предприятий. К сожалению не все цели были выполнены в надлежащий срок по многим пунктам данной подпрограммы. В статье мы проанализировали причины невыполнения некоторых целей данной подпрограммы и выявили проблемы, которые вновь возникают в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) региона.

Коммунальная деятельность с точки зрения ее практического использования не вписывается ни в одну классическую схему экономической теории, что и должно быть основанием для выработки специфических принципов и механизмов ее реализации.

Раннее мы в своих статьях отражали проблемы организационно-экономического развития нашего региона и отмечали, что многие экономисты и политики до сих пор убеждены в незыблемости положений классической экономической теории в сфере жилищно-коммунальной деятельности, которые не могут быть подвержены никакому сомнению. Поэтому до сих пор не существует единой научной концепции реформирования жилищно-коммунальной сферы, комплексно охватывающей различные направления, методы оценки, критерии и факторы экономического развития отрасли.

Теоретической и методологической базой исследования служат труды отечественных и зарубежных авторов, фундаментальные исследования в области менеджмента, экономики, теории управления, прикладные работы по данной проблеме, действующее российское законодательство, нормативные акты и другие официальные документы, регулирующие функционирование и развитие ЖКХ регионов и муниципальных образований Российской Федерации.

Мы использовали и совокупность приемов, методов научного познания социально-экономических явлений и процессов: программно-целевого, статистического анализа, а также метод сравнительного анализа и экспертных оценок. В качестве эмпирического материала использовались статистические данные Госкомстата РФ, Чувашской Республики, а также прикладные исследования по данной проблеме: программы, концепции и другие материалы по управлению ЖКХ.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы выразились в следующем:

  • Осуществлена демонополизация в рамках развития конкурентных отношений в жилищной сфере.

  • Усовершенствованы договорные отношения.

  • Созданы механизмы участия государства, местного самоуправления в привлечении в жилищно-коммунальный комплекс внебюджетных долгосрочных заемных средств.

  • Привлечены к управлению муниципальным жилищным фондом предприятия разных форм собственности;

  • Ужесточен конкурсный отбор подрядчиков, который способствует снижению потребностей в финансовых ресурсах на содержание жилого фонда.

  • Снижены, правда пока незначительно, издержки производства, наблюдается тенденция повышения качества услуг [2].

Минэкономразвития Чувашской Республики информирует, что в 2011 году тарифы на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг в Чувашии в апреле были ниже максимальных показателей по регионам Поволжского Федерального округа (ПФО).

  • Плата за жилье в домах государственного и муниципального жилищных фондов в республике составляет 12,39 руб. за кв. м общей площади, что на 30,5% меньше максимального тарифа (Пермский край – 17,83 руб. за кв. м).

  • В 10 регионах ПФО тариф на водоснабжение и канализацию превышает показатель Чувашии (163,45 руб. в месяц с человека). Значительно выше плата в Пермском крае (243,01 руб.), Саратовской (226,17 руб.), Нижегородской (218,32 руб.) и Кировской (212,17 руб. в месяц с человека) областях.

  • Тариф на отопление в Чувашии равен 18,89 руб. за кв. м общей площади, что на 29,4% ниже максимального значения (Нижегородская область – 26,76 руб. за кв. м общей площади).

  • Тариф на газ в Чувашии составляет 41,01 руб. в месяц с человека и является одним из самых низких в ПФО после Удмуртии (38,88 руб.). Максимальная плата за данную услугу в Самарской области – 80,47 руб.

  • В Чувашии за горячее водоснабжение с человека в месяц взимается 246,79 руб., в 10 регионах ПФО данный показатель выше. Максимальный тариф зафиксирован в Самарской области – 327,74 руб. с человека.

  • Плата за услуги по снабжению электроэнергией в Чувашии составляет 208,00 руб. за 100 кВт ч. Это третье место после Оренбургской области (187,00 руб.) и Башкортостана (191,00 руб.). Максимальный тариф в Самарской области – 255,00 руб. за 100 кВт ч. [2].

В настоящее время для формирования условий для снижения уровня издержек, повышения заинтересованности организаций коммунального комплекса в их снижении, энергосбережении, повышении энергетической эффективности, а также обеспечения требуемого уровня инвестиций в коммунальной сфере на уровне федеральной исполнительной власти осуществляется ряд мер, которые направлены на переход к долгосрочному тарифообразованию. Данные меры позволят в среднесрочной перспективе значительно замедлить темпы роста тарифов организаций коммунального комплекса.

По нашему мнению, преобразования в коммунальном секторе России, равно как и в Чувашии, должны строиться на основе партнерства власти и бизнеса.

Рост платежей граждан за коммунальные услуги в 2011 году составит не выше 15 процентов. Кстати, в 2010 по сравнению с 2009 годом они возросли на 25 процентов.

Формирование тарифов на 2011 год проводилось с учетом установленных Федеральной службой по тарифам для Чувашской Республики предельных индексов максимально возможного изменения тарифов. Однако нареканий по поводу правильности формирования тарифов в настоящее время существуют. Чтобы понять механизм формирования тарифов необходимо знать структуру тарифов.

Как правило, недовольные жильцы начинают разбираться по поводу повышения тарифов на уровне взаимоотношений с управляющей компанией.

Первые в квитанциях – жилищные услуги: содержание жилья и ремонт. Плату за них в части муниципального жилого фонда рассчитывает и утверждает местная администрация – городская или районная. Именно плату, а не тариф, потому что и ремонт, и содержание включают в себя множество работ, и за каждую отдельная цена – за вывоз мусора, за уборку мест общего пользования, ремонт кровли, фасадов и т.д.

Чебоксарская мэрия в 2011 году по сравнению с прошлым увеличила плату по обеим жилищным услугам, вместе взятым, на 9,8 проц. С целью социальной защиты населения городская администрация установила более низкий процент роста по сравнению с предельным. При этом ремонт остался на уровне прошлого года – 2,4 руб. за квадратный метр. Выросла только плата за содержание. Самой высокой – 9,53 руб. за «квадрат» общей площади – она оказалась в домах «повышенной комфортности», оборудованных лифтом. Вопрос возникает и тогда, когда у населения не муниципальная, не в найме, а приватизированная.

Граждане, имеющие квартиры в собственности Жилищного кодекса, должны считать и утверждать плату за ремонт и содержание вместе с управляющей компанией, не полагаясь на муниципальные ставки. Причем инициативу обязаны проявлять собственники, учитывая предложения управляющей компании и непременно беря во внимание расходы прошлого года. Возможно, на общем собрании они решат, что весь комплекс работ уложится в ставки муниципалитета. Вариант второй – запланированные по ремонту и содержанию работы выйдут за рамки муниципальных тарифов, и тогда местный бюджет обязан возместить управляющим компаниям разницу между их платой и муниципальной. То есть это доплаты из казны за тех, у кого квартиры в найме. Вариант третий, самый сложный – собственники насчитали плату ниже муниципальной. Такое тоже возможно, если дом построен относительно недавно, не более пяти лет назад, и затраты на текущий ремонт весьма незначительны. В этом случае хозяевам приватизированного жилья придется искать компромисс с управляющей компанией. Вывод, жилищные тарифы в каждом доме должны быть свои, но из-за пассивности собственников наблюдается сплошная уравниловка.

По квитанциям жильцов нельзя определить, сколько именно они платят за вывоз мусора или за уборку подъездов, все это «спрятано» в содержании жилья. Однако на сайте Управления жилфондом есть подробная расшифровка и по содержанию, и по ремонту в разрезе каждого дома и в привязке к управляющей компании. Там даже можно узнать, сколько имеет управляющая компания за обслуживание подопечных. Например, управляющая компания (УК) «Ниди» за свою работу берет по 82 коп. с квадратного метра общей площади домов, находящихся под ее патронажем [3].

В квитанциях также указываются коммунальные услуги, на которые никакого влияния ни жильцы, ни управляющие компании не имеют. Эти тарифы ежегодно устанавливают определенные регулирующие инстанции. На холодную воду и канализацию – органы местного самоуправления. Сделав расчеты, специалисты городских и районных мэрий направляют их в региональную службу по тарифам, которая утверждает для каждого муниципального образования свой индекс максимального роста тарифов. Для Чебоксар этот индекс на холодную воду вкупе с канализацией на нынешний год – 13,7 проц. В прошлогодних квитанциях мы наблюдали, что плата по воде – 32,61 руб. за человека, по канализации – 38,24 руб., обе услуги обходятся в 70,85 руб., в квитанциях этого года – соответственно 36,73 руб. и 42,69 руб., вместе – 79,42 руб. Почему опять говорим не тариф, а плата? Потому что в таких домах у жильцов могут отсутствовать индивидуальных счетчики на воду, следовательно, за упомянутые услуги жильцам выставляют сумму, равную произведению тарифа на норматив потребления. А был бы счетчик, то проставляли бы просто тариф, который затем умножили на показания прибора учета [3].

По результатам анализа выясняем, что рост по обеим услугам только 12,1 процентов. Прежде чем установить тарифы, органы регулирования должны проверить их доступность для потребителей. Такие требования установлены федеральным законодательством. Тут местной власти дана некоторая свобода действий. Известно, что в одних наших муниципалитетах просто берут предельный индекс, спущенный республиканской тарифной службой, умножают на него прежний тариф и считают получившийся предельно доступным. В мэрии г.Чебоксары уже четыре года идут по более сложному пути, определяя долю расходов потребителей, пользующихся холодной водой и канализацией, в среднегодовом прожиточном минимуме. Если предполагаемые в новом году расходы эту долю увеличивают, то тариф признается недоступным.

Тогда специалисты администрации начинают «ужимать» его, оптимизируя некоторые затраты по городскому «Водоканалу». Таким образом, выдерживается одинаковый на протяжении ряда лет критерий доступности, а реальный индекс роста тарифов нередко оказывается ниже разрешенного, как случилось и нынче. Один из принципов регулирования тарифов – достижение баланса интересов потребителей и производителей услуг. Итак, размер платы за холодную воду и канализацию зависит от многих составляющих. Не только тарифы, но и нормативы расхода воды из крана и из сливного бачка каждый муниципалитет устанавливает свои, и они разнятся в зависимости от степени благоустроенности многоквартирного дома. Подробную информацию о формировании тарифов на холодную воду и канализацию можно узнать в местных администрациях. В частности, жителям Чебоксар рекомендуется заглядывать на официальный сайт мэрии, в баннер «Цены и тарифы», и полистать его.

В квитанциях остается последний блок коммунальных услуг, самый энергоемкий – электроэнергия, отопление, горячая вода. Тарифы на электроэнергию для населения устанавливаются в рамках предельных уровней, утверждаемых Федеральной службой по тарифам, а она ориентируется на прогнозы Министерства социально-экономического развития России. Для Чувашии на нынешний год минимальный индекс роста электротарифа – 109, 2 проц. максимальный – 111, 5 проц. Госслужба по тарифам посчитала экономически обоснованный рост по республике, он оказался на уровне минимального индекса. Таким образом, для городского населения в домах, оборудованных газовыми плитами, тариф на электроэнергию поднялся с прошлогодних 1,74 руб. за кВт/час до 1,9 руб. А тем горожанам, у кого на кухнях электроплиты, тариф, как обычно, установили на 30 проц. ниже – 1,34 руб./кВт*час. По этому же тарифу рассчитываются сельские жители Чувашии [3].

На тепловую энергию, которая для потребителей «расщепляется» на отопление и горячую воду, предельный индекс роста тоже ежегодно спускают федеральные власти. Наш предел на нынешний год - 116, 5 проц., на него в среднем и вышла Чувашия. Причем в одних муниципалитетах теплоснабжающие организации довольствовались низким по сравнению с разрешенным процентом роста, а в других, наоборот, он оказался выше. Достаточно широкий диапазон тарифов в разных районах и городах республики объясняется, прежде всего, объемом реализации услуг по отоплению и горячему водоснабжению (чем он больше, тем меньше размер тарифа), протяженностью сетей, разбросанностью объектов, степенью изношенности сетей и оборудования, особенностями технологического процесса производства и транспортировки теплоэнергии. Исходя их всех перечисленных факторов, плата за отопление, например, в Чебоксарах, повысилась на 116,6 проц. ( с 14,28 руб. за кв. метр площади до 16, 65 руб.). Аналогичный рост и по горячей воде, стоимость одного куб. метра которой для чебоксарцев – 55,37 руб. до конца года [3].

Однако при нормативной плате за тепло в квитанциях жильцов периодически появляются дополнительные начисления, и немалые. Строка «отопление» в квитанциях зависит от показаний общего счетчика и управляющая компания раз в год производит поквартирный перерасчет. Так должно быть в идеале. А до этого перерасчета платежи за тепло остаются постоянными, не подскакивая ежемесячно. На практике же управляющие компании зачастую начисляют по приборам учета ежемесячные суммы в течение всего отопительного сезона. Такая практика противоречит установленному порядку. Если она выявится, Госжилинспекция выдаст управляющей компании предписание на перерасчет, но административная ответственность за это по закону не предусмотрена. Вдобавок оказалось, что управляющие компании сплошь и рядом применяют неверную формулу перерасчета. Вместо того, чтобы определить среднемесячное потребление теплоэнергии за предыдущий год, затем помножить его на тариф и на общую площадь каждой квартиры, определив, таким образом, доплату, они, не утруждая себя, примитивно «раскидывают» показания общедомового теплосчетчика по квартирам, в зависимости от метражей жилья.

По нашему мнению возможен и такой вариант взаимоотношений с управляющей компанией. Не устраивать никаких разбирательств, а просто не платить «доборы», если они превышают 5-7 проц. от номинала, так как именно в эти рамки укладываются обоснованные доначисления. Сама управляющая организация должна доказать, что это не так. Доказывать свою позицию придется, однако, в судах, это время и нервы.

В целях анализа причин увеличения платы за коммунальные услуги, прежде всего, необходимо отметить многофакторный характер ее расчета.

В этой связи следует учитывать, что понятия «тариф за коммунальные услуги (ресурсы)», оказываемые (поставляемые) организациями коммунального комплекса потребителям, и «платеж за коммунальные услуги», предъявляемый гражданам исполнителем коммунальных услуг, не являются тождественными.

Исполнителями, как правило, являются управляющие организации, приобретающие у организаций коммунального комплекса коммунальные ресурсы, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем. Исполнителем могут быть товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Размер платежа за каждую коммунальную услугу складывается из экономически обоснованного тарифа, утверждаемого для ресурсоснабжающей организации в порядке, определяемом действующим законодательством, и объемов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления. Кроме того, в отдельных случаях размер платы может быть скорректирован ввиду наличия (ликвидации) бюджетных дотаций организациям коммунального комплекса или субсидий (льгот), предоставляемых из бюджетов различных уровней гражданам на оплату коммунальных услуг.

Следовательно, динамика размера платежа граждан за коммунальные услуги зависит не только от уровня установленных тарифов, но и от объема потребления коммунальных услуг (в том числе норматива потребления услуг), а также от изменения доли оплаты населением установленных тарифа с учетом предоставляемых им субсидий и льгот.

Мы полагаем, что федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо провести следующие мероприятия, направленные на стабилизацию ситуации в сфере ЖКХ:

- мониторинг (аудит) принятых решений по установлению тарифов и нормативов потребления на 2011 год, а также последствий таких решений и при выявлении фактов необоснованного роста платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, превышающий установленный на уровне субъекта Российской Федерации размер предельного индекса изменения платы граждан за коммунальные услуги, приведение тарифов и нормативов потребления в соответствие с действующей нормативной правовой базой;

- проверку хозяйственной деятельности предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях, на территории которых зафиксированы факты необоснованного повышения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги;

- контроль за своевременной выплатой субсидий гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг в каждом муниципальном образовании соответствующего региона;

- разработку проекта федерального закона, обеспечивающего передачу полномочий органов местного самоуправления по установлению тарифов организаций коммунального комплекса и нормативов потребления коммунальных услуг на уровень субъектов Российской Федерации с правом делегировать указанные полномочия таким органам местного самоуправления, которые по оценке уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в состоянии обеспечить надлежащее их исполнение;

- подготовку проектов нормативных правовых актов, направленных на обеспечение раскрытия информации в сфере жилищно-коммунального хозяйства управляющими компаниями, товариществами собственников жилья и потребительскими кооперативами;

- проведение разъяснительной работы с гражданами по вопросам ценообразования и тарифного регулирования в жилищно-коммунальной сфере.

Необходимость ежегодного пересмотра тарифов на коммунальные услуги в сторону увеличения обусловлена ростом цен на энергоносители, увеличением ставок оплаты труда для работников соответствующих отраслей ЖКХ, ростом цен на ГСМ, строительные материалы, услуги сторонних организаций по обслуживанию оборудования и другими объективными причинами.

Нормами действующего законодательства определено, что при государственном регулировании тарифов должен соблюдаться принцип обеспечения экономической обоснованности затрат, понесенных организацией при осуществлении регулируемого вида деятельности.

Полномочиями по осуществлению контроля за применением регулируемых тарифов и проведению проверок хозяйственной деятельности организаций в сфере регулируемого ценообразования наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При расчете тарифов органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации учитываются расходы организации на осуществление регулируемой деятельности.

Достаточно широкий диапазон тарифов, установленных для регулируемых организаций в различных субъектах Российской Федерации, обусловлен, прежде всего, следующими факторами:

- объемом реализации коммунальных услуг (обратно-пропорциональная зависимость: чем больше объем реализации услуг, тем меньше размер тарифа);

- территориальным расположением, характером местности (горная, холмистая, равнинная), в связи с чем меняется протяженность сетей, разбросанность объектов, появляется необходимость дополнительного подъема воды в горной местности;

- уровнем энергоемкости установленного оборудования;

- степенью изношенности сетей и оборудования, что влияет на расходы, необходимые для поддержания систем снабжения услугами в рабочем состоянии;

- наличием собственных источников добычи ресурсов или использованием покупных товаров и услуг;

- другими причинами и особенностями технологического процесса производства и транспортировки коммунальных услуг каждой конкретной ресурсоснабжающей организации.

В частности, значительную долю в структуре тарифа на тепловую энергию занимает топливная составляющая, которая зависит от вида и цены используемого топлива (стоимость жидкого и твердого топлива, как правило, существенно выше природного газа). Не менее важными факторами, оказывающими существенное влияние на себестоимость производства и реализации тепловой энергии, являются: уровень загрузки источника тепловой энергии (ТЭЦ, котельных), и, как следствие, при низком уровне загрузки – более высокие удельные нормы расходы энергоносителей, а также конструктивные особенности и плотность застройки жилья, обуславливающие соответственно различные величины тепловых нагрузок и потерь тепла.

В целях формирования условий для снижения уровня издержек, повышения заинтересованности организаций коммунального комплекса в их снижении, энергосбережении, повышении энергетической эффективности, а также обеспечения требуемого уровня инвестиций в коммунальной сфере в настоящее время на уровне федеральной исполнительной власти осуществляется ряд мер, направленных на переход к долгосрочному тарифообразованию. Данные меры позволят в среднесрочной перспективе значительно замедлить темпы роста тарифов организаций коммунального комплекса.

Вместе с тем, тариф является лишь одной из составляющих платежа за коммунальную услугу. Не менее значимое влияние на уровень платы оказывает величина объема услуг, которая может определяться по приборам учета, либо в их отсутствие с использованием утвержденного норматива потребления коммунальных услуг.

Нормативы потребления коммунальных услуг, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Данные мониторинга утвержденных органами местного самоуправления нормативов свидетельствуют о значительной дифференциации нормативов потребления коммунальных услуг, как между субъектами Российской Федерации, так и между муниципальными образованиями внутри одного субъекта Российской Федерации.

Необходимо отметить, что, несмотря на то, что существует общий алгоритм и установленные методы расчета, нормативы, утвержденные органами местного самоуправления для одинаковых по всем параметрам (конструктивным особенностям, территориальным факторам и др.) зданий в различных муниципальных образованиях могут отличаться в разы. Учитывая, что норматив потребления коммунальных услуг имеет физический смысл и в первую очередь зависит от конструктивных особенностей зданий и климатических условий, сильная дифференциация внутри конкретного субъекта Российской Федерации говорит о разнообразии в подходах к регулированию нормативов органами местного самоуправления при определении и утверждении нормативов.

Согласно требованиям законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, данный фактор должен быть полностью нивелирован к 2013 году при полном переходе на оплату коммунальных услуг по приборам учета. Вместе с тем, в целях обеспечения единообразия в подходах к определению нормативов потребления коммунальных услуг на территории субъектов Российской Федерации целесообразным выглядит на период 2010-2012 гг., то есть до момента повсеместного установления приборов учета, передать полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг на уровень субъектов Российской Федерации.

Также следует отметить, что в коммунальной отрасли существует разрыв между установленными тарифами для населения и их экономически обоснованным уровнем (так называемое «перекрестное субсидирование»). Одномоментная ликвидация перекрестного субсидирования, как это происходит в ряде муниципальных образований, приводит к значительному росту тарифов для населения, также является дополнительным фактором роста платежей ЖКХ.

Необходимо и проанализировать влияние федеральных органов исполнительной власти на решение проблемы роста платы в сфере ЖКХ, ведь утверждение предельных индексов на уровне субъектов Российской Федерации способствует определению более сбалансированных подходов к утверждению предельных индексов по муниципальным образованиям, исходя из обеспеченности бюджетов муниципальных образований, уровня оплаты коммунальных услуг населением в каждом конкретном муниципальном образовании и социальных последствий при принятии того или иного решения.

Вместе с тем, на федеральном уровне функционирует система мониторинга и контроля за осуществлением государственного регулирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также эффективная система рассмотрения экономических споров, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности


Литература:

    1. Жилищный Кодекс РФ.

    2. Подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в Чувашской Республике.

    3. www: gilfond.21ru.net

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle