Библиографическое описание:

Долженко Я. А. К вопросу исследования качеств жизнестойкой личности // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 154-156.

Исследования жизнестойкости личности уже много лет ведутся за рубежом, а не так давно и отечественные ученые всерьез заинтересовались данной проблемой. Причин тому несколько. Во-первых, изучать что-то новое всегда интересно, а, во-вторых, в последнее время вопрос формирования жизнестойкой личности встал особенно остро. Это происходит потому что распространенными среди молодежи стали такие явления как конформизм, негативизм, различного рода девиации и девальвация общечеловеческих ценностей. Чувство безопасности и защищенности современного человека снижено и это связано в первую очередь с повышением угрозы физического и иного насилия, террористических актов, техногенных и экологических катастроф. Иными словами, трансординарное существование, по словам М. Магомед-Эминова, все больше вторгается в ординарное существование, наделяя его чертами аномальности и катастрофичности.

Проще говоря, актуальность изучения проблемы жизнестойкости обусловлена тем, что в жизни каждого из нас неизбежно встречаются трудности, как следствие сложного взаимодействия с окружающим миром и каждый человек справляется с ними по-разному: одни получают психологические травмы, другие же, преодолев трудности, не только сохраняют здоровье, но и растут личностно, расширяя свои адаптационные возможности. Людей, которые "не сломились" в трудную минуту и пошли дальше, высоко подняв голову, можно по праву назвать жизнестойкими.

Изучив различные труды по указанной проблеме, мы определяем жизнестойкость как комплекс внутренних установок, регулирующий отношение к себе и миру, достаточное развитие которого обеспечивает успешное совладание со стрессогенными событиями, т.е. подразумевает выход из сложной жизненной ситуации без ущерба для личности. А также приходим к выводу о том, что человек, у которого жизнестойкость сформирована на достаточном уровне, несомненно имеет перед другими ряд преимуществ, поскольку, она:

  • придаёт силы для преодоления препятствий и противодействий.

  • даёт толчок к развитию способностей.

  • даёт возможности проявить лучшие свои человеческие качества.

  • даёт освобождение от оков неуверенности, комплексов и пессимизма.

  • даёт удовлетворение от понимания жизненных процессов.

  • обеспечивает уважение к людям и жизни. [6]

В этой связи особо важной нам видится задача изучения качеств жизнестойкой личности, определив которые можно будет направить все усилия на их развитие. Данной проблемой занимались многие ученые. Так, например, западные специалисты (Pines, 1984; Rutter, 1984; Werner, 1989), проведя наблюдение за сотнями жизнестойких детей обнаружили у них 5 общих качеств:

  • Высокую адаптивность. Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринужденно, как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Они умеют расположить окружающих к себе.

  • Уверенность в себе. Трудности только подзадоривают их. Непредвиденные ситуации не смущают.

  • Независимость. Такие люди живут своим умом. Хотя они внимательно прислушиваются к советам взрослых, но умеют при этом не попадать под их влияние (Бехтерев сказал бы, что они мало подвержены внушению).

  • Стремление к достижениям. Такие дети стремятся демонстрировать окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Успех доставляет им радость. Они на собственном опыте убеждаются, что могут изменить те условия, которые их окружают. Если пользоваться терминами предыдущей главы, то можно сказать, что их поведение с раннего возраста согласовано с «Я-концепцией». Складывается впечатление, что их концепция «Я» формируется гораздо раньше, чем у большинства, и с самого начала выполняет функцию «защитника».

  • Ограниченность контактов. Обычно их дружеские и родственные связи не слишком обильны. Они устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми. Малое количество связей способствует их чувству безопасности и защищенности. [3, с.102]

Крайг, в свою очередь, приводит в пример исследования, посвященные успешной социализации детей, детство которых проходило в крайне тяжелых условиях (бедность, жизнь в трущобах, войны и т.д.). Наблюдения за такими подростками, добивающихся успеха в жизни, показали, что у них есть пять общих качеств:

1. Они социально компетентны и чувствуют себя непринужденно как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Последние часто дают им такие характеристики: приветливы, умеют расположить к себе, стремятся учиться у старших.

2. Уверены в себе, трудности только подзадоривают их, непредвиденные ситуации их не смущают.

3. Часто эти дети независимы. Они живут своим умом и хотя и прислушиваются к советам взрослых, но не попадают при этом под их влияние.

4. Они обычно устанавливают несколько устойчивых, придающих им чувство защищенности контактов с другими людьми. Это могут быть отношения как со сверстниками, так и с учителем, тетей, соседом.

5. Наконец, эти дети стремятся к достижениям. Они видят, что могу добиться многого и изменить те условия, которые их окружают.

В этом подходе наблюдается упор на активность самого ребенка. Весьма вероятно, что жизнестойкие дети к тому же обладают природными данными, благоприятными при адаптации в любых условиях (например, сильным подвижным типом нервной системы, сангвинистическим или флегматическим типом темперамента, гипертимным типом акцентуации). [1, с.206-207]

По мнению исследователя Бостонского психоаналитического общества и института Дианы Кутейль, для высокой жизнестойкости характерно наличие:

  • способности видеть и принимать действительность такой, какова она есть.

  • умения находить смысл в разных аспектах жизни. Важную роль здесь играет и верность определенным ценностям;

  • способность импровизировать. Искусство находить нетривиальные или неочевидные выходы из проблемной ситуации, не выходя за рамки собственных возможностей или корпоративных правил, дает его обладателю огромные преимущества.

Причем, по мнению автора, не имеет значения идет ли речь о конкретном человеке или об организации в целом. [4]

Сегодня предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладание с жизненными трудностями. Это и понятие о личностном адаптационном потенциале, предложенное А..Г. Маклаковым, и понятие о личностном потенциале, разрабатываемое Д.А. Леонтьевым на основе синтеза философских идей М.К. Мамардашвили, П. Тиллиха, Э.Фромма и В. Франкла и т.д. Однако, что является главным в формировании жизнестойкости подростка пока не выяснено. Некоторые ученые считают, что воспитание в гармоничной семье, дополняемое общественным воспитанием, остаётся лучшим для становления личности, особенно в младшем и среднем подростковом возрасте.

Также изучена специфика переживания, факторы, способствующие переживанию трудностей. Но данная проблематика чаще рассматривается в направлении профилактики психических нарушений, а не в контексте создания условий для формирования качеств личности, способствующих его успешной социализации.

Безусловно данный вопрос весьма многогранен и охватить его весь невозможно. Поэтому мы останавливаемся на исследовании жизнестойкости в старших классах школы, поскольку считаем этот период, своего рода, последней возможностью снабдить подрастающее поколение необходимыми для успешной социальной адаптации и дальнейшей жизни знаниями и навыками. А они в свою очередь весьма необходимы современной молодежи, поскольку социализация ее протекает в очень непростых условиях. Это напрямую связано с:

  • трансформацией постсоветского российского общества, сопровождающейся процессами углубления социально-экономического неравенства;

  • кризисом основных институтов социализации - семьи, школы, армии, трудового коллектива;

  • сменой основной модели социализации;

  • возрастанием роли СМИ в современном обществе. [5]

  • низким уровнем внедрения современных достижений психологической науки в теорию и особенно практику процесса обучения.

Итак, для того, чтобы определить какие именно качества присущи жизнестойким подросткам мы провели эксперимент, в котором принимали участие 74 учащихся 10-х и 9-х классов гимназии г. Ульяновска. Для начала всем был предложено пройти тест жизнестойкости, по итогам которого ребята были условно разделены на две группы: условно жизнестойкие и условно нежизнестойкие. Затем среди испытуемых было проведено тестирование по подобранным методикам, по результатам которого мы смогли выявить особенности личности жизнестойких старшеклассников по сравнению с нежизнестойкими. Итоги приведены в таблице ниже (табл.1 и табл.2).

Таблица 1

Различия личностных характеристик в сравниваемых группах


Личностные

Особенности

Жизнестойкие

Нежизнестойкие



Показатель значимости

сред-

нее


стандартное отклонение

сред-

нее


стандартное отклонение

Креативность

60,48

17,66

52,87

13,48

0,01<p<0,05

Соперничество

5,24

3,23

4,42

3,62

p>0,05

Сотрудничество

5,87

1,91

5,9

1,64

p>0,05

Компромисс

6,09

2,37

6,63

1,94

p>0,05

Избегание

5,65

1,74

6,15

2,15

p>0,05

Приспособление

7,12

2,45

6,87

2,71

p>0,05

Уверенность

8,00

1,62

6,06

2,41

p<0,01

Соц. смелость

7,39

2,02

5,90

1,79

p<0,01

Инициатива в контактах

5,29

1,81

4,69

2,32

p>0,05

Умение ставить цели

8,09

1,52

6,21

2,43

p<0,01

Умение планировать время

7,41

1,96

6,18

1,74

p<0,01


Согласно табл. 1, ученики с высоким уровнем жизненной стойкости статистически достоверно (критерий Манна-Уитни) имеют более высокие значения по таким показателям как уверенность в себе, социальная смелость, умение ставить цели и планировать время, чем учащиеся с низкой жизнестойкостью. Также наблюдается тенденция в отношении развития креативности.

Диагностика мотивационной сферы старшеклассников проводилась по методике М.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой, которая констатирует наличие или отсутствие определенного мотива учения, обходя стороной количественный показатель. [2, с. 149] В связи с этим для обработки результатов использовалось угловое преобразование Фишера. Итоги приведены в Таблице 2.

Таблица 2

Значимость мотивов учебной деятельности в сравниваемых группах



Мотив

Жизнестойкие (41 чел)

Нежизнестойкие (33 чел)

Значение

φ*эмп

Есть

Нет

Есть

Нет

Долга и ответственности

22

19

17

16

0,188

Самоопределения и самосовершенствования

37

4

30

3

0,103

Благополучия

13

28

16

17

1,475

Аффилиации

16

25

17

16

1,078

Престижа

4

37

4

29

0,096

Избегания неудачи

6

35

15

18

2,98

Учебно-познавательные (содержание учения)

29

12

21

12

0,65

Учебно-познавательные (процесс учения)



20



21



7



26



2,523

Коммуникативные

15

26

9

24

0,851

Творческой самореализации

22

19

10

23

2,048

Достижения успеха

35

6

30

3

0,735


Из табл. 2 видно, что к наиболее значимым отличиям жизнестойких учащихся следует добавить наличие учебной мотивации (процесс учения) и тенденцию в отношении творческой самореализации. Так же следует отметить, что для нежизнестойких ребят характерным является наличие мотива избегания неудачи.

Таким образом, мы выявили, что к наиболее значимым личностным качествам и особенностям личности, отличающих жизнестойких подростков, относятся:

  • уверенность в себе,

  • социальная смелость,

  • умение ставить цели и планировать время,

  • творческая и учебная мотивация,

  • отсутствие мотивации избегания неудачи

Полученные сведения положены в основу разработки программы развития жизненной стойкости старшеклассников.


Литература:

  1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
  2. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004.
  3. Данилин А.Г. - LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. - 521 с.
  4. Кутейль Диана // Секреты жизнестойкости. http://www.elitarium.ru/2007/08/15/sekrety_zhiznestojjkosti.html
  5. Материалы "круглого стола", "Вопросы философии" N8 2004.

  6. http://www.xapaktep.net/virtues/universal/vitality/desc.php

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle