Библиографическое описание:

Мельник Е. С. Инструменты внутрифирменного планирования на предприятиях // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 97-99.

Ни одно деловое начинание не может быть успешным, если руководство предприятия не будет обладать умением должным образом планировать свою деятельность, используя для этого необходимые источники и систему информации [1, с. 7].

Однако предприятие не может располагать всей необходимой информацией для составления надежного плана, а часто и не знает о существовании каких-либо базовых данных, качество плановых решений существенно зависит от компетентности и профессионального уровня плановых работников. Отсюда следует, что систему планирования на предприятии необходимо так структурировать, чтобы использовались все имеющиеся факторы: экономико-управленческий инструментарий, опыт и знания сотрудников [2, с. 53].

Для достижения поставленных целей, современного уровня управления необходимо использовать инструменты планирования, позволяющие быстрее устранять причины проблем, возникающих в процессе планирования деятельности предприятия, в процессе производства продукции, на стадии сбыта готовой продукции.

Использование инструментов планирования на предприятии помогает отслеживать успешность и эффективность реализации планов, проектов и программ, а также принимать необходимые решения по их корректировке применительно к изменениям внешней и внутренней среды предприятия.

Следует отметить, что теория планирования не имеет на сегодняшний день четкого определения понятия «инструмент планирования». Инструмент в обобщенном смысле этого слова служит для достижения какой-либо определенной цели. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова инструмент – это орудие для производства каких-нибудь работ. Планирование деятельности на предприятии представляет собой очень большой и ответственный участок работы, требующий привлечения сил, ума, различных инструментов и методов.

Согласно вышесказанному попробуем сформулировать определение понятия «инструмент планирования».

Под инструментом планирования можно понимать такой набор средств, методов, способов, используя который предприятие (хозяйствующий субъект) сможет спланировать свою деятельность, определить перспективы и возможности своей организации в достижении поставленных результатов.

Несмотря на то, что в экономической литературе не приводится четкого определения понятия «инструмент планирования», многие авторы в своих изданиях приводят перечень инструментов внутрифирменного, стратегического планирования на предприятиях.

Немецкий ученый Г. Шмален в своей работе «Основы и проблемы экономики предприятия» [3, с. 94] представляет инструменты планирования следующим образом:

- метод экспертных оценок;

- мозговой штурм (атака);

- анализ «разрывов»;

- анализ сильных и слабых сторон (матрица БКГ);

- метод проверочного списка (метод оценки по системе баллов);

-концепция жизненного цикла товара;

- метод GAP;

- метод PIMS;

- модель Мак-Кинси;

- SWOT-анализ;

- бизнес-план.

Перечисленные методики рассматривались с точки зрения возможности их применения для разработки того или иного уровня или вида плана. Такой подход методически обоснован, поскольку разработка плана имеет под собой не только практическую, но также и методологическую основу, которая в большей степени определяет способность того или иного инструмента выступать в качестве исходного при выработке стратегии, оперативного плана либо долгосрочного перспективного.

Российский экономист Титов В.И. в своей книге «Экономика предприятия» [4, с. 252] также представляет инструменты планирования в виде методов разработки планов:

- экспертный метод, основанный на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции;

- метод социально-экономического анализа, заключающийся во всестороннем изучении социально-экономической действительности, познания внутренних связей и зависимостей явлений с целью определения прогрессивных тенденций развития;

- метод прямых инженерно-экономических расчетов, предназначенный для определения потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства;

- балансовый метод, используемый для обеспечения согласованности взаимосвязанных показателей;

- экономико-математические методы и модели, решающие, к примеру, такие вопросы, как составление оптимальной программы выпуска продукции при заданных трудовых и материальных ресурсах;

- метод системного анализа и синтеза, заключающийся в разложении явлений на составные части и определении на этой основе ключевых проблем перспективного развития.

Классификация инструментов планирования существует множество. Анализируя специализированную литературу, специфику работы промышленных предприятий автор предлагает свой перечень инструментов внутрифирменного планирования и их характеристику.

1. Контроллинг – инструмент внутрифирменного планирования, позволяющий ориентировать управленческий процесс на достижение всех поставленных целей. Так как предприятие ставит перед собой оперативные (краткосрочные) цели и стратегические (долгосрочные), то и система контроллинга направлен на осуществление постоянного контроля за достижениями предприятием как стратегических, так и оперативных целей.

Понятие «контроллинг» намного шире понятие «контроль». Контроллинг охватывает все области деятельности предприятия. Но главной его задачей все же является контроль за поступлением, расходованием, передвижением денежных средств предприятия.

2. Лизинг – один из инструментов внутрифирменного планирования, позволяющий предприятию в короткие сроки обновить, модернизировать свое оборудование, технику, расширить материально-техническую базу. Лизинг позволяет без крупных единовременных вложений использовать в работе современное оборудование.

Лизинг предоставляет предприятию ряд преимуществ: быстрое обновление основных фондов; ориентируясь на разработанный совместно с лизинговой компанией график и сроки оплаты лизинговых платежей предприятие может реально считать лизинговые платежи своим инструментом финансового планирования; часто не требует дополнительного обеспечения, поскольку сам объект лизинга является обеспечением сделки; налоговые льготы; предприятие начинает оплачивать лизинговые платежи с момента ввода в эксплуатацию предмета лизинга; . в случае обращения взыскания на имущество лизингополучателя, на имущество, находящееся в лизинге, взыскание не может быть обращено, так как оно является собственностью 3-го лица – лизингодателя; лизинг позволяет предприятию сохранить резерв заемной способности, так как лизинговое имущество может отражаться на балансе лизингодателя и лизингополучатель сохраняет возможность обращаться в банк за кредитом.

3. Бизнес-план как инструмент планирования отражает цели и перспективы предприятия. В нем содержатся оценка, анализ и прогноз рынка сбыта, слабых и сильных сторон производства. Бизнес-план может составляться как отдельно по инвестиционным проектам, так и по деятельности предприятия в целом. Он имеет огромную ценность для определения эффективности производства и часто служит основанием для принятия инвесторами решения относительно финансирования.

Бизнес-план выступает одним из основных инструментов планирования, ведь на основании его формируются все остальные виды планов. Он дает представление о состоянии дел на сегодняшний день и о том, чего может достичь предприятие или отдельный проект в будущем.

Бизнес-план позволяет: получать информацию о финансовом состоянии предприятия; принимать важные управленческие решения; предвидеть и избегать трудности в процессе деятельности; ставить конкретные задачи; привлекать внешнее финансирование при недостатке собственных ресурсов. Бизнес-план включает в себя прогноз выручки предприятия, себестоимости по изготовлению продукции, оказанию услуг, финансового результата, налоговых платежей; позволяет определить возможность увеличения кадрового состава и т. д.

4. Бюджетирование - это тот инструмент планирования, который не только позволяет предвидеть развитие предприятия в будущем, но и контролирует исполнение поставленных целей. Основной проблемой бюджетирования, как и планирования, является неопределенность и, как следствие, страх невозможности прогнозирования. Но это именно тот важнейший стимул, который и толкает к процессу планирования, заставляет осмыслить и оценить его необходимость.

Одним из достоинств бюджета является его наглядность, облегчающая понимание его любым пользователем, даже не искушенным в вопросах финансового планирования. Руководству крупного предприятия бюджет необходим для понимания финансово-хозяйственной ситуации, для достижения целей, поставленных акционерами. С помощью него и осуществляется непосредственно сам контроль.

5. Система планов, разработанная предприятием на тот или иной период времени является инструментом внутрифирменного планирования. В качестве составляющих данного инструмента следует выделять следующие виды планов:

- план продаж, основанный на прогнозах сбыта;

- план прямых материальных затрат, содержащий информацию о затратах сырья и материалов по видам продукции и в целом по предприятию;

- план прямых затрат труда, отражающий затраты на заработную плату основного производственного персонала, с учетом затрат рабочего времени и тарифных ставок;

- план общепроизводственных накладных расходов, связанный с функционированием производства;

- план управленческих расходов, содержащий информацию о содержании административно-управленческого персонала;

- план коммерческих расходов, отражающий расходы, связанные с реализацией продукции;

- операционные планы в совокупности составляют сводный план, поэтому формы операционных планов приближены к отчетной форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Четко проработанные планы непременно позволят предприятию проконтролировать процесс деятельности тщательнейшим образом.

6. Календарное планирование является одним из инструментов планирования.

Одной из важнейших функций календарного планирования является разделение работы по рабочим местам, которое осуществляется поэтапно: сначала в цехах, потом на участках и только потом в бригадах. Это необходимо для четкого обеспечения выполнения заданий производственной программы, сохранения ритмичности работы предприятия, а также каждого структурного подразделения.

Календарное планирование включает в себя: структурирование текущего плана и доведение его до каждого структурного подразделения; распределение и обеспечение материально-техническими ресурсами, вывоз готовой продукции, инвентаризацию исправного оборудования, тепло– и энергообеспечение, организацию контроля качества продукции; обеспечение контроля производственного процесса в целом, а также устранение неполадок и сбоев.

Календарное планирование позволяет упорядочить и повысить эффективность процесса производства. С помощью него структурные подразделения четко осведомлены о том, какие работы и когда планируется выполнить для получения максимальной прибыли и сохранения договорных отношений.

7. Финансовое планирование – один из наиболее основных инструментов планирования в целом. Это связано с тем, что прогноз движения денежных потоков позволяет определить финансовые возможности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе, величину собственных средств для покрытия всех текущих и обязательных расходов.

Финансовое планирование позволяет увидеть, сколько денежных средств необходимо затратить для нормального функционирования производства и сколько денежных средств планируется получить от реализации продукции, работ, услуг. Финансовое планирование позволяет предвидеть наличие дефицита или профицита средств у предприятия в будущем.

Анализируя вышесказанное, следует сделать вывод о том, что классифицирования инструментов планирования недостаточно для целостного подхода к системе планирования. Для создания системы планирования позволяющей предприятию достигать поставленных целей, контролировать изменение внешней и внутренней среды предприятия, следить за расходованием финансовых, материальных и других ресурсов необходимо комплексное использование всех инструментов планирования.

В заключении необходимо отметить, что инструменты внутрифирменного планирования являются неотъемлемой его частью, одной из важнейших составляющих, используемых на предприятии, помогающие предприятию, определять перспективы роста своего дела, контролировать текущую ситуацию.


Литература:

1. Пивоваров К.В. Планирование на предприятии: Учебное пособие / К.В. Пивоваров. — Изд. 3-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 256 с. — (Высшее образование).

2. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник / А.И. Ильин. — Мн.: Новое знание, 2002. — 3-е изд., стереотип. — 635 с. — (Экономическое образование).

3. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем./Под ред. проф. А.Г.Поршнева. -М.: Финансы и статистика, 1996. -512 с.

4. Титов В.И. Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. — М.: Эксмо, 2008. — 416 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle