Библиографическое описание:

Шавкеро А. Б. Соотношение понятий «парламент» и «парламентаризм» // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 30-33.

Истории известны разнообразные сочетания форм государства и политических режимов, многочисленные системы государственных органов и их полномочия, различная степень участия народа в государственно-общественных делах. При этом следует отметить, что на протяжении длительного времени, начиная с древнейших времен и заканчивая настоящим временем, темой исследований многих ученых-правоведов, а также политических деятелей была идеальная модель государственного устройства, при которой соблюдался бы баланс всеобщего и личного блага, общенациональных и индивидуальных интересов. Одной из таких форм являлась парламентская форма представительного правления. Она сложилась по мере роста народонаселения и усложнения социальной структуры, когда прямая и плебисцитарная демократия стали неэффективными.

В преддверии выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации вопрос о воплощении истинного значения парламентаризма в России вновь становится актуальным. В связи с этим представляется интересным рассмотреть соотношение понятий «парламент» и «парламентаризм».

К примеру, А.Х. Саидов рассматривает парламент как «широко распространенное политико-правовое явление современности» и как «уникальный древнейший институт государственной структуры современной государственности» [16, c. 3], присущий большинству государств мира.

Термин «парламент» латинского происхождения и означает «говорильня», «собеседование». Ранние формы парламентов появились в XII-XIII вв. и назывались испанские кортесы и английский парламент [18, c. 9]. В юридической литературе упоминаются также исландский Альтинг, Народное собрание и Совет пятисот в Афинах, «трибутные собрания представителей» в Риме. «Первые ростки народного представительства и образцы представительных органов, статус, порядок формирования и распределение полномочий которых были взяты за основу парламентского строительства многих стран мира, зародились именно там» [11]. В.Е. Чиркин утверждает, что парламент, в современном понимании слова, появился в Великобритании в XIIIXIV вв. [19, c. 103]. Несколько позже возникли сословные и сословно-представительные учреждения, ставшие неотъемлемой частью государственного механизма почти во всех странах Западной и Центральной Европы, где они в процессе эволюции и революций развились в представительные учреждения современного типа или были ими заменены [17, c. 95].

В настоящее время понятие «парламент» означает избираемый населением страны представительный орган, носитель законодательной власти, неотъемлемый институт демократического государственного строя. К примеру, В.Е. Усанов рассматривает парламенты как представительные, коллегиальные, выборные органы власти, наделенные непосредственными и исключительными полномочиями законодательной деятельности [18, c. 10-11]. Другими словами, современный парламент – это общегосударственный, представительный орган, чья главная функция в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Парламент представляет собой высший представительный орган, состоящий из одной или двух палат, одна из основных задач которого состоит в принятии законов [19, c. 192].

Наряду с законодательной функцией, парламенты имеют ряд других функций: утверждают годовой бюджет и осуществляют контроль органов исполнительной ветви власти. При этом парламент и его палаты не могут не участвовать в решении вопросов внутренней и внешней политики страны, что собственно предполагается их представительной природой.

Таким образом, парламент – это сложный многоэлементный механизм, имеющий разнообразные связи и отношения с другими институтами власти в механизме государства, отражающий представительную природу своего формирования в принятии законов, регулирующих отношения внутренней и внешней политики страны, а также осуществляющий контроль за реализацией законов исполнительной властью, в том числе и в международных отношениях.

С понятием «парламент» тесно связано понятие «парламентаризм». В связи с этим интересна точка зрения С.А. Авакьяна, который подчеркивает, что наличие парламента, представляющего интересы народа, осуществляющего законодательную функцию, участвующего в верховном руководстве делами государства указывает на наличие парламентаризма [2, c. 385]. Для констатации парламентаризма необходимо чтобы: во-первых, депутаты должны иметь определенный социальный статус (профессионально заниматься представительской деятельностью, имея депутатское жалованье); во-вторых, парламент должен иметь четко фиксированные задачи и полномочия (принимать законы, утверждать бюджет государства, определять его доходы и расходы, влиять на осуществление внутренней и внешней политики государства, участвовать в формировании органов государственной власти и осуществлять парламентский контроль в отношении этих органов); в-третьих, для парламента должны быть установлены определенные формы, методы и стиль работы (коллегиальное осуществление задач в рамках пленарных заседаний, в комитетах, фракциях, комиссиях и т. п. с использование процедур прений, запросов депутатов, дискуссий, дебатов) [1, c. 26-29].

При этом нельзя не отметить тот факт, что в политологической и правовой литературе понятие «парламентаризм» понимается неоднозначно в силу его дуалистической политико-правовой природы и содержательной структуры. В парламентском праве парламентаризм рассматривается как особая система организации государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка [13, c. 5, 385]. В Большом энциклопедическом словаре: «парламентаризм – это система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательной и исполнительной властей при привилегированном положении парламента» [5, c. 469]. Один из ведущих специалистов по конституционному праву М.В. Баглай определяет парламентаризм как государственный строй, основанный на верховенстве парламента в системе органов государства [4, c. 469]. И.П. Рыбкин определяет парламентаризм более широко: политическая система, «где суверенная воля народа находит свое воплощение в избираемом на основе всеобщего и тайного голосования, в условиях многопартийности и разделения властей высшем представительном учреждении, которое осуществляет законодательную деятельность и контроль за органами исполнительной власти и гарантирует защиту интересов как большинства, так и меньшинства граждан» [15, c. 4]. Н.Г. Аванесова определяет «парламентаризм как организацию государственной власти, в которой структура, полномочия парламента, его роль и место в системе государственных органов определяется особенностями истории развития страны» [3, c. 148]. Но что примечательно – в Конституции Российской Федерации (важнейшем законе государства) термин «парламентаризм» вообще не упоминается.

Из изложенного видно, что при толковании понятия «парламентаризм» употребляются различные характеристики: система управления обществом; форма представительной демократии; демократический механизм реализации интересов определенных групп населения и другие [9, c. 83-94]. Данное понятие отображает, с одной стороны, положение парламента в механизме разделения властей, а с другой – принципы функционирования и устройства парламента.

Следует подчеркнуть, что парламент и парламентаризм – понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента, отвечающего определенным характеристикам. Парламентаризм возникает и существует только тогда, когда парламент наделен законодательными полномочиями, полномочиями избрания правительства, контроля за его деятельностью и деятельностью нижестоящих органов исполнительной власти, их отставки, а также отставки президента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих элементов относятся, прежде всего, разделение властей, представительность и законность [12, c. 4-5].

Если попытаться дать развернутое и всеобъемлющее определение парламентаризма, то оно будет выглядеть следующим образом. Парламентаризм – это система политической организации государства, складывающаяся как результат соответствующей конституционно-правовой практики, элементами которой являются: верховенство закона; разделение властей при четком распределении законодательных и исполнительных функций; высшее представительное и законодательное учреждение –парламент – избираемое на основе всеобщего и тайного голосования в условиях многопартийности; привилегированное положение парламента по отношению к другим органам государственной власти, проявляющееся, в частности, в исключительных законодательных полномочиях, а также полномочиях избрания правительства, контроля за его деятельностью и деятельностью органов исполнительной власти; высокая политико-правовая культура граждан государства.

Подытоживая вышесказанное, необходимо обратить внимание на то, что в работах российских ученых исследуется, прежде всего, его содержание и варианты его воплощения в российскую действительность.

По мнению О.И. Бурлакова, парламентаризм можно рассматривать в трех аспектах:

Во-первых, это идейно-теоретическая концепция, лежащая в основе научного обоснования необходимости парламента как института и его основных функций.

Во-вторых, это реальный политико-правовой институт, характерный для государства с разделением властей и воплощающий в себе единство представительной и законодательной власти в обществе.

В-третьих, это еще и расширение власти парламента, и образование парламентского правительства, в случае парламентской республики с соответствующим видом исполнительной власти[6].

Рассмотренные аспекты тесно взаимосвязаны, при этом понятие парламентаризма следует рассматривать с учетом исторической обусловленности. Представляется сомнительным утверждение, что «парламентаризм существует лишь в государствах, где имеется парламент, наделенный не только законодательными, но и органообразующими и контрольными полномочиями» [7, c. 19]. При наличии парламента может не быть парламентаризма как системы правления.

Иначе говоря, парламентаризм возникает и существует лишь тогда, когда парламент наделен полномочиями принятия законодательных актов, избрания правительства, контроля над его деятельностью и другими органами исполнительской власти, их отставки, а также отставки президента [14, c. 213].

Таким образом, лишь при верховенстве парламента как основного признака парламентаризма можно говорить о самом парламентаризме, где исключается соперничество между законодательной и исполнительной ветвями власти и обеспечивается единство народного представительства на государственном уровне, как при решении внутригосударственных задач, так и во внешнеполитической сфере.

На современном этапе глобализация международной жизни предполагает эффективность управления международными процессами для всеобщего блага и, прежде всего, по обеспечению международной безопасности, на основе базовых принципов и императивных норм с участием всех государств мирового сообщества. Российская Федерация не исключение. Она является активно действующим субъектом в управлении международными отношениями в лице соответствующих компетентных высших органов государственной власти. Более того, за последнее время в сфере международной деятельности роль российского парламента значительно усилилась. В.Н. Лихачев указывает, что российские парламентарии, преследуя национальные интересы страны, осуществляют свою деятельность с учетом международных потребностей и запросов других государств [10, c. 213-308]. Помимо ежегодной ратификации до полусотни международных договоров парламентарии России активно сотрудничают с парламентами других стран через официальные парламентские делегации Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, участвуют в работе межпарламентских организаций, а также в работе специальных комитетов, комиссий и Межпарламентской группы Российской Федерации.

При этом в отличие от законодательной как важнейшей внутригосударственной функции во внешнеполитическом сфере представительная функция национального парламента является весьма важной, поскольку именно через нее народ (суверен) имеет возможность менее опосредованно, чем через государственные органы исполнительной власти, общаться с другими народами. Следовательно, международная деятельность национального парламента является формой народного представительства в сфере международных отношений [8, c. 3].

Также следует отметить, что парламенты современных государств являются и внешнеполитическими органами, поскольку наряду с выполнением традиционных функций участвуют и в международной деятельности, влияя на внешнюю политику страны через законотворческую деятельность (принятие бюджета и законов, регламентирующих внешние сношения), ратификацию международных договоров и участие в назначении должностных лиц государства, прямо или опосредованно выполняющих внешнеполитические задачи [16, c. 5].

Учитывая вышеизложенное, можно надеяться, что после выборов в Государственную Думу российского парламента его деятельность будет осуществляться во всем спектре представительских, законотворческих, контрольных функций, а также и в международной сфере, что является важным связующим звеном между народом России и народами других стран.


Литература:
  1. Авакьян С.А. Федеральное Собрание – парламент России. – М.: российский юридический Издательский Дом, 1999.

  2. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – В 2 т. Т. 2. – М.: Юристъ, 2006.

  3. Аванесова Н.Г. Современный российский парламентаризм как сложный социальный феномен. // Российский парламентаризм: история и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции. / Науч. Ред. А.А. Вартунян. – Армавир: Шурыгин В.Е., 2008.

  4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. – М.: Норма, 2004.

  5. Большой энциклопедический словарь. – М., 1977; (http://slovari.299.ru).

  6. Бурлаков О.И., Рязанцев И.И. Парламентское право России: Курс лекций. / Под общ. ред. докт. юрид. наук О.И. Бурлакова. – М.: Юстицинформ, 2007. Лекция 1.

  7. Гранкин И.В. Парламент России. – М.: Издательство гуманитарной литературы. 2001.

  8. Джалилов М.Х. Возникновение и развитие межпарламентских отношений республики Таджикистан в годы национальной независимости: Автореферат дис. к.и.н. – 07.00.02 – Душанбе, 2006.

  9. Евзеров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России // Общественные науки и современность. - 1999. - № 1.

  10. Лихачев В.Н. Современные проблемы мироуправления: Российский подход. – М.: Вече, 2009.

  11. Мачульская И. Парламентаризм «И опыт, сын ошибок трудных…» (к 100-летию Государственной Думы). 2006 г. - http://www.senator.senat.org/senat.html.

  12. Миронов О.О. Истоки российского парламентаризма. // Представительная власть. - 1996. - № 4-5.

  13. Парламентское право России. / Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. – М., 1999.

  14. Романов Р.М. Понятие и сущность парламентаризма // Социально-политический журнал. - 1998. - № 4.

  15. Рыбкин И.П. Становление и развитие парламентаризма в России: автореф.дис. … д-ра полит.наук. – М., Институт государства и права, 1995.

  16. Саидов А.Х. Национальные парламенты мира: энциклопедический справочник. – М.: Волтер Клувер, 2005.

  17. Страшун Б.А., Рыжов В.А. Законодательная власть: Парламент. / Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М., 1995. Т. 2.

  18. Усанов В.Е. Становление и развитие парламентаризма в России: историко-правовое и критическое исследование. Монография. – М.: ООО Издательство «Элит», 2008.

  19. Чиркин В.Е. Законодательная власть / В.Е. Чиркин. – М.: Норма, 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle