Библиографическое описание:

Пулотов Ф. У. Исследование профессиональной художественно-творческой подготовленности будущих педагогов изобразительного искусства // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 172-174.

This article is dedicated the fine art of future pedagogic skill for preparing the picture, the painting, the composition subject and its educational technology at the educational establishments.

Успех подготовки будущих педагогов изобразительного искусства и решения профессиональных задач зависит от того, как выполняют свои функции педагогический коллектив и как творчески поставлены занятия по рисунку, живописи, композиции. Поэтому ведущая роль в управлении учебным процессом в вузе принадлежит преподавателю. Он является ведущей фигурой всей систе­мы, основным субъектом учебно-воспитательного процесса. От его профессионального мастерства, прежде всего, зависит эффективность решения целей и задач обучения и воспитания.

Рассматривая концепцию о ведущей роли педагога в работе со студентами как процесс решения профессиональных задач, необходимо отметить роль единства художественного и педагогического мастерства преподавателя в достижении целей по подготовке будущих учителей изобразительного искусства. Для того, чтобы осуществлять процесс обучения и воспитания студентов, преподаватель должен иметь высокий уровень художественно-педагогических знаний и умений, уметь осуществлять управление процессом обучения будущих учителей ИЗО в плане их профессиональной художественно-творческой подготовленности. При проведении занятий по рисунку, живописи, композиции на протяжении всего периода обучения студента в вузе педагог должен помнить, что его основная цель - подготовить не просто преподавателя для профессионального колледжа или общеобразовательной школы, а педагога-художника, т.е. учителя изобразительного искусства с высокими психолого-педагогическими и методическими знаниями по специальности. Необходимо подчеркнуть, что в процессе занятий по специальным дисциплинам преподаватель должен решать как дидактические, так и воспи­тательные задачи. Наиболее успешно эти задачи будут решаться при условии создания учебно-творческой атмосферы на занятиях, и очень важно, чтобы преподавателю и студентам были ясны и понятны цели их деятельности. Педагог в результате активной творческой ра­боты должен вызывать у студентов своеобразных стимулов к активизации учебной и творческой деятельности, в процессе которой происходит более полное усвоение ими студентами знаний, разработка умений и навыков, опираясь на которые, они в будущем твор­чески станут решать сложные задачи обучения и воспитания молодежи. Следовательно, взаимоотношения между преподавателем и студен­тами, возникающие в живом педагогическом процессе, создают благо­приятные условия профессионального становления будущих учителей.

В процессе формирования профессионально-педагогических умений будущего учителя изобразительного искусства данная личность может выступать не только объектом, но и субъектом собственного воспитания и раз­вития. Как показывает исследования последних лет, под­линное воспитание личности будущего художника-педагога во многом зависит от преподавания специальных дисциплин, взаимосвязь учебных и творческих постановок и необходимость самообразования и самовоспитания. Самовоспитание, таким образом, является важным компонентом становления будущего учителя изобразительного искусства как художника педагога. Следовательно, воспитание и само­воспитание студентов на занятиях по спец.дисциплинам имеет одну общую задачу-формирование личности педагога, его профессиональ­но-педагогических умений.

Подготовка будущего художника-педагога в процессе освоения спецпредметов, в частности, на занятиях по рисунку, живописи, композиции должна влиять на все виды деятель­ности студента (познавательную, коммуникативную, творческую, кон­структивную, организаторскую и т.д.), формировать его личность максимально приближенной к структуре предстоящей деятельности учи­теля изобразительного искусства в образовательном учреждении.

Как показывают проведенные исследования и наблюдения работы педагогов, наиболее часто встречаю­щимися трудностями при проведении студентами-практикантами уроков изобразительного искусства, являются: программирование своих дей­ствий, выполнение педагогических рисунков, конструктивные постро­ения. Давая научные основы последовательности выполнения учебных рисунков школьникам, учителя-стажеры не могут показать четкой последовательности выполнения этапов рисунка и живописи. Им очень сложно также совместить выполнение рисунка с изло­жением учебного материала. Наблюдения также показывают, что учителя-стажеры испытывают затруднения в организации учебных постановок. По­становки не выразительны, усложнены, не учтены возрастные особен­ности учащихся, их интересы и возможности. Натюрморты ставятся в большинстве случаев выше линии горизонта и на близком расстоянии от рисующих. При таком положении они не входят в поле зрения уча­щихся, следовательно, отсутствует цельность восприятия натюрморта. Вследствие этого ученик в процессе работы меняет точку зрения, ри­сунок выполняется по частям и с грубыми ошибками в построении. Сту­дент слабо владеет педагогической техникой, в частности, не раз­вита речь. Необходимо также отметить трудности, связанные с оцен­кой работ учащихся, и оценке детских рисунков они больше полагают­ся на свою интуицию (хотя мы не отрицаем полностью и значение ин­туиции), чем на выработанные в методике критерии оценок.

Результаты анкетирования студентов 4-го курса направления «Изобразительного искусства и инженерной графики» факультета «Санъат» Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами (50 студентов) после прохождения ими педагогической прак­тики подтвердили наши наблюдения. Распределение степеней труднос­ти (22 студента, в 44 %) по художественно-педагогическим умениям следующее:

-умение планировать свою деятельность и деятельность детей – 30 студентов 60 %;

-умение выполнять педагогический рисунок на классной доске с одновременным из­ложением теоретического материала – 30 студентов 60 %;

-умение объективно оценивать работу учащегося - 21 студентов 42 %;

-умение владеть голосом и интонацией - 30 студентов 60 %;

-умение организовывать учебную постановку – 32 студента 64 %.

Анализируя причины, порождающие дидактические и методические трудности практикантов, мы установили, что студенты часто не мо­гут соотнести теоретические знания с практическим решением художественно-педагогических задач.

Это значит, начиная с первых заданий в ВУЗе долж­ны проводиться конкретные установки педагогом на осознанное решение студентами как художественных, так и педагогических вопросов в процессе выполнения рисунка, живописи и композиции.


Литература:

  1. Кузин В.С. Психология.- М.: Высшая школа, 1982.

  2. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе – М.: Просвещение, 1977.

  3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- Москва: Просвещение, 1974.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle