Библиографическое описание:

Барабанов Р. Е. Изменение общественного психоэмоционального состояния на фоне смены музыкальных эпох // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 48-51.

Современный мир стремительно развивается и вместе с ним развивается культура. Особую нишу в перечне духовно-культурных ценностей занимает музыка и музыкальная индустрия. На протяжении сотен тысяч лет эта ветвь духовного наследия человечества претерпевала значительные, а порою и кардинальные изменения. Без всякого сомнения, можно с уверенностью говорить о том, что эти преобразования не проходили мимо сознания общей массы и даже отдельно взятых его представителей. Впитывая в себя различные музыкальные жанры как молоко матери, человек, подобно ребенку, пропускал через себя все те эмоции и чувства, которые были присуще выбранному им направлению. Музыка оказывала непосредственное влияние на формирование взглядов, вкусов и культурно-нравственных идеалов человека. Как личность, он проявлял свой темперамент практически с тем же набором качеств, что и выбранная им музыка.

На данный момент нет достоверных данных касательно того, имеет ли музыка прямое влияние на онтогенез психологического состояния человека. Косвенные данные, полученные в результате ряда исследований, безусловно, указывают на неопровержимую связь. В ходе данной работы мы попытаемся представить доказательства того, что с ходом изменения музыкального предпочтения, стиля и направления меняется и самобытность человеческой психологии в масштабе целого социума.

Ключевое значение в любом музыкальном проекте играет направление, то есть тот жанр, в котором исполняются вокальная и инструментальная партии. Особое значение при этом имеют акустические данные вокалиста и стиля аранжировки. В этом аспекте применяются различные методы и средства, будь то электронная обработка или живое исполнение для реализации конкретной идеи. Вне зависимости от музыкального направления, первостепенную роль в восприятии человеком прослушиваемой музыки играет голос вокалиста. Для того, чтобы более подробно разобраться в этом, необходимо обратиться к акустике, как неотъемлемой части фониатрии. В акустике голос определяется как: совокупность звуков, производимых голосовым аппаратом человека и, основной задачей которого является – говорение и пение. Но, из этого следует лишь один вывод, что голос – это понятие физиологическое, так как он формируется под действием ряда факторов: дыхания, как основного, работы голосовых связок и резонаторов. Параметром же, который оказывает влияние на сознание и психику является звук. Физическое определение звука выглядит примерно так: это распространение колебаний воздушных волн в упругой среде. Наряду с этим, звук голоса имеет немного иную формулировку, а именно: колебание частиц воздуха, распространяющееся в виде вибрации волн сгущения и разряжения. При непосредственном восприятии психикой получаемой информации, необходимо учитывать акустические параметры речи:

  1. Высоту. Это субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок. Чем чаще колебания, тем выше голос (сопрано у женщин, контр-тенор у мужчин); чем реже колебания, тем ниже голос (контральто у женщин, баритон у мужчин). Измерения этого параметра проводятся в герцах.

  2. Диапазон. Это последовательность тона от самого низкого до самого высокого. Диапазон любого человека и исполнителя зависит от возраста, физического состояния и др. Различают рабочий (меняющийся в процессе речи) и динамический (максимальные индивидуальные возможности) диапазоны. Зачастую, певцы и вокалисты привлекают динамический диапазон к дуэту с рабочим.

  3. Сила звука (громкость). Это субъективное восприятие размаха колебательных движений. Размах колебательных движений (или амплитуда) зависит от силы подскладочного давления. Измеряется этот параметр в децибелах. Пение – более 100 дБ.

  4. Тембр. Это один из признаков окраски голоса, определяется силой вибрации, работой резонаторов. Необходимо отметить, что у женщин голосовые связки тоньше, поэтому количество вибраций больше и, соответственно, тембр голоса ниже. У мужчин же все в точности наоборот.

Далее, чтобы понять механизм восприятия, переработки и отражения поступающей музыкальной информации, необходимо разобраться в том, каким образом взаимодействуют внешняя среда и психика посредством слухового анализатора. Симбиотическая вокально-инструментальная волна, распространяясь в упругой среде, достигает наружного уха. Проход из наружного уха в среднее отделен барабанной перепонкой. Звуковая волна, ударяясь в барабанную перепонку, вызывает её колебания. В свою очередь барабанная перепонка заставляет колебаться молоточек, наковальню и стремечко, которые находятся в среднем ухе. Основной частью среднего уха является барабанная полость — небольшое пространство объемом около 1см³, располагающееся в височной кости. Здесь находятся три слуховые косточки, о которых говорилось ранее: молоточек, наковальня и стремечко — они передают звуковые колебания из наружного уха во внутреннее, одновременно усиливая их. Слуховые косточки, как самые маленькие фрагменты скелета человека, представляют цепочку, передающую колебания звуковой волны. Рукоятка молоточка тесно срослась с барабанной перепонкой, головка молоточка соединена с наковальней, а та, в свою очередь, своим длинным отростком — со стремечком. Основание стремечка закрывает окно преддверия, соединяясь, таким образом, с внутренним ухом. Полость среднего уха связана с носоглоткой посредством евстахиевой трубы, через которую выравнивается среднее давление воздуха внутри и снаружи от барабанной перепонки. При изменении внешнего давления иногда «закладывает» уши, что вызывает неприятное ощущение, а иногда и болевые ощущения. Именно по этой причине не рекомендуется прослушивание музыки на высокой громкости. Далее, звуковой импульс поступает во внутренне ухо. Там находится улитка, которая заполнена лимфатической жидкостью. Внутри улитка содержит перепончатый канал, также заполненный жидкостью. На нижней стенке перепончатого канала располагается рецепторный аппарат слухового анализатора человека. Как только рецепторы принимают сигнал из внешней среды, образуется нервный импульс, передающийся по афферентному звену в нервный центр коры больших полушарий головного мозга для идентификации, анализа и синтеза поступающей информации. Затем, уже на основании принятого в ЦНС решения, может посылаться моторный нервный импульс по нисходящему пути непосредственно к спинальным мотонейронам; спинальные мотонейроны инициируют ответ эффектора, то есть рабочего органа, который приводит психическую реакцию в действие.

Теперь, когда понятен механизм восприятия музыкального звука человеческим организмом, а в частности мозговыми центрами, мы попробуем разобраться, каким образом он воздействует на психику. Для этого понадобится обратиться к историческим наблюдениям и проведенным исследованиям. В них принимали участие люди в возрасте от 15-ти до 30-ти лет. Общее количество задействованных лиц было около сотни. Перед собой мы пытались поставить задачу такого плана: какое влияние музыкальное пристрастие оказывает на психологию человека, его поведение, настроение, характер и образ мышления. Целью была выбрана сравнительная характеристика психологического состояния общества 70-х, 80-х, 90-х годов и нового времени. Как и каким образом менялось сознание общества под влиянием меняющейся музыкальной эпохи.

При прослушивании музыки её ритм входит в резонанс с ритмом мозговых структур. Любая музыка, воздействуя на мозговые колебания, изменяет эмоциональное состояние слушателя, тем самым вольно или невольно вводит его в изменённое состояние сознания (транс). Одни мелодии делают это быстрее, другие медленнее. Большое значение здесь играет частота, амплитуда, ритмичность.

Прежде, чем давать оценку полученным результатам, нужно напомнить, что сила ответной психической реакции будет прямо пропорциональна силе поступающих импульсов, а они в свою очередь силе внешних раздражителей. Отсюда напрашивается следующий вполне логический вывод.

Москва, как огромный мегаполис, отличается разнообразием музыкальных вкусов и пристрастий населения. Каждое из живущих поколений предпочитает свое определенное музыкальное направление. Эта отличительная особенность относится не только к столице, но и ко всему многообразию городов России. Колорит при этом формирует само общество, являясь разноплановым и разрозненным в личностном музыкальном выборе. Поэтому, как следствие, 10% психологических особенностей каждого человека являются сугубо индивидуальными.

Нами не зря был выбран возрастной промежуток от 15-ти до 30-ти лет, так как в 15 лет психика подростка в пубертатном периоде весьма пластична и уязвима. Любой сильнодействующий фактор-раздражитель может вызвать изменения в эмоционально-волевой и поведенческой сфере. Проявляющиеся сдвиги в когнитивной сфере не заставляют себя долго ждать. В этот период личностного становления молодого и незрелого в физическом и психическом плане организма, необходимо с предельной тщательностью подходить к выбору прослушиваемой музыки. Зачастую с течением времени музыкальные пристрастия не изменяются и накладывают отпечаток на дальнейшее развитие и формирование человека как полноценной ячейки общества. Необходимо заметить, что музыкальные предпочтения не меняются в течение 15-ти летнего промежутка. Более понятно это можно выразить так: под влиянием общепризнанной музыкальной культуры, пятнадцатилетний подросток и тридцатилетний молодой человек будут проявлять схожие, родственные музыкальные вкусы. Далее идет новый виток развития музыкальной индустрии, и пропасть между музыкальными предпочтениями между точкой угасания и точкой зарождения будет оцениваться в один год, а между точкой угасания музыкальных вкусов одной эпохи и точкой угасания другой в пятнадцать лет (то же самое и с точками зарождения и присущими им возрастами). То есть, у подростка семнадцати лет и человека тридцати двух лет будут уже совершенно иные, непохожие по большей мере музыкальные вкусы. Указанный выше пресловутый пятнадцатилетний промежуток, объединяющий общую массу людей на основании схожих музыкальных признаков можно обозначить как – прогрессивный Т-фактор.

В настоящий момент фундаментальное значение в оказании влияния на поведенческую модель молодого человека играют следующие музыкальные направления: рок, металл, рэп, rnb, популярная музыка и электро-дэнс. Начав формироваться ещё в конце 80-х годов – начале 90-х, эти ветви музыкальной индустрии стремительно завоевывали признание среди широкой массы слушателей. Однако, не стоит считать, что жанр рока или металла, например, представляют собой нечто застывшее и непереходящее. Как и любой живой организм, созданный руками человека, он имеет тенденцию к развитию и самоусовершенствованию, что приводит в конечном итоге к появлению различных ветвей этого музыкального направления. В качестве наглядного примера мы можем взять рок и его ветви: готик-рок, тяжелый рок, классический рок, рок-металл, поп-рок, панк-рок и т.д. Если брать в рассмотрение все эти узкоформатные аспекты, то данное исследование не ограничится только областью психологии, а уйдет ещё в глубочайшие дебри социологии, теологии и психолингвистики. Поэтому мы берем понятия этих жанров в широком смысле осознания на основании общих признаков между ответвлениями отдельно взятого жанра.

В ходе эксперимента нами был проведен опрос и наблюдение за стационарным состоянием испытуемых и его изменением под действием различных музыкальных направлений. Были выявлены следующие диспозиции: состояние покоя, нарушенное действием музыкальных ритмов, таких как рок и металл, перетекало в возрастающее эмоциональное возбуждение, появлялось чувство агрессии, склонности к дивиантному поведению, перетекающее при увеличении силы раздражения (то есть, при усилении и добавлении громкости и смены инструментального сопровождения) в пограничное патологическое дивергентное состояние. Особое влияние имело текстовое наполнение и стиль аранжировки. Так, например, при неоднократном прослушивании готик-рока возникали пассивные суицидоподобные формы мышления. Не последние место в психическом восприятии имеет и визуализация прослушиваемой музыки, так как одновременный просмотр клипа или видео ролика вдвойне усиливает эффект. Прослушивание такой музыки влияет на формирование культурно-нравственных ценностей и общественно-моральных поведенческих норм. Нельзя, конечно, сказать, что сторонниками, например, субкультуры или панк-рок культуры становятся под воздействием только одной музыки, но как один из факторов психического влияния, она, безусловно, вносит свою немаловажную лепту. Контингент, прослушивающий исключительно такую музыку, потенциально является административным, гражданским и менее редко уголовным правонарушителем. Выбранное музыкальное направление в свою очередь оказывает влияние на стиль и манеру общения, делая её отчужденной и грубой. Формируется нейтральное, демоническое или безразличное отношение к происходящему.

Диаметрально противоположное воздействие оказывала классическая музыка, джаз-блюз и электро-дэнс. Резкой смены настроения и поведенческой реакции не наблюдалось. Испытуемые переходили в состояние ностальгии, умиротворения, спокойствия. Сложно говорить о том, вызывается ли при этом некая заторможенность ответной психической реакции, поскольку явных признаков этого не наблюдалось. Отличительной чертой данного числа слушателей являлось то, что в психо-эмоциональной сфере это отзывчивые, миролюбивые и доброжелательные люди, но с меньшей волевой выносливостью, чем те, кто является представителем панк-рок культуры. Об этом свидетельствует дополнительно проведенный графологический метод исследования.

Особую касту музыкальных слушателей представляют те, кто является поклонником реп, rnb и поп индустрии. В ходе эксперимента было установлено, что схожие в купе своей ритмы этих музыкальных направлений вызывали у испытуемых повышение тонуса, чувство эйфории, беззаботности. Такие люди чаще всего относятся к жизни так же легко, не акцентируя и не заостряя свое внимание на каких-то отдельных незначительных мелочах и неудачах, постоянно двигаясь вперед, зачастую весьма резкими и стремительными шагами. Таким личностям присуща особая характерная черта: у них много увлечений и сделать выбор в пользу чего-то одного весьма сложно. Они берутся с энтузиазмом за какое-то дело, но в виду своей разбросанности могут не довести его до конца и остановиться на полпути.

Историческая справка говорит нам о том, что в 70-е – 80-е годы прошлого столетия, когда ведущими направлениями в музыкальной индустрии были эстрадная музыка и диско, менталитет в контексте целого общества был совершенно иным. Это определялось в какой-то степени и идеологической пропагандой того времени, которая диктовала свои законы и стилистическую модель. Ослабление идеологии в СССР в 80-е годы позволило внедриться в культуру советского общества новому музыкальному направлению – диско-дэнсу, которое под влиянием уже российского зародышевого музыкального прогрессирования опошлилось и превратилось в предмет манипуляции подростковыми умами, провоцируя тем самым возрастающие беспорядочные половые связи и нравственную деградацию. Об этом свидетельствуют и тексты песен того времени. Конечное влияние на уничтожение советской морали оказали несформированные панк, рок и реп культуры.

Нельзя говорить о том, что представители того или иного музыкального направления обладают определенным набором эмоционально-волевых качеств, так как в чистом виде не существует людей, которые слушали бы исключительно рок, реп или популярную музыку. В некоторых случаях это личности либо со смешанными интересами, где нет преобладающего направления, либо личности, в выборе которых превалирует то или иное музыкальное направление. Поэтому, как рекомендация, прослушивая разные музыкальные стили необходимо развивать всестороннюю личность. Но к выбору музыкального жанра подходить нужно со всей ответственностью и сознательностью, ибо он на определенную долю процента оказывает влияние на формирование темперамента, внешних морально-нравственных и внутренних культурных ценностей человека. Свой выбор необходимо отдавать в пользу хорошей и качественной музыки.


Литература:
Влияние музыки на мозг человека. Джон Кейдж, 1937г. По материалам зарубежной печати. Автор статьи: Gennady Garin Практическая психология. Влияние музыки на психику. Доналд Кэмпбелл (Donald Campbell), основатель Института музыки, новатор в области музыкотерапии. Шевцов А. Н. Воздействие музыки на человека / Транс-технологии / Нарко зомби, биороботы, 2010 год.
  1. к.п.н. Алиса Самбурская, ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ МУЗЫКА? МУЗЫКА И МОЗГ, 2008-2010

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle