Библиографическое описание:

Баландина И. В. Принципы моделирования методической системы подготовки будущих учителей информатики к применению технологий компьютерной визуализации // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 198-201.

В настоящее время со стороны общества к системе образования возрастают требования к подготовке критически мыслящей личности, способной к непрерывному обновлению своих знаний, быстрому переучиванию, самоподготовке и смене области применения своих способностей. Следовательно, растет необходимость создания новых форм представления обучающего материала, методик и технологий работы с ним.

Проведенный нами анализ литературы, исследований ученых показал, что, лучше запоминается, подлежит более глубокому осмыслению информация, полученная посредством органов зрения. Следовательно, процесс подачи нового материала необходимо строить, опираясь на систему зрительного восприятия.

Отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, возникает необходимость строить процесс обучения, опираясь в первую очередь на принцип наглядности. Кроме этого учителя должны уметь комплексно представлять информацию, то есть предусматривать в учебном процессе воздействие не только на зрение, но и на все другие органы чувств.

Информационно-коммуникационные технологии, в частности технология компьютерной визуализации, позволяют в полной мере реализовать вышеуказанное воздействие. Данные технологии выступают как средство для разработки наглядных учебных материалов. Под компьютерной визуализацией мы понимаем процесс представления информации, предназначенной для решения дидактических задач, осуществляемый средствами информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с требованиями к учебным материалам.

Однако, в своей профессиональной деятельности учителя сталкиваются с проблемой отсутствия необходимых им визуальных учебных материалов. Это связано в первую очередь с недостаточной подготовкой педагогических кадров в области применения технологий компьютерной визуализации для самостоятельного создания наглядных материалов учебного назначения.

Именно для разрешения данной проблемы нами была разработана методическая система подготовки будущих учителей информатики к применению технологий компьютерной визуализации в учебном процессе.

Под методической системой подготовки (МСП) будущих учителей информатики к применению технологий компьютерной визуализации, мы будем понимать совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: целевого, содержательного, контрольно-регулировочного, оценочно-результативного и введенного нами дополнительно компонента - профессионально-технологического. При этом содержание компонентов методической системы будет включать в себя:

  • целевой, в котором обозначаются общие цели подготовки будущих учителей информатики, а также перечни конкретных знаний и умений, подлежащих формированию в процессе обучения;

  • содержательный – строится на основе ГОС ВПО и модели методической системы подготовки будущих учителей информатики;

  • профессионально-технологический включает технологии, подлежащие усвоению в соответствии с необходимостью применения их в будущей профессиональной деятельности;

  • контрольно-регулировочный обеспечивает мониторинг в процессе подготовки учителей информатики посредством текущего контроля различных видов, а именно анализом выполненных тестов и лабораторных занятий, что позволяет преподавателю оперативно вносить коррективы в процесс подготовки;

  • оценочно-результативный включает параметры сформированности знаний и умений будущих учителей информатики, методы их измерения, а также устанавливаемые критерии сформированности.

В качестве основных компонентов методической системы обучения выделяют принципы, цели, содержание, методы, средства, формы обучения, контрольно-измерительные материалы, требования к образовательным результатам.

Для успешного функционирования системы необходимо соблюдение основных системных принципов:

  • целостность;

  • структурность (возможность описания системы через установление связей и отношений);

  • обусловленность поведения системы (не столько поведением ее основных элементов, сколько свойствами ее структуры);

  • взаимозависимость системы и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия);

  • иерархичность (каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой системы);

  • множественность описания каждой системы (в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы [].

В нашем исследовании мы руководствовались следующими принципами системного исследования, выделенными К.Е. Романовой [, С. 32].

  1. Исходным пунктом всякого системного исследования является представление о целостности изучаемой системы. Из этого представления вытекают два вывода: во-первых, система может быть понята как нечто целостное лишь в том случае, если она в качестве системы противостоит своему окружению – среде. Во-вторых, расчленение системы приводит к понятию элемента – единицы, свойства и функции которой определяются ее местом в рамках целого.

  2. Представление о целостности системы характеризуется через понятие связи, которые являются системообразующими.

  3. Совокупность связей и их типологическая характеристика приводит к понятиям структуры и организации системы.

  4. Источник преобразования системы или ее функций лежит обычно в самой системе. Существенная черта целого ряда системных объектов состоит в том, что они являются не просто системами, а самоорганизующимися системами.

  5. В связи с управлением, то есть способом регулирования многоуровневой иерархии системы и целесообразным характером поведения систем, возникает проблема соотношения функционирования и развития системы. Синтез строится на основе функционального представления объекта изучения: различные характеристики объекта синтезируются в целостную картину при помощи системы функций, причем функция понимается не в математическом, а скорее в более широком и менее строгом биологическом смысле, как взаимосвязь, определяющая порядок включения части в целое. Совокупность же функций позволяет представить объект как иерархически организованную систему.

На стадии становления нового учебного курса необходимо сразу определить верные теоретико-методологические ориентиры, определяющие подход к разработке и последующей корректировке учебно-методической документации и учебно-методических пособий. Построение методической системы подготовки необходимо проводить в соответствии с дидактическими принципами обучения, под которыми понимается система исходных, основных требований к обучению, обеспечивающих необходимую эффективность комплексного решения задач обучения, воспитания и развития.

По мнению Е.Н. Степанова, при построении модели методической системы подготовки специалистов целесообразно использовать принципы целостности, коммуникативности, структурности и целенаправленности. Принцип целостности позволяет рассмотреть совокупность компонентов системы, взаимосвязь и взаимодействие которых обуславливает целостность системного образования; проанализировать интегративные качества системы, не присущие отдельным ее частям; учесть все существующие связи и отношения. Принцип коммуникативности акцентирует внимание на изучении внешних и внутренних связей системы. Принцип структурности определяет возможность преобразования системы и появления у нее новых качеств. Принцип управляемости и целенаправленности позволяет изучить цель и управление как системообразующие факторы функционирования системы [, С. 18].

Таким образом, необходимым условием для развития логики исследования являются принципы построения методической системы. Они должны опираться на общие закономерности, установленные педагогической и родственными ей науками – психологией, философией, социологией и др. В то же время эти принципы должны выражать специфические закономерности моделируемой предметной области. Тем самым возникает необходимость наложить на них ограничения, а это осуществляется с помощью введения специфических принципов. Столь важное значение принципов в практике моделирования выдвигает их в систему фундаментальных понятий.

Как известно, для наилучшего усвоения новой информации необходимо задействовать как можно большее количество систем восприятия обучаемых, поэтому одним из принципов построения методической системы подготовки следует считать принцип комплексного восприятия (перцепции), который подразумевает использование в учебном процессе созданных компьютерных визуальных материалов, воздействующих сразу на несколько органов чувств обучаемых.

Использование наглядных учебных материалов, созданных с использованием технологий компьютерной визуализации, позволяет строить процесс обучения, направленный в первую очередь на взаимодействие учащегося с учебным окружением, учебной средой и самим учителем. Это достигается за счет использования в учебном процессе интерактивных элементов: форм, методов, учебных материалов. Учитывая сказанное, следующим принципом построения методической системы подготовки будем считать принцип эвристического взаимодействия, который подразумевает, что содержание, формы и методы обучения должны быть основаны на интерактивности и построены таким образом, чтобы сформировать у учащихся способности самостоятельно находить верные решения, использовать новые приемы и режимы деятельности и непосредственно участвовать в процессе обучения.

При анализе ГОС ВПО по специальности 050202 – «Информатика» и ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 – «Педагогическое образование» показал, что подготовку будущих учителей информатики к применению технологий компьютерной визуализации необходимо осуществлять в рамках нескольких дисциплин, следовательно, следующим принципом построения методической системы является принцип взаимосвязанности, который состоит в необходимости объединения в единое целое содержания выделенных дисциплин (или отдельных тем дисциплин), обеспечивающих подготовку будущих учителей информатики к применению технологий компьютерной визуализации в учебном процессе.

Также нами был проведен анализ существующих на данный момент современных программных средств и технологий для создания визуальных компьютерных материалов. Были отобраны лишь те, изучение которых является необходимым и достаточным для решения практических задач, поэтому выделим при построении методической системы подготовки принцип наименьшей достаточности. При этом необходимо учитывать то, что технологии и программные средства компьютерной визуализации постоянно развиваются, модернизируются, увеличивают функционал и возможности, а, следовательно, содержание подготовки должно предусматривать обучение самостоятельному изучению дополнительных функций программных средств изученных ранее, а также освоению вновь появляющихся технологий. Сказанное обуславливает еще один принцип построения методической системы – принцип опережающего самостоятельного освоения технологий.

Кроме этого необходимо предусмотреть ориентацию содержания теоретического и практического материала на специфику будущей профессиональной деятельности учителя информатики, поэтому следующим принципом построения методической системы является принцип профессиональной ориентированности.

Соответствие перечисленным специфическим принципам следует рассматривать в качестве требований (ограничений), которые должны быть учтены при построении методической системы подготовки.

Таким образом, проектирование методической системы подготовки будущих учителей применению технологий компьютерной визуализаций в учебном процессе необходимо осуществлять на основе как представленных общенаучных, системных, так и выделенных нами специфических принципов: комплексного восприятия (перцепции), взаимосвязанности, наименьшей достаточности, опережающего самостоятельного освоения технологий, профессиональной ориентированности, эвристического взаимодействия.

    Литература:
  1. Романова, К.Е. Модель методической системы формирования педагогического мастерства будущих преподавателей / К.Е. Романова // Наука и школа : науч. - метод. журн. – 2009. – N 3. – С. 30–34.

  2. Садовский, В.Н. Основания общей теории систем / В.Н. Садовский. – М., 1994. – 279 с.

  3. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005. – 165 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle