Библиографическое описание:

Козлов А. В. Субъекты функции Российского государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 60-68.

Объединяющим признаком субъектов функции государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций является специальная компетенция, дающая им исключительное право на профилактику и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Бесспорным является и то, что они должны относиться, преимущественно, к органам исполнительной власти. Целесообразно всех субъектов рассматриваемой функции разделить на руководящие и управляющие. Первые организуют общее руководство органами и формируют основные направления политики в сфере предупредительной и ликвидационной деятельности по устранению чрезвычайных ситуаций. Вторые осуществляют конкретную работу, составляющую содержания деятельности данной функции. К руководящим органам относятся: Президент, Правительство, Совет Федерации и органы исполнительной власти субъектов федерации и местного самоуправления.

Полномочия Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства, органов исполнительной власти субъектов и местного самоуправления определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Президент занимает главенствующее положение в системе органов государственной власти реализующих государственную политику в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характере. К его полномочиям относятся:

1) Определение в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основных направлений государственной политики и принятие иных решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основные направления политики устанавливаются в специализированных нормативных актах. Так 12 мая 2009 года вступила в силу «Стратегия национальной безопасности до 2020 года». Согласно стратегии обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе территориальных и функциональных сегментов), ее интеграции с аналогичными зарубежными системами.

2) Право вносить на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации и принимать с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам преодоления их последствий.

В соответствии с Положением о Совете Безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. N 726) Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

3) Центральное место, по нашему мнению, в совокупности прав предоставленных президенту в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это право вводить при чрезвычайных ситуациях в соответствии со ст. ст. 56 и 88 Конституции Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом, на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные указанным Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Вышеуказанный Федеральный конституционный закон детально регулирует полномочия Президента по объявлению и поддержанию режима чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится указом Президента на всей территории страны или в ее отдельных местностях с незамедлительным сообщением Совету Федерации и Государственной Думе. Указ о введении чрезвычайного положения подлежит обязательному утверждению Советом Федерации в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 102 Конституции. Совет Федерации в праве не утвердить указ президента, а в случае утверждения, Указ должен быть незамедлительно обнародован по каналам радио и телевидения и незамедлительно опубликован.

4) Право Президента РФ принимать решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

Полномочия Правительства определяются двумя нормативными актами: Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» определяет, что в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями. Статья 19 указанного закона устанавливает, что Правительству принадлежит важнейшая роль в сфере обеспечения безопасности от угроз, исходящих от чрезвычайных ситуаций, вызванных социальными конфликтами, катастрофами, пожарами, эпидемиями, стихийными бедствиями и иными явлениями социального, техногенного и природного характера, угрожающими жизнедеятельности общества. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» конкретизирует полномочия Правительства в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, к ним относятся:

- издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановлений и распоряжений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение их исполнения;

- организация проведения научных исследований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- разработка и обеспечение выполнения специальных федеральных программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера;

- определение задач, функций, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение создания федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, а также определение порядка использования указанных резервов;

- установка и контроль процесса производства, режима хранения, условий перевозки и порядка использования радиоактивных и других особо опасных веществ;

- установка классификации чрезвычайных ситуаций и полномочий исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;

- обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определение порядка оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера;

- определение порядка привлечения Войск гражданской обороны Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- определение порядка сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядка обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- определение порядка предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.

Как мы уже отмечали, Совет Федерации утверждает Указ Президента о введении на определенной территории чрезвычайного положения. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» определяет и другие полномочия Совета Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. К ним относятся:

- обеспечение единообразия в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- утверждение бюджетных ассигнований на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области;

- проведение парламентских слушаний по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов и местного самоуправления определены в статье 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». К ним относятся:

для органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

- принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативно-правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

- осуществление подготовки и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

- принятие решений о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечение их проведения;

- осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

- организация и проведение аварийно-спасательных и другие неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддержание общественного порядка в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращение к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;

- финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

- содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;

- содействие федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Для органов местного самоуправления:

- подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

- принятие решений о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

- осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

- осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержание общественного порядка при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращение за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

- создание при органах местного самоуправления постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Реализация прав и обязанностей руководящих субъектов функции по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется посредствам Единой Системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:





ЕДИНАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Уровень органа системы исполнительной власти

Координационные органы

Постоянно действующие органы

Органы повседневного реагирования

Федеральный

Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Национальный центр управления в кризисных ситуациях; дежурно – диспетчерские службы

Межрегиональный

Региональные центры МЧС России (Всего 7. Северо – Западный, Центральный; Южный; Приволжский; Уральский; Сибирский; Дальневосточный. Волгоградская область входит в Южный)

Региональный

Региональные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

Главные управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Региональные центры управления в кризисных ситуациях; дежурно – диспетчерские службы

Муниципальный

Муниципальные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

Муниципальные органы исполнительной власти на которые возложена обязанность по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Муниципальные центры управления в кризисных ситуациях; дежурно – диспетчерские службы


На каждом уровне единой системы создается специальный координационный орган – межведомственная комиссия. Межведомственные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются координационными органами, деятельность которых направлена на обеспечение согласованности действий органов исполнительной власти, государственных и иных организаций в целях реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности. Деятельность комиссий осуществляется по трем основным направлениям:

  1. Разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

  2. Координация деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

  3. Обеспечение согласованности действий органов исполнительной власти при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.

Среди руководящих субъектов центральное место занимают структурные подразделения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Главой МЧС России является Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Министр является главным координационным органом министерства. Этот пост занимает Сергей Кожугетович Шойгу. Полномочия министра определены Указом Президента РФ от 11.07.2004 №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и включают в себя широкий спектр прав и обязанностей. Их условно можно разделить на четыре группы:

- нормотворческие, сюда входят права и обязанности по подготовке нормативно – правовых актов по реализации государственной политики по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- внутриорганизационные, полномочия связанные организацией деятельности единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и как её ядро министерства гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- внешнеорганизационные, права и обязанности по организации выполнения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций относящихся к исключительной компетенции министерства, например, крупномасштабных пожаров;

- контрольно – надзорная деятельность министра заключается надзоре, в пределах своей компетенции, за деятельностью структурных подразделений единой системы и иных организаций.

Характеризовать структуру МЧС целесообразнее по направлениям содержания функции Российского государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Таких направлений четыре: пожарная охрана, обеспечение безопасности на водных объектах, аварийно-спасательная деятельность, гражданская оборона.

Государственная политика в области пожарной охраны реализуется по двум основным направлениям: пожарный надзор и пожаротушение. Система субъектов, также организуется по этим двум направлениям. Систему пожарной охраны можно представить следующей схемой:




Врезка2Врезка1

Врезка3



Врезка4Врезка5

Врезка6

Врезка7


Врезка8Врезка9Врезка10



Врезка11

Врезка12

Врезка13



Особенностями структуры Пожарной Охраны являются:

  1. Органы главного управления государственного Противопожарного надзора главного управления МЧС России по городу Москве подчиняются напрямую Центральному аппарату МЧС России. Такая структура вполне оправдана и объясняется тем, что центральные органы управления МЧС находятся в городе Москве. Таким образом, исчезает необходимость в промежуточном звене управления.

  2. Не все субъекты федерации обладают специальными учреждениями по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Анализ позволяет сделать вывод о том, что создание таких подразделений объясняется особенностями субъекта федерации, в частности площадью соответствующей территории. При этом не понятно, почему в фактическом подчинении у таких органов, находятся учреждения, осуществляющие на практике противопожарную деятельность? По нашему мнению такие подразделения должны входить в единую систему пожарной охраны, например, как территориальные отделы единого государственного противопожарного надзора.

Закон определяет два вида низового звена субъектов пожарной охраны: субъекты пожарного надзора и субъекты организации пожаротушения и осуществления поисково-спасательных работ при пожарах (противопожарная служба).

К субъектам, осуществляющим от имени государства пожарный надзор, в первую очередь относятся пожарные инспекторы. Права и обязанности, то есть специальная компетенция пожарных инспекторов определяется Правительством РФ. Она заключается в исключительном праве определения соотношения фактического состояния объектов (земельных участков, зданий, строений, сооружений и т.п.) с действующими правилами противопожарной безопасности. При осуществлении этой функции, они в праве, в установленном законом пределе, ограничивать права и законные интересы граждан.

Специальные права сотрудников противопожарной службы направлены на осуществление практической работы по тушению пожаров и осуществлению поисково-спасательных работ при пожаре. Целью предоставления им такого рода специальной компетенции является: практическая работа по скорейшей локализации возникшей чрезвычайной ситуации – пожара и принятие мер по предупреждению причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.

АВрезка14варийно-спасательную деятельность в нашей стране осуществляют поисково-спасательные формирования и аварийно-спасательные службы. Характеристика данных субъектов представляет определенную сложность, в связи с тем, что не все поисково-спасательные формирования и аварийно-спасательные службы на территории Российской Федерации образуют единую систему. В прямом подчинении находятся лишь поисково-спасательные отряды МЧС России, но даже такое подчинение является достаточно условным. Необходимость использования поисково-спасательных отрядов и аварийно-спасательных служб более высокого уровня определяется масштабом и степенью угрозы конкретной ситуации. При этом статус спасателей различного уровня общий, а руководство осуществляется в рамках единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Некоторые поисково-спасательные формирования и аварийные службы являются относительно самостоятельными, со своей организационной структурой. Схема структуры субъектов поисково-спасательной деятельности, условно выглядит так:

Врезка15

Врезка16


Врезка17

Врезка18


Врезка19


Врезка20


Исторически сложилось, таким образом, что организация аварийно-спасательных формирований в нашей стране осуществляется по двум принципам:

- территориальном, создание аварийно-спасательного формирования или поискового отряда на определенной территории, например, муниципальная служба спасения города Волгоград;

- специализированном, аварийно-спасательное формирование, специализирующееся в определенной области (строительстве, промышленности, топливно-энергетическом комплексе и т.п.). Но эти критерии хоть и являются базовыми, не ограничивают создание аварийно-спасательных формирований, для этого необходимо лишь пройти установленную законом процедуру, а также будущие спасатели должны получить специальный статус в установленном законом порядке.

Субъекты, имеющие право от имени Российской Федерации осуществлять спасательную деятельность, то есть профессиональную работу по спасению жизни, здоровья и имущества граждан должны обладать специальным статусом. Статус спасателя - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателю. Статус спасателя есть выражение его специальной компетенции. Особенности статуса спасателя определяются возложенными на него обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой его жизни и здоровью. Правовой статус спасателя включает в себя ряд элементов, позволяющих определить место указанного субъекта в системе правоотношений, возникающих в связи с ликвидацией чрезвычайных ситуаций.

СВрезка21убъекты организующие безопасность на водных объектах имеют свою четкую структуру и отражаются в следующей схеме:


Врезка22


Врезка23

Врезка24



Врезка25



Руководителем системы органов безопасности на водных объектах, является начальник управления государственной инспекции по маломерным судам МЧС России – Главный государственный инспектор по маломерным судам. В субъектах федерации, руководителем структурного подразделения по организации безопасности на водных объектах, является главный государственный инспектор по маломерным судам субъекта федерации. Они относятся к главным управляющим субъектам исследуемого направления функции по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Закон определяет общие полномочия инспекторов по маломерным судам вне зависимости от занимаемого ими в структуре места.

Субъекты низового звена организации безопасности на водных объектах законом определены двух видов: государственные инспекторы по маломерным судам и внештатные общественные инспекторы по маломерным судам.

Государственные инспекторы по маломерным судам обладают исключительным право:

  1. На определение возможности эксплуатации маломерных судов и наводных и около водных объектов (стоянок для маломерных судов, переправ и наплавных мостов, пляжей и т.п.).

  2. На обучение управления маломерными судами и выдачу соответствующих разрешений.

  3. На привлечение к ответственности лиц, нарушающих правила эксплуатации маломерных судов, в том числе и в виде отстранения от эксплуатации, например, лиц находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

Внештатным сотрудником государственной инспекции по маломерным судам или общественным инспектором по маломерным судам может стать любое лицо, достигшее восемнадцати летнего возраста и обладающее правом управления маломерными судном.

В рамках своей компетенции внештатный сотрудник государственной инспекции по маломерным судам имеет право:

- требовать от судоводителей и граждан, нарушающих установленный порядок пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянки, прекращения этих нарушений и соблюдения установленного порядка;

- принимать участие в заседании экзаменационной комиссии по приему экзаменов у граждан на право управления маломерным судном.

Таким образом, в отличие от государственных инспекторов по маломерным судам, общественные, не имеют прав на ограничение прав граждан и привлечение их к ответственности.

Система субъектов гражданской обороны выглядит так:

Врезка26



Врезка27



Врезка28




Врезка29




Данная схема отражает лишь органы, реализующие основные направления государственной политики в области гражданской обороны. Их деятельность заключается в разработке основных концепций организации гражданской обороны и методики их реализации, осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Кроме органов государственной власти, закон устанавливает обязанности организаций, разрабатывать и реализовывать в пределах совей компетенции мероприятия гражданской обороны. При этом особо выделяет организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, их он обязывает создавать нештатные аварийно-спасательные формирования и поддерживать их в состоянии постоянной готовности.

Для реализации задач в сфере гражданской обороны, например, разбор крупных завалов, эвакуация населения из зараженных районов и т.п. существуют войска гражданской обороны. Это военизированные структуры не входящие в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, но при этом относящиеся к её силам и средствам. К войскам гражданской обороны относятся укомплектованные в соответствии с заявками Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в Правительство Российской Федерации на основании соответствующих указов Президента Российской Федерации о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, солдаты срочной службы. Кроме того, в соответствии с заявками министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, войска гражданской обороны комплектуются лицами, проходящими военную службу по контракту и гражданским персоналом. Это лица прошедшие специальную подготовку в области гражданской обороны в мирное и военное время, необходимую для реализации задач в области гражданской обороны.

В случае возникновения конкретных чрезвычайных ситуаций силы и средства единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций нуждаются в централизованном управлении. Такое управление осуществляется по средствам Центров управления в кризисных ситуациях. Такие центры существуют в системе на трех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Предметом и целями деятельности учреждения являются обеспечение функционирования органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, управление их силами и средствами, а также организация своевременного информирования и оповещения населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе в местах массового пребывания людей.

Таким образом, система субъектов функции по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций представляет собой сложную структуру различных по статусу субъектов. Закон предоставляет обширные полномочия федеральным органам исполнительной власти в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На этом фоне особо выделяются полномочия Президента. Ему предоставлено исключительное право на введение чрезвычайного положения, при котором ему предоставляются исключительные права. Однако необходимо также отметить, что законодатель предусмотрительно ограничил это право правом «вето» Совета Федерации на утверждение указа. Сохраняя, таким образом, органы государственной власти в системе «сдержек и противовесов».

К числу недостатков единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся: отсутствие четко сформулированных полномочий межведомственных комиссий по управлению постоянно действующими органами; недостаточное взаимодействие между аттестованными аварийно-спасательными формированиями и постоянно действующими спасательными отрядами; разобщенность и недостаточная централизация в управлении отдельными низовыми органами.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle