Библиографическое описание:

Саратова Л. М. Психолого-педагогические особенности подростков с особыми образовательными потребностями // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 102-104.

Подростковый возраст (англ. Teenage period, adolescence) – период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Границы подросткового возраста совпадают с обучением детей в 5-8-х классах средней школы и охватывают возраст от 11-12 до 14-16 лет. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период: физического, умственного, нравственного, социального.

Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.

П.Я. Трошин, тщательно проанализировал различия в перцептивных, мнемических мыслительных процессах у детей с умственной отсталостью и здоровых детей, отмечает «между нормальными и ненормальными детьми нет разницы, те и другие люди, те и другие дети, у тех и у других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в способах развития» [5 ].

Переход к периоду младшего подросткового возраста сопровождается резкой ломкой психики, получивший название “подросткового кризиса”, когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками (по Д.Б. Эльконину – интимно-личное общение), психологическое отдаление от взрослых, с частыми конфликтами.

Психическая деятельность человека носит опосредованный характер. Поэтому индивидуально-возрастные особенности младших подростков опосредованы культурно-исторической средой, в которой они живут и развиваются, с вытекающими из нее условиями обучения и воспитания, носят временно пространственный характер. Так, например, Пиаже считал, что логические операции развиваются у детей только к 11-12 годам. Исследования Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова показали, что при изменении условий обучения, меняются возрастные границы и формы психического развития детей [8].

Таким образом, индивидуально-возрастные особенности младших подростков обусловлены:

  • особенностями биологического развития организма;

  • культурно-исторической средой, как сферой их роста и развития;

  • условиями обучения и воспитания;

  • резервами индивидуального развития.

Причем процесс развития индивидуально-возрастных особенностей носит поступательный характер.

Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие, не только от окружающей подростка среды и условия воспитания, но и от особенностей организма или личности. Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок [1]. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества Важнейшей особенностью младших подростков является постепенный отход их от прямого копирования, оценок взрослых к самооценки, приобретается в ходе особой деятельности –самопознание. В младшем подростковом возрасте (11-12 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка. Присущая подросткам этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, художественная, трудовая. При выполнении этих видов полезной деятельности у младших подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым [6]. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». Один из ведущих исследователей подростничества Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что социальное созревание человека, структурирование его самопознания и самоопределения как активно действующего субъекта определяется трансформацией общей позиции «Я по отношению к обществу» на две приходящие на смену друг другу позиции «Я в обществе» и «Я и общество» [7]. Подростковый возраст – это возраст “пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности”. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог.

С общим ростом сознательного отношения к действительности заметно усиливается сознательное отношение к учению. Существенные знания при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание или неуспехи в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у учащихся бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудные учебные задания. Наоборот, благоприятной ситуацией учение для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие. «Желание хорошо учиться, - утверждал В.А. Сухомлинский, - приходит только вместе с успехом в учении. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями»[1]. «Активность младшего подростка не та, что у младших школьников. Его привлекает теперь не столько сам процесс деятельности, сколько цель и ее результат. Он уже не просто собирает макулатуру или приводит в порядок библиотечные книги, а стремится сделать это как можно лучше, не просто любит читать, а выбирает самые “героические” книги, те, в которых описаны подвиги, приключения. Он становится мечтателем, романтиком. Он углублен в свои переживания, интересы. Он то энергичен, деятелен, весел, то вдруг вял, пассивен, мрачен» - пишет кандидат педагогических наук В. Лапик.

Когнитивное развитие – развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Когнитивные теории обучения в трудах Пиаже и его последователей, развивая апперцептивную теорию, предпосылали обучению возбуждение интереса, затем давали материал для предварительного усвоения условий задачи. В России эффективные методы образования выросли на почве когнитивной теории Выготского и его учеников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). В концепции подчёркивается значение дедукции в формировании понятий. Технологии проблемного обучения разработали М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер и др.

В соответствии с теорией интеллекта Жана Пиаже интеллект человека проходит в своем развитии несколько основных стадий. От рождения до 2 лет продолжается период сенсо-моторного интеллекта; от 2 до 11 лет – период подготовки и организации конкретных операций, в котором выделены подпериоды дооперационных представлений (от2 до7 лет) и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет); с 11 лет приблизительно до 15 длится период формальных операций.

С точки зрения периодизации Э. Эриксона, психическое развитие индивида, формирование «идентичности» проходит через ряд психосоциальных кризисов (5)На каждом из нормативных кризисных этапов происходит выбор позитивного либо негативного варианта развития определенных личностных черт, определяющих в дальнейшем жизненную позицию человека, его отношение в социуме.

Л.С. Выготский и его последователи доказали, что развитие человека на протяжении всей жизни происходит постоянно и дискретно. Интенсивность познания мира, вхождение в него различна на разных этапах жизни человека. Процесс развития связан с сензитивными периодами. Наступление сензитивного периода определяется функциональным созреванием мозговых структур, внутренних связей, необходимых для реализации механизмов тех или иных функций. Каждая функция имеет ограниченное время для своего развития. Задача той или иной функции - помочь ребенку устанавливать связь со средой, обеспечивать себе жизнеспособность в ней, познавать окружающий мир. Функция развивается по мере ее привлечения и активизации. Функции входят в свои фазы развития в разное календарное время с индивидуальными различиями для каждого ребенка.

С.Л. Рубинштейн: «У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Разные дети и развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально различные ступени развития» [4]. Возраст не определяет стандарты психического развития. Возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных, в единстве с ними. При этом, чем ребенок старше и чем процессы сложнее, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия. Дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах возрастного развития.

В целом развитие организма у детей протекает неодинаково и зависит от:

  • воспитания и обучения,

  • активности самого ребенка,

  • среды,

  • наследственности.

Роль и соотношение внутренних (наследственность) и внешних (среда, воспитание) факторов и становление личности человека, движущих сил его психического развития по-разному рассматривается представителями разных теорий. Жан Пиаже считает, что развитие совершается само собой (спонтанно) и в соответствии со своей внутренней логикой. А воспитание должно следовать за развитие. Как бы «идет в хвосте развития». (Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии.). Учитель должен считаться с тем уровнем развития ребенка, которого он достиг. И приспосабливать методику обучения к достигнутому уровню развития.

Интересующий нас возраст условно можно разделить на два подпериода. Первый – собственно подростковый возраст (11-15 лет) и второй – юность (16-19лет). Подобное разделение в значительной степени объясняется особенностями не только физического, но и когнитивного развития. Развитие познавательных процессов, и особенно интеллекта, в подростковом возрасте имеет две стороны – количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере. [2]. Познавательный интерес, прежде всего, можно охарактеризовать как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств. Это сложное отношение, по выражению С.Л. Рубинштейна, носит двухсторонний характер. В нем в единстве выступает объект интереса, то есть явление, предмет, научная или учебная область, которая несет в себе привлекающие стороны, и познавательная, избирательная направленность самой личности. «Интерес,- пишет С.Л. Рубинштейн,- принимает характер двухстороннего отношения. Если меня интересует какой-либо предмет, это значит, что этот предмет для меня интересен! [4].

В подростковом возрасте, сензитивном для целого ряда новообразований, активно формируется новый уровень самосознания, что делает возможным осмысленное конструирование своего мировоззрения, системы ценностей и Я-концепции, подростка с сохранным здоровьем и ограниченными возможностями. (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, И.С. Кон, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон).


Литература:

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности Воронеж, 1995.

  2. Мир детства: Подросток/ По ред А.Г.Хрипковой. М.,-1982

  3. Реан А.А. Психология подростка М. 2003

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М: Учпедгиз, 1940

  5. Трошин П.Я. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. 1916.

  6. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте/ Вопросы психологии.-1988. №6, с 32.

  7. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. М., 1997.

  8. Эриксон Э. Детство и общество. СПб 1996.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle