Библиографическое описание:

Сычева Н. В. Диагностика кризисного состояния предприятия как оценка масштабности кризиса // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 108-111.

Кризисная ситуация – переломный момент в функционировании любой системы, в процессе которого она подвергается воздействию извне и изнутри, что требует качественно нового реагирования со стороны этой системы. Возможность кризиса определяется рискованным развитием, что проявляется в вероятности возникновения кризиса, опасности кризисных ситуаций.

В экономическом механизме кризис для предприятия может иметь локальное проявление, например, задержка поставок комплектующих деталей, срывы планового графика выпуска продукции, отключение электроснабжения и так далее. Гораздо более опасна для предприятия его общая кризисная ситуация, последствия которой могут быть трудно предсказуемы. Основной особенностью кризисной ситуации является то, что она содержит в себе опасность, угрозу разрушения производственной системы.

Вид диагностики, осуществление которого возможно при оценке вероятности банкротства хозяйствующих субъектов в ходе арбитражного процесса, то есть на стадии судебного разбирательства дела о банкротстве, – это кризисная диагностика. Она представляет собой исследование сформировавшегося кризисного состояния организации в целях выявления возможностей его преодоления. Кризисная диагностика решает следующие задачи, содержание которых отражает ее принадлежность к реактивному управлению:

  • оценка масштабности кризиса;

  • изучение причин его образования по бизнес-процессам для выделения точек разрыва жизненного цикла организации:

  • выбор варианта применения наиболее эффективных процедур банкротства с точки зрения законодательства (внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство, мировое соглашение).

Принято считать, что большинство внешних факторов зачастую носят объективный характер, не зависят от исследуемой организации, а внутренние факторы, как правило, подвергаются компетентному управлению. Однако негативное воздействие некоторых внешних факторов можно если не полностью устранить, то, по крайней мере, уменьшить. Часть внутренних переменных, в свою очередь, могут не полностью контролироваться руководством. Часто внутренний фактор есть нечто, что руководство должно преодолеть в своей работе. Внутренние факторы, которые порождают неожиданные ситуации, с первого взгляда не столь заметны, но их также не следует игнорировать, как и внешние.  Внутренние причины несостоятельности приведены в таблице 1.

Таблица 1

Внутренние причины несостоятельности предприятий

Маркетинг

Производство

Кадры / Управление

Финансы

Ошибочный прогноз

спроса на продукцию

Неподходящее

местоположение

Неэффективное

лидерство

Неоптимальная

структура капитала

Низкомаргинальный

ассортимент продукции

Несовершенная

технология

Плохие отношения в

коллективе

Плохие инвестиционные решения

Неправильное

позиционирование товара

Неэкономичный размер

предприятия

Неадекватные

человеческие ресурсы

Отсутствие ответственности за учетную политику

Нерациональная ценовая

структура

Неподходящая

технология

Излишек рабочей силы

Слабый контроль бюджета

Неадекватное стимулирование

сбыта

Неправильный акцент

в исследованиях и

разработках

Необязательность персонала

Неподходящее налоговое планирование

Дорогостоящая дистрибутивная

сеть

Слабое производство

и контроль качества

продукции

Нерациональная структура компенсаций

Плохое планирование и контроль денежных средств

Плохое обслуживание

покупателей

Низкое качество

обслуживания

Неадекватная система информации управления

Напряженные отношения с поставщиками капитала

Неразвитость или

неэффективность службы

маркетинга

Неудовлетворительный

уровень производственного

потенциала

Нерациональность структуры управления предприятием

Несовершенство финансового планирования

Неблагоприятные изменения

в портфеле заказов

Дефицит или избыток

капитала относительно

планируемых масштабов

выпуска

Диспропорции в квалификации высших руководителей предприятия и подразделений

Неоптимальная стратегия в сфере формирования источников финансового обеспечения текущей и будущей деятельности

Несбалансированность

стратегии в сфере материально-технического снабжения в долгосрочном и краткосрочном периодах

Нерациональное движение результатов производства

Неудовлетворительный уровень оперативного планирования и контроля

Неэффективность финансовой стратегии формирования активов предприятия,

проявляющейся в росте стоимости капитала


Каждый из факторов характеризует ту или иную сторону деятельности предприятия. В процессе развития кризиса они могут дополнять друг друга, усиливая негативный эффект. В этом случае при комплексном генерировании факторов появляется несостоятельность предприятия глобального характера. Несостоятельность возникает и в случае усиления одного из факторов как следствие кризиса какой-то из сторон деятельности предприятия.

Независимо от своего существенного содержания, любой из факторов оказывает то или иное влияние на финансовое состояние рассматриваемого бизнеса. Как и финансовые показатели, они подлежат детальному изучению. Выявление внутренних причин несостоятельности служит предметом анализом жизнеспособности предприятия. Понимание того, как эти идентифицируемые факторы влияют на предприятие, является первым шагом на пути преодоления банкротства.

В настоящее время в теории и практике экономических исследований сформировалось множество методов диагностики кризисного состояния организаций и вероятности их банкротства. Эти методы различаются областью применения, составом показателей, точностью диагностирования и тому подобное. В целях ограничения данной совокупности применительно к задачам антикризисной диагностики - считаем необходимым классифицировать их по определенным признакам, представленным в таблице 2.

Таблица 2

Классификация методов диагностики кризисного состояния организаций

Признак классификации

Группы методов диагностирования

По степени формализуемости методического подхода

- Количественные

- Качественные

- Комбинированные

По характеру зависимости результативного и факторных признаков

- Детерминированные

- Стохастические

По составу критериев

- Однокритериальные

- Многокритериальные

По степени участия судебных органов (или по месту в арбитражном процессе)

- Методы досудебной диагностики

- Методы судебной диагностики

По территориальному происхождению

- Зарубежные

- Отечественные

По статусу

- Авторские

-Законодательно регламентированные

По возможности практического применения к сферам деятельности организаций

- Общерекомендуемые

-Специально ориентированные

По степени доступности информации

- Внутренние

- Внешние

По характеру получаемой аналитической информации

- Предсказательные (предикативные)

- Описательные (дескриптивные)


Причем в основе всех типологий существующих методов диагностики кризисного состояния организаций лежит их подразделение по признаку формализуемости на:

  • количественные, которые предполагают построение факторной модели, позволяющей обнаружить и количественно оценить опасные для финансовой состоятельности предприятия тенденции;

  • качественные, основанные на построении системы неформализованных признаков, интуитивно-логический анализ которых позволяет формировать суждение о наличии вероятности банкротства;

  • комбинированные, сочетающие в себе первые два.

Для формирования более наглядного представления о составе методов диагностирования вероятности банкротства по данному признаку представим их группировку на рис.1.

В данном случае дается сравнительная характеристика только той их части, которая позволяет осуществить диагностику вероятности кризисного состояния организаций до момента возбуждения дела о банкротстве в арбитражном суде, то есть методов антикризисной диагностики, которые составляют преобладающую часть методического инструментария диагностирования. Методы диагностики, которые применяются в арбитражном процессе, то есть непосредственно после возбуждения дела о банкротстве, являются регламентированными и их содержание раскрывается в соответствующих нормативно-законодательных актах.

Группа 1















Рис. 1. Классификация методов диагностики кризисного состояния (по признаку формализуемости методического подхода)

Безусловно, необходимо принимать все меры по предотвращению кризисной ситуации. Если же предприятие оказалось в долговой яме, необходимо осуществлять комплексные усилия по восстановлению его платежеспособности. C этой целью проводится анализ финансового состояния предприятия (См. рис.2).

Подводя итог, важно подчеркнуть, что антикризисное управление может и должно быть эффективным. Для этого важно заниматься различными сторонами процесса. Управлять следует:

  • активами (пассивами) предприятия;

  • этапами бизнес-процесса (сбыт, производство, снабжение, учет);

  • программами защиты имущества и безопасности бизнеса;

  • кадрами (включая вопросы формирования кадровой политики, социальные вопросы, отношения с профсоюзами);

  • программами построения отношений с акционерами, партнерами, органами государственной власти;

  • программами информационной поддержки (включая доведение до сведения трудового коллектива информации о планах, методах и принципах управления, а так же доведение социально-значимых аспектов деятельности до широкой общественности).





















Рис.2. Диагностика кризисных ситуаций и состояния банкротства



Литература:

  1. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. - 3-е изд.,перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2005. - 368 с.

  2. Егорычев И.Г. Анализ методик прогнозирования кризисной ситуации коммерческих организаций с использованием финансовых индикаторов / И. Г. Егорычев, А. Ф. Крюков // www. dis. ru.

  3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - 4-изд., перераб. и доп. - Минск: Новое знание, 2000. - 688 с.

  4. Эйтингтон В.Н. Прогнозирование банкротства: основные методики и проблемы / В.Н. Эйтингтон, С.А. Анохин // www. engec. ru.

  5. Юрзинова И.Л. Новые подходы к диагностике финансового состояния хозяйствующих субъектов // Экономический анализ: теория и практика. -2005. - № 14. - С. 58 - 64.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle