Библиографическое описание:

Ланчук И. А. Внедрение автоматических обучающих систем в учебный процесс военных институтов // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 161-164.

В настоящее время высшее военное образование в России претерпевает значительные изменения, связанные с внедрением в учебный процесс средств новых информационных технологий. Задачи и методы обучения меняются принципиаль­ным образом, максимально приближаясь к индивидуализации общей и профессиональной подготовки курсантов. Наряду с этим информационно-коммуникационная среда, в которую помещен каждый современный курсант или слушатель, создает все условия для активного использования компьютерных средств и технологий в учебном процессе, повышая при этом значимость и эффективность самостоятельной работы.

Всесторонняя интенсификация процесса обучения и воспитания связана в настоящее время с глубочайшей перестройкой всего механизма управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся, с опорой преподавателя на общевоенные и общесоциальные тенденции, обусловленные совершенствованием средств службы.

Исследовательской целью настоящей статьи является определение и выявление главных критериев внедрения ЭВМ и средств ВТ в сферу современного военного образования.

Больший прогресс процесса и методики военного образования связан конкретно с включением в этот процесс техники, с передачей ей функций человека по управлению действием обучения. В базе сотворения таковой техники лежит открытие того, что преподавание - это процесс, которым можно управлять, как любым иным действием, используя предоставляемые техникой способности обратной информационной связи.

Преобразование структуры процесса обучения в направлении широкого использования в нем дидактической техники, обладающей функцией обратной связи и заменяющей преподавателя на ряде этапов учебного процесса, - важнейшая в настоящее время тенденция совершенствования данного процесса во всех военных учебных заведениях.

Исходя из этого, следует быть готовыми к изменению методики, функций преподавателя внедрения в обучение автоматизированных систем на базе электронно-вычислительных машин.

Все шире за последние годы внедряются в учебный процесс компьютер и педагогические программные средства вычислительной техники. Особенное внимание к новым средствам обучения обусловлено их существенно большей эффективностью по сравнению с другими средствами обучения. В случае внедрения педагогических программных средств вычислительной техники:

1. Повышается качество обучения за счет: а) индивидуализации обучения, - личный темп и способ обучения, адаптация системы к исходному уровню знаний обучаемого, характеру и причинам ошибок, особенностям мышления обучаемого. Б) анализа предыстории обучения и её учета при организации последующего обучения, учета психофизиологических черт обучаемых методом тестирования. В) неизменного личного контроля свойства знаний на каждом этапе обучения, при этом возрастает объективность контроля знаний.
1. Сокращается время обучения за счет: а) уменьшения времени на технические операции, - выполнение вычислений, контроль правильности ответов, обращение за справкой, помощью либо разъяснением. Б) моментальной реакции программной системы на допущенные ошибки. В) индивидуализации темпа обучения, с учетом уровня знаний обучаемого.

С точки зрения обучаемого, применение программных средств вычислительной техники увеличивает энтузиазм к обучению, увеличивает мотивацию за счет новизны и сочетания более разнообразных и наглядных способов обучения в совокупности с традиционными.

Педагогические программные средства вычислительной техники в целом ряде случаев разрешают обучающемуся работать в личном темпе, снимая при этом психологические барьеры общения. При этом учитывается начальный уровень подготовки, склад разума курсанта, стиль мышления, особенности воспитания, памяти, внимания, характер, характеристики нервной системы и т.д. Обучающийся имеет возможность во время обучения обратиться за справкой, помощью либо разъяснением. Обучающийся получает возможность прервать обучение и возобновить его с места прерывания с сохранением предыстории обучения. Это дозволяет более эффективно расходовать учебное время, организовать дополнительные занятия с отстающими курсантами и получить больший размер знаний успевающими.

С точки зрения преподавания педагогические программные средства вычислительной техники предоставляют преподавателю следующие способности: а) воплотить и распространить в виде педагогических программных средств свой опыт преподавания, свою модель обучения. Б) обеспечить оперативность внесения коррективов в педагогические программные средства вычислительной техники, обработку статистических данных и принятия тех либо других педагогических и дидактических решений, при этом возникает возможность более гибкого управления познавательной деятельностью обучения. В) изучить опыт ведущих в собственной области преподавателей. Г) повысить эффективность труда преподавателей за счет выполнения рутинной работы с помощью электронно-вычислительных машин в короткие промежутки времени и автоматической оценке и регистрации всех характеристик процесса обучения всех обучающихся.

Используя компьютер, можно изучить процессы, которые в условиях учебного кабинета показать нереально, или очень дорого либо опасно. Практика показывает, что на этапе формирования навыков и умений, где преобладает самостоятельная работа, компьютер имеет огромные достоинства, помогая выполнить дифференцированный подход к каждому учащемуся, впору заметить пробелы в знаниях и устранить их. Владея "нескончаемым терпением", машина никогда не "утомляется", и, если это будет нужно, она может повторять упражнения многократно. Принципы дидактической адекватности ППС ВТ работает результативно лишь в случае, если строятся на базе закономерностей процесса обучения, т.е. если они адекватны природе обучения.

Выделим несколько главных принципов дидактики, каждый из которых в свою очередь описывает систему требований педагогическим программным средствам вычислительной техники.

Принцип научности. Этот принцип требует, чтобы содержание учебного материала, отбираемого для создания КОП, соответствовало современному уровню развития науки и техники, а метод познания, используемый в программе, был адекватен современным научным способам.

Принцип систематичности и последовательности. При построении ППС ВТ нужно соблюдать принцип последовательности подачи материала.
"Беспорядочное перескакивание с одного вопроса на другой не может обеспечить сознательного усвоения основ знаний. Систематичность обучения предполагает усвоение курсантом понятий и разделов в их логической связи и преемственности." Этот принцип обеспечивает рассмотрение хоть какого фрагмента учебного материала в ППС ВТ в связи с другими фрагментами в логической последовательности. Следовательно, требуется такое построение ППС ВТ, чтобы новейшие знания, умения и навыки усваивались в связи с ранее изученным, закреплялись и совершенствовались в определенном порядке - в системе. Принцип систематичности и последовательности предполагает логическую обоснованность последующих вопросов за предыдущими, с тем, чтобы последующее вытекало из предшествующего, опиралось на него и подготавливало дальнейшую ступень в практической деятельности обучающихся. Это нужно учесть при организации материала, отобранного для включения в ППС ВТ, при составлении сценария программы.

Принцип сознательности, активности и самостоятельности в обучении предполагает такую компанию обучения с внедрением ППС ВТ, в которой приобретение знаний, умений и навыков неразрывно связано с активностью и самостоятельностью действий курсанта, с проявлением энтузиазма, увлеченности и инициативных поисков. Сформулированность мотивационной сферы курсанта и поддержание соответствующей мотивации являются нужной предпосылкой эффективности обучения. При разработке сценария ППС ВТ следует всесторонне проанализировать, как сделать программное средство таковым, чтобы оно вызывало заинтересованность, а не скуку, рвение к познанию, а не разочарование и раздражение. Одним из эффективных средств решения поставленной задачи может быть введение в ППС ВТ игровых компонентов. Наблюдения исследователей подтверждают точку зрения о том, что задания в ППС ВТ обязаны быть социально либо личностно важными.

Принцип доступности обучения. Обучение обязано быть легкодоступным и посильным возрасту, способностям и уровню развития курсантов - так гласит принцип доступности. На базе этого принципа определяется степень научно-теоретической трудности учебного материала, его размер, формы и способы обучения. В то же время принцип доступности лежит в базе учета личных и общепсихологических особенностей обучающихся в зависимости от их возраста, уровня развития, предмета исследования и остальных факторов. В то же время следует учесть, что программное средство не может быть хорошим для всех людей сразу.

Принцип наглядности. Обычная трактовка этого принципа сводится к тому, чтоб создать у курсанта чувственное представление об изучаемом объекте. Образность, динамичность демонстраций и для раскрытия более сложных явлений и действий, существенно расширяют способности изобразительной наглядности в учебно-воспитательном процессе. но размер материала, включаемого в программу, обязан быть хорошим. Не следует перегружать образную и эмоциональную память обучающихся. В ППС ВТ необходимо вводить только то, что непременно нужно для заслуги намеченных целей обучения.

АОС имеет следующие способности: организовать в согласовании с определенной стратегией обучения предъявление учащимся на экранах мониторов учебного материала; обеспечить регистрацию и учет обратных связей при работе с АОС в целях выдачи данной системой на экраны мониторов указаний, рекомендаций, советов для обучающихся; сделать условия для дифференциации учебного процесса в согласовании с индивидуальными чертами обучаемых; выполнить оперативный контроль деятельности обучающихся на уроках и регистрацию результатов самостоятельной работы; добиться саморегулирования деятельности обучающихся при работе над материалом на базе оперативного либо отсроченного самоконтроля данной деятельности. На заключительном этапе внедрения АОС дозволяет преподавателю: найти и зарегистрировать фактические отличия в деятельности обучающихся от прогнозируемых результатов; получить обобщенные статистические свойства результатов работы обучающихся над учебным материалом (типы ошибок, классификацию ошибок по установленным критериям, частотные списки ошибок, разные временные характеристики работы); провести анализ учебной деятельности обучающихся и выявить предпосылки отклонений в данной деятельности; предугадать и воплотить меры по предупреждению и устранению обстоятельств, вызывающих отличия в учебной деятельности.

Во всех вариантах использования АОС труд преподавателя обогащается организационными компонентами. Преподаватель дозирует работу курсантов с компьютером, организует помощь, а основное - дополняет «бездушное» функционирование техники. Опыт указывает, что компьютерное обучение во многом представляет собой самостоятельный участок в структуре учебного процесса. В ходе его у обучающихся формируются строго определенные (далеко не все) интеллектуальные операции, относящиеся к категории обязательных в согласовании с требованиями содержания обучения.

При выборе соотношения между автоматизированной и неавтоматизированной частями учебного процесса следует держать в голове, что необоснованное перенесение части учебного материала в АОС без учета внутрипредметных связей, обычная попытка подмены преподавателя машиной при решении педагогических задач могут не достичь желаемого эффекта и не принести преподавателям удовлетворения работой, но и не дозволят выявить специальные особенности, сильнейшие стороны использования ЭВМ, новейшие способности интенсификации учебного процесса в условиях компьютерного обучения. Для передачи автоматизированным обучающим системам некого содержания обучения нужна таковая его структуризация, которая в большей степени соответствует дидактическим возможностям использования ЭВТ в учебном процессе. При этом не следует ориентироваться лишь на технические способности ЭВМ, имеющиеся в данный момент в школе. Опыт внедрения АОС дозволяет сделать вывод о том, что принципиальные трудности, препятствующие применению машин в обучении, имеют не технический, а очевидно выраженный педагогический характер. Не преуменьшая значения в АОС технических возможностей ЭВМ, все-таки следует признать неверным абсолютизацию преобладающего влияния техники на внедрение автоматизированного обучения в учебный процесс военных училищ. Таковой подход тормозит развитие методики использования АСС, поиск путей их эффективного внедрения. Поэтому определение оптимального соотношения количества занятий с АОС и без нее, апробирование разных методических приемов построения машинных программ обучения, выделение для передачи через АОС более целесообразной для этого группы информации представляет предмет практического и научного поиска. Время от времени поднимаются вопросы исключительности, самостоятельности этих средств в управлении учебным действием. Может быть и не прямо, но развиваются мысли о том, что если создаются ЭВМ пятого и будут создаваться компьютеры новейших поколений, владеющие искусственным интеллектом, то они сами станут учить обучающихся.

Конкретно преподаватель является центральной фигурой обучения и воспитания курсантов, а вся учебно-воспитательная среда (в том числе компьютеры, остальные дидактические средства) выполняет роль инструментов в воздействии преподавателя (преподаватель, командир и т. д.) на обучающихся. Естественно, компьютеры - сложная техника, поэтому для их обслуживания необходимы технические кадры и многоуровневая система управления функционированием и внедрением компьютеров в обучении. Но сохраняется действенность самой базы обучения: преподаватель так трансформирует структуру процесса обучения, строит методику обучения, организует учебный процесс, чтоб, используя компьютеры, интенсифицируя самостоятельную учебно-познавательную деятельность курсантов, повысить эффективность их обучения и воспитания.

Выявление главных направлений внедрения компьютеров как средства обучения зависит от целого комплекса не лишь педагогических, но и социально-экономических, технических и технологических вопросов, связанных с автоматизацией разных сфер практической деятельности современного офицера. На современном этапе в значимой мере меняется процесс скопления, хранения, передачи и использования знаний, разнообразными становятся формы общения с компьютером, изменяется содержание и структура многих видов деятельности. Внедрение вычислительной техники в учебный процесс, непременно, в значимой степени интенсифицирует процесс реализации поставленных задач. ЭВМ может и обязана стать инвентарем, позволяющим углубить и закрепить экспериментальные умения курсантов, ибо способствует расширению рамок обычных способов учебного экспериментирования, дополняя их таковыми необходимыми компонентами, как планирование, моделирование практического опыта, автоматизированная обработка его результатов.

В согласовании с принципом оптимизации обучения преподаватель так трансформирует учебный процесс, структурирует содержание, выбирает нужные способы, средства обучения, его формы, условия, так активизирует самостоятельную деятельность учащегося, чтобы в итоге достигался очень высокий эффект учебно-воспитательного действия.

В условиях развития компьютерного обучения программируется очень полная информация, обеспечивающая управление действием обучения курсанта. При этом в ходе сотворения программного средства преподавателем продумываются (и реализуются в последующей программе) все тонкости логики рассуждений учащегося, т.е. все то, что традиционно воспроизводится и реализуется преподавателем в ходе непосредственного его контакта с учащимися. В деятельности преподавателя развиваются функции и методики моделирования учебно-познавательного процесса учащегося.

Исходя из всего выше произнесенного и основываясь на собственном понимании данного вопроса, очевидно что внедрение в сферу образования простых ЭВМ, другой ЭВТ, а также ППС, АОС и остальных средств ВТ, непременно, нужный, прогрессивный и важный шаг в развитии и усовершенствовании нынешней системы военного образования, которая, по моему мнению, нуждается в преобразовании и реконструкции.


Литература:
  1. Компьютеризация учебного процесса: Межвуз.сб.науч.тр./Под ред.проф. В.Н.Врагова; Новосиб.ун-т. Новосибирск, 2002.
  2. ЭВМ в учебном процессе: Межвуз.сб.науч.тр./Под ред.проф. В.Н.Врагова; Новосиб.ун-т. Новосибирск, 2000.
  3. Компьютеризация образования: Межвуз.сб.науч.тр./Под ред.проф. В.Н.Врагова; Новосиб.ун-т. Новосибирск, 2004.
  4. Информационные технологии в народном образовании. Методические разработки 2005.
  5. Методические рекомендации по технологии написания обучающих программ для ЭВМ. /Сост. Цукарь А.Я. - Новосибирск: Изд. НГПИ, 2003.
  6. Фролова Г.В. Педагогические возможности ЭВМ. Новосибирск, Наука, сибирское отделение, 2008

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle