Библиографическое описание:

Латыпова В. А. Анализ инструментов разработки электронных курсов // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.1. — С. 82-88.

Введение

В электронном образовании активно используются электронные курсы (ЭК). Они могут содержать не только текст и картинки, но и видео, анимацию, тесты. Может быть реализована интерактивность в курсе: на каждое действие пользователя предусмотрена определенная реакция. Для создания ЭК используются специальные инструменты разработки ЭК (ИРЭК). Чем больше функциональных возможностей есть у ИРЭК, тем более наглядные и эффективные курсы можно создать с их помощью. Причем данные инструменты должны быть ориентированы на преподавателей, которые не имеют навыков программирования. ИРЭК представлены на рынке в большом количестве, и выбор одного из них становится непростым делом. В данной статье я проведу анализ распространенных ИРЭК на предмет функциональных возможностей.

1.Анализ функциональных возможностей ИРЭК

Проведем анализ 6 ИРЭК, включающих зарубежные и российские продукты: Adobe Captivate (компания «AdobeSystemsIncorporated»), Courselab и CourseLab Teamwork (компания «Websoft»), REDCLASS Course (компания «REDCENTER»), УНИАР Паблишер и он-лайн редактор курсов (компания "УНИАР").

В таблице 1 подробно представлены функциональные возможности перечисленных выше ИРЭК: интерфейс редактора, метод разработки курса, брендирование курса, импорт контента, создание объектов и их многократное использование, работа с текстом, графика, видео, аудио, навигация в курсе, управление временем, тестирование, экспорт и упаковка, печать. Пустые поля показывают отсутствие информации в сети Интернет по рассматриваемому в таблице вопросу.

Таблица 1

ИРЭК\ Функциональные возможности

Courselab

CourseLab Teamwork

Adobe Captivate

REDCLASS Course

УНИАР Паблишер

УНИАР он-лайн редактор курсов

Интерфейс редактора

WYSIWYG редактор

+

+

+




Drag and Drop интерфейс

+

+

+




Поддержка различных языков

-

-

+




Инструменты рисования графических объектов

+

+

+




Метод разработки курса

За основу берется послайдовый принцип формирования курса

+

+

+




За основу берется временной хронометраж

-

-

+




За основу берется структура предметной области в MM (minde map)

-

-

-




Возможно построение модульной структуры курса

+

+

+




Возможно использование условных переходов, сценариев

+

+

+

+



Поддержка совместной разработки

-

+

+




Комментирование на слайдах на этапе рецензирования курса

-

+

-

-

-

-

Захват экрана

+

+

+




Брендирование курса

Возможность использования логотипа

+

+

-


+


Возможность настройки цветового решения курса

+

+

+




Возможность настройки навигации

+

+

-




Возможность выбора фона

-

-

+




Возможность выбора стиля

+

+

-




Импорт контента

Импорт из PowerPoint (2003, 2007, 2010)

+

+

+

-

-


Импорт из Word (2003, 2007, 2010)

+

+

-

+

+


Импорт из Photoshop

-

-

+

-

-

-

Создание объектов и их многократное использование

Изображения

+

+





Шаблоны

+

+

+

+



Количество шаблонов курсов, включенных в поставку

100

100





Возможность для пользователя расширять перечень объектов редактора

+

+

+




Редактирование объектов редактора

+

+

+




Встроенный язык программирования

+

+

+




Работа с текстом

Возможность использовать визуальные эффекты для текстовых объектов

+

+

+




Возможность применять эффекты анимации и движения текста

+

+

+




Поддержка HTML / JavaScript / CSS

+

+

+




Проверка правописания

-

-

+




Тезаурус

+

+



+


Поиск

+

+


+

+


Замена

+

+





Возможность добавить в курс текст, который появляется при соблюдении заданных условий

+

+

+




Создание таблиц

+

+


+



Создание формул

-

-

-

+



Графика

Собственная интегрированная библиотека клипартов

-

-

+


-

-

Собственная онлайн библиотека клипартов

-

-

+


-

-

Возможность импорта изображений

+

+

+

+

-

+

Возможность изменения масштаба изображения

+

+





Возможность использовать фрагмент изображения

-

-

+




Возможность использовать визуальные эффекты для изображений:

+

+

+


-


· Вращение

+

+

+


-


· Отражение

-

-

+


-


· Прозрачность

+

+

+


-


· Тени

-

-

+


-


Возможность использования анимированных изображений

+

+

+


-


Возможность анимации изображения по действию мыши

+

+

+


-


Возможность настройки перемещение изображения в слайде

+

+

+




Возможность экспорта созданных анимаций в Flash

-

-

+




Компрессия используемых изображений

+

+

-




Видео

Возможность импорта видео элементов в курс

+

+

+

+



- Animated GIF

+

+

-

-



- FLV

+

+

+

-



- AVI

+

+

+

+



-WMV

+

+

-

-



-MOV

+

+

+

+



-MP4

-

-

-

-



- MPEG

+

+

+

+



- MPG

-

-

-

+



- RM

+

+

-

-



Возможность выбора стиля плеера для воспроизведения элементов видео в курсе

+

+





Аудио

Возможность импорта аудио элементов в курс

+

+

+

+

-

+

- SWF

+

+

+

+



- WMA

+

+

-

-



- MP3

+

+

+

+



- WAV

+

+

+

+



- MID

-

-

-

+



- MIDI

-

-

-

+



- AIFF

+

+

-

-

-

-

Возможность непосредственной записи звукового сопровождения средствами редактора

-

-

+




Возможность генерации речи на основании текста

-

-

+




Параметры воспроизведения звука в курсе

-

-

+




· возможность автоматического воспроизведения звука при заданных условиях

+

+

+




· Возможность сокрытия или демонстрации на слайде курса элементов управления воспроизведением аудио

+

+





· Возможность отключения звука

+

+

+




· Возможность изменения громкости воспроизведения звука

+

+

+




· Возможность остановить/возобновить воспроизведение звука

+

+


+




· Возможность синхронизации объектов и событий курса с воспроизведением звука

+

+

+




· Возможность изменения качества звука при проектировании курса

-

-

+




Навигация в курсе

Возможность реализовать меню содержания курса

+

+

+




Возможность использования выпадающего (контекстного меню) в навигации по курсу

+

+





Для навигации могут использоваться:







· кнопки

+

+

+




· объекты

+

+

+




Возможность использовать визуальный индикатор прогресса

+

+





Возможность использовать указатель номера слайда

+

+





Возможность использовать указатель количества слайдов оставшихся до завершения курса

-

-





Курсор мыши

+

+

+




· Возможность выбора внешнего вида курсора мыши

+

+

+




Управление временем

Возможность указать время запуска события/начала действия

+

+

+




Возможность указать/ограничить продолжительность урока/курса

+

+





Ограничение времени прохождения курса

+

+





Показ времени, оставшееся до завершения курса (если время обучения по курсу ограничено)

+

+





· Текущее время/дата

-

-





Тестирование

Поддерживаемые типы вопросов







-верно\неверно (true\false)

+

+

+

-

-

-

-единственный выбор(multiple choice)

+

+

+

+

+

+

-множественный выбор (multiple answers)

+

+

+

+

+

+

-ранжирование набора объектов одного класса(rating scale)

+

+

-

-

-

-

-числовой ввод (numerical fill-in-blank)

+

+

-

-

-

-

-текстовый ввод(fill-in-the-blank)

+

+

+

+

+

+

-соответствие (matching)

+

+

+

-

-

-

-определение правильной последовательности (sequence)

-

-

+

+

-

-

-«точка»:определить правильную область на картинке (hotspot)

-

-

+

-

-

-

-оценка по заданной шкале (rating scale)

-

-

+

-

-

-

Возможность случайной выборки вопросов из списка

+

+

+




Возможность импорта вопросов в систему из таблиц Excel

-

-

-




Возможность задания балла для вопроса

+

+





Возможность использовать при расчете баллов за вопрос весов вариантов ответа

+

+





Возможность установки случайного порядка следования вариантов ответа

-

-

+




Возможность установки времени, отведенного на ответ

+

+

+




Возможность задания количества попыток ответа на вопрос

+

+

+




Возможность показа правильного ответа при неверном ответе тестируемого

+

+





Возможность указания текста сообщения о верном ответе на вопрос

+

+

+

+



Возможность указания текста сообщения о неверном ответе на вопрос

+

+

+

+



Возможность установки длительности прохождения теста в минутах

+

+



-

+

Возможность задания количества попыток отведенных на прохождение теста

-

-



-

+

Возможность экспорта тестов (перечень форматов)

-

-

-


-


Возможность импорта теста (перечень форматов)

-

-

-


html


Экспорт и упаковка

Поддержка стандартов упаковки/публикации курсов:







· SCORM 1,1

-

-

-

-

-

-

· SCORM 1,2

+

+

+

+

+

+

· SCORM 2004

+

+

+

+

+

+

· AICC

+

+

+

-

-

-

Экспорт курса на локальный носитель (СД)

+

+

+

-

-


Экспорт в PDF.

-

-

+

-

-


Экспорт в PowerPoint

-

-

-

-

-


Экспорт в Word.

-

-

+

+

-


Экспорт в WMV

-

-

-

-

-


Экспорт в MP4

-

-

+

-

-


Экспорт в FLW.

-

-

-

-

-


Экспорт в SWF

-

-

+

-

-


Экспорт в EXE файл

-

-

+

-

-


Экспорт в XML

-

-

+

-

-


Экспорт в HTML

-

-

-

-

+


Экспорт в форматы для мобильных устройств

-

-

+

-



совместимость с браузерами

+

+

+

+



· Internet Explorer

+

+

+


+


· Mozilla Firefox

+

+

+


-


· Safari

+

+



-


· Opera

+

+



-


· Chrome

+

+



-


Печать

Возможность подготовки печатной версии материалов курса (макет курса)

+

+





Возможность печати текущей страницы (слайда) курса

-

-


+

+

+


2.Использование демо-версий ИРЭК

В таблице 2 представлена информация, касающаяся вопросов, связанных с использованием демо-версий рассматриваемых ИРЭК: возможность демонстрационного доступа, возможность использования установочной версии продукта и демо SaaS-решения, ограничения которые имеет демо-версия продукта.

Таблица 2

Инструмент\ Вопросы, связанные с использованием демо-версии продукта

Courselab

CourseLab Teamwork

Adobe Captivate

REDCLASS Course

УНИАР Паблишер

УНИАР он-лайн редактор курсов

Возможность демонстрационного доступа

+

+

+

-

-

-

Возможность использования установочной демо-версии продукта

+

-

+

-

-

-

Ограничения
при использовании
установочной
версии

Не более 5 слайдов в одном учебном модуле;
не более 5 кадров в одном слайде,;
количество типов шаблонов ограничено до восьми, а количество цветовых схем типов шаблонов ограничено двумя;
количество цветовых схем объектов ограничено до двух;
количество объектов-персонажей ограничено до двух;
более ранняя версия

-

30 дней

-

-

-

Возможность использования демо SaaS-решения

-

+

+

-

-

-

Ограничения при использовании SaaS-решения

-


Не работает функция захвата экрана
нельзя работать со звуком

-

-

-


Заключение

Был проведен анализ существующих ИРЭК на примере рассмотрения функциональных возможностей шести инструментов и рассмотрены вопросы, касающиеся использования демо-версий продуктов. Анализ проводился в табличной форме. В результате работы было выявлено отсутствие полной информации, касающейся функциональных возможностей большинства ИРЭК. Это препятствует получению полной информационной картины о каждом инструменте, что, в свою очередь, осложняет выбор для покупателя продукта. Но несмотря на нехватку информации по каждому продукту, проведенный анализ позволил получить целостную картину существующих функциональных возможностей ИРЭК. И это может помочь выбрать более оптимальный вариант ИРЭК.


Литература:
  1. Инструменты для разработки электронных курсов. Обзор рынка технологий дистанционного обучения в СНГ. Том 4, релиз 22.03.2011

  2. Критерии выбора инструментов разработки курсов. Обзор рынка технологий дистанционного обучения в СНГ. Том 6, релиз 02.06.2011.

  3. courselab.ru (CourseLab)

  4. websoft.ru/db/wb/root_id/teamwork/doc.html (CourseLab Teamwork)

  5. adobe.com/products/captivate (Adobe Captivate)

  6. redcenter.ru/download/234.pdf (REDCLASS Course)

  7. proxy.uniar.ru/www/redkur.asp (УНИАР Паблишер)

  8. proxy.uniar.ru/www/olredkur.asp (УНИАР он-лайн редактор курсов)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle