Библиографическое описание:

Кудишов О. Г. Место малого бизнеса России в международной торговле // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.1. — С. 124-126.

В малом бизнесе всех без исключения стран мира все больше проявляются черты глобализации, выражающейся в росте внешнеэкономической активности, широком использовании глобальных информационных технологий, унификации форм и деловых стандартов предпринимательской деятельности. Однако степень воздействия данного процесса и включения в него малых предприятий страны зависит от национальных особенностей, государственной политики в области внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, готовности и способности противостоять вызовам глобализации на основе национальных конкурентных преимуществ и использовании передового опыта малых фирм зарубежных стран. Во многих научных исследованиях слабые и сильные стороны малого предпринимательства в национальной экономике России достаточно подробно изучены и определены. Однако внешнеэкономические аспекты деятельности данных бизнес-структур ни в отечественных, ни в зарубежных работах до сих пор не были подвергнуты комплексному и глубокому анализу. Причиной тому является до сих пор преимущественно национальная специфика малого бизнеса, отсутствие достаточных средств, ресурсов для выхода за рубеж.

Наряду с крупными корпорациями, в том числе транснациональными корпорациями, одним из активных субъектов международного бизнеса являются малые и средние предприятия, деятельность которых составляет малый международный бизнес.

Во многих странах мира малые и средние предприятия в большинстве случаев работают на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, а крупные – на внешние рынки. В условиях глобализации мировой экономики в последние годы малые и средние предприятия, освоившие новые формы и методы международного сотрудничества и внедрившие инновационные подходы в производстве и управлении, также начали доказывать свое право на участие в системе внешнеэкономической деятельности. В связи с этим все большее количество малых и средних предприятий России уже чаще и чаще задумывается о ведении внешнеэкономической деятельности как о стратегической альтернативе развития бизнеса, которая поможет им стать более конкурентоспособными (в том числе на внутренних рынках) и устойчивыми с долгосрочной точки зрения. Это выдвигает на первый план задачу поиска инструментов и способов борьбы с негативными проявлениями процесса глобализации, способствующей росту спекулятивной экономики, монополизации производства и сбыта товаров, перераспределению богатства в пользу ТНК и ТНБ. В этом плане приобретает большое значение эффективная внешнеэкономическая деятельность малых и средних предприятий, претендующих на часть прибыли ТНК, которую они направляют в экономику своей страны, а также способных в кратчайшие сроки изменить свою производственную специализацию, подстраиваясь под ускоряющиеся изменения мировой конъюнктуры рынков, что не всегда входит в круг интересов крупных национальных компаний.

С каждым годом сокращается “теневой” сектор экономической деятельности в стране. Мелкие предприятия осваивают законные пути торговой деятельности (используя гибкую систему налогообложения малых предприятий), осуществление внешнеэкономических операций. Сокрытие и увод капитала за рубеж постепенно сменяются легальными и менее рисковыми формами инвестирования. Международный лизинг и франчайзинг сменяют контрафакцию и “челночную” торговлю, доминировавшую еще недавно в малом российском предпринимательстве. Настало время проанализировать эти изменения и, исходя из мирового опыта развития внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, скорректировать возможные ошибки в осуществлении международных торговых операций малых предприятий России.

Основными проблемами российских предпринимателей во внешнеэкономической деятельности являются: блокирование ценовой конкуренции антидемпинговым законодательством и расследованием; необходимость выигрывать тендеры; сложность кредитования и страхования экспорта; низкое качество продукции; согласованность действий партнеров разных стран в отношении российских товаров, например, со стороны Европейского Союза; компенсационные пошлины на субсидируемый товар; количественные ограничения, действующие в ЕС.

Общее число участников внешнеэкономической деятельности в РФ составляет 670 тыс. – по записи о сфере деятельности организации (по учёту федеральной службы по валютному и экспортному контролю), но экспортируют “свою” продукцию лишь около 10%. Значительное место во внешнеэкономической деятельности принадлежит индивидуальным предпринимателям (бывшим ПБОЮЛ), которые специализируются только на внешней торговле (челноки).

На начало 2009г. в РФ было 5602 тыс. малых предприятий, в т.ч. 843 тыс. – юридические лица, 4497 тыс. – индивидуальные предприниматели, 262 тыс. – фермерские хозяйства. Число занятых в малом предпринимательстве и индивидуальном предпринимательстве – около 12 млн. человек, что примерно составляет 17% экономически активного населения. Среди малых предприятий юридических лиц примерно 50 тыс. участников во внешнеэкономической деятельности, в т.ч. 10 тыс. занято в экспортной торговля, а 40 тыс. – в импортной торговле.

“Обвал” рубля, отсутствие должного таможенного контроля, отмена административных барьеров и диспаритет цен на старте перестройки создали благоприятные условия внешней экономической деятельности, в том числе и для малого предпринимательства. Недоступность инвестиционных ресурсов, государственный и криминальный рэкет, налоговый пресс – эти проблемы столкнули малое предпринимательство в “тень”. Доля теневого сектора по разным оценкам составляет приблизительно 30-50% реального оборота российских малых предприятий. Не все стороны деятельности малого предпринимательства находят отражение в официальной отчетности, поэтому данные не могут претендовать на достоверность. Подавляющая часть использует “двойную бухгалтерию”.

Для развития внешнеэкономической деятельности российского малого предпринимательства следует улучшить взаимодействие государства и малого бизнеса; вести статистическую отчетность внешней экономической деятельности отдельно по малому предпринимательству; стимулировать внешнюю экономическую деятельность (законодательно); содействовать новым формам ведения бизнеса, таким как лизинг, франчайзинг, интернет-торговля; оказывать финансовую, информационную и административную поддержку малому предпринимательству.

Некоторые исследователи-экономисты утверждают, что именно экспорт является сегодня тем "мотором", который вносит наибольший вклад в развитие мировой экономики. В наши дни на экспорт приходится свыше 20% мирового ВНП, и эта доля постоянно растет в связи с опережающим ростом мировой торговли по сравнению с мировым производством. С точки зрения государства увеличение экспорта способствует росту занятости и объемов национального производства, стимулирует экономический рост. С точки зрения предприятий экспорт помогает увеличить объемы сбыта, оптимально использовать производственные мощности, уменьшить риски колебаний конъюнктуры на внутреннем рынке и улучшить финансовую стабильность.

Доля малого предпринимательства в экспорте РФ приблизительно составляет 5%. Эта доля невелика по сырью, но значительна в экспорте машин, транспортных средств, сельскохозяйственного сырья, текстильных изделий, обуви. Очень часто наши малые предприятия успешно конкурируют по этим отраслям на международном рынке. Также заметно участие российского малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности в кооперации с крупными предприятиями по запасным частям и деталям.

Основными причинами столь малого объема экспорта продукции малых предприятий являются следующие: повышенные требования к сертификации; высокие требования к сервису (послепродажное обслуживание, наличие специализированных подразделений); отсутствие специалистов по маркетингу и техобслуживанию; жесткие условия по срокам поставки. Зачастую малые предприятия “привязаны” к одному крупному изготовителю, созданному администрацией этого предприятия, целью которого является укрытие части экспортной выручки и личное обогащение. Нередко создаются фирмы-однодневки, аферы которых подрывают престиж страны. Часто внешняя экономическая деятельность малых предприятий носит эпизодический характер, т.к. для устойчивой деятельности таких предприятий нужны инвестиции.

Нельзя обойти стороной участие малого предпринимательства в импорте, основными направлениями которого является обеспечение собственных нужд в оборудовании, сырье и полуфабрикатах, упаковке, (что касается импортеров-промышленников), и перепродажа: потребительские товары и продовольствие, конторское и офисное оборудование, мебель, табачные изделия и т.д. (что касается импортеров-коммерсантов). Методом торговли коммерсантов является использование принадлежащих им торговых домов, оптовых рынков, магазинов. В то же время мелкая торговля обеспечивается челноками. В импорте на российских “челноков” приходится четверть общего импорта страны.

Импорту малых предприятий присущи следующие недостатки: 1) в импорте в большей степени используются фирмы-однодневки: они ввозят несертифицированную продукцию, контрабанду, табачные изделия, алкоголь. По данным таможни малые предприятия ввозят приблизительно 70% потребительских товаров; 2) до сих пор широко распространены схемы “серого” импорта, когда при расчетах используются счета банков в оффшорных зонах для сокращения расходов по налогам и таможенным сборам. Объём “серого” импорта составляет около 20-25% от общего объёма импорта.

На сегодняшний день инновационным методом ведения бизнеса становится интернет-торговля. Она помогает малому предпринимательству устранить посредников в ведении бизнеса, увеличивает роль малых предприятий в системе внешнеэкономической деятельности крупных предприятий за счет их оперативности, а также частично компенсирует сложности малых предприятий отдаленных рынков. Преимуществами интернет-торговли являются оперативность и низкие издержки обращения, которые в бумажном обороте составляют 10%. Недостатки интернет-торговли связаны с нормативно-правовой базой электронной торговли, т.к. требуются еще и бумажные документы.

Российский малый бизнес мог бы занимать более широкую арену в международной торговле, если бы отечественная экономика была бы стабильнее, механизмы формирования и развития которой отстают от адекватных аналогов западноевропейского типа, т.е. от того уровня, к которому наша экономика стремится.

Российское государство пытается оздоровить механизмы формирования совокупной экономики, упрочить их, сделать их более эластичными для применения в современных условиях и нацелить не только на увеличение ВВП, но и на развитие предпринимательства за счет поиска и изыскания резервных возможностей и нетронутых до сих финансово-инвестиционных арсеналов. И в этой плоскости всей системы рыночной экономики государство старается вывести малое предпринимательство на совершенно новую траекторию маркетингового развития по направлению совершенствования рыночной стратегии, создавая дополнительные возможности выхода малого бизнеса на мировую арену.

Основой подобного экономического рывка является формирование уникальной национальной инвестиционной программы, модели такого становления российской системы развития малого бизнеса, которая бы явилась основой для дальнейшего роста экономического потенциала страны, для расширения диапазона его влияния не только внутри страны, но и далеко за ее пределами, в том числе и на западноевропейском уровне.


Литература:

  1. Волконский В.А., Крюков, Ю.К. О роли малого и среднего бизнеса в России и в мире // Экономика и математические методы. М.: “Наука”, 2005.

  2. Дралин А.И., Михнева С.Г. Внешнеэкономическая деятельность. Пенза, 2007.

  3. Ермошин А.М. Экспортный потенциал малого и среднего бизнеса России и меры государственной поддержки. М., 2009.

  4. Изряднов О., Фомина Е., Казанцев Д. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы // Российская экономика: тенденции и перспективы. 2009. - №7.

  5. Кондратьев В., Рамазанов Г. Средний бизнес в мире и в России // Мировая экономика и международные отношения. 2008. - №6.

  6. Поляков В.В., Щенин Р.К. Мировая экономика и международный бизнес. М.: “Кнорус”, 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle