Библиографическое описание:

Ланчук И. А. Контроль уровня подготовки курсантов как система научно обоснованной проверки результатов образования и воспитания // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 164-167.

Повышение качества и эффективности учебного процесса является главной задачей военных ВУЗов в целях подготовки для флота специалистов, отвечающих предъявляемым требованиям. В решении этой задачи важное место принадлежит не только процессу обучения, но и контролю знаний, осуществляемому в течение всего срока обучения.

Учебная деятельность может осуществляться на двух уровнях:

- репродуктивном (воспроизведение информации, приобретение навыков);

-творческом (самостоятельность в осмыслении информации и ее оценке, активность внимания, высокая степень участия в процессе познания).

Ценность учебной деятельности на репродуктивном уровне заключается в том, что она позволяет освоить знания, закрепить их и сохранить для использования в практической деятельности.

В эффективном самостоятельном (творческом) учебном труде повышается интеллектуальная активность курсантов, предъявляются определенные повышенные требования к себе, к результатам своего труда, что в конечном итоге способствует прочному усвоению теоретических знаний и умению их применять на практике.

Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается курсантами учебный материал, уровне их подготовки к применению полученных знаний для решения практических задач.

Контроль качества подготовленности курсантов является одним из важнейших элементов учебного процесса. При этом основное его назначение заключается в том, чтобы установить «обратную связь» для оценки динамики усвоения учебного материала, действительного уровня владения системой знаний и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса. По сути дела он представляет взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность преподавателя и курсантов.

Контроль – неотъемлемая часть обучения. Процесс контроля – это одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в ходе обучения. Он связан с психологическими ситуациями, как для курсантов, так и для преподавателя. В практике контроля подготовленности курсантов можно выделить следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный. Систему контроля образуют экзамены и зачеты, устный опрос, контрольные работы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчеты по заданиям. В свою очередь формами контроля могут быть устная, письменная, программированная или иная. Выбор формы контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места.

Предварительный контроль – позволяет определить исходный уровень знаний и умений курсантов, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала, дает возможность преподавателю внести коррективы в календарный план подготовки курсантов, каким вопросам учебной программы следует уделить больше внимания а также наметить пути устранения выявленных пробелов.

Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления его динамики, сопоставления на отдельных этапах результатов обучения с запроектированным. Текущий контроль осуществляется в процессе изучения каждой темы, из занятия в занятие, и обеспечивает возможность диагностирования уровня усвоения курсантами лишь отдельных элементов учебной программы.

Периодический (рубежный) контроль позволяет определить качество изучения курсантами учебного материала по разделам, проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени.

Наиболее используемыми формами рубежного контроля являются: контрольные работы, зачеты по лабораторным работам.

Итоговый контроль направлен на проверку результатов всего обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин. Данные итогового контроля позволяют оценить работу, как курсантов, так и преподавателей. Формами итогового контроля являются экзамены, защита экзаменационных проектов, исследовательских работ.

Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и курсантов, в ходе которых выявляются усвоение курсантами учебного материала и овладение требуемыми знаниями, умениями, навыками. Основными методами контроля являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, программированный контроль и др.

Каждый из применяемых методов и форм проверки имеет свои преимущества и недостатки, свои ограничения. Кроме того, к недостаткам существующей практики проверки и оценки знаний следует отнести стихийность, нерациональность использования методов и форм, отсутствие дидактической целенаправленности, игнорирование преподавателем характерных особенностей материала предмета.

Устный опрос – наиболее распространенный, позволяет установить непосредственный контакт между преподавателем и курсантами, изучить индивидуальные особенности усвоения курсантами учебного материала.

К устным формам контроля относятся: опрос у доски, фронтальный опрос, визуальный контроль (замечания, обсуждения), доклады, взаимный контроль учащихся зачеты, экзамены.

Устная форма проверки знаний является наиболее распространенной формой контроля успеваемости. Она проводится почти на каждом уроке в виде краткой проверки усвоения темы предшествующего занятия. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение курсантами домашнего задания, выяснить готовность класса к изучению нового учебного материала. Однако устная форма контроля является наименее изученной формой контроля, так как до недавнего времени устный ответ не мог быть корректно зафиксирован для его повторного анализа. Проведенные исследования показали, что устная форма проверки знаний не является ни объективной, ни надежной, ни валидной. Так называемый « эффект контраста», когда сильный учащийся отвечает после слабого или наоборот, дает разброс баллов от 2,95 до 3,84 (в 5-бальной шкале). «Эффект темпа речи» - быстрый. Медленный – от 2,51 до 3,38. Более высокий темп речи ассоциируется для преподавателя с более глубокими знаниями и большими способностями. Преподаватель должен отдавать себе отчет в том, что во время устных опросов с целью повторения материала отдельным курсантам даются вопросы разной степени трудности и, как доказано, эти различия в сложности вопросов неверно воспринимаются преподавателями.

В то же время устный опрос играет большую роль в обучении курсантов, позволяет преподавателю учить их четко формулировать свою мысль. Образно говоря, учась грамотно формулировать свою мысль, курсант неизбежно учится мыслить. Поэтому при постановке вопросов устного контроля необходимо отмечать:

- все ли существенное отражено в докладе;

- что добавлено к имеемым материалам;

- последовательность изложения;

- аргументированность умозаключений;

- правильность вывода;

- речь курсанта.

Письменная проверка используется во всех видах контроля и осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе (выполнение домашних и индивидуальных заданий, исследовательских работ и т.д.). Однородность работ, выполняемых курсантами, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, что повышает объективность оценки результатов обучения. Применение этого метода дает возможность в сравнительно короткий срок одновременно проверить усвоение предложенного материала всеми курсантами класса и определить направления для индивидуальной работы с каждым. К письменным формам контроля относятся самостоятельные и контрольные работы, ответы по карточкам, лабораторные работы, рефераты, зачеты, экзамены.

Анализ письменных работ позволяет выявить типичные ошибки и причины, вызвавшие неудовлетворительные оценки, как свидетельство о недостаточном усвоении многими курсантами той или иной темы, запланировать дополнительный разбор плохо усвоенного материала, а также разработать методические указания для самостоятельного изучения дополнительного материала.

В то же время существующие исследования показывают, что традиционные письменные проверки знаний недостаточно объективны, надежны и валидны.

На данном этапе организации обучения курсантов наиболее перспективным направлением информатизации и компьютеризации учебного процесса является внедрение информационных технологий, для которых компьютер выступает как средство обучения и решения учебных задач, способное повысить эффективность обучения. Внедрение персонального компьютера в учебный процесс и использование информационно – компьютерных технологий развивают идеи программированного обучения, которые в свою очередь расширяют возможности традиционного обучения. Для более эффективного усвоения учебного материала в учебном процессе могут использоваться различные программные компьютерные средства: обучающие программы и тренажеры, презентации, электронные энциклопедии, справочники, дидактический материал, системы виртуального эксперимента, лабораторные практикумы.

Программированный контроль стал органической частью учебного процесса. Он обеспечивает обратную связь от курсанта к преподавателю, индивидуализирует учебный процесс, повышает наглядность учебного процесса. Программные системы контроля знаний курсантов, такие как опросники и тесты, электронные практикумы, позволяют оперативно и объективно автоматизировано обработать полученные результаты.

Таким образом, основываясь на главных целевых ориентирах подготовки курсантов, необходимо организовать процесс обучения так, чтобы на занятиях было обеспечено главенство мышления курсантов над памятью, самостоятельной деятельностью под руководством преподавателя над монологическим способом информирования курсантов.

Представляет интерес организация контроля подготовки офицерских кадров в США, направленная на то чтобы по окончанию обучения вооруженные силы были укомплектованы высокопрофессиональными специалистами. К кандидатам на поступление предъявляются высокие и разносторонние требования. Они сдают экзамены (в виде тестов) в соответствии с едиными программами для поступающих в гражданские высшие учебные заведения США, а также экзамен по физической подготовке. Существует несколько видов тестов. Училища заранее объявляют, по каким из них проводятся экзамены и какое количество баллов необходимо набрать для поступления. Чаще всего абитуриентам предлагается сдать тест для определения академических способностей, тест американской программы для поступающих в вузы, а также тесты, позволяющие установить уровень знаний по отдельным дисциплинам.
Тест для определения академических способностей включает два
раздела (философский и математический). Он состоит из вопросов и задач, имеющих несколько ответов. Испытуемый должен выбрать решение, которое, по его мнению, является верным. Задания теста составлены в соответствии с требованиями программы средней школы. В свою очередь, в тест американской программы тестирования для поступления в вузы входят четыре предмета: английский язык, математика, общественные и естественные науки. Хотя прохождение тестов и сдача вступительных экзаменов - обязательные требования, результаты этих испытаний дают лишь дополнительную информацию о кандидате. Важнейшим показателем остается успеваемость в средней школе. Такая практика значительно снижает момент субъективности или случайности при решении вопроса о зачислении абитуриента в училище.
В каждом военном училище видов ВС одновременно обучается около 4,5 тыс. курсантов. Общее учебное время четырехлетнего цикла обучения составляет 6 075 ч. Приоритетное внимание уделяется формированию у обучаемых трех главных качеств, которые, по мнению американского ВПР, должны быть присущи профессиональному военному: компетентность, ответственность и преданность своему делу. [1 c.9]

Результаты экзаменов определяются по буквенной шкале оценок: "А" - высшая оценка, которая ставится за отлично выполненную письменную работу или безукоризненный уст­ный ответ; "В" - "хорошо"; "С" - "посредственно"; "D" -"удовлетворительно с минусом", "F" "неудовлетворительно". Оценка "D" может быть засчитана только по второстепенным предметам. Если она получена по профилирующему предмету, курсант обязан пересдать экзамен с предварительным повторением всего курса по со­ответствующему предмету. Переэкзаменовка по любому предмету обязательна также при получении оценки "F". Критерием успеваемости курсанта является специально рассчитываемый среднесеместровый балл, который опреде­ляется согласно шкале оценок и количеству зачетных еди­ниц. Успевающим считается курсант, имеющий среднесеме­стровый балл 2 и выше. Вопрос об отчислении курсанта из училища за академическую неуспеваемость решается в тех случаях, если он: а) набирает за семестр балл ниже 1,1; б) имеет серьезное предупреждение и не в состоянии набрать в следующем семестре балл 2 или выше; в) после первого пред­упреждения набирает в следующем семестре балл ниже 1,7; г) после двух серьезных предупреждений за любые два семестра в течение всего курса обучения набирает среднесеместровый балл ниже 1,7. [2 c.14]

В учебно-воспитательном процессе широко применяется вычислительная техника: в училищах действуют единые компьютерные сети, которые объединяют все ЭВМ, в том числе персональные компьютеры, находящиеся в жилых комнатах курсантов.
Во всех военных училищах видов ВС реализуется программа приобретения курсантами различных коммуникативных навыков и умений посредством частого говорения и письма, что, по мнению их руководства, имеет важное значение для компетентного общения офицеров с подчиненными и коллегами. В начале каждого учебного года все курсанты проходят тестирование по английскому языку, а затем - дифференцированные курсы повышения эффективности письма и использования языковых средств в общении. Для контроля степени усвоения курсантами изучаемого материала в ходе аудиторных занятий преподаватели часто устраивают контрольные мини-проверки с выставлением текущих оценок. Экзамены по основным дисциплинам сдаются, как правило, в конце лекционного курса или семестра. В процессе обучения курсанты регулярно готовят доклады, пишут курсовые работы и рефераты на различные темы. На экзаменах знания проверяются с помощью различного рода тестов, которые направлены, прежде всего, на выявление общего кругозора курсанта, а также его способности к самостоятельному мышлению и принятию решений в рамках изучаемой дисциплины, а не на определение полноты и глубины фактографических сведений по предмету. [3 c.5]


Литература:

  1. Стрелецкий А.В. Зарубежное военное обозрение .Система подготовки офицерских кадров в США, 2006 – №11 -11 с.

  2. Матвеенко А.А.Зарубежное военное обозрение. - 2004. - N2. - С. 14-17.

  3. Копьев А.Н. Зарубежное военное обозрение. - 2001. - N2. - С.5-10.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle