Библиографическое описание:

Малютина Е. В. Обзор программ позволяющих сформировать Образ Я ребенка дошкольного возраста в социуме // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 167-170.

Как известно, полностью личность ребенка дошкольного возраста открывается в процессе игры, и только игровой процесс является ведущей деятельностью, позволяющей ребенку прочувствовать разные социальные роли. Только в игре, ребенок понимает важность самого себя и его взаимодействия с окружающим миром. Начиная с трехлетнего возраста большую часть времени, ребенок проводит в дошкольном учреждении. Именно здесь в процессе игры он начинает полностью познавать других детей, других взрослых, ещё неизведанный окружающий мир и самого себя. На сегодняшний день, все программы дошкольных образовательных учреждений направлены на всестороннее развитие личности ребенка (включая разделы физического, музыкального, художественного, эстетическогого, экологического, нравственного воспитания и др.). Нам бы хотелось остановиться на тех программах, которые позволяют ребенку расширить представления именно о себе, о своих возможностях, достижениях и социальных связях с другими людьми, программы позволяющие сформировать Образ Я дошкольника. Рассмотрим несколько из современных ведущих программ дошкольных образовательных учреждений:

«Здоровый ребенок» Л.А.Блудовой (1990). Целью программы является естественное развитие детей. Ребенок должен расти и жить в радости, самостоятельно наблюдая мир, удовлетворяя жажду познания. Для этого необходимо создать условия, в которых ребенок мог бы саморазвиваться, самовоспитываться, самосовершенствоваться. В концепции программы четко прослеживается идея природособразности воспитания, сторонники которой считают, что природное в человеке обладает самостоятельной, движущей силой (Ф.Рабле, М.Монтень, Я.А.Коменский и др.). В качестве одного из способов реализации поставленных ею целей, Л.А.Блудова считает духовное развитие детей через общение с окружающим миром. Автор строит свою программу на основных положениях теории свободного воспитания и придерживается идеи саморазвития, отводя педагогу роль пассивного наблюдателя. Его функции сводятся лишь к созданию среды. Однако полноценное развитие представлений о себе, своем Я может осуществляться лишь в пространстве межличностных отношений, когда ребенок имеет возможность постоянного соотнесения своих действий с действиями и поступками окружающих его взрослых и сверстников [6]. Таким образом, в программе Л.А.Блудовой была предпринята попытка описания и обоснования педагогических условий, способствующих формированию и накоплению ребенком представлений о себе. Причем основной акцент делается на природной сущности дошкольника, физиологических процессах, управляющих состоянием ребенка.

Программа воспитания и развития «Детство» (1998). Авторы программы (В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др.) уделили особое внимание созданию эмоционально-комфортного состояния ребенка и благоприятных условий, важных для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств. В программе специально выделен раздел «отношение ребенка к самому себе». В нем представлено содержание, обеспечивающее рост самопознания ребенка, как расширение его представлений о себе (особенностях физиологического обмена организма, состояния здоровья и пр.), социальных связей с окружающими людьми. Старший дошкольник, в представлении авторов программы, должен уметь рассказывать о себе, о событиях своей жизни, о любимом занятии, владеть элементарным самоконтролем, уметь сопоставлять свои действия с образом, находить ошибки и исправлять их, стремиться преодолевать свои недостатки, уметь осмыслить и словесно выразить свои переживания, настроения, чувства. В общении с взрослыми ребенок должен уметь самостоятельно выбрать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста. Проявлять чуткость к эмоциональному и физическому состоянию взрослых (мама отдыхает – шуметь нельзя). Осознавать связь между настроением взрослых и поведением детей. В общении со сверстником ребенок должен уметь замечать их состояние (грусти, обиды), проявлять участие и сочувствие. Уметь сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, согласовывать свои действия с действиями сверстников, оценивать результат и характер взаимопонимания в общей деятельности (“Мы дружно играли”). Уметь соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других детей [7]. Как видим, в программе достаточно подробно описан объем требований к ребенку, которым он должен овладеть в течение конкретного временного интервала. На наш взгляд, это определенным образом облегчает воспитателям поиск и отбор необходимого содержания образования, обеспечивая решение проблемы развития у ребенка отношения к себе.

В 1999 году была издана программа для детей дошкольного возраста «Я – Ты – Мы» под общей редакцией Р.Б.Стеркиной. Программа явилась результатом реализации Российско-Нидерландского проекта по проблеме социально-эмоционального развития дошкольников. В этой программе впервые рассматривались вопросы, изложенные в разделах: «Уверенность в себе»; «Чувства, желания, взгляды»; «Социальные навыки». Авторы программы считают, что важную роль в процессе формирования у детей социально-эмоциональной компетенции выполняют взрослые. Взаимодействие, в таком случае, является процессом, не лишенным определенного ценностного контекста, поскольку речь здесь идет о педагогическом типе отношений. С педагогической точки зрения можно сказать, что конечной целью данного взаимодействия является развитие способности ребенка нести личную ответственность за свои поступки, оценки. Психологическая поддержка, которую взрослые должны оказывать ребенку, позитивно сказывается на развитии личности и является своеобразной профилактикой неврозов и школьной дезаптации [6].

«Я – человек» С.А.Козловой (2000). Цель программы – дать педагогу «инструмент», который поможет ему сформировать у ребенка представление об окружающем его мире, о себе как о представителе человеческого рода. Важной особенностью программы является то, что она направлена на формирование у ребенка мировоззрения – своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его детских чувств. В традиционных программах воспитания и обучения явно прослеживается приоритет знаний над чувствами. Это приводит к тому, что дети довольно быстро запоминают и могут повторить то, что им рассказывали, но их чувства, переживания, эмоциональное восприятие действительности остаются неразвитыми. Стержнем программы являются знания о человеке. Именно эти знания позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания. Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. В структурном плане программа состоит из разделов: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек – творец», «Земля – наш общий дом». Программа обеспечена методическими рекомендациями по поводу ее реализации [7].

Программа Е.В.Рылеевой «Открой себя» (2000) базируется на языковой теории, которая описывает механизм моделирования поведения ребенка. Главной задачей программы является раскрытие в ребенке человеческой природы, осознание общего, сходного для всех людей. Решается эта задача через: размышление о своем будущем; осмысление невозможности осуществления своих замыслов без помощи и участия других людей; осознание потребности и необходимости учиться. Познание себя осуществляется в процессе речевого взаимодействия с социумом. Активная роль в образовательной программе отводится семье. Эта работа, по замыслу автора, организуется старшими членами семьи. Она позволяет дополнить программное содержание жизненным опытом семей воспитанников, который и помогает персонифицировать образовательный процесс. Приобщаясь к незнакомому материалу в семье, ребенок получает возможность узнать мнение близких, которое во многом определит его собственное мнение по рассматриваемому вопросу. Таким образом, программа способствует целенаправленному обогащению субъективного опыта дошкольника. Е.В.Рылеевой дается определение субъективного опыта ребенка. Это опыт жизнедеятельности отдельного человека, приобретаемый и реализуемый в ходе познания окружающего мира, в общении, в игре, прочих видах активности. В субъективном опыте отражаются: биография личности, различные влияния (семейные, национальные, социокультурные), результаты ее повседневной жизнедеятельности и реального взаимоотношения с окружающим миром, что делает процесс познания личностно значимым постижением мира [5].

Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника Т.И.Алиевой, Т.В.Антоновой, Е.П.Арнаутовой и др., (2003). Основу программы составляют концепция психологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон. Авторы программы каждую выделенную ими основную линию развития ребенка рассматривают в динамике, выделяя важные для определенного периода задачи и направления работы. Такие задачи, как развитие самопознания; воспитание у ребенка культуры познания взрослых и детей; развитие социальных эмоций и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений; воспитание этически ценных способов общения; воспитание у ребенка уважения к себе представлены в разделе «Социальное развитие»[1].

По мнению Л.С.Выготского, программа должна быть программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем она должна быть преподнесена ребенку в той последовательности, которая отвечает и эмоциональным интересам ребенка, и особенностям его мышления[3]. В представленных образовательных программах авторами предлагаются разные методы формирования у дошкольников определенных знаний и навыков, которые помогают им адаптироваться в окружающем мире взрослых и детей. Разработаны определенные подходы к развитию у детей дошкольного возраста эмоционально-нравственных представлений.

Таким образом, обзор программ показал, что вся работа по формированию Образа Я у старших дошкольников разделена на три этапа. На первом этапе, основная цель состоит в том, чтобы сформировать у детей представления о себе, соответствующие проективному уровню развития Образа Я. Основным средством этапа являются ситуации опосредованного познания себя, которые специально организуются педагогом или стихийно возникают в процессе деятельности и общения дошкольников. Взрослый должен сформировать у детей понимание: стремление к удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы других детей. На втором этапе целью является формирование у ребенка представления о своей схожести со сверстниками, с одной стороны, и собственной уникальности, с другой. Основным средством данного этапа являются ситуации самопознания. Особая роль отводится вербальным ситуациям, в процессе которых дети обогащают свой словарный запас словами, обозначающими разные эмоциональные состояния. Например, спокойствие (мирно, безмятежно, невозмутимо); гнев (яростно, сердито, свирепо); радость (празднично, бодряще, ярко) и т.д. Важность развития словарного запаса состоит в том, чтобы помочь взрослым лучше узнать переживания ребенка в различных ситуациях и при необходимости помочь ребенку преодолеть отрицательные, а порой тяжелые переживания, связанные с объективными жизненными проблемами. На третьем этапе цель заключается в формировании личностного уровня Образа Я ребенка. Ведущим средством являются ситуации социально-личностной презентации, которые помогают ребенку осознать собственную уникальность. На данном этапе, педагог должен обеспечить ребенку новый уровень развития самосознания: Я ребенка выступает наравне с другими, он обретает достойное место в социуме и выделяет себя из группы сверстников. Важная роль отводится качеству, без которого не возможно адекватное формирование Образа Я - рефлексии. Организующая и управляющая функция педагога преобразуется в координирующую. Для обогащения опыта самопознания активно используется потенциал ситуаций, возникающих в процессе межличностного взаимодействия дошкольников; поощряется и поддерживается инициатива детей к участию в диалоге с взрослым на «личностном уровне». От познания своих индивидуальных качеств воспитатель подводит детей к мысли, что люди не только отличаются друг от друга, но есть признаки, которые их объединяют. Учитывая, что оценочный компонент Образа Я дошкольников развивается через оценку значимого взрослого, необходимо не только положительно, но и объективно оценивать поступки и действия детей. При этом важно помнить, что при оценочной деятельности взрослый не дает прямую оценку личности ребенка, а выражает свое отношение к результатам деятельности детей.


Литература:

1. Алиева, Т.И., Антонова, Т.В., Арнаутова, Е.П. и др. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка – дошкольника [Текст] / Науч. ред. Л. А. Парамонова и др. – М.: Просвещение», 2003. – 335 с.

2. Бабаева, Т.И., Логинова, В.И., Ноткина, Н.А. и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб.: «Акцидент», 2001. – 224 с.

3. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст]: учебное пособие / Л. С. Выготский. – М.: Смысл: Эксмо, 2004. – 1135 с.

4. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учебное пособие [Текст] / С. А. Козлова – М: Академия, 1998. – 160 с.

5. Рылеева, Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности ''Открой себя'' [Текст] / Е.В. Рылеева. – М.: ''Гном-Пресс'', 1999. – 48 с.

6. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей / под. ред. Е.О.Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 119 с.

7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст]: для пед. вузов и колледжей / ред. Т. И. Ерофеева. – М.: Академия, 1999. – 344 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle