Автор: Фомина Юлия Игоревна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (34) ноябрь 2011 г.

Библиографическое описание:

Фомина Ю. И. Содержание этнических представлений современной российской молодежи // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 129-139.

Общества транзитивного типа, к которым относится и современная Россия, характеризуются этнотрансформационными и этноэволюционными процессами. В современном мире наблюдается возрастание интереса к этническим корням через обращение к традиционным ценностно-мировоззренческим началам предков, которые можно найти в межпоколенных стабильных общностях – этносах. Прогрессирующую этнизацию сегодня предлагают рассматривать в рамках общественных явлений (безработица, конфликты распределения, страх перед конкуренцией) [1,6].

Изучение этномолодежных проблем чрезвычайно важно и потому, что в период резкой смены социальных и ценностных ориентиров основными молодежными проблемами становятся центральные проблемы всего общества и, как правило, молодежь их острее ощущает и свободней выражает, то есть выступает как своеобразный индикатор социальной и национальной напряженности. Проблема формирования этноидентичности у студенческой молодежи становится особенно актуальной для тех регионов России, где исторически сложилась мультикультурная, полиэтническая среда [7,11].

Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 18-20 лет до примерно 30 лет. Молодость - время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи [5,9]. Существенные изменения происходят и в этническом развитии молодого человека. Данный возрастной этап рассматривается как решающий период развития этнического самосознания, его упрочения и закрепления. В данный период этническое самосознание молодого человека расширяет систему его представлений о мире, укрепляет его место в нем. Этническая самоидентификация в этом возрасте формируется по принципу: «Мы» «Они» [10, 14].

Этнические представления в данном возрасте будут сформированы четырьмя ведущими факторами [8,12,14,15]. Эти факторы когнитивно очерчивают окружающее пространство – материальное, социальное, психологическое – любого этноса:

1) культурно-исторический фактор включает определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически;

2) антропологический фактор основан на биологическом и генетическом родстве. Сюда можно отнести особенности физического строения людей, передаваемые по наследству и характерные для больших групп людей;

3) географический фактор учитывает факт географического соседства народов, отражающий совместный характер их проживания в пределах какой-либо определенной, чаще всего обширной территории;

4) национальный характер и психология объединяют специфические психологические черты, особенности восприятия мира и формы реакций на него, ставшие свойственными той или иной социально-этнической общности.

Наше исследование посвящено изучению содержательного наполнения образа своей национальной группы у российской молодежи. В проведенном исследовании приняли участие 90 молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет. Выборку составили молодые люди, имеющие определенный опыт непосредственного инокультурного взаимодействия – это необходимо для того, чтобы можно было в наибольшей степени актуализировать различия самого разнообразного плана при выделении специфики образа представителя своей национальной группы. Были использованы следующие методики [13]: 1) шкальный опросник О.Л.Романовой для исследования этнической идентичности (модифицированный вариант); 2) методика Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности; 3) методика изучения представлений о признаках родства со своим народом; 4) авторская методика «Этнические аттитюды».

Первоначально проанализируем шкалу значимости национальности для современной российской молодежи. Необходимо отметить, что в анализе ответов можно выделить две группы лиц по типу восприятия национальных особенностей:

1) лица, отличающиеся высоким уровнем значимости национальности и национальных вопросов (68%). Люди, относящиеся к данной группе, оценивают национальность как чрезвычайно важную категорию для оценки своего окружения; многие события, отношения и ситуации они рассматривают часто именно через призму национальных процессов. Нужно отметить, что представители данной группы далеко не всегда проявляют этническую нетерпимость, хотя в отношении некоторых национальных групп ее проявления можно увидеть довольно отчетливо;

2) лица, достаточно равнодушно или нейтрально воспринимающие национальные особенности (32%). Что касается лиц данной подгруппы, то они не уделяют национальной принадлежности как своей, так и чужой, особого внимания. Они уверены, что сегодня в мире все национальные группы размыты и перемешаны, вследствие этого национальная принадлежность не может рассматриваться как важный и необходимый признак оценки человека.

Первый вопрос, предлагаемый для анализа, – это вопрос о сохранении и развитии национальной культуры. Испытуемые первой подгруппы считают, что развитие и сохранение должно распространяться как на развитие культуры в целом, так и ее национальных вариантов, при этом необходимо сохранять национальные культурные компоненты всех национальных групп. Они отмечают, что национальные культурные традиции и ценности заслуживают особого внимания, поскольку являются важным фактором, определяющим национальную самобытность и помогающим группе объединиться. Однако, при этом молодые люди считают, что, несмотря на значение сохранности национальных культурных компонентов, национальные меньшинства должны сохранять ее только в пределах своей национальности и не выносить на всеобщее обозрение. Это можно объяснить тем, что в условиях многонационального развития русский этнос оказывается достаточно «размытым» по многим национальным составляющим, вследствие чего на данном этапе необходимо сохранять и развивать именно национально окрашенные компоненты свой этнической группы. Кроме того, миграционный поток с каждым годом становится все сильнее, что также «этническому оформлению» своего этноса не способствует. Что касается второй подгруппы, то она также уверена, что необходимо развивать культуру в целом, не разделяя ее на национальные компоненты. Они уверены, что культура не может иметь национальной принадлежности; те особенности и компоненты, которые становятся культурным достоянием, являются общечеловеческой ценностью и не могут быть отнесены ни к какой этнической группе.

Следующий вопрос – это вопрос о необходимости ориентироваться в дружбе или браке на этническую принадлежность человека. Испытуемые первой подгруппы уверены, что национальная принадлежность не может определять какие-либо настроения человека, но полностью сбрасывать ее со счетов в процессе выбора друзей или брачных партнеров они не готовы. Как правило, молодые люди не демонстрируют готовности дружить или вступать в брак только с представителем русского этноса, хотя и отмечают, что оказывается не нужна этническая адаптация к партнеру. При этом, также нет этнической группы, представители который ни в коем случае не рассматриваются как партнеры по браку или дружбе. Необходимо отметить, что дружба допускает больше этнической свободы, нежели брак. Смешанный брак в целом воспринимается позитивно, однако, испытуемые уверены, что в таком браке больше конфликтов и непонимания в силу разной этнической принадлежности супругов. Кроме того, в таком браке могут возникнуть проблемы, связанные с процессом воспитания детей, поскольку им придется приспосабливаться к различным этническим особенностям родителей. Однако, при этом испытуемые уверены, что сильное чувство и доверие партнеров друг к другу могут перечеркнуть се этнические различия и сделать брак прочным и счастливым. Представители второй подгруппы уверены, что национальная принадлежность не может определять как дружеские, так и брачные отношения; только личные качества человека могут считаться важными и необходимыми для учета в такой ситуации. Любые национальные различия всегда можно преодолеть, кроме того, часто они создаются искусственно самими людьми и не имеют под собой реальных оснований. Смешанный брак также воспринимается положительно, личные качества человека и здесь выходят на первый план.

С точки зрения большинства представителей выборки национальная принадлежность не может и не должна являться тем фактором, который разъединяет людей. Они уверены, что в современном многонациональном мире различные межнациональные контакты неизбежны, и людям необходимо учиться находить общий язык независимо от того, к какой этнической группе они принадлежат. Современное общество, как правило, единым в национальном плане образованием не является, что позволяет практически каждому человеку сталкиваться с представителями разных национальностей. Сегодня практически нет стран и регионов мононациональных со своему составу, следовательно, национальность не должна являться краеугольным камнем человеческих отношений. Однако, в этом, случае важное значение приобретают специфические особенности поведения человека. Испытуемые отмечают, что часто представители других этносов ведут себя недостаточно этично с их точки зрения (как правило, к таким группам относятся национальности Кавказа и Средней Азии, поскольку именно они составляют основной миграционный поток). Для выборки оказалось свойственно переносить поведение отдельных членов группы на конкретную национальность в целом, однако, при этом они отмечают, что представители своей национальной группы также далеко не всегда демонстрируют «правильное» поведение, в силу чего возможны недоразумения и конфликты. Однако, испытуемые уверены, что если конфликт не раздувать и не акцентировать на нем внимание постоянно, то договориться люди разных национальностей все равно смогут. А наличие серьезных этнических разногласий говорит о том, что у людей цель договориться не стоит. При этом, абсолютно все национальным группам необходимо проявлять уважение друг к другу, учитывая, что все действуют по разным правилам. Необходимо отметить, что данный вопрос единственный, в ответе на который испытуемые проявили единодушие.

Что касается влияния национальной принадлежности на общение, то испытуемые первой подгруппы будут учитывать ее, но не будут ориентироваться на нее. Только личные качества человека могут определять возможность общения с ним, хотя они часто могут зависеть от национальной принадлежности. Испытуемые отмечают, что не имеют близких и долговременных отношений с представителями других национальных групп, в силу чего часто ориентируются на установки и стереотипы, существующие в обществе относительно поведения. Хотя, они указывают, что в отношении русских подобные стереотипы довольно размыты и сохраняют свою активность только в отношении ряда негативных характеристик. Что касается второй подгруппы, то они полностью сориентированы на человеческие качества, а не национальную принадлежность. Здесь наблюдается традиционная представленность этнического стереотипа: представители других этнических групп воспринимаются только в условиях этнического стереотипа, а представители своего этноса рассматриваются как не соответствующие стереотипу, особенно в его отрицательной части.

Что касается воспитания национальной гордости, то мнения также разделились. Испытуемые первой подгруппы считают, что это необходимо делать с раннего возраста. Каждая национальная группа имеет те особенности, которыми можно гордиться, следовательно, их надо обязательно знать. С другой стороны, испытуемые отмечают, что детей необходимо учить и просвещать относительно национально ориентированных компонентов: дети должны знать свою историю, культуру, правила и особенности поведения и др., то есть ребенку обязательно надо транслировать знании о своей этнической группе. Поэтому, необходимо не столько воспитывать национальную гордость, сколько осуществлять этническую информатизацию детей. Испытуемые утверждают, что для русских подобная информированность не очень характерна в отличие от других этносов. Что касается испытуемых второй подгруппы, то они уверены, что национальная гордость не должна воспитываться с детства, если родители не считают это необходимым. У ребенка необходимо развивать разные качества, но определять их должны родители – будет достаточно, если ребенок будет знать, к какой национальной группе он принадлежит. При этом, чувство национальной гордости часто ребенку может ничем в жизни не помочь. Такая позиция также может быть связана с современным состоянием русского этноса: многие его особенности сегодня не знакомы даже его взрослым членам, а в условиях миграционного потока подобные тенденции только усиливаются. Многие люди начинают воспринимать себя космополитами, без ярко выраженной этнической отнесенности, что передается и подрастающему поколению.

Вопрос о межнациональных спорах также вызывает разногласия. Испытуемые первой подгруппы уверены, что в межнациональных спорах желательно следовать интересам совей национальной группы. Если уже подобный спор имеет место быть, и его предмет действительно затрагивает интересы конкретного народа, то не имеет смысла отдавать позицию другой стороне. Однако, испытуемые второй подгруппы уверены, что любые споры в том числе и межнациональные, нужно решать, исходя из позиции справедливости, даже если в данном случае интересы своего народа могут быть и не учтены – только в такой ситуации есть шанс разрешить спор и сделать так, чтобы он не перешел в долговременный конфликт. Многие испытуемые уверены, что межнациональный спор часто раздувается специально, на самом деле он имеет совсем другое основание, нежели этническое; таким образом, межнациональный спор становится попыткой решить проблемы совсем другого характера. Поэтому, в данном случае необходимо решить другие проблемы, тогда межнациональный спор исчезнет сам собой.

В целом, необходимо отметить, что для современной молодежи характерно довольно высокая значимость оценки национальности и национальных категорий. Многие компоненты русского этноса оказались довольно размыты сегодня (например, внешние особенности) или забыты и не распространены посредством социализации (например, многочисленные культурные компоненты), что не позволяет оценивать себя в рамках данной национальности. Но даже при этом испытуемые воспринимают себя членами русского этноса, а самоопределение обязательно включает в себя осознание национально ориентированных особенностей. Таким образом, можно говорить о том, что для современной русской молодежи национальность входит в число категорий для оценки окружения. Возможно, такая ситуация связана с тем, что современная молодежь не попала в то время, когда различные социализирующие организации уделяли особое внимание именно этническому развитию в различных его аспектах, что не позволяет сформировать устойчивый интерес к данным особенностям. Сегодня эти процессы развиты гораздо сильнее, однако, распространяются в основном на представителей младших возрастных групп. Таким образом, молодежь в целом оказывается не охвачена «этническим развитием» в полном объеме, что часто приводит к недооценке роли национального компонента для жизни и адаптации в современном обществе.

Это подтверждается и следующей методикой о признаках родства со своим народом. Необходимо отметить, что для русской молодежи можно выделить не так много признаков родства со своей этнической группой. Однако, даже в этом случае в группе не оказалось испытуемых, которые не смогли бы выделить хотя бы один такой признак. Условно все признаки родства можно объединить в 4 основных фактора, которые составляют структуру этнических представлений: антропологический, культурно-исторический, географический, национально-психологический. Только 12% испытуемых уверены, что внешность является важным этническим признаком; они уверены, что не вполне соответствуют стандартному внешнему типу своей национальной группы. Согласно мнению испытуемых. Внешность – это один из наиболее ярких признаков, наиболее иллюстративная особенность, но это распространяется только на представителей других этносов. Внешние особенности русских довольно расплывчаты сегодня, чем и можно объяснить подобные оценки данного компонента. Кроме того, большинство русских имеют различные «этнически примеси», что также существенно меняет внешний тип. Можно также отметить, что специфика этнического самосознания в молодом возрасте заключается в том, что оно ориентировано на более глубинные компоненты в оценке этнических признаков, нежели внешние особенности. При этом, типичный русский описывается как фольклорно закрепленный образ. Можно также отметить, что в образе русского человека нет никаких запоминающихся деталей (например, цвет кожи или разрез глаз), что также несколько вытесняет внешность из этнических признаков.

Несколько больший процент испытуемых уверены, что их роднит со своим народом местожительство и особенности природы (42%). С точки зрения большинства испытуемых именно средняя полоса РФ – это основная «ассоциативная» зона проживания русских. Особенности климата, рельефа, животного и растительного мира, традиционно закрепляемые за русским этносом, иллюстрируют именно среднюю полосу, подтверждения чего можно найти также в различных фольклорных источниках. Многие испытуемые отмечают, что современная окружающая действительность значительно изменена по сравнению с традиционными взглядами, а русские – это этнос, который распространен довольно широко, что также не позволяет зафиксировать в сознании единую территорию проживания. Таким образом, в данном случае также можно проследить ситуацию, как и с компонентом внешности. Однако, у молодых людей есть больше возможностей столкнуться с компонентами географического характера, что повышает значимость в сознании молодых людей.

Следующий признак, который анализируют испытуемые, - это историческое прошлое и судьба – его значение для молодых людей значительно выше (78%). Для многих молодых людей исторические события представляют в какой-то степени события его личной истории. В отличие от внешности и географии история в меньшей степени подвержена изменениями со временем, они остается статичным компонентом в сознании субъекта. Необходимо отметить, что, как правило, роднят со своим народом крупные и наиболее значимые исторические события, но, чаще всего, молодые люди оперируют событиями двух последних веков, а также всего лишь некоторыми крупными событиями более далекого времени. Необходимо отметить, что именно в данном компоненте появляется дополнительный признак, которого нет в предложенном списке, - это известные исторические деятели. Как правило, испытуемые выделяют деятелей самых различных областей – это политика, искусство, культура, образование, спорт, экономика, образование и др. Именно в данном случае испытуемые гордятся не только тем, что данные исторические деятели принадлежат к русскому этносу, но и тем, что сами молодые люди относятся к этой национальной группе. Необходимо отметить, что испытуемые выделяют и современных деятелей различных сфер, которые способствуют процветанию РФ. Процент испытуемых, которых со своим народом роднят исторические деятели даже выше (88%), чем историческое прошлое. Многие молодые люди возмущены, что сегодня часто можно наблюдать процесс «переписывания» истории только потому, что это выгодно некоторым странам – именно национальные группы этих стран вызывают резко отрицательное отношение со стороны большинства испытуемых. Однако, в этом, они выделяют не столько этническую, сколько политическую подоплеку; все уверены, что история может быть одна, и она не может содержательно меняться во временем.

Большинство испытуемых роднят со своим этносом многочисленные культурные признаки (92%). Единственный признак, который был выделен всей выборкой, - это язык. Все испытуемые уверены, что русским может считаться только тот человек, который знает русский язык. Необходимо отметить, что для молодых людей важным значением обладает не столько знание языка как такового сколько умение его контекстно использовать (например, большинство выборки уверено, что кроме русских никто не понимает и не ожжет использовать русский юмор). Таким образом, можно обратить внимание на то, что для русских молодых людей важным значением обладают не указанные признаки в процессе их присутствия/отсутствия, а в опосредованной «ассоциативной» форме. Также достаточно большое количество испытуемых (88%) указывают на то, что со своим народом их роднит фольклор – это предания, сказки, пословицы, поговорки и др. – практически все они присутствуют в опыте маленького ребенка. Даже при небольшом объеме присутствия в сознании молодых людей они запоминаются довольно хорошо; кроме того, именно фольклор является основным компонентом для анализа этнически окрашенных особенностей. Достаточно мало испытуемых указывают на то, что важным компонентом являются песни и танцы (32%) – данный компонент сравнительно редко оказывается в опыте субъекта, что и не позволяет оценить его довольно высоко. Сегодня довольно часто можно встретиться с подобным компонентом, но для массового зрителя он представлен уже в измененной форме, что не позволяет оценить его именно как признак своей национальной группы. Отдельно необходимо обратит внимание на компонент искусства (литература, живопись, скульптура, архитектура и др.) – он также выделяется достаточно большим количеством испытуемых (90%). Многие произведения искусства воспринимаются как достижения именно своей национальной группы или как достопримечательности. Ориентируются в них испытуемые довольно хорошо, а список основных примеров достаточно многочисленный. Из дополнительных культурных компонентов, которые также выделили сами испытуемые, можно выделить праздники (72%) – практически все указывают на особую любовь к им русских людей, а также на умение их отмечать. Некоторая часть выборки, довольно небольшая (40%) указала на кухню как значимый роднящий компонент – сегодня русская кухня, как и другие именно национальные кухни, является достаточно модной, с ней можно столкнуться довольно часто, а многочисленные ее составляющие являются устойчивыми семейными традициями, Также довольно большой объем испытуемых (64%) указали на разнообразную символику – они может носить как официальный, государственный характер (например, флаг или гимн), а также может носить неофициальный, но ассоциативный характер (например, береза). Это также подтверждает тот факт, что в молодом возрасте именно символика своей национальной группы связана с ней гораздо больше, чем конкретные отдельные признаки в своем прямом значении. Только небольшой процент испытуемых (40%) указали на то, что роднящим фактором являются обряды и традиции – возможно, это связано с тем, что многие национальные традиции сегодня ушли в прошлое, они редко сохраняются и в современном мире распространены слабо. Сегодня РФ развивается в западно-ориентированном ключе, в силу этого, национальные традиции оказываются просто не знакомы молодым людям. Кроме того, на современном этапе развития, даже при том, что многие компоненты начинают возрождаться, но пока они не затрагивают сугубо национально ориентированные традиции, а касаются, чаще всего, других указанных этнических признаков.

Что же касается последнего признака – черт характера и психологии – то достаточно большое количество испытуемых (90%) указывают на его важность для себя. Большинство уверены, что русские являются носителями достаточно значительного количества позитивных характеристик, которые помогают выжить сегодня. Однако, что касается недостатков, они или признаются довольно несущественными или достаточно «раздутыми». При этом, большинство недостатков не признаются относимыми к своей личности, а многие достоинства рассматриваются как и собственные психологические особенности тоже, или, по крайней мере, испытуемые хотели бы иметь в структуре своего характера некоторые характеристики. Однако, имеют место некоторые особенности негативного свойства (например, лень), которые испытуемые ни при каких условиях не хотели бы видеть у себя. В анализе национальных особенностей проявляется основной закон автостереотипа: он всегда в большей степени наполнен положительными особенностями, чем отрицательными, даже возможные недостатки обыгрываются в положительном ключе.

Таким образом, для современной российской молодежи ведущим значением обладают компоненты культурного и исторического характера, а также национальные особенности, чуть меньшим значением обладают географические признаки и последними по значению представлены особенности внешности. При этом, основным значением обладают те компоненты, которые подразумевают контекстное, а не прямое понимание, что также отражено в тех признаках, которые занимают высокие позиции.

Что касается ситуаций ощущения себя русским человеком, то их можно выделить несколько: Что касается ситуаций ощущения себя русским человеком, то их можно выделить несколько:

1) ситуации пребывания за границей (90%); 2) какие либо крупные победы и достижения (86%); 3) праздники (84%); 4) любые ситуации, связанные с документами (82%); 5) звучание российского гимна (98%); 6) церковные обряды (64%); 7) ситуации бумажной бюрократии (72%); 8) восприятие составляющих русского искусства (68%); 9) когда машина с мигалкой не пропускает машину «Скорая помощь» (70%); 10) использование русского языка (92%); 11) отдых на природе (72%); 12) употребление национальных блюд (54%); 13) выступление президента (60%); 14) ситуации нелестных отзывов о РФ (86%); 15) соблюдение национальных традиций (48%); 16) нахождение в общественном транспорте (62%); 17) столкновение с пьяним людьми (70%); 18) слушание национальных песен или танцы под национальную музыку (52%); 19) прослушивание криминальных новостей (40%); 20) прием гостей (56%); 21) когда старшие родственники рассказывают о семейном прошлом (78%); 22) русские дороги и автомобили (72%); 23) очереди (50%); 24) внешние особенности (44%); 25) финансовые пирамиды (40%); 26) любые ситуации, когда приходится демонстрировать черты характера, присущие русским (82%).

Таким образом, можно увидеть, что приведенные испытуемыми ситуации охватывают все основные 4 компонента этнических представлений, а их отражение в сознании русской молодежи соответствует тому, что было выделено в предыдущей методике.

Следующая методика, предлагаемая испытуемым, это методика выраженности этнической идентичности Дж. Финни. Вся выборка 100% причисляет себя к русским, также к данной национальной группе молодые люди относят и своих родителей. Необходимо отметить, что аффективный компонент этнической идентичности выражен значительно сильнее, чем когнитивный. Сама информация об особенностях своей национальной группы в сознании молодых людей представлена довольно незначительно; при этом, они отмечают, что в целом не заинтересованы в ее поиске, их вполне устраивает тот объем знаний, которым они владеют. При этом, необходимо отметить, что в целом отношение к своей национальной группе всеми испытуемыми оценивается положительно. Рассмотрим конкретные ответы испытуемых более подробно.

Для большинства испытуемых не характерно уделять много времени поиску информации о своей национальной группе (80%) – их вполне устраивает тот объем информации, который может быть доступен благодаря социализирующим программам. Испытуемые вполне довольны теми знаниями, которые они получают в рамках системы образования и семейной социализации. Многие испытуемые уверены, что особенности своего этноса меняются достаточно быстро, так что фиксированное «ядро» русского этноса в информационном плане довольно небольшое. Только 20% выборки обратили внимание на то, что специально уделяли время для поиска информации о своей национальной группе, В данном возрасте основным средством получения информации является самостоятельный активный поиск (основную роль в этом процессе играет Интернет – он позволяет найти любую информацию по любой теме). Однако, необходимо отметить, что такой информационный поиск, как правило, не носит систематического характера, в основном он имеет место только том случае, если молодые люди оказываются заинтересованными чем-либо или кем-либо – так происходит со многими национальными компонентами (молодые люди услышали песни какой-либо фольклорной группы, они начинают искать о ней и ее музыке информацию; они оказались в русском ресторане – они начинают интересоваться русской кухней и т.д.).

Как правило, для испытуемых не характерна особая активность в группах, состоящих только из членов своего этноса. Для молодых людей социальная активность рассматривается как довольно нормативное состояние, однако, при этом, не происходит разделения на своих и чужих в группах, где происходит общение. Испытуемые уверены, что проявлять социальную активность нужно независимо от того, каков национальный состав группы, все должно зависеть от цели, которая стоит перед группой, а также от интересов всех е участников. Молодые люди уверены, что договориться можно с любым человеком, какой бы национальности он ни был, если это действительно необходимо. Единственное условие, при котором испытуемые будут ориентироваться на национальную принадлежность – это какие-либо нелестные высказывания или обвинения в адрес русского этноса. При этом 20% выборки отметили, что они могут простить подобное поведение русским, но не простят представителям других национальностей; остальная же часть считает, что уважать свою нацию необходимо, ее можно не любить, не проявлять по отношению к ней особого интереса или заботы, но уважать ее нужно обязательно.

Большинство испытуемых не могут точно объяснить, что для них значит собственная этническая принадлежность: они хорошо ее знают, но ее влияние на собственную жизнь представляется и описывается с трудом. Нужно сказать, что хотя этническая принадлежность и важна для молодых людей, через подобную призму они воспринимают себя далеко не на первых позициях: это можно объяснить тем, что русские являются национальным большинством для конкретного региона, хотя вокруг русских можно увидеть огромное количество представителей разных этнических групп, что позволяет непосредственно обнаруживать собственные отличия. Необходимо отметить, что для поколения современной молодежи не было характерно специально создавать систему этнических знаний или специально создавать систему определенного отношения к своему этносу. Во многом именно этим можно объяснить довольно нейтральное отношение к национальности и национальным категориям; современная молодежь также практически не задета специальной этнической социализацией, что также делает данную позицию вполне объяснимо и закономерной. Современные программы по этническому развитию в основном направлены на более младшие возрастные группы, а молодежь оказывается в зависимости только от собственной активности в этом плане.

В связи с подобной точкой зрения для молодых людей не характерно специально общаться с людьми для того, чтобы узнавать больше о своем этносе. Как правило, к таким людям молодежь относит родителей и учителей. Поскольку отношения с родителями в данном возрасте становятся несколько дистанцированными, а система образования заканчивает свое влияние практически в начале молодости, то у испытуемых практически нет возможности для такого общения. Часто молодые люди даже не знают, с кем они могли бы побеседовать о своей национальности, таким образом, они могут воспользоваться только доступными им информационными источниками – это различные информационные ресурсы. Часто существующие клубы с этнокультурным уклоном предназначены для детей более младшего возраста или о них необходимо узнавать специально, поскольку они редко известны широким массам. Таким образом, необходимо отметить, что одной из задач этнического развития – это создание специальных программ именно по информационному развитию представителей старших возрастных групп, благодаря которым у них есть возможность знакомиться с особенностями именно своего этноса. Это поможет, в свою очередь, и семье полноценно и разнообразно выполнять свои этнически ориентированные функции, поскольку именно семья в первую очередь задает определенные нормы и правила восприятия этнического окружения.

Практически все испытуемые в той или иной степени соблюдать национальные традиции – они могут в большей или меньшей степени распространены, могут быть в большей или меньшей степени этнически ориентированы, однако, нет таких представителей выборки, для которых национальные традиции не существенны. В целом, молодые люди склонны говорить о том, что хотели бы узнать больше об исконно русских национальных традициях, поскольку многие из них сегодня оказываются забытыми или существенно изменены. Однако, нужно отметить, что это единственный пункт по которому оценка когнитивного компонента этнической идентичности в 92% случаев оказывается самой высокой. Культурные признаки занимают одно из центральных мест в сознании молодого человека в оценке этнической принадлежности, чем также и можно объяснить подобное распределение ответов.

Необходимо отметить, что максимальный балл в оценке когнитивного компонента – это 4, в данной выборке он равен 2,5. Существенно выше оказывается показатель аффективного компонента этнической идентичности – максимальный балл здесь также равен 4, однако в выборке он равен 3,5.

Необходимо отметить, что большинство испытуемых не очень хорошо знают свое этническое происхождение: как правило, они знают свое этническое происхождение, а также происхождение своих родителей и довольно приблизительно могут определить происхождение бабушек и дедушек – это предел знаний молодых людей. При этом, необходимо отметить, что такая ситуация характерна только для той части молодежи, которая имела контакты с прародительским поколением; те же молодые люди, которые жили от него отдельно и встречались лишь эпизодически, часто затрудняются с определением национальной принадлежности. При этом, большинство испытуемых указывает на то, что, как правило, не интересуются особенно национальной принадлежностью родственников, если она не отличается от большинства. Кроме этого, необходимо отметить, что достаточно явно для испытуемых выступает понимание собственной национальной принадлежности – это определяет традиции, нормы, правила, место проживания, историю и другие особенности; то есть даже при нейтральном отношении к своей национальной принадлежности, она все равно создает для молодых людей определенные жизненные рамки. Даже при возможности изменения некоторых компонентов (например, может поменяться место жительства), все равно останутся некоторые признаки, которые характерны только для конкретной национальной группы и будут подвергаться изменениям с течением времени (например, со временем не поменяются исторические события или национальные традиции). Они будут составлять определенный жизненный план для каждого человека, принадлежащего к конкретному этносу.

Все испытуемые указали, что рады принадлежать к своей этнической группе – они уверены, что национальная принадлежность получается человеком с рождения, поэтому он должен существовать в тех национальных пределах, которые изначально ему даны. Молодые люди уверены, что в каждой национальной группе есть свои плюсы и минусы, поэтому каждому этносу есть, чем гордиться и есть, что скрывать, как и русским. Поэтому у русских есть свои положительные и отрицательные стороны, которые нужно принимать и понимать, что человека данной национальной принадлежности будут воспринимать именно в этих категориях. Однако, независимо от того, к какой группе принадлежит личность, она должна обязательно проявлять уважение к своему этносу. Каждый представитель этнической группы должен владеть хотя бы минимальными знаниями о ней, а также у любого представителя конкретной национальности должно быть сформирована положительное отношение к ней. Также необходимо отметить, что испытуемые, в большинстве своем, четко ощущают связь со своим этносом. Она может выражаться по-разному, но, чаще всего, основные линии связи – это культурные традиции, или история, или национальные особенности поведения. С точки зрения молодежи, связь со своим довольно не разрывная – она будет сохраняться независимо от возраста, социального положения, места жительства и других изменение, происходящих с человеком, но только в том случае, если сам человек этого хочет. Испытуемые отмечали, что хотели бы передать определенные этнические знания своим детям, чтобы связь со своим этносом укреплялась и передавалась следующим поколениям. При этом, молодым людям кажется достаточным тот объем знаний, который есть у них для передачи детям. При этом, процесс сохранения связи со своим этносом необходим особенно тем, что живет в каком-либо другом месте, вне своего национального окружения, поэтому испытуемые в целом не против сохранения национальных традиций у национальных меньшинств.

Как уже отмечалось, у испытуемых довольно высокий уровень понимания значимости своей национальной принадлежности – для них национальность связана с конкретными признаками, которые или их окружают, или определяет некий жизненный стиль. Испытуемые уверены, что довольно большое количество вещей определяет национальная принадлежность; однако, возможно, что проживание внутри определенной этнической среды делает это не таким заметным, как в случае проживания вне ее, в силу этого приспосабливаться к чужой национальной группе всегда довольно сложно. Испытуемые уверены, что даже если национальным особенностям большого значения не придавать, они все равно оказывают достаточно сильное влияние на человека, поэтому избавиться от них невозможно. Многие молодые люди считают, что современное общество воспринимает национальность как довольно значимый компонент, в силу чего, во многих сферах подчеркивается значимость национально-ориентированных признаков. Таким образом, национальность незримо присутствует практически во всех сферах жизни человека, и отрицать это или не принимать это во внимание не имеет для человека смысла.

Все испытуемые гордятся своей этнической группой – в основе этого могут лежать какие-либо известные события, известные личности, произведения искусства, достопримечательности, черты характера и др. Гордость своей национальной группой для современной молодежи очень важна – именно это чувство подчеркивает единение со своим этносом и позволяет ощутить себя частью большого целого. Так же, как и в предыдущей методике, поводом для гордости в основном являются культурные компоненты или исторические признаки, или особенности национальной психологии. Испытуемые уверены, что гордость – это единственно из национальных чувств, которое должно присутствовать у любого члена любого этноса. Гордость связана с достаточно сильной привязанностью к своему этносу – молодые люди уверены, что в пределах своего национального окружения она может ощущаться недостаточно, но при попадании в другую страну или при общении с лицами иной национальной принадлежности испытуемые довольно быстро ощущают, что они другие. Необходимо отметить, что часто это не связано с ощущением дискомфорта или недовольства при общении с иностранцами. Но, при этом, привязанность к своей национальной группе может ярко проявляться и в пределах своего этноса – многие типичные ситуации, в которых испытуемые чувствуют себя русскими, показывают, что большинство ситуаций воспринимается в целом достаточно нормативно, даже с некоторой долей иронии и самоиронии. Таким образом, в повседневном поведении, молодые люди ощущают включенность в собственное этническое окружение, воспринимая это в положительном ключе.

Все эти особенности указывают и на отношение испытуемых к своему этническому происхождению – оно положительно у всей выборки. При этом, они отмечают, что у русских есть не всегда достойные черты характера, к которым невозможно относиться позитивно, но в целом на общее восприятие своей национальной группы данный фактор не распространяется. Большинство испытуемых уверены, что не стали бы менять этническую принадлежность, хотя указывают на то, что недостатки своего этноса часто мешают адекватно воспринимать их лицам иной национальной принадлежности. Но даже в этом случае, у испытуемых отсутствует непринятие собственной национальной группы, хотя чувство стыда, иногда, она вызывает.

Необходимо отметить, что общий показатель этнической идентичности довольно высок: при максимуме в 4, он оставляет 3. Это можно объяснить довольно развитым уровнем этнического самосознания в молодом возрасте. Все компоненты, составляющие этнические представления, уже полностью присутствуют в сознании молодежи; имеет место четкое представление значимости национальной принадлежности и хорошая ориентация в национально-окрашенных категориях. В целом, можно отметить некоторый перекос в сторону аффективного компонента национальной идентичности – молодым людям проще и понятнее воспринимать данное явление в эмоциональных оценках, при этом необходимо отметить, что национальная принадлежность не вызывает у испытуемых никакого эмоционального негатива, а часто сопровождается чувством гордости за свой этнос. Когнитивный компонент выражен сравнительно слабее даже у выборки рассматриваемого возраста – знаний о своей национальной группе у молодежи сравнительно немного. Необходимо отметить, что подобная ситуация воспринимается испытуемыми нормально, только сравнительно редко они указывали на то, что этнической информации явнее недостаточно. Молодые люди ориентированы на собственную активность в попытке найти необходимые сведения, однако, подобные меры, как правило, эпизодичны в их опыте. Многие испытуемые довольно плохо ориентированы в этническом происхождении собственной семьи, часто догадываются о ней или просто считают ее идентичной своей. Таким образом, можно обратить внимание на явно недостаточную информационную представленность собственного этноса в доступной для молодежи форме, а также на недостаточно высокий уровень заинтересованности самих молодых людей в создании образа своего этноса. Многие молодые люди отмечали, что этнически ориентированные клубы, кружки, факультативы были бы довольно полезными и интересными в просветительских целях.

Последняя методика, предлагаемая для анализа испытуемым, это методика «Этнические аттитюды». Она представляет собой перечень этнических анекдотов про русских, на материале которых испытуемым предлагается выделить те характеристики, которые они считают относящимися именно к данной национальной группе. Сама методика состоит из трех блоков:

1) испытуемым самим предлагается составить портрет русского человека на материале анекдота;

2) испытуемым предлагается сделать тоже самое, но с использованием списка фиксированных характеристик (всего им предлагается 375 качеств);

3) испытуемым предлагается указать те особенности, которые они могут выделить в своем характере, совпадающие с образом типичного русского.

Анализ первого блока позволяет выделить в структуре характера русского следующие характеристики: Анализ первого блока позволяет выделить в структуре характера русского следующие характеристики: 1) непредсказуемость; 2) творческий подход к любому делу; 3) веселье; 4) храбрость; 5) общительность; 6)доброта; 7) патриотизм; 8) находчивость; 9) умение полагаться на «авось»; 10) доверчивость; 11) прямолинейность; 12) отзывчивость; 13) духовность; 14) нерасчетливость; 15) внешняя красота; 16) умение отдыхать; 17) особое чувство юмора; 18) честность; 19) авантюризм; 20) разгильдяйство; 21) лень; 22) склонность к вредным привычкам (особенно к алкоголю); 23) коллективизм; 24) гостеприимство; 25) независимость от чужого мнения.

Необходимо отметить, что отмечается высокая степень совпадения между теми характеристиками, которые выделили испытуемые, и теми особенностями, которые традиционно закрепляются за русским этносом (степень совпадения определялась с помощью критерия согласия χ2 при р<0,01) [2,3,4].

Второй блок предлагает испытуемым выбрать из предложенного списка основные особенности русских. В целом можно также отметить высокую степень совпадения как со списком характеристик, выделенных в первом блоке, так и с образом типичного русского (степень совпадения доказывалась также с помощью критерия согласия χ2 и t - критерия Стьюдента при р<0,01). Список характеристик, выделенный с помощью фиксированных особенностей, оказался значительно шире. Выделенные качества можно объединить в следующие кластеры: авантюризм – балабольство – безалаберность – беззлобность – безответственность – веселье – гордость – гостеприимство – доброжелательность – доверчивость – дурашливость – жизнерадостность – легкомыслие – лень – милосердие – мудрость – надежность – находчивость – непобедимость – одухотворенность – противоречивость – расхлябанность – самомнение – смекалка – соображение – справедливость – талант – мужество – человечность – энергичность – юмор. Таким образом, можно говорить о том, что для современной молодежи не представляет сложности описать традиционный образ русского человека; необходимо отметить, что он в представлениях выборки достаточно разнообразен и разносторонен. Это также доказывает и подтверждает представленность в сознании молодых людей компонента национальной психологии и характера. Необходимо отметить, что образ русского человека подчинен в сознании молодых людей основному закону автостереотипа: он гораздо в большей степени наполнен положительными характеристиками. Даже при выделении недостатков своей национальной группы, испытуемые обыгрывают их, рассматривая именно как национальные варианты положительных особенностей или как особую изюминку своего этноса. При этом необходимо отметить, что в представлениях молодых людей такой набор характеристик, которыми они описывают русский этнос, присутствует только у представителей именно этой национальной группы. Даже если в структуре характера представителей других национальностей можно встретить идентичные качества, они все равно проявляются несколько иначе, не позволяя реализовывать ту программу поведения, которая характерна именно для русских.

Данные, полученные в результате анализа третьего блока методики, позволяют отметить, что определенный набор типичных русских национальных особенностей испытуемые относят и к своей личности, однако он не так многочисленнен, как образы, описываемые в предыдущих блоках методики. Испытуемые выделяют следующие особенности: авантюризм – безалаберность – безответственность – веселье – гордость – доброжелательность – жизнерадостность – лень – находчивость – расхлябанность – самомнение – смекалка – энергичность – юмор. Как видно из анализируемых особенностей, испытуемые включают в структуру своего характера, в целом, положительные характеристики, отрицательные же или не включаются вовсе, или включаются в незначительном количестве, но даже в этом случае, негативные особенности обыгрываются через положительные моменты. При этом, совпадение образов отмечается в 50% случаев (соответствие собственного национального образа и образа типичного русского также доказывается с помощью критерия согласия χ2 при р<0,01).

Таким образом, проанализировав этнические представления современной российской молодежи, можно сделать следующие выводы:

1) вся обследуемая выборка относит себя к русскому этносу, рассматривая себя, таким образом, как часть национального большинства региона;

2) национальность выступает одной из важных категорий, которые использует молодежь для оценки своего окружения;

3) у молодых людей отмечается довольно высокий уровень значимости национальности, хотя некоторая часть выборки демонстрирует нейтральное отношение к подобным особенностям;

4) основными признаками, роднящими современную молодежь со своим этносом, группируются в 4 компонента структуры этнических представлений: антропологический, географический, культурно-исторический, национальная психология и характер. При этом, необходимо отметить, что культурно-исторический компонент и компонент национальной психологии и характера занимают самые высокие позиции в структуре представлений молодежи; именно к ним относятся большинство признаков родства со своим этносом для данной возрастной группы;

5) молодые люди могут выделить достаточно большое количество разнообразных ситуаций, в которых они ощущают себя русскими, что говорит о высокой степени идентификации именно с данным этносом;

6) испытуемые демонстрируют довольно высокий уровень этнической идентичности. При этом, когнитивный компонент идентичности выражен у молодежи сравнительно ниже, нежели аффективный;

7) с точки зрения современной русской молодежи, образ русского человека полностью соответствует стереотипно закрепленным за данной национальной группой характеристикам. Образ наполняется в большей степени положительными особенностями, как и любой автостереотип. Однако испытуемые выделяют и недостатки своей национальной группы, которые также рассматриваются сквозь положительную призму;

8) стандартные характеристики находят свое отражение и в структуре характера современной русской молодежи – испытуемые уверены, что являются носителями данных характеристик, даже живя в современном обществе. Несмотря на то, что совпадение обнаруживает себя только в 50% случаев, к себе молодые люди относят наиболее часто указываемые особенности русского человека. При этом, чаще всего, в структуру своего характера молодые люди включают положительные особенности;

9) у современных молодых людей обнаруживается довольно терпимое отношение к представителям других национальных групп, как проживающих на территории их региона, так и проживающих на своей исконной территории. Однако, испытуемые уверены, что каждая национальная группа обязана проявлять уважение к другим этносам, особенно если она является национальным меньшинством, проживающим на чужой территории. Поэтому негативное и нетерпимое отношение к другим этносам связано с каким-либо нелицеприятным высказыванием или поступком в адрес своего народа;

10) необходимо отметить, что молодые люди воспринимают этнические группы в соответствии с доминирующими в обществе стереотипами, при этом, основные национально-ориентированные особенности характера конкретной национальной группы распространяются на каждого входящего в нее человека. Единственным исключением является своя этническая группа.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Этнические представления современной российской молодежи»), проект № 11-16-71012 а/Ц.


Литература:
  1. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-вo МГУ, 1983. - 144с.

  2. Касьянова К. Национальный характер и социальный архетип // Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня. Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. – Мн.: Харвест, 2004. – С.351 – 362.

  3. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Академия, 2004. – 320 с.

  4. Лосский Н.О. Характер русского народа. - М.: Ключ, 1990. – 44 с.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.Педагогическое общество России, 2004. – 442 с.
  1. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 280 с.

  2. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А.А. Бодалева, Н.В. Васиной. – СПБ.: Речь, 2005. – 324 с.

  3. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. – СПб.: Питер, 2003. – 718 с.

  4. Сапогова Е.Е. Психология развития. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.

  5. Склярова Д.В. Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Д. В. Склярова. - Ростов н/Д, 2008. - 25 с.

  6. Современная этнопсихология. Хрестоматия / Под общ. ред. А.Е.Тараса. – МН.: Харвест, 2003. – 368 с.

  7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 368 с.

  8. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум. - М.: Аспект Пресс, 2006. – 208 с.

  9. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. - СПб.: Алетейя, 2000. – 240 с.

  10. Этнические стереотипы поведения / Под ред. А. К. Байбурина. Ленинград, Издательство «Наука», 1985. – 328 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle