Библиографическое описание:

Карасевич А. О. Механизмы психической жизни // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 133-135.

В данной статье будут описаны два принципа динамической модели психики. Прежде всего, кратко опишем модель. Основой модели является понятие потребностно-целевой матрицы – это одна из структур динамической модели психики, которая включает в себя временной промежуток психической деятельности между любым психическим содержимым («потребностью»), инициирующим данную деятельность, и содержимым («целью»), ее приостанавливающим и прекращающим; момент настоящего, который демонстрирует тот или иной временной срез, ограничивает потребностно-целевую матрицу, дальнейшее ее развитие моделируется аналогично. «Потребность» в данном контексте подразумевает под собой многие понятия различных парадигм, служащие для обозначения активизирующей деятельность психической силы, кроме того, потребность может включать различные эмоциональные и когнитивные составляющие. Потребностно-целевую матрицу можно назвать потребностно-результатной, когда результат, к которому стремится деятельность, не осознан. Всю деятельность можно разделить на внутреннюю (психическую) и внешнюю (организменную). К организменной деятельности относятся наши движения, работа органов и вся активность в целом. К психической деятельности относятся процессы ощущения, восприятия, внутренней речи, мышления, воображения, памяти и эмоций – эта деятельность будет соответствовать динамическому блоку психики. Кроме динамического блока психики можно выделить стационарный блок, который является вместилищем всего накопленного и врожденного психического материала индивида. То есть в психических процессах находится в любой момент времени малая часть всего психического материала, основная часть не актуализирована. В стационарном блоке психике можно выделить множество компонентов: знаний, потребностей, целей, мотивов, темперамента, характера, самооценки, способов реагирования и пр. Причем многие из них не сводимы к памяти, к примеру, темперамент. Деятельность и психика будут пониматься нами, как категории, имеющие область пересечения.

Модель представлена в виде растущей нити, состоящей из трех элементов: динамического и стационарного блоков психики, а также организма и организменной деятельности (Рисунок 1). В модели рост нити имеет под собой методологическое основание в качестве концепции Растущего блока Универсума [1]. Данная концепция разрабатывается группой учёных во главе с Фанг Ли-Чжи. Также модель основана на теории психического как процесса С.Л. Рубинштейна [2, с. 33]. Модель трехмерна, динамична, выполнена в программе 3ds Max. С помощью модели возможна демонстрация социальных процессов. Психофизическая проблема решается в пользу психофизического единства [2, с. 25].

Р
исунок 1
– Общая схема динамической модели психики

Можно поставить две задачи, которые являются приоритетными направлениями для построения модели:

1) Интегрирование в модель накопленного психологического знания. Разумеется, это интегрирование будет обоснованным и уместным. Многие парадигмы имеют области пересечения, описывают одно и то же разными терминами. Динамическая модель психики, включающая психику, организм и организменную деятельность, а также окружающий мир (природный, предметный, социальный) может кристаллизовать в себе основное психологическое знание. Метод интегративной эклектики В.А. Янчука – пример того, насколько важен разнобокий взгляд на те или иные психологические вопросы [3, с. 185]. Безусловно, в психологии есть спорные проблемы, на которые имеются взаимоисключающие решения (к примеру, психофизическая проблема), но это естественный результат научного познания и, мало того, что разные взгляды могут быть продемонстрированы на модели, они могут дополнять общую картину. Методологическое основание модели – теория Растущего блока Вселенной и теория психического как процесса С.Л. Рубинштейна – не входят в противоречие с психологическими парадигмами. Таким образом, развитие модели может и не решить некоторые противоречия (которые, к слову, и так имеют место), однако возможное интегрирование знания может быть поистине глобальным.

2) Суть другого направления в развитии модели заключается в создании новых гипотез и теорий. Это направление также является приоритетным, поскольку уютное сосуществование в модели многих парадигм не ведет к открытию нового. Обобщенное и систематизированное с помощью динамической модели психики знание должно послужить инициатором формирования новых теорий.

Данная работа посвящена именно второму направлению. Ниже будут описаны два принципа, важные для конструирования модели:

  • Принцип цепной реакции

  • Принцип ступенчатой активизации содержимого компонентов стационарного блока психики.

Первый принцип сводится к простому утверждению: любой психическое явление, реакция организма имеют свою причину, свое начало. Цепная реакция может запускаться из трех областей: внешнего мира, организма, психики субъекта (кроме того, возможно комбинированное начало). В первом случае цепная реакция активизируется внешним событием, которое, отражаясь в психике, актуализирует то или иное содержимое стационарного бока психики – это содержимое также инициирует определенную психическую и организменную деятельность. Во втором случае то или иное физиологическое состояние (к примеру, жажда) становится активатором цепной реакции. В третьем – психический процесс (например, мышление) становится этим активатором, то есть в этом случае внешнее воздействие относительно не влияет на начало цепной реакции. Рассмотрим более подробно эти три случая.

Итак, в случае, когда цепная реакция запускается извне, какое-либо событие или объект внешнего мира, отражаясь в психике, активизирует определенное содержимое стационарного блока психики и ведет к определенной деятельности. Приведем такой пример. Человек опоздал на автобус. Он понимает, что следующего автобуса ждать нет смысла: в этом случае он опоздает на важную встречу. Человек решает добраться до работы на такси, чтобы не опоздать. В данном примере обычный распорядок дня индивида нарушается, и активизируется цепная реакция, которая начинается с отражения ситуации (опоздал на автобус), активизирующая определенные эмоции, мысли, способы реагирования, то есть происходит активное взаимодействие между блоками психики. И вот, после негативных эмоций, вызванных нарушением планов, обдумывания ситуации (работа мышления) и нахождения выхода (поехать на такси), индивид продолжает деятельность по направлению к цели (приехать на работу).

Цепная реакция может начинаться также в организме. При этом какое-либо организменное состояние, отражаясь в психике, инициирует определенную деятельность. К примеру, внезапно возникшая боль ощущается субъектом, ведет к определенным эмоциям и мнестической деятельности (что делать при данной боли), и вот он решает идти к врачу. В этом примере так же, как и в первом, происходило взаимодействие между блоками психики, а также в психической деятельности были задействованы многие психические процессы (ощущения, восприятие, мышление, память, эмоции).

Цепная реакция также может инициироваться в психике. К примеру, субъект размышляет над тем или иным вопросом, он погружен в свои мысли, и ни внешние воздействия, ни организм, не оказывают значимого влияния на процесс мышления. И вот в мышлении субъекта вспыхивает внезапная догадка, которую тот спешит записать.

Разумеется, цепная реакция также может заканчиваться в разных областях: в психике (запоминание какого-либо материала), организме (человек заставил себя подняться с кровати), внешней среде (активное воздействие на внешний мир), или их сочетаниями. Средняя часть цепной реакции – это комбинация различной психической и организменной деятельности вкупе с влиянием стационарного блока психики. В целом, цепную реакцию можно прировнять во многих случаях к потребностно-целевой матрице, если оставить лишь составляющую психической деятельности.

Следующий принцип, важный для динамической модели психики, – это принцип ступенчатой активизации содержимого компонентов стационарного блока психики. Несмотря на сложное название, суть этого принцип проста: в каждый момент времени активизируется не все содержимое компонентов, а лишь актуальное, связанное с деятельностью. Это содержимое либо становится содержимым психической деятельности (к примеру, те или иные знания), либо оказывает определенное влияние на нее (например, влияние темперамента). Когда мы вспоминаем что-либо, мы вспоминаем, например, лишь определенное событие – мы не вспоминаем всю свою жизнь. Когда мы переживем те или иные эмоции (пусть и амбивалентные), мы не охвачены всем доступным нам спектром эмоций.

М
ожно привести еще много подобных примеров. Таким образом, содержимое компонентов, являясь перманентно не использованным психической деятельностью, актуализирует лишь свою часть. Отметим, что то содержимое стационарного блока психики, которое относится к поведению, активизируется также в динамическом блоке психики. Кроме того, процесс памяти, который заключается в запоминании, сохранении и последующем воспроизведением своего опыта, связан таким образом со стационарным блоком психики, что процесс хранения памяти тождественен связанным с памятью его компонентам. На рисунке (Рисунок 2) продемонстрирована активизация содержимого компонента и пополнение его новым психическим материалом.

Рисунок 2– Активизация содержимого компонента и пополнение его новым психическим материалом

Разумеется, наполнение стационарного блока в целом и отдельных компонентов в частности различно для каждого субъекта. У каждого индивида свой опыт, свои жизненные приоритеты, вкусы, интересы, планы, мечты и т.д. Навряд ли мы найдем два идентичных стационарных блока психики: каждая личность индивидуальна.

Следует также отметить, что одновременно многие компоненты могут влиять на деятельность. И когда мы говорим, что совесть (если говорить терминами глубинной психологии, то это контролирующая инстанция – Супер-Эго) влияет на психическую и организменную деятельности, то это происходит вкупе с такими компонентами, как характер, темперамент, способы реагирования, эмоции, опыт и многими другими, при этом могут быть задействованы различные психические процессы. Если мы сможем определить, какое содержимое (его «набор») компонентов влияет на ту или иную деятельность, каким образом оно активизируется, накапливается (или какое является врожденным), мы можем влиять на поведение и психику субъекта. Таким образом, психика субъекта в динамической модели предстает перед нами во всем своем разнообразии взаимодействия.

При дальнейшем развитии модели, раскрытии закономерностей психической жизни, мы подходим к возможности проводить компьютерный эксперимент. Используя знания о субъекте, полученные разными методами, мы можем предугадать его поведение, корректировать его психическую и организменную деятельности.


Литература:

  1. Поликарпов, В.А. Растущий блок Вселенной / В.А. Поликарпов, А.О. Карасевич // Институт исследований природы времени [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/Polikarpov_rastushii-blok.html. – Дата доступа: 10.05.2011.

  2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2007. – 713 с.

  3. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В.А. Янчук. – Мн. : АСАР, 2005. – 768 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle