Библиографическое описание:

Левина К. А. Революция в Ливии как инструмент стабилизации экономики США // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 34-36.

Мировой финансовый кризис, точкой отсчета которого стало банкротство одного из ведущих инвестиционных банков США Lehman Brothers 15 сентября 2008 года [1], серьезно подорвал и без того внутренне нестабильную экономику Штатов. К началу 2011 года внешний долг США достиг исторически рекордных показателей в $ 14,29 трлн. [2], а дефицит бюджета вырос до $ 1,5 трлн. По оценкам экспертов единственным возможным для США исходом в ситуации неуклонно растущего внешнего и внутреннего долга явился бы технический дефолт без договоренности о повышении верхнего уровня госдолга между Белым домом и Конгрессом, который бы грозил новым витком финансового кризиса, спровоцировал бы рост процентных ставок, паралич государственного аппарата, коллапс на рынке займов, выход в кэш и обвал на рынке акций [1]. 2 августа 2011 года Президент Барак Обама подписал одобренный сенатом законопроект, повышающий максимально допустимый уровень государственного долга США. Согласно принятому плану, максимально допустимый уровень государственного долга будет повышен на 2,4 трлн. долларов при нынешнем уровне в $ 14,3 трлн. В обмен исполнительная власть обязуется в течение 10 лет сократить бюджетные расходы [3].

Кажется, что все предельно прозрачно, и других путей экономической стабилизации США не существует. Но чрезмерная заинтересованность администрации Белого дома гражданской войной в Ливии и переход руководства миротворческой операцией к объединенным войскам НАТО наводят на мысль, о том, что военная интервенция Североатлантического Альянса в Великую Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию является скрытым рычагом подъема экономики США.

В соответствии пунктами 17, 19, 20 и 21 резолюции Совета Безопасности ООН № 1970 (2011) [4] и пунктами 19, 20 и 21 резолюции Совета Безопасности ООН № 1973 (2011) [5], властями США были заморожены активы Муамара Каддафи и членов его семьи на сумму около $30 млрд. Дэвид Коэн, работающий в казначействе в секретариате по борьбе с терроризмом и финансовой разведки, сообщил, что это самая большая сумма, которую власти когда-либо замораживали [6]. Интересно, что деньги, которые заморозили чиновники – не что иное, как выплаты по облигациям государственного займа США, т.е. американские долги. Иными словами – США решили не обслуживать долг Ливии [7]. Кроме того, 22 марта 2011 года Министерство финансов США (US Treasury) наложило санкции на 14 фирм, контролируемых, по данным ведомства, Национальной нефтяной корпорацией Ливии. Соединенные Штаты, в частности, заморозили активы таких компаний, как Arabian Gulf Oil Company, Ras Lanuf Oil and Gas Processing Company и Waha Oil Company [8]. Интересно то, что на «замороженные» активы были куплены облигации государственного долга США [9], т.е. фактически Штаты вольно ими распоряжаются, погашая дефицит бюджета, финансируя саму военную операцию, а также наращивая военный потенциал. По состоянию на лето-осень 2010 года Бахрейн, Иран, Ирак, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Алжир и Ливия совокупно владеют 210 миллиардами долларов американского государственного долга.

Изучение структуры государственного долга США показывает, что в случае обрыва цикла нефтедолларов стоимость обслуживания долга станет непреодолимой. Америка уже давно финансирует выдачу доходности старых долгов займом новых, являясь, таким образом, классической финансовой пирамидой, но обладающей низкой доходностью. Именно поэтому то, что происходит сейчас на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Персидском Заливе – это ключевые события для всего мира. И при малейшем отклонении стран региона от ежемесячных инвестиций в США начнется развертывание спирали гиперинфляции и дефолта по внешним и внутренним займам. Показательно, что США стремится снизить долговую нагрузку подчас радикальными методами разжигания вооруженного конфликта, называя этот процесс «борьбой с кровавым режимом Каддафи».

Военные действия в Ливии привели к тому, что правительство Муамара Каддафи было свергнуто, и руководство страной перешло к проамериканским оппозиционным силам - Переходному национальному совету (ПНС), возглавляемому бывшим министром юстиции Мустафой Абделем Джалилем. В свою очередь в соответствии с пунктом 10 резолюции Совета Безопасности ООН № 2009 (2011) [10], США начинают оказывать активную помощь временному правительству Джамахирии путем «размораживания» и возвращения небольших частей активов в страну, предоставляя ливийской оппозиции доступ к части денежных средств Муамара Каддафи. При этом администрация Белого дома явно делает ставку на то, что в революционной суматохе у Переходного национального совета не будет времени на взыскание суммы основного долга и процентов у Америки, которая является, по сути, спонсором деятельности переходного правительства, и долг обнулится в связи с тем, что заем был сделан у правительства Каддафи, которое стало не только нелегитимным, но и нелегальным. Даже предположив, что новая Ливийская республика станет правопреемницей Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии, Венская Конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года не регулирует переход взыскания основного долга и процентов с третьего государства от государства-предшественника к государству-преемнику. Таким образом, США, подогревая конфликт в Северной Африке, снимают с себя обязательства по выплате Ливийских долгов, тем самым уменьшая внешний долг.

Но не стоит полагать, что аннулирование долга перед Ливией путем финансирования деятельности повстанческих вооруженных сил является единственным средством укрепления посткризисной экономики США. Запасы нефти в Ливии достигают 46,4 млрд. баррелей – это 3,4% мировых залежей и 8-е место в мире. Не так много, как в Ираке (115 млрд. баррелей – 8,3% запасов и 4-е место), однако ливийская нефть известна малой сернистостью, а это принципиально важное качество для переработки. До мятежа в Джамахирии ежесуточно экспортировалось примерно 1,3 млн. баррелей в сутки, в то время как запасы газа в Ливии превышают 2 трлн. м3. С началом конфликта добыча «черного золота» упала до 60 тыс. баррелей в сутки.

Одним из стратегических интересов США, заявленных Джорджем Бушем-младшим в концепции национальной безопасности 23 мая 2002 года, является базирование на Ближнем Востоке и Северной Африке «для предотвращения внутригосударственных конфликтов из-за природных ресурсов» [11], что фактически означает политическое доминирование и заинтересованность нефтяным сектором региона. Поэтому в числе факторов, послуживших развязыванию ливийского конфликта, находилась глобальная охота за нефтью, описанная в книге «Добыча» историком нефтяной промышленности Дэниелом Ергином (Daniel Ergin). В настоящее время США производят около 40% потребляемой нефти, импортируя 60%, 6% из которых поступают из Ливии [12]. До начала гражданской войны в Ливии американские нефтяные компании были одними из самых активных покупателей легкой и малосернистой ливийской нефти [13]. Так как Джамахирия является членом ОПЕК, то цены на высококачественную ливийскую нефть являются фиксированными для всех покупателей и диктуются организацией. Вывод Ливии из состояния политического равновесия был выгоден Штатам, так как это позволило на определенный срок ослабить контроль ОПЕК над ценами на нефть и позволило США приобретать ее по сниженным ценам, что, безусловно, имело положительное влияние на экономику страны.

Вооруженный конфликт в Ливии приостановил сделку итальянской нефтяной компании Eni, находящейся в хороших взаимоотношениях с Каддафи, и «Газпрома», которая должна была предоставить крупнейшей газовой компании мира серьёзную долю в разработке ливийской нефти, что не входило в стратегические планы США. Доступ «Газпрома» к ливийской нефти и развитие газопровода «Южный поток» создали бы серьезную конкуренцию «Набукко», газовому проекту США, который в перспективе должен поставлять газ с восточной границы Турции в Европу в обход России. Кроме того, не стоит забывать о французской компании Total, которой принадлежит небольшая часть ливийских нефтяных запасов[14]. В итоге образуется франко-американская коалиция, направленная на свержение режима Каддафи, оккупацию ливийских нефтяных месторождений и устранение конкурентов в нефтеносном секторе.

После того, как 26 апреля 2011 года Министерство финансов США дало разрешение на покупку нефти у ливийских повстанцев на территориях, подконтрольных оппозиционному переходному совету [15], три американские нефтяные компании - ConocoPhillips, Marathon Oil и Amerada Hess - согласились выплатить в общей сложности 1,83 млрд. долларов Национальной нефтяной корпорации Ливии за право продолжить добычу нефти в Ливии [16] в пользу США. При этом нефтяная компания ConocoPhillips стала первой из крупнейших американских компаний, возобновивших закупки ливийской нефти. Учитывая рост цен на нефть на сырьевых рынках, стоит предположить, что доходы от добытой ливийской нефти и грядущей эксплуатации «Набукко» не только возместят затраты на право продолжения нефтедобычи в Ливии, но и привлекут дополнительные нефтегазовые доходы в бюджет США для сокращения дефицита бюджета.

Гражданская война в Ливии была выгодна США не только из-за обретения более свободного доступа к ливийской нефти и активам Муаммара Каддафи, но и получения контроля над центральной банковской системой Ливии. Джамахирия, наряду с Северной Кореей, Ираном, Суданом, Кубой, является страной, не имеющей Центрального банка модели Ротшильда. Соответственно, торговля через ливийский Центральный банк, который независим от Международного валютного фонда и Всемирного банка, происходит в ливийских динарах, а не в долларах США [17]. Соответственно, получив контроль над Центральным банком Ливии и переведя торговлю на «долларовые рельсы», США сократили бы свои финансовые потери из-за разницы соотношений курса доллара и динара, а также увеличили оборот необеспеченных активами долларов. Конечно, "долларовое цунами" вызовет очередную волну глобального кризиса, но, по оценкам экспертов, предотвратит дефляцию и выведет экономику США из ликвидной ловушки [18].

Таким образом, проанализировав основные причины ливийской войны, проследив определенную заинтересованность Соединенных Штатов Америки в развязывании вооруженного столкновения и оценив выгоды революции для экономики страны, можно с уверенностью заявить, что конфликт в Ливии был инициирован и подогревался администрацией Белого дома с целью ослабить последствия Мирового финансового кризиса и стабилизировать посткризисную экономику государства.


Литература:

  1. Дефолт в США перенесли на несколько месяцев. Деловой Петербург. // Режим доступа: http://www.dp.ru/a/2011/07/20/Defolt_v_SSHA_obichnaja_to/

  2. U.S. National Debt Clock. // Режим доступа: http://www.brillig.com/debt_clock/

  3. Обама подписал закон об увеличении потолка госдолга США. Русская служба ВВС. // Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/business/2011/08/110729_us_debt_vote_monday.shtml

  4. Резолюция Совета Безопасности ООН № S/RES/1970 (2011). // Режим доступа: http://ru.wikisource.org/wiki/Резолюция_Совета_Безопасности_ООН_№_S/RES/1970_(2011)

  5. Резолюция Совета Безопасности ООН № S/RES/1973 (2011). // Режим доступа: http://ru.wikisource.org/wiki/Резолюция_Совета_Безопасности_ООН_№_S/RES/1973_(2011)

  6. У Каддафи и его семьи оказалось в США активов на $30 млрд, Вашингтон их заморозили. Газета.ru. // Режим доступа: http://www.gazeta.ru/news/business/2011/02/28/n_1725017.shtml

  7. Под шум племенных войн США ворует деньги. Павел Нурминен. Раздел «Геополитика». Глобалист. // Режим доступа: http://globalist.org.ua/novosti/geopolitical-news/ssha-vneshnijj-dolg-liviya-no64360.html

  8. США наложили санкции на 14 ливийских нефтяных компаний. Lenta.ru: Новости // Режим доступа: http://lenta.ru/news/2011/03/23/impose/_Printed.htm

  9. Государственный долг США и шестисотый верблюд в конюшне короля Бахрейна. Павел Нурминен. Раздел «Геополитика». Глобалист. // Режим доступа: http://globalist.org.ua/novosti/geopolitical-news/amerikanskijj-dolg-no64657.html

  10. Резолюция Совета Безопасности ООН № S/RES/2009 (2011). // Режим доступа: http://daccess-ods.un.org/access.nsf/Get?OpenAgent&DS=S/RES/2009(2011)&Lang=R

  11. Концепция национальной безопасности США. The National Security Strategy of the United States of AmericaThe National Security Strategy of the United States of America. // Режим доступа: http://www.informationclearinghouse.info/article2320.htm

  12. Экспорт нефти из Ливии ("РИА Новости", Россия). // Режим доступа: http://www.inosmi.ru/infographic/20110222/166756421.htm

  13. ConocoPhillips первой возобновила закупки ливийской нефти. Lenta.ru // Режим доступа: http://lenta.ru/news/2011/09/30/conoco/?utm_medium=twitter&utm_source=lenta.ru

  14. Цель НАТО - отрезать Россию от ливийской нефти. ИноТВ. // Режим доступа: http://inotv.rt.com/2011-05-16/Cel-NATO-otrezat-Rossiyu-ot

  15. США разрешили торговать нефтью с ливийскими повстанцами. Lenta.ru // Режим доступа: http://lenta.ru/news/2011/04/27/oil/

  16. Американские компании возвращаются к нефтедобыче в Ливии. Портал по странам востока. // Режим доступа: http://www.middle-east.ru/mass-media/?id=208&PHPSESSID=0189d957ddf8ce8646145f2e422ca92d

  17. Libya: Oil, Banks, the United Nations and America's Holy Crusade. Felicity Arbuthnot. Global Research. // Режим доступа: http://www.globalresearch.ca/index.php?context=va&aid=24151

  18. Мировая экономика в ожидании долларового цунами. // Режим доступа: http://lt90.narod.ru/public/cunami.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle